Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2003

Издательский дом

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 20 (32) · Вкладка в «БШ» № 20 (104) · 16–31 октября 2003 года

Час тихого чтения

Евгения Мальчуженко

ДРРРРР–ГРРРР–БАЦ

Или человек ко всему привыкает

«Взгляните, вот портрет, и вот другой…»

Вильям Шекспир*

Евгения Ильинична Мальчуженко – аналитик в области информации, литератор Санкт-Петербург

Вступление,
почти не относящееся к теме

– Мам, купи про Барби! Про Барби, купи-купи! – канючил на одной ноте детский голосок.

Продавщица раньше мамаши отреагировала на покупательский спрос и черным от типографской краски пальцем выдвинула из разноцветного веера глянцевый желтоватый журнальчик с изображением очаровательной многоопытной Барби в вечернем туалете и, на всякий случай, еще парочку его соседей в ярких обложках. Через некоторое время операция деньги–товар–деньги успешно завершилась, удовлетворенный ребенок, прижимая к туловищу вожделенный предмет, удалился. А я перелистала нечаянно оказавшиеся передо мной образцы печатной продукции. Честно говоря, я не ожидала, что в наше время издается такое количество детской периодики. Кроме журнала «Играем с Барби» на прилавке лежало еще пять других. Увиденное так поразило меня, что я скупила все содержимое «детского уголка».

Вечером того же дня, оказавшись в Доме книги, я приобрела еще два детских журнала. Придя домой, я вывалила весь свой улов на стол и стала изучать проблему. А то, что передо мной, блистая разноцветными и разнокалиберными обложками, раскинулась именно проблема, стало понятно сразу.

Каждому свое

А как же! Что интересно шести-семилетнему ребенку, вызовет только пренебрежительную ухмылку у познавшего жизнь человека лет тринадцати. Тем не менее, со страниц «Диснея для малышей» (видимо, для дошкольного или очень младшего школьного возраста – в выходных данных указано: «Для чтения взрослыми детям»), «Тома и Джерри» (для младшего школьного возраста), «Микки Мауса» (средний школьный возраст) дружно посыпались комиксы. Все названные журналы («Играем с Барби» относится к этой же группе) – перевод соответствующих англоязычных изданий. Все тексты – анонимные.

Без изучения выходных данных журнала возраст адресата по уровню текстов не может быть определен. Вот, как вы думаете, из какого журнала выписана мною фраза: «Как твой экзамен по психологии? – Мне кажется все будет хорошо. Я сдала реферат…»? Все равно не догадаетесь. Это подпись к картинке из журнала для младших школьников «Играем с Барби». А вот: «Жду ваших писем! Гав-гав!» как раз из журнала для среднего школьного возраста («Тошка и компания»).

В принципе, я ничего не имею против комиксов. Я не считаю, что они тлетворно влияют на мозги отечественных детей (да и при чем здесь мозги). К тому же принцип устройства комиксов – картинки с объяснениями – очень близок детской психике. Но вот лет в двенадцать-тринадцать, наверное, надо уже что-нибудь более цельное. Вряд ли кто-нибудь сомневается, что чтение оказывает на мозг некоторое влияние. И существует жесткая корреляция между качеством читаемого и развитием «принимающего» мозга, а, соответственно, формированием навыков устной речи обладателя этого мозга. Играя и читая, ребенок учится. Это азбука. Но вот, что характерно для комиксов – буквосочетания для обозначения мгновенных действий или звуков. Их, в соответствии с жанром, принято писать крупными буквами, которые легче всего читаются только что освоившими чтение малышами. И что же, довольные победой над каждым словом, они читают? А вот, что: «ЦАП, ГРРРР, ЧПОК, УУПС, ХВАТЬ, ХЛОП». Весь остальной, более членораздельный текст, набран достаточно мелким шрифтам, а «ИИИК, ТРАХ, ПЛЮХХХ» – доминируют, как блочная пятиэтажка «среди долины ровныя».

Так что, оставить мелких детей без комиксов? Отнюдь. Но стоит попробовать аккуратнее подбирать тексты и шрифты, которыми они набираются, для младших читателей. А для «средних» – может быть, печатать что-нибудь более затейливое, что можно было бы отнести к жанру «игра ума»? Они оценят. Каждому приятно, когда его уважают. Его и его «преклонный» возраст. Тем более – «непреклонный».

Ну, да ладно, что уж я все про комиксы. Есть и другие темы. И другие журналы. Вот, например, журнал о животных «Тошка и компания» (средний школьный возраст). Там авторы не стесняются ставить подписи. Да и авторы вполне достойные – Николай Дроздов, Андрей Усачев.

Совсем другой журнал

Но есть и совсем другой журнал все для того же среднего возраста – «Автобус», петербургский детский исторический журнал. В выходных данных указано – «для детей 11 лет и старше». Весь строгий, почти черно-белый, тексты которого отмечены легкой академической сухостью. Несмотря на эту особенность, статьи действительно интересны, информативны. Никаких заигрываний с «младшими братьями». Не буду писать обо всех рубриках, но одна – доставила мне простое человеческое удовольствие. Это – «Словарь» (автор Юрий Кружнов). Номер, оказавшийся у меня, посвящен первой половине XIX века. И почти на каждой странице – фрагменты «Словаря». По одной краткой биографии известных людей того времени на каждую букву. Словарные статьи, крохотные сами по себе, написаны замечательно. Некоторые пассажи хочется разучивать наизусть. Вот, например, что можно прочитать про Л.Дубельта: «Будучи близок к декабристским кругам, едва избег ареста. Поразмыслив, поступил в жандармы и сделал стремительную карьеру…».

Итак – два журнала, рассчитанные на детей одной возрастной группы. Но читатели одного журнала поражают своей инфантильностью. Для общения же с читателями «Автобуса» требуется хорошая интеллектуальная подготовка. Лично мне второй вариант более симпатичен.

О вкусах не спорят – их воспитывают

Услуги института Гэллапа не понадобятся, чтобы ответить на вопрос: «Безвкусица – это хорошо или плохо?»

Шесть журналов, выпускаемые издательством «Эгмонт Россия Лтд.» (те, что попали мне в руки), кроме комиксов наполнены сумасшедшим количеством анекдотов. Почти все смешные. Я и против анекдотов ничего не имею. И не ратую за стерилизацию мозгов. Но, дорогие издатели и редакторы, вы хотели бы, чтобы ваши дети (эдак, от 7 до 14 лет) в присутствии ваших гостей рассказывали такие анекдоты? Ведь большая часть из них начинается примерно так: «У меня муж – орангутан… («Тошка и компания»); «Жена выговаривает мужу…» («Микки Маус»); «Моя жена, когда беременная ходила…» («Вовочка»). Нет-нет, дальше ничего неприличного, и табуированная лексика отсутствует, но… В общем, настоящая «детская» тема. Впрочем, в «Вовочке» эта тема подается в виде концентрата. Ключевая фраза анекдота-чемпиона: «Мама, когда будешь меня кормить, достань, пожалуйста, вторую грудь».

Впрочем, «Вовочка» – вообще эталон безвкусицы. Вот, например, вариация на тему сказки о «Маше и трех медведях» (как водится в виде комикса). В ней Маша не только попробовала пресловутую кашу из всей наличной посуды, но из-за низкого качества указанного пищевого продукта, у нее сделалось расстройство пищеварительного тракта, и бедняжка вынуждена была воспользоваться соответствующими ночными приборами (в стиле «ретро»). А в не предвещавшей ничего «сомнительного» рубрике «Синонимы на слово БЫСТРО» я, на ряду с безобидными и даже в какой-то мере остроумными вариантами (А – ахнуть не успеешь; П – полным ходом; Т – только пятки сверкают и т.д.) обнаружила два слова (на Е и Ё), которые не решаюсь здесь привести.

Тем не менее, именно в этом журнале я обнаружила «Закуток С.Махотина», а в нем чудесное, остроумное стихотворение «Про муравья». «Что ж тут плохого?» – может быть, спросите вы. Да, ничего. Только у меня появился вопрос: почему это стихотворение нельзя было напечатать в журнале того же издательства, но для младшего школьного возраста? Чтобы вы меня лучше поняли, пожалуй, приведу стихотворение целиком.

ПРО МУРАВЬЯ

Минут сорок пять
Я, наверно, друзья,
Глядел на трудящегося
Муравья.

