Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 08 (08) · Вкладка в «БШ» № 21 (105) · 1–15 ноября 2003 года

Урок толерантности

Юлия Знаменская

Мои чеченские девочки

В конце октября Москва вспоминала 2002 год, «Норд-Ост», чеченских девочек с автоматами и поясами шахидов. Вообще за последние несколько лет в сознании москвичей создался однозначный образ чеченца – чеченец-террорист.

А для меня чеченцы – это мои девочки, их сестры, родители. Те, кого я уважаю и кем горжусь. И кому больше всех желаю покоя и мира. В моем классе учатся три чеченские девочки: Хеда Яндарова, Рахима Магомадова и Седа Байсангурова. Они – гордость нашего класса, одни из лучших учениц школы. Хеда учится в 8-м классе, хотя ей чуть больше 10 лет. Седа и Рахима – отличницы, для которых четверка – очень нехорошая оценка. Умницы, всегда готовые помочь, участвующие в школьных олимпиадах, концертах, КВНах.

Недавно их родители пригласили меня на концерт, посвященный выборам Ахмада-Хаджи Кадырова в президенты Чечни. Несколько тысяч московских чеченцев пришли не столько смотреть концерт, сколько тем самым отдать свои голоса за мир в их маленькой гордой республике, мир, которого ей так не хватает.

А. Кадыров сказал страшные в своей правде слова: «Дети, которым десять лет назад было пять лет, выросли без образования, без культуры». Разве это они виноваты в том, что автомат им привычнее школьных учебников, что слово «чеченец» стало синонимом слова «террорист»? А ведь у терроризма нет национальности. Это беда и горе. Наше общее горе.

У нас учился Антон Осипов, родители которого погибли во время теракта в Тушине. Ни-ко-му в школе не пришло в голову отождествить своих друзей-чеченцев с теми, кто это сделал.

И еще одно, что я считаю очень важным. Девочки мои в нашем суперинтернациональном классе не нивелируются, не делают вид, что стали совсем москвичками. Они остаются чеченками не по паспорту, по сути. Умными, талантливыми, веселыми. Вот только стихи и сочинения пишут грустные. Про свое. А другие учатся понимать, что пережили их друзья.

Фото из архива класса

Такие любимые, такие разные девочки из Азербайджана, Украины, Дагестана, Чечни, России. Слева направо: Инна Стоянова, Гуля Насирова, Хеда Яндарова, Рахима Магомадова, Залина Акаева. Спряталась Ангелина Бахтина

Война

Жизнь бывает

весела

Но, к несчастью,

и грустна.

Эта грусть –

война

Она длинна

и сильна.

Уносит она

жизни людей,

Разрушает

все,

что есть.

Сама не уйдет,

хоть убей.

Война, война,

ужасный бой!

Как тяжело

на сердце.

Помоги!

Но Добро всегда сильней.

Рахима Магомадова

Мой город

Стихотворение в прозе

Я смотрю на город мой суровый. Мрачный вид разбитых улиц таит в себе грусть… Недавно, все сметая, над моим городом пронеслась война…

А когда-то здесь цвели сады и парки, воздвигались корпуса домов, проспекты и мосты… Тихими ночами Грозный зажигал огни. Мы выходили гулять на бульвары…

Грозный подарил нам лучшие мгновенья в жизни. Наш цветущий город был прекрасней всех. В бесконечной суете текла мирная жизнь…

А теперь везде печальные руины и такая тоска в груди…

Но я знаю, хоть лик твой суров и мрачен, ты вновь возродишься из пепла. Я верю, ты будешь цвести лучше прежнего. Пусть ты в развалинах, мой город, но всегда ты был и будешь для меня родным и прекрасным.

Седа Байсангурова