Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №20/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Конкурс

 

 

 

 

Ольга Громова

Библиотекари в царевых садах

Работа, радости и огорчения «БиблиОбраза»

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Вход свободный

Итак, «БиблиОбраз». Финал. Его ждали, о нем говорили, волновались, сердились на накладки и радовались за своих, прошедших на очный тур. Каждый приехавший в Москву финалист мог взять с собой одного спровождающего – «группу поддержки». Все они на равных участвовали в программе, устроенной для финалистов. Заключительная часть конкурса проводится в рамках Всероссийского фестиваля школьных библиотек под тем же названием и, как всем уже давно известно, под патронатом Первой леди.

Над бизнес-комплексом «Царев сад», что расположился чуть не у самого Кремля, висит в небе белый аэростат с эмблемой фестиваля – больше, правда, напоминающий авиабомбу. Сходство усиливается за счет черного хвостового оперения этой штуки. Народ, идущий через мост, нервно шутит: мол, это символ мирной профессии или идеологическая диверсия? А впрочем, устроители – Региональный общественный фонд «Центр развития русского языка» и фирма «Арт Шоу Центр», конечно, ничего плохого в виду не имели. У входа гостей встречает оркестр, играющий духоподъемную музыку, вежливые девушки в белых блузках с красно-синими шарфиками и множество дюжих охранников (что, впрочем, вполне понятно).

Фото пресс-службы Президента РФ

Бизнес-центр «Царев сад». Открытие фестиваля школьных библиотек «БиблиОбраз».

Из многодневных переговоров с Центром развития русского языка (мы даже не будем пытаться обозначать его принятой аббревиатурой и вам не советуем!) мы твердо усвоили, что вход на фестиваль – свободный. Билеты же, которые выдавали в Министерстве образования всю предыдущую неделю, нужны лишь для того, чтобы приглашенные московские школьники и библиотекари знали, куда и когда именно они «свободно» входят, ибо устроители обязали министерство «обеспечить равномерную явку на все мероприятия». Что ж, видимо, в нашей стране не скоро научатся рисковать: а вдруг и в самом деле люди сами захотят прийти, стоит только им узнать о программе и получить разрешение покинуть стены школы в рабочее время.

Рассуждения о свободном входе, которыми я столь щедро делилась со спутниками, пришлось прекратить, пройдя первые двери. Выяснилось, что на открытие и другие мероприятия, где будут высокие гости, пропускают лишь приглашенных и аккредитованных журналистов. А свободный вход начинается только после ухода важных персон. Вот когда мы оценили предусмотрительность и настойчивость ответственного секретаря нашей редакции! Много дней Тамара Николаевна Кардановская – с упорством, как нам казалось тогда, достойным лучшего применения – добивалась для нас официальной аккредитации, не полагаясь на обычно действующие «корочки» со словом «Пресса». В конце концов она выяснила, что ни одна из организаций-устроителей аккредитацией не занимается, и добралась до президентской пресс-службы, где нас официально аккредитовали на все мероприятия фестиваля. Не всем нашим коллегам из других изданий так повезло – остались у дверей до лучших времен.

Торжественное открытие

Несмотря на строгости у входа, наверху уже все кипит. Волнуются в ожидании и финалисты конкурса, приехавшие из всех уголков страны, и организаторы, и пресса, у которой работа начинается задолго до начала церемонии, и техники, которым предстоит освещать, озвучивать, осуществлять прямое включение в разных городах… Везде смех, встречи, объятия, тревоги и хлопоты. Мы не успели оглянуться, как сами уже обнимаемся с друзьями из нашей Библиотечной школы «ПС». Ого, сколько их! Елена Коптяева, Галина Коскина, Светлана Гайфутдинова, Вера Гонина, Татьяна Пантюхова. Жаль, что Светлана Гайфутдинова приехала только как «группа поддержки» другой финалистки от своего края, хотя мы знаем, что ее работа тоже дошла до московского заочного тура. Но конкурс – это конкурс, и мы – не члены жюри…. Тем не менее мы гордимся: наших здесь много! Встречаемся и с любимыми авторами, кое с кем – в первый раз. Вон Тамара Макаровна Крупецкая – она участник конкурса, а вот Ирина Васильевна Дейнеко – сопровождает финалистку. Кого-то еще мы не назвали, с кем-то встретимся потом… А сейчас над толпой проносится тихий гул: ПРИ-Е-
ХА-ЛИ!

Под аплодисменты входят главные гости: хозяйка фестиваля – Л.А.Путина, жена президента Армении Б.Л.Кочарян, жена президента Болгарии З.Пырванова, министры образования и культуры, сопровождающие лица.

Церемонию открывала Людмила Путина. Она сказала несколько теплых приветственных слов, подчеркнув важность школьной библиотеки, которая зачастую становится не только первой, но и единственной в жизни ребенка и значение фестиваля и конкурса для поднятия престижа школьной библиотеки в глазах общества. Президиума не было, да и сцена была весьма условной. Передав бразды правления Валдису Пельшу, Людмила Александровна перешла в зрительный зал. А элегантный Пельш, не совсем такой, каким мы привыкли видеть его по телевизору, вел церемонию уже не как официальное мероприятие, а как праздничный вечер среди друзей. И телемост с участием школьных библиотекарей, методистов, детей и студентов МГУКИ получился – хотя его участники в Ленинске-Кузнецком, Екатеринбурге, Петербурге, Псковской области и Москве заметно волновались. Краткое действо закончилось исполнением никому еще не известной песни, которой, видимо, суждено стать гимном библиотекарей. Впрочем, я бы скорее назвала ее гимном библиотекарю. Вы уже увидели текст и ноты сегодня в нашей газете. А после открытия началась работа.

Работа

И нам уже хотелось быть сразу везде: слушать конкурсантов, защищающих свои работы в трех номинациях из пяти (остальные были в другие дни), заглянуть на дискуссионные площадки, посмотреть выставки и просто поговорить с финалистами и с участниками фестиваля. Вот только на площадку детских мероприятий идти как-то не хотелось: и детей туда приводили целыми классами, и называлась она уж больно впечатляюще – «Веселяндия». «И почему взрослые думают, что это должно нравиться?» – сказал мне потом в порыве откровенности знакомый мальчик. И правда – почему? Ведь если спросить самих детей, они придумают множество названий куда интереснее, среди которых почти наверняка не будет ни Веселяндии, ни Сказкограда, ни Королевы Книги… А почему бы не попробовать: придумали мероприятие – объявляем конкурс на лучшее название. Интересно, какие будут варианты? Ну да ладно, хватит мыслей вслух. Пошли работать дальше.

Фото Ольги Громовой

Защита работ

Параллельно на разных площадках проводятся дискуссии, встречи, презентации для гостей фестиваля. Одно плохо – здесь нет отдельных помещений. Все пространство разгорожено легкими невысокими стенками и голоса, усиленные микрофонами, очень мешают друг другу...

Конкурсные презентации идут своим чередом, и мы все больше понимаем, что порой из-за волнения участников и неумения себя показать светлые идеи и огромная работа бывают почти не замечены, не поняты, загорожены частоколом слов и желанием объять необъятное. Пытаемся выяснить у людей, как они готовились, каковы были требования к конкурсным работам и к их представлению на очном туре. Многие говорят, что рекомендации были самые общие и что каждый готовился как мог, в силу разумения своего и помогающих… Некоторые сказали, что, посмотрев защиты других работ, увидели все свои ошибки... вот бы раньше знать… а еще успеть бы посмотреть, что привезли те, кто защищается сейчас в других номинациях, а то ведь увезут – ищи потом.

– Как это «увезут»? – удивляюсь я. – Разве ваши работы не собираются все в Центре русского языка или хотя бы в министерстве?

Оказывается, никто ничего об этом не говорил. Странно: такой клад – и не собрать?! Кидаюсь к организаторам: будет это все собрано, обобщено? Всем некогда, и меня в лучшем случае просят подойти завтра, а в худшем – объясняют, что никто об этом не думал и нечего мне лезть не в свое дело – без меня подумают. Когда надо будет. И так в течение трех дней. Большинство работ уехали домой, несколько – авторы отдали нам. Где те, что не увезли, и много ли их осталось – нам неведомо. Газета не всесильна. Как жаль! Собрать бы все это, опубликовать, пусть даже со всеми ошибками в подготовке, что увидели конкурсанты и жюри. Все равно это клад. Увы, кажется, потерянный.

В Кремле

В тот же первый день состоялись еще два особых мероприятия, которые хочется объединить лозунгом «Наши – в Кремле!».

Первое – круглый стол «Книга. Семья. Воспитание» с участием супруг глав государств. С участием школьных библиотекарей – добавим мы.

В небольшой уютной библиотеке официальной резиденции Президента России в Кремле, за действительно круглым столом с чаем и печеньем собрались: четыре первых леди (к тем, кто был на открытии, присоединилась супруга американского президента Лора Буш), заместитель Председателя правительства Г.Н.Карелова, несколько сопровождающих, директор ГосНИИ семьи и воспитания С.В.Дармодехин, заведующая библиотекой школы-интерната г. Тобольска Г.М.Коскина и заведующая библиотекой гимназии № 94 г. Екатеринбурга И.А.Тихонова. Почему из всех финалистов конкурса выбрали именно их, не знает, видимо, никто, кроме выбиравших. Не знают и сами героини этого события. Забегая вперед, скажем, что выбор оказался исключительно удачным.

Фото пресс-службы Президента РФ

Круглый стол «Книга. Семья. Воспитание» с участием супруг глав государств (в библиотеке официальной резиденции Президента России)

На самом деле, прежде чем сесть за стол, гости с огромным интересом рассматривали удивительную выставку, организованную здесь Российской государственной библиотекой («Ленинкой»). Называлась она «Ученье – свет». Экспозиция содержала учебники, развивающие игры и другие, связанные с учением, предметы XIV–XIX веков. Конечно, собственно учебников в современном понимании в средние века не было, но можно было увидеть на выставке и бересту с ученическим письмом, и первые рукописные книги, по которым учили грамоте, и детское лото 300-летней давности, и знаменитые книги Л.Магницкого и К.Истомина, и школьный дневник 1915 года… Обо всем не расскажешь. Эту выставку увидели в последний день фестиваля все финалисты конкурса и их сопровождающие, для которых была устроена экскурсия в РГБ.

Вернемся к круглому столу. Беседа шла, по предложению Людмилы Путиной, без соблюдения формальностей протокола. Обсуждаемые вопросы, похоже, живо интересовали всех присутствовавших, и разговор получился действительно интересным. Участвуя в общей беседе, наши коллеги говорили уверенно, профессионально и с достоинством, не пасуя перед высокими собеседниками. Галина Михайловна рассказывала о том, как важно для социализации детей-сирот общение с «семейными» сверстниками и как помогает в этом общее чтение. Отвечая на вопросы о работе в школе-интернате, она с гордостью показывала нарядные буклеты, сделанные в библиотеке для ребят, и почти с улыбкой рассказывала о том, какими способами добывала дорогую компьютерную технику. Ирина Аркадьевна размышляла о влиянии современного потока информации на детей, о том, ставить ли фильтры на сайты Интернета, и показала себя высоким профессионалом, знающим и отечественный и зарубежный опыт. Разговор был долгим, и мне не удалось дослушать его до конца: к концу второго часа прессу начали вежливо выставлять. Потом нам рассказывали, что библиотекари получили подарки от первых леди и книги с автографами. Но главное – не в этом. Главное – что наши коллеги не только о себе и своих школах говорили на этой встрече. Они напомнили, не жалуясь, о неопределенном статусе библиотекаря в школе, об отсутствии отдельной статьи расходов на комплектование и выразили надежду, что теперь эти проблемы начнут решать. Надо сказать, что важность педагогического статуса для библиотекаря именно в школе горячо поддержали Белла Кочарян и Лора Буш. «Наши – молодцы!» – с такой мыслью покидала я Кремль, впервые в жизни выходя через Спасские ворота.