Упорно хвоинку
Тащил он в жилье.
Влезал на травинку,
Спускался с нее.

Вдруг тяжкую ношу
Отбросил он прочь
И крикнул:
– Глазеешь?!
Нет, чтобы помочь.

Я думаю, и вы со мной согласитесь, что это стихотворение было бы совершенно адекватно понято в «младшем школьном возрасте».

Наверное, это предложение было бы более уместно в конце предыдущей части моего обзора, но все-таки, может быть пора отградуировать шкалу детских возрастов и сделать поправку на разный умственный стартовый капитал?

Вопросы качества

«Лучшее – детям!» Мы так привыкли, что за этими словами ничего не стоит! И все-таки, и все-таки… давайте попробуем повысить качество того немногого, что делаем. Не буду голословной и приведу несколько конкретных примеров.

Пример 1. «Микки Маус».

Небольшая история и картинка при ней. «Одна дама едва не сошла с ума: подала в полицию заявление о пропаже мужа, а ей привели барана…» При всей своей дремучести в вопросах зоологии категорически заявляю: на картинке полицейский держит на веревочке абсолютного козла.

Пример 2. «Играем с Барби».

Приведен рецепт праздничного кекса. Я бы отнесла нижеследующее к рубрике «Найди различия». Попробуйте и вы их найти. (В интересах читателей количественные показатели я опускаю.)

Окончание читайте, пожалуйста, в следующем номере.

________________

* Гамлет, Акт III, сцена 4. Перевод М.Лозинского

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Леонтьева О. Реформа одежды. № 67–2003, с. 1.

Самый простой способ ввести школьную форму – запретить ученикам ходить в джинсах.

Растимешин Д. «Результатом настойчивой деятельности…» № 67–2003, с. 1, 2.

Закон о переводе школ на баланс регионов, который по существу ничего в финансировании образования не меняет.

Иштрикова Н. Возможно, выйдет послабление… № 69–2003, с. 1.

Министр по налогам и сборам не хочет брать со школ налог на прибыль.

Воробьев Э., Иштрикова Н. «Ребенок уже в школе может заявить о том, что военная служба противоречит его убеждениям».
№ 70–2003, с. 1.

Предлагаемые поправки в Закон «Об образовании» комментирует член Комитета по обороне, генерал-полковник, депутат Э.Воробьев.

МЛАДШАЯ ШКОЛА

Печатникова Л. Барьер с большой буквы. № 67–2003, с. 3.

Дислексия – что это такое и почему она мешает научиться читать и писать даже самым талантливым детям.

Юшков А., Курганов С. Наука встреч. № 67–2003, с. 3.

Чего ждут от школы дети и родители? И насколько оправдываются их ожидания?

Мещанинова И. Не упускайте случая поиграть в физику! № 67–2003, с. 3.

Зачем изобретать естественно-научное воспитание.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Громовой В. Уроки голландского. № 68–2003, с. 2.

Что может реальное общественное управление школой.

Турчанинова Ю. Кто отвечает за выбор? № 68–2003, с. 2.

В школах Хьюстона учатся воспитывать характер.

Печатникова Л. Приговоренные к школе. № 68–2003, с. 2.

Как во Франции помогают трудным подросткам.

Крюков С. Долгий побег от «палочной» дисциплины. № 70–2003, с. 2.

Путешествие по зарубежным школам через полтора века после Льва Толстого.

Протопопов А. Как появляются дети, которые знают, как появляются дети? № 70–2003, с. 2.

Проблемы сексуального воспитания в Европе и США.

ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛА

Корсунова О. «Остается надеяться, что жизнь предложит более простые варианты». № 69–2003, с. 2.

Итоги трехдневной конференции, прошедшей в Сочи, в ходе которой разработчики эксперимента по профильной школе встретились с представителями 56 регионов России, в которых ведется подготовка к переходу на профильное обучение.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Никашина Е. У каждого есть своя скрипка Страдивари. № 68–2003, с. 4.

Развивая голос, мы развиваем одновременно тело, душу, разум, то есть мы развиваем личность гармонически.

В плену домашней работы. По материалам сайта «Inter-педагогика». Пер. Лазаревой Е. № 68–2003, с. 4.

