Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2003


БЕЗ РАСПИСАНИЯ
ГАЗЕТА ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Выпуск 08 (08) · Вкладка в «БШ» № 21 (105) · 1–15 ноября 2003 года

Вольнолюбивая лирика

Людмила Воронова

Не окажитесь обманутыми

Взгляд на проблему патриотизма
и радикальных молодежных организаций через очки1 школьного библиотекаря

Неясно, какой микроб меня укусил и за какое место, только я всегда настораживаюсь, наеживаюсь и нашоршиваюсь при виде любой группировки, хоть они за миру – мир. Подозрительно мне все это. Строем ходить не люблю. Противная я, сама знаю.

Людмила Козинец.
«Три сезона Мейстры,
или Нормальный дурдом»2 

Людмила Евгеньевна Воронова –
библиотекарь школы № 704

Москва

«Кони» бежали за «мясом» по всему Ленинградскому проспекту. Потом они дрались в Петровском парке. А может быть, это «мясо» за «конями» гналось… Победил тот, кто дошел до дома своими ногами. Остальных госпитализировали… Но при чем тут, скажите, «Спартак» и «ЦСКА»?

Эти самые скины, нацболы, рэпперы и байкеры – они же не с Луны свалились. Это же дети и подростки, которые ходят в школы, институты, училища… Да-да, и в библиотеки тоже. Они читатели наши…

Обычные картинки
из школьной жизни…

Большая школьная перемена. Девочка недоумевает:

– И чего это плохого в скинхедах? Они – за нас. Не колются, колес не глотают, много не пьют, Баха слушают да разговаривают...

Мальчик рисуется (он как раз из скинов) и говорит девочке:

– Ленк! Вчера закусывать было нечем. Пустой холодильник… Ну, мою собаку и зажарили… бульдожку. Ничего особенного, соленая только. Хорошо под пиво.

Она:

– Сашк… не гони. Я вчера тебя с твоей Нюткой на поводке видела.

Сашка сурово:

– Это уже не Нютка… другая.

Баечка, кстати, весьма распространенная. Она и для скина сгодится, и для байкера, не говоря уж о панках. Они ее рассказывают друг дружке. Практически – уже фольклор.

Смутные дни

Почему наши дети уходят… из дома, от нас, из школы, из института? А порой (Господи, помилуй нас, грешных) и из жизни? Они хотят судьбы не нашей, как им кажется – скучной и взрослой. Другой доли надо им. И вот под диваном сына мы находим одноразовый шприц и закопченную чайную ложечку. А еще есть СПИД… И мы, взрослые, говорим: «Раньше было лучше»… Были идеалы у молодежи. Дайте нам! Дайте… (У кого просим?) Дайте новый БАМ, Космос, делу (кого? кому?) верны…

Нам и им, детям, необходима причастность к делам своей страны, истории, подвигу. Жить без цели – все равно что тлеть. Невыносимо это в юности. Становится легче в зрелости, когда обретаешь своих детей и свое дело, пускай такое негероическое (еще как посмотреть!), как работа школьного библиотекаря, например.

А можно печь хлеб, или водить трамвай, или книжки писать. А еще есть «душой исполненный полет» на сцене Большого или совсем небольшого театра… или… или… И еще… Для детей этого «или» и «еще» в смысле умения и радости от своего ремесла – нет.

Они еще, как Родион Раскольников («тварь ли я дрожащая» – думают – «или право имею»), сомневаются. «Имеешь, имеешь» – тут же находятся радетели о благе юношества и зовут их пойти отнюдь не в библиотеку.

Разговор с читателем

«Ты нужен России!» – говорят тебе и выдают высокие армейские ботинки «берцы» (от слова «берцовая кость» – они шнуруются на голени, ими удобно бить «по кости»). А еще этими ботинками удобно «месить черных», упавших на асфальт под натиском скинхедовской стаи.

Первая кровь… и ты повязан, ты «свой»… И на рукаве у тебя тряпочка со свастикой. Или ты надел черную рубашку национал-большевика? И ленточку с «серпом-молотом», стилизованным все под ту же свастику, повязал на свой лоб? Нет, не выдумывай… Никакой это не «символ языческого солнцеворота». Это двадцать веков назад слово свастика на санскрите означала «процветание», то, что приносит удачу. Собственно, это буквальный перевод древнего слова «свати».

Но сегодня – это только символ фашиста. А фашист – это такой человек, который других за людей не считает. Только своя стая – люди, остальные – отбросы. «Неполноценные» расы… Лестно, что и говорить!..