Второе событие было в Кремле вечером. Прием для участников фестиваля в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Поскольку на него допускалась только «личная пресса» (оказывается, есть и такая!), то нас там не было. Поэтому можем лишь сказать, что на следующий день разговоры без конца возвращались к приему. Оказавшись за столами вместе с видными деятелями культуры и искусства, рядом с самыми высокими гостями и президентской четой, даже самые рьяные противники собирания автографов принялись подписывать у них все, что можно. «Иначе ведь дома не поверят», – смеялись назавтра. Это был первый подарок всем, кто приехал на финал конкурса.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Работа

Это был, наверное, самый напряженный день. Заканчивались презентации в номинациях «Диалог», «Перспектива» и «Родник», начинались – «Окно в мир» и «Навигатор». Параллельно на множестве площадок шли дискуссии, мастер-классы и встречи с писателями, в том числе – американскими и болгарскими, которых представляли слушателям Лора Буш и Зорка Пырванова.

Писатели вели беседы с залом, ребятишки из московских школ, щеголяя приличным английским, легко задавали вопросы и весело смеялись по всякому поводу.

Фото пресс-службы Президента РФ

Москва. Кремль. Слева направо: супруги глав государств Л.Буш (США), З.Пырванова (Болгария), Б.Л.Кочарян (Армения) и Л.А.Путина во время осмотра выставки старинных книг и учебников
в библиотеке официальной резиденции Президента России. Справа: сотрудница библиотеки Н.В.Гавриленко

Дискуссии оба дня производили странное впечатление. Аж две из них были посвящены проблемам литературного перевода, что вызвало у многих приглашенных писателей и слушателей как минимум недоумение. Зачем на библиотечном фестивале дискуссия «Ремесло или искусство: переводчики, авторы, библиотекари говорят об ответственности за качество переводов»? Что за повод для спора? Впрочем, недоумений было много. Сожаление и даже раздражение вызывала хорошо задуманная акция «Книге – вторую жизнь». Московские школьники приносили свои книжки в подарок библиотекам школ-финалисток. Но книг всем не хватило, да и за теми, что были, пришлось стоять в очереди.

Зато вечером за все хлопоты и волнения дня финалисты были вознаграждены походом в Большой театр на новую постановку балета «Дон Кихот», которую пока видели далеко не все московские театралы.

Вопросы и ответы

Это была очень важная часть дня. Заместитель министра образования Елена Евгеньевна Чепурных отвечала на вопросы библиотекарей. Вопросы были столь разными и трудными, а ответы столь подробными и толковыми, что мы решили напечатать расшифровку этой встречи в следующем номере полностью. Сейчас отметим главное. Вопрос о введении библиотечных должностей в список должностей работников образования и присвоении библиотекарям школ статуса педагогов должен быть решен, и министерство, пообещала Елена Евгеньевна, сделает для этого все возможное. Будет изменен и порядок оплаты труда. Довольно сложно объяснить в двух словах, как это будет выглядеть, но одно мы услышали очень четко: нужно уходить от системы многочисленных доплат к мизерной зарплате и делать достойную зарплату за четко определенные обязанности и качество работы. Мы надеемся на обещанные нам разъяснения по этому поводу. Как только что-то станет известно более точно, мы сразу об этом напишем. А пока мы готовим полную расшифровку прошедшего разговора.

Что говорят

О работе на открытых площадках, в дискуссионных клубах, гостиных. Большинство тем для дискуссий и встреч были, по мнению писателей, сформулированы странно и некорректно. Из других впечатлений Михаил Яснов отметил четкость организации. Понравились ему и умненькие дети, которых приводили из московских школ. Андрей Усачев, наоборот, посетовал на заорганизованность фестиваля: «Мероприятий было столько и так по минутам все расписано, что библиотекари не успели пообщаться между собой, поделиться опытом, что, возможно, было бы им значительно полезней. Их бы надо было вывезти в какой-нибудь подмосковный пансионат, чтобы они смогли общаться и работать».

Вот здесь можно бы и поспорить с Усачевым, если бы только он один высказал такое замечание. Ведь по заявлению устроителей, фестиваль задумывался как праздник для всех, в рамках которого пройдет и финал конкурса. Так сказать, сочетание работы и удовольствия. Но на то же самое сетовали библиотекари, ради которых, по идее, все и затеяно. Праздник для тех, кто приехал в Москву, получился. Это безусловно. А вот работы, профессионального общения, возможности увидеть и услышать презентации друг друга и спокойно обсудить – не получилось. Все же недаром говорят: «Делу время, потехе час». Московские же библиотекари, которые были здесь гостями, не смогли увидеть большинства презентаций финалистов, пропустили что-то очень важное для себя, получив приглашение лишь на один конкретный день. Многие жалели, что не была объявлена заранее вся программа. «Уж мы бы выбрались, отпросились… Где еще столько всего увидим».