Приемы, опубликованные на сайте министерства образования США, помогут вам избежать обид, гнева, неудовольствия, растерянности и еще множества отрицательных эмоций (а главное, их последствий), которые зачастую сопровождают безобидный на первый взгляд процесс, называемый домашней работой.

Кашина Н. Мечтать не вредно, вредно не мечтать! № 70–2003, с. 4.

Спроси ребенка, как он представляет свое будущее, и узнаешь, что снится его родителям.

Растимешин Д. Помощь – дело добровольное. № 70–2003, с. 4.

Разговор о добровольном родительском участии в жизни школы, где учится их ребенок.

Хоменко И. Чтобы первый поход в музей не оказался последним. № 70–2003, с. 4.

Методика ненасильственного приобщения к прекрасному.

СЕДЬМЫЕ СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Статьи, посвященные чтениям, которые проходили 26–27 сентября в Московском городском Доме учителя. № 69–2003, с. 3–6.

Долгова Л. «Система отношений в современной школе, направленная на развитие индивидуальности в каждом ребенке. Педагогика поддержки».

Демакова И. «Школа, учитель, ученик – право на нестандартность».

Кольченко В. «Дистанционное образование: новые возможности для учеников, учителей, родителей».

Хоменко И. «Мой ребенок – подросток».

Безруких М., Лысенкова С. «Мой ребенок учится в начальной школе».

Хоменко И. «Учитель – посредник в семейном воспитании».

Семаго Н. «Как помочь неуспевающему ребенку».

Поляков С. «Мой ребенок – старшеклассник».

Шадура А. «Как помочь ребенку пережить переходный возраст?»

Осухова Н. «Как защитить ребенка от негативных влияний?»

Никитина Л. Семинар, мастер-класс: «Семейное образование по Никитину».

Битянова М. «Будущее: построение жизненной перспективы детей. Насколько это возможно и какие опасности ждут нас, родителей и учителей, на этом пути?»

Растимешин Д. и др. Индивидуальные консультации для родителей и учителей.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (вкладка)

Школа для учителя № 30. № 68–2003, с. 1–4.

Любимый город № 27. Брянск. № 70–2003, с. 1–4.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре

Вместе с классом

Еськова Т. История моей семьи в истории нашего каря. Результаты анкетирования детей и подростков Калининградской области. «Библиотека в школе», № 19–2003, с. 6–7.

Вопросы анкеты можно использовать при проведении классного часа, а ответы на них помогут при планировании работы и классных руководителей, и библиотекарей, и учителей-предметников.

Иоч О. Ты вышел на улицу. Правила дорожного движения. «Начальная школа», № 38–2003, с. 15.

Перед тем как отпустить учеников на каникулы, повторите с ними правила дорожного движения.

Киршин И. Как мы открывали Москву. «Библиотека в школе», № 19–2003, с. 20–22.

Вы собираетесь с ребятами в Москву? Этот материал поможет вам подготовить детей к поездке, увидеть и понять самое главное.

Кондратьева С. и др. Что? Где? Когда? Профориентационная игра. «Школьный психолог», № 36–2003, с. 12–13.

Игра может быть использована профконсультантами, психологами и педагогами в качестве активной формы профессиональной ориентации школьников 7–11-х классов.

Кошкина Д. Ученическая конференция в Самарском спортивном лицее. «Спорт в школе», № 19–2003, с 9–16.

Работа ученицы 10-го класса «Понятие здорового образа жизни».

Лущекина О. Двенадцать подвигов Геракла. Интеллектуальная игра. 5-й класс. «Физика», № 37–2003, с. 17–21.

Нехорошева Т., Дорожкина Н. Народный защитник или злодей? Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». «История», № 37–2003, с. 24–27.

Сценарий интегрированного урока по литературе и истории можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия.

Подлесных Е. Символика Хабаровского края. «История», № 35–2003, с. 28–30.

Урок, рассказывающий о гербах Хабаровского края. Однако подобное занятие или классный час можно провести в любом регионе России.

Прокофьева Л. Игра «Угадай историю!». «История», № 36–2003, с. 26–30.

Игра построена на основе телепередачи «Угадай мелодию».

Салманова Н. Путешествие по волшебной стране игрушек. «Начальная школа», № 36–2003, с. 4, 13.

Праздник по произведениям Джанни Родари.

Вместе с родителями

Антропова М. и др. Режим младшего школьника. «Здоровье детей», № 19–2003, с. 16–17.

Десять советов родителям.

Какой вы родитель? Основные особенности трех видов поведения взрослых. Из книги Вики Баргесс и Линн Тэйлор «Путеводитель для родителей». Пер. с англ. М.Никоновой. «Первое сентября», № 72–2003, с. 4.

Кравцова М. Почему дети воруют? «Школьный психолог», № 38–2003, с. 6. Окончание. Начало см. №№ 35, 37–2003.

Как удержаться от кражи? Советы родителям. Несколько слов о профилактике.

Лекманов А. Как живется современным подросткам? «Здоровье детей», № 19–2003, с. 14–15.

Материал для родительского собрания.

Хоменко И. Чтобы первый поход в музей не оказался последним. Методика ненасильственного приобщения к прекрасному. «Первое сентября», № 70–2003, с. 4.

Подросток

Попова С. Прикинуться глупеньким, чтоб меньше требовали. Почему подросток не хочет учиться? «Первое сентября», № 72–2003, с. 4.

Проблема

Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? Как в сегодняшней школе рассказывают о внешних и внутренних конфликтах. «История», № 33–2003, с. 29–31; № 34–2003, с. 24–26.

Конфликты между государствами и народами. Как объективно изложить исторические события и не вызвать у учащихся разных национальностей, присутствующих в классе, взаимного отторжения, неприязни и, как следствие, конфликтов между собой?

Костарева С. Подростковое одиночество. «Школьный психолог», № 38–2003, с. 4–5.

«Если тебе стало одиноко…» Рекомендации.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре

РАБОЧИЙ СТОЛ

Викторова А. «Зоркий глаз». № 15–2003, с. 5–8, 17–20.

Картинки для тренировки зрительных анализаторов.

Корнилова Г. Рукоборцы-крепыши. № 15–2003, с. 9–16.

Программа кружка «Рукоборцы-крепыши» — это первый опыт приобщения детей к элементам интереснейшего вида борьбы. Эта программа сочетает в себе решение задач по укреплению физиче-
ского и психического здоровья ребенка, формирование привычки к активному образу жизни, развитие у детей потребности в физическом совершенствовании.

Щербина Н.И. Игры на бархатной бумаге. № 16–2003, с. 22–23.

Как создать различные картинки на бархатной бумаге, используя лоскутки, нитки, клей и ножницы.

Линченко Н. Новые краски «Радуги». № 16–2003, с. 7–10, 15–18; № 17–2003, с. 11–14.

Альбом картинок с заданиями по развитию речи.

Меланченко Е. Стань послушной, ручка! № 16–2003, с. 11–14.

Система упражнений для развития моторики руки у проблемных детей.

Алямовская В. Психолого-педагогический мониторинг как метод оптимизации деятельности педагогического коллектива. № 17–2003, с. 5–8, 17–20.

Оверчук Т.И. Проект плана работы Управления дошкольного образования Минобразования России на 2003/2004 учебный год. № 17–2003, с. 9–10, 15–16.

Выдержки.

РАЗНЫЕ ДЕТИ

Аромштам М. Леворукость: мифы и реальность. № 16–2003, с. 2–3.

Проблемы левшества и леворукости (оказывается, это не одно и то же!) интересуют науку (психологию, нейропсихологию, физиологию) в течение уже почти ста лет. И непонятного здесь гораздо больше, чем понятного.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Козырева М. Как воспитать хорошие привычки. № 15–2003, с. 2–3.

Привычка может образоваться без особых усилий со стороны ребенка, но требует усилий от окружающих его взрослых. Ее появлению способствуют строгий распорядок дня, поведение окружающих, многократное повторение одних и тех же действий изо дня в день.

Лукина Л. Дерзайте! Вы талантливы! № 17–2003, с. 22.

Советы начинающему старшему воспитателю.

Лукина Л. Конкурс профессионального мастерства. № 17–2003, с. 22.

ЛАБОРАТОРИЯ

Хрулева Л. Привычка к здоровому образу жизни № 15–2003, с. 21.

