Здравствуйте, дорогие друзья
и коллеги! Как и обещала, я работаю сегодня почти
в прямом эфире, отвечая на вопросы, которые вы
захотели задать главному редактору. Эта рубрика
будет теперь появляться время от времени, но не
вместо колонки на первой полосе (это только в
первый раз так), а на других страницах. Сколь
часто она будет выходить – зависит не от меня, а
от вас. Как и полагается в прямом эфире, ответы
будут прерываться новостями, рекламными паузами
и деловыми материалами. Значит, в условиях газеты
рубрика «Прямой эфир» окажется на разных
страницах. Тем интереснее.
Если нет других условий от автора
вопроса, то мы указываем его имя и город, при
условии, что в письме к нам автор подписался
полностью. Уж извините, на письма тех, кто забыл
подписаться, отвечать не буду, даже если вопрос
архиважный. Итак, ваши вопросы.
Как вы относитесь к прошедшей
недавно по всем каналам новости, что Фонд Сороса
в России (а говорили – расформирован!) выделил
деньги на восстановление музея Павлика Морозова?
Надежда Владимировна, Москва
Для меня вопрос делится на три части:
музей Павлика Морозова, сама история
пионера-героя, как мы ее знаем, и акция Фонда
Сороса. По поводу комментария в скобках: по мне –
работает Фонд Сороса – и пусть работает в любом
статусе, если при этом у него есть возможность
выделять деньги на какие-то разумные программы.
Другой вопрос – надо ли выделять деньги именно
на это, и если да, то почему. Мы не знаем, что
написано в проекте восстановления этого музея
его авторами, без заявки которых ничего бы не
было. Из того, что было опубликовано, следует, что
музей будет восстановлен не в том виде, в каком
был в советское время, а как музей истории
раскулачивания и вообще жизни деревни в эпоху
коллективизации. Может быть, работникам фонда
идея показалась убедительной. Для меня лично –
она пока неясна, хотя я честно искала в интернете
и в прессе какие-либо разъяснения на эту тему.
Такой музей сам по себе, безусловно, нужен.
Подлинная история коллективизации весьма сильно
отличается от той версии, которой учили нас с
вами, и не думаю, что современные дети, хотя и
читают другие учебники, понимают ее лучше. Опять
же, дело по поводу убийства Павлика и его брата
Федора (а о нем я и вовсе не знала), до прошлого
года было засекречено, и по сей день хранится оно
в архивах ФСБ. Значит, не все так просто в этом
деле? Для меня в этой истории всегда было два
чрезвычайно трудных вопроса: что именно
рассказал Павлик чекистам и почему убили, как
выяснилось, даже не одного, а двоих ребят? Не
вызывает сомнения, почему ребенок выдал родного
отца. Идеологическая пропаганда – страшная сила
при любом строе. Понятно, почему во времена
нашего детства о нем рассказывали как о герое:
надо было доказать, что идея и вера в правоту
партии – превыше всего. Непонятно, почему надо
было убивать. Или то, что мы знаем, – это не вся
правда? Ведь зачастую так называемые кулаки
прятали от продотрядов не излишки хлеба, а тот
минимум, который позволил бы прокормить семью
зимой. Отбирали-то все подряд. Мог ли ребенок
понять разницу? И вот тут я возвращаюсь к музею.
Мне кажется, музей, посвященный трагедии именно
Павлика Морозова, должен показывать педагогам,
политикам и детям, что делает с людьми фанатизм.
Любой. И все равно, коммунистический ли он,
религиозный, национальный или какой другой. Он не
просто разрушает человеческие связи, от него в
конечном счете гибнут дети. А музей истории
раскулачивания, конечно, нужен, но, по-моему, в
другом месте.
Почему вы не печатаете даже хороших
стихов непрофессиональных поэтов? Ведь можно на
них учиться, как надо и не надо писать. И потом,
это тоже творческое выражение себя. Чем это хуже
самовыражения в творческой работе, о которой вы
столько пишете?
Ольга, Амурская область
Опять же, давайте разведем вопросы.
Во-первых, по-моему, нельзя научить писать
по-настоящему хорошие стихи. Они либо получаются,
либо нет. Можно выправить огрехи формы в ярких и
талантливых стихах. Но литературная учеба не
входит в задачи нашей газеты. Для этого
достаточно читать хорошие стихи и книги о поэзии.
Во-вторых, творческое самовыражение гораздо
интереснее в живом общении себе подобных. Не надо
думать, что вы одна в своем поселке пишете стихи
или прозу. Это вы так думаете. А вы других
спрашивали? Почему бы не организовать
литературное объединение на базе вашей
библиотеки? И совсем не обязательно только для
детей. Повесили бы объявления по поселку, по
школе… не так сложно. В Сергиевом Посаде
Московской области общественное литературное
объединение «Свиток» действует уже несколько
десятков лет. Вот вам и литературная учеба и
самовыражение и общение.
А вот если проблема лишь в том, что
хочется увидеть свои стихи опубликованными, то
это, извините, не к нам. Мы уже много раз писали о
том, что не берем на себя смелость решать, что
печатать из самодеятельных стихов, а что нет. Мы
не писатели и не критики. Тогда остается два
варианта: либо печатать все, сделав «страничку
графомана», либо – ничего. Представили себе, как
будет выглядеть газета в первом случае?
На «Педагогическом марафоне» весной
этого года участники Библиотечной школы
обмолвились, что во время своей учебы создавали
интересные проекты работы с газетой «Искусство».
Опубликуйте, пожалуйста.
Лидия Викторовна Дементьева,
Московская область
Статья подготовлена при поддержке новостного портала www.kyrier.ru. Если вы решили узнать последние новости регионов и столицы, то оптимальным решением станет зайти на новостной портал www.kyrier.ru. Новостной портал имеет удобный интерфейс, который позволит вам быстро найти подходящий материал. Сайт постоянно обновляется, поэтому вы всегда сможете найти новые статьи и заметки, которые будут интересны и познавательны вам.
А что, хорошая идея! Спасибо.
Обязательно подумаем. Правда, это может
оказаться непросто: во-первых, придется
пересматривать записи занятий, а во-вторых, у
них-то в руках были конкретные номера, и я не
понимаю пока, как объяснить в газете, какие
материалы использовались. Не пересказывать же…
Но к этой работе вернемся непременно. |