О мастер-классах по новейшим информационным технологиям нам никого расспросить не удалось: все, кого мы спросили, не смогли по разным причинам ни один увидеть от начала до конца. А что скажешь о кусочке? Да, надо бы… Будем надеяться, что нам просто не повезло с собеседниками.

Издатели, прибывшие на книжную выставку, считают свое пребывание здесь с коммерческой точки зрения абсолютно бессмысленным. Им намекали, что библиотекари получат деньги на покупку книг, но этого не случилось. Смотреть, как участники фестиваля рассматривают книжки, ценники, а затем со вздохом отходят, было больно по-человечески, а не в смысле упущенных прибылей. Торговля шла только у тех, кто издает недорогую методическую литературу, которую в основном люди покупали за свои деньги в тихой надежде, что кому-то школа потом оплатит. «А кому – нет, хоть будет с чем работать», – оптимистично говорили нам.

ДЕНЬ ТРЕТИЙ

Работа

Самым трудным, наверное, этот день был для жюри. Выбирать лучших из лучших – дело вообще неблагодарное, а если еще учитывать, в каких разных условиях работают конкурсанты, то задача жюри свелась, на наш взгляд, почти к нерешаемой. И все же конкурс есть конкурс и победители должны быть. Мы узнаем их вечером. А пока продолжаются встречи и дискуссии, работает выставка и площадка под названием «Школьная библиотека ХХI». Идеальный читальный зал с множеством компьютеров, книг, периодики (ни нашей газеты, ни книг «ПС» нигде не было, но вина в этом не наша, честное слово!) дополнен здесь «уголком библиотекаря» с современной мебелью, оборудованием, программным обеспечением. Мечта!

Фото пресс-службы Президента РФ

Слева направо: Ш.Блэр (Великобритания), Л.А.Путина, Б.Л.Кочарян (Армения) во время осмотра издательской экспозиции

В этот день фестиваль посетила супруга британского премьер-министра Шери Блэр, разумееется, вместе с Людмилой Путиной и Беллой Кочарян.

Но день был коротким. К середине дня мероприятия закончились, гости разошлись. У финалистов впереди еще посещение РГБ, а вечером в Золотом зале гостиницы «Россия» будет торжественное закрытие с объявлением имен победителей, банкетом и обещанными сюрпризами.

Вечер

Описывать тожественный зал, сбор гостей и всеобщее волнение мы не станем. Представьте себе все это сами.

Торжественную часть открыла Людмила Путина. Она рассказала о том, как два года назад родилась у нее идея проекта, получившего впоследствии имя «БиблиОбраз», о том, как менялись его контуры и наполнение в процессе разработки. Оставалась неизменной главная цель: в центре внимания должны оказаться школьные библиотеки. Почему? Потому что именно школьные библиотеки могут стать звеном, объединяющим школьников, преподавателей, родителей, главным местом общения и мостиком для взаимопонимания. Она отметила, что одной из целей фестиваля было привлечение внимания общества к школьным библиотекам, и выразила надежду, что это внимание не закончится с окончанием фестиваля. А дальше начались сюрпризы.

Каждая библиотека, вышедшая в финал, получит грант на развитие в размере 600 тысяч рублей. Это деньги не государственные, подчеркнула Л.А.Путина, их выделил фонд М.Потанина. На эти деньги каждая библиотека может заказать себе оборудование, книги, компьютеры и программное обеспечение, необходимое для развития библиотеки. Заказ может быть сделан только по тем каталогам, что выданы финалистам, и получать они будут целевые поставки на библиотеку. (Потом еще раз министр образования В.М.Филиппов подчеркнет в своем выступлении, что никаких живых или безналичных денег ни в район, ни на школу переводить не будут.) На эти же деньги предполагается подключить каждую из этих библиотек к Интернету. Еще Л.А.Путина сказала, что было бы хорошо, если бы представители бизнеса на местах, пусть не такого крупного, последовали бы примеру М.Потанина. Если каждый из них возьмет под свою опеку хотя бы еще одну школьную библиотеку, то все наши библиотеки в школах станут тем, что мы пока называем библиотекой будущего.

Череду сюрпризов продолжил В.М.Филиппов. Он сообщил, что каждая из 103 финалисток конкурса будет награждена почетной грамотой Министерства образования. Грамоты будут разосланы почтой, чтобы их вручили в торжественной обстановке каждому в своем районе. Министр напомнил, что грамота министерства – не просто знак признания заслуг, она дает некоторые льготы ее обладателю. Еще министр сообщил, что все библиотеки 9- и 11-летних школ будут оснащены в ближайшее время хорошим компьютером, принтером и медиапроектором. Кроме того, министерство планирует выпустить после стотомника русской литературы, еще многотомники современной русской и зарубежной литературы.

Кроме того, министр при всех высоких гостях и при всем честном народе сказал, что в течение всех этих дней и он, и работники министерства общались с участниками конкурса, поняли еще раз все проблемы, существующие у библиотекарей и методистов, и пообещал «принять соответствующие нормативные акты в вашу пользу».

Именно это, а не первые, вторые и третьи места и есть ваша общая, дорогие коллеги, главная победа в марафоне, именуемом «БиблиОбраз»!

Специальный приз

Он стоял особняком среди множества наград и призов, которые вручались в тот день. Во-первых, потому, что на него не объявляли конкурс и никто за него не боролся. Во-вторых, потому, что он был вручен в номинации, которой официально в конкурсе не было. Это был особый приз Издательского дома «Первое сентября» и газеты «Библиотека в школе» в номинации «Библиотечная педагогика».

В самый первый день защиты конкурсных работ в номинации «Диалог» мы услышали удивительную историю. Ее рассказали библиотекарь Айза Алхазова и директор школы Салауды Моллаев из села Беной-Ведено Ножай-Юртовского района Чечни. Не в попытке вышибить слезу из слушателей, а просто отвечая на вопросы о состоянии библиотеки.

– Нам удалось сохранить почти весь довоенный фонд библиотеки, – гордо говорили они. – Так что у нас хорошие условия.

– Как удалось? – спрашиваем.

– Мы разложили все накопленные за много лет книги в небольшие коробки. Раздали по семьям и просили сохранить до конца войны.

– Я сам видел, – говорил директор, – как люди, покидая селение, спасаясь от боев, которые шли у нас, увозили с собой коробку с книгами. Когда бои закончились и пришла пора открывать школу, жители, возвращаясь в село, приносили нам школьные книги. Мы собрали назад восемьдесят процентов фонда. Я думаю, что дети, в чьих семьях берегли нашу библиотеку, увозили ее с собой под обстрелами, уже не будут пренебрежительно относиться к книге, к чтению и, может быть, не сделают чего-то плохого.

Вот это и есть настоящая библиотечная педагогика. На редакционном совете «Первого сентября» было решено учредить специальный приз для Беной-Веденской школы.

Я рассказала эту историю на вечере в гостинице «Россия» и пригласила Айзу Алхазову и Салауды Моллаева выйти за призом. Шли эти скромные смущенные люди через шквал аплодисментов по залу, где встали в их честь все до единого. Когда стихли долгие аплодисменты и мы вручили свой скромный приз, директор школы взял слово. И знаете, что он сказал? «Мы не совершали никаких подвигов, мы просто делали свою работу так, как мы ее понимаем». Разволновавшаяся Айза и вовсе говорить отказалась. В дипломе, который она держала в руках, было написано: «Награждается Айза Абдулгапуровна Алхазова … за сохранение библиотечного фонда в условиях войны как педагогический поступок».

Приз, который увезли от нас чеченские коллеги, был не так уж велик в материальном выражении, но мы постарались подобрать такие книги, которые действительно будут нужны в этой школе. Это были: новое издание «Толкового словаря русского языка» Д.Ушакова в трех томах, «Пушкинские проповеди» и «Последняя книга» С. Соловейчика и бесплатная годовая подписка на нашу газету.

Главное же, чему мы безмерно радовались, что о работе, которую вовсе не собирались предъявлять на конкурс, услышали не только те, кто был тогда на защите, но и коллеги со всех концов страны. И, оценив всю глубину этой настоящей педагогики, приветствовали ее стоя.