Труднее всего формируются у детей культурно-гигиенические навыки, привычки ухаживать за собой, своим телом.

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ!

Никитенко Л. Я здоровье берегу, сам себе я помогу. № 15–2003, с. 22–23.

Веселые состязания для детей от пяти лет.

ИГРОТЕКА

Средина О. Падают, падают листья… № 16–2003, с. 4, 21.

Демонстрационные таблицы, главная задача которых — развитие у детей цветового зрения.

Киселева О.Н. Миры под крышкой коробки. № 16–2003, с. 24.

Многофункциональные дидактические модули, которые представляют собой объемные тематические изображения внутри плотных коробок.

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Авдюнина М. Выбираем «пишущую» руку. № 16–2003, с. 3.

Беседа с доктором биологических наук, директором Института физиологии детей и подростков М.Безруких.

Безруких М.М. Наиболее типичные тесты для определения леворукости. № 16–2003, с. 5–6.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)

Климанова Л. Обучение грамоте по учебнику «АБВГДейка». № 35–2003, с. 1–15.

Планирование уроков, которое поможет лучше ориентироваться в учебном комплекте «Азбука первоклассника», в который кроме «АБВГДейки» входят тетради «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит», пособие по речевому этикету «Школа вежливости» и «Читалочка» для развития навыка чтения целыми словами.

Кейм С., Тараканова О.В. Разработка уроков математики в развивающей технологии Л.Г.Петерсон. № 36–2003, с. 1–16.

Авторы представляют две формы организации деятельности учащихся на уроке: групповая и фронтальная, выделяют их структуру и описывают деятельность учителя и учеников на каждом этапе урока.

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Павлова Ю. Загадки от совы. № 35–2003, с. 2.

Как провести урок письма так, чтобы он прошел на одном дыхании, чтобы дети удивились тому, как много они сделали за урок?

Ноздрунова П. Какой бывает транспорт? № 35–2003, с. 3.

Урок-знакомство со старинными и современными видами транспорта, формирующий представление о назначении транспорта, развивающий интерес, внимание, логическое мышление, память, воспитывающий любознательность.

Батулкина Ю. Однородные члены предложения. № 36–2003, с. 2.

Урок русского языка в 4-м классе.

Управителева Л. Чебурашка учится считать. № 36–2003, с. 3.

Урок математики в 1-м классе.

Сайманова Н. Путешествие по волшебной стране игрушек. № 36–2003, с. 4, 13.

Урок «Знакомство с творчеством Дж.Родари», обучающий детей навыкам основных мыслительных операций: сравнивать, классифицировать, давать определение, выделять закономерности; формирующий навыки творческого мышления и воображения; воспитывающий любовь к игрушкам и бережное отношение к ним.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Конкурс «Лучшие разработки уроков учителей-занковцев 2002–2003 учебного года». № 35–2003, с. 15.

Поздравление победителей.

Школа заочника. № 35–2003, с. 15.

Задание № 3. Изучение теоретико-практических положений дидактической системы Л.В.Занкова.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА - В.В.ДАВЫДОВА

Подшивалова Е. Тетрадь открытий. № 36–2003, с. 14.

Один из возможных подходов по поддержанию и развитию детской инициативы.

В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ

Панина Г. «Быть отличником хочу! Пусть меня научат!» № 35–2003, с. 13.

Программа «Коррекция базовых уровней доинтеллектуальной деятельности», целью которой является оказание помощи родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Продолжение. Начало см. № 29–2003.

ПРАЗДНИКИ

Махова И. и др. Поздравляем наших учителей. № 36–2003, с. 16.

Стихи учеников.

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Иншакова О. Сказочные человечки. № 35–2003, с. 16.

Сказки учеников 2-го класса школы № 57 г. Москвы.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Шевнина О. Откровенный разговор. Смерть как тяжелое жизненное переживание и как экзистенциальная проблема. № 35–2003, с. 8, 17.

Стоит ли говорить со старшеклассниками на такую тему, как смерть? Следует ли это делать на уроках психологии? Зачем это нужно?

Семаго Н. Детский рисунок. № 35–2003, с. 9–16.

Этапы развития и качественная оценка.

Кондратьева С. и др. Что? Где? Когда? № 36–2003, с. 12-13.

Профориентационная игра может быть использована профконсультантами, психологами и педагогами в качестве активной формы профессиональной ориентации школьников 7–11-х классов.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Филина С. О «Синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. № 36–2003, с. 18–19.

В работе по профилактике нервно-психической напряженности первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.

ГИЛЬДИЯ

Семаго М. Сопровождение — это... № 35–2003, с. 20–21.

Что же и как необходимо делать практическому психологу, чтобы реализовать это сопровождение? Какова технология сопровождения? Что делать вначале, в процессе сопровождения?

Степанов С. Наука и ремесло. № 35–2003, с. 22.

Признав, что психология — это не только наука, но еще и ремесло (или наоборот, с другой стороны, — не только «помогающая профессия», но еще и отрасль научного знания), ученые и ремесленники, может быть, наконец разойдутся спокойно по своим цехам и, перестав уязвлять друг друга, займутся каждый своим достойным делом — на благо науки либо конкретного клиента.

ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН

Корнилова С. и др. Диагностика уровня интеллектуального развития младших школьников при переходе в среднее звено. № 36–2003, с. 20–21.

Описание набора методик.

НАШИ ДЕТИ

Кравцова М. Почему дети воруют? № 35–2003, с. 7.

Кража — это реакция ребенка на травмирующие его обстоятельства жизни.

Солондаев В. Шекспир мне не нужен. № 36–2003, с. 17.

Об особенностях субъективного опыта социально дезадаптированных детей.

ИГРОТЕКА

Пеньевская И. Планета моего класса. № 35–2003, с. 24.

Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников (по методу создания проекта).

Продолжение. Начало см. № 34–2003.

Лебедева А.Н. Радость движения. № 36–2003, с. 24.

Развитие сенсомоторики у детей старшего дошкольного возраста.

КОЛЛЕГИ

Решетникова О. Лето. Питер. Съезд. № 35–2003, с. 4.

Рассказ о III съезде Российского психологического общества на тему «Психология и культура», прошедшем в конце июня в Санкт-Петербурге.

АДРЕСНАЯ КНИГА

Службы психолого-педагогической и медико-социальной помощи, действующие в системе образования Ярославской области.
№ 36–2003, с. 10–11.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в сентябре

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Создание информационного пространства, основанного на применении проектного способа обучения с использованием информационных технологий. № 35–2003, с. 1–8 (вкладка).

Цели, задачи и план образовательной программы повышения квалификации на базе гимназии № 4 г. Красноярска.

Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного и начального общего образования. № 36–2003, с. 1–8 (вкладка).

Программа повышения квалификации, разработанная сотрудниками Института повышения квалификации, работниками Минобразования и науки КБР, Департамента образования и науки администрации г. Нальчика, сотрудниками государственного образовательного учреждения «Прогимназия № 34».

ВЗГЛЯД

Адамский А. В 2004 году повышения зарплаты учителям не будет. № 35–2003, с. 1.

Как же так случилось, что система образования в России стала чем-то вроде потешного полка?

Адамский А. Мальчики гибнут на военных сборах. № 36–2003, с. 1.

Если сегодня, при добровольном порядке проведения сборов, дети гибнут, что можно ожидать от принудиловки?

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Бацын В. Государство и образование: брак по расчету или по любви? № 35–2003, с. 3.

В России школа – державный ребенок. Родилась как инструмент власти и до сих пор не стала общественным институтом.

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Волкова О. Образовательный кредит – шанс на получение достойного образования. № 35–2003, с. 5.

Система образовательных кредитов широко внедряется в российских alma mater.

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

Что уходит? Что начинается сегодня в школе? № 35–2003, с. 2.

Вот противоречие, вот истинная причина всех без исключения школьных трудностей: подобно тому как несовместимы свобода и равенство, несовместимы знания и достоинство.

Кому вы служите, директор? № 36–2003, с. 3.

Исследования показывают, что качества директора во многом зависят от того, на кого этот директор ориентирован в своей работе.

ВАШЕ ПРАВО

Растимешин Д. Среднее образование оказалось общедоступным лишь на конкурсной основе. № 36–2003, с. 4–5.

Сложная интрига складывается на протяжении последних лет при переводе детей в образовател