А совесть? Конечно! Совесть нации, но не твоя лично. Ленточка эта хунвэйбиновская завязана на твоем лбу. Знакомо:

И гвозди в лоб, чтоб ничего не думал!
Тебе говорят: ты нужен Чечне!
И вот ты с автоматом в горах
Или с бомбой в Москве?..

Герой, которого все другие люди почему-то называют «бандитом». Все фанатики – на одно лицо. Вы похожи: вооруженные, ненавидящие, бьющие людей, стекла, машины, друг друга…

Ах! Ты за «Спартак»! Ах! Ты за москалей клятых! А-а-а! Ты за «черных»! А-ых! А мы – за федералов.… А мы против! Против! Долой! Бей! Бей! Бей! Та… ты, ты-ы-ы…

Ты «нужен» – только не России, не Белоруссии, не Украине и Литве… А твое предназначение – быть пушечным мясом в играх бессовестных «дядей» от грязной политики.

Читай ты больше книг, ты бы понимал, что России, Латвии, Чечне, Грузии, Татарстану нужны граждане, люди, а не стадные животные, которыми так легко манипулировать, направлять стадо на неугодных, чтобы топтать. А «скотину» потом употребляют по надобности, и это ты узнал бы из книг.

Их должно резать или стричь, – говорил Пушкин про оскотинившиеся толпы вместо народа. Тебе говорил это Александр Сергеевич, мой читатель. Ну и мне, конечно.

Не спеши приносить себя в жертву сомнительным идеям. А их, этих идей, уйма сейчас разных от «Долой олигархов!» до «Убей черного!» или «желтого!»... А «желтый» кричит: «Убей белого, и гурии3  тебя облобызают в раю». А тут еще и исламский полумесяц и православная хоругвь выплывают из-за горизонта.

А может быть, ты «истинный» патриот, и мы сегодня пойдем бить рэпперов? Не наш это танец, а американских негров. А мы – русские! И им – по морде!!! Хотя вот не видно скинхедов, водящих наш национальный русский хоровод. И из наших русских традиций ими взята не русская широта и отзывчивость, умение сострадать и сорадоваться другому человеку, нет. Взято все больше то, что вызывало у русских наших классических писателей наибольший ужас и боль за свой народ – дикость и его буквальная темнота. Некое помрачение духовное. Про это еще и Некрасов писал, помните: «Мужики там все злые / Топорами секутся»… Все то же, Николай Алексеевич, только вместо топоров арматура и тяжелые ботинки. И эта дикообразность (образ дикости в людях) отнюдь не умиляла ни Некрасова, ни Достоевского, ни Толстого, ни Чехова, ни Бунина…

Писатели (!) строили школы, книги писали, в доктора шли, в учителя… Все затем, чтобы не было этого в русском народе. Так они и понимали патриотизм. Бесчеловечный патриот – нелепость. «Борец» за правду, не жалеющий ради этой правды человека, – это и есть «совок» пресловутый. А «истинные» борцы – это Идущие вместе?

А есть еще наши библиотеки. И мы, библиотекари – хранители книг. Линия гуманитарного просветительства – наша линия. Это не борьба, не травля, как у Идущих («Митьки никого не хотят победить»). Поэтому не хочется молчать, когда рвут книги и травят (да, уже травят!) любых писателей. А вот с «любыми» идеями мы согласиться не можем. Но мы будем цивилизованно спорить. Пользоваться методами литературной полемики, а не приглашением в редакции и издательства судебных приставов.

Об этимологии слова подлость

Мне сейчас, мой читатель, интересна этимология слова подлость… Хотя понятия нужны только для своих, а лохов учить надо. Ты с этим согласен? Я не смогу переубедить тебя, а вот жизнь – да, она расставит все по своим местам. Ты ведь знаешь, что подобное притягивает подобное. Будучи сволочью, ты окажешься в окружении сволочей. И однажды тебе станет так плохо, но никого из людей не окажется рядом. И ты завоешь: «Какие же все, все, все га-а-ады!»

Я не злорадствую, я боюсь за тебя. Я говорю тебе: читай, думай, доверяй своему сердцу. Даже если ты и услышишь «слабак» в ответ на «мягкость» по отношению к «не нашему» или просто если тебе станет жалко хоть бездомного пса, вот это – не слабость. Защищать надо не интересы и принципы, а живое, оно страдает. Вот в этом и есть предназначение человека. И это самое трудное. Вот это-то гораздо труднее, чем стадом пинать упавшего. Или угрожать детям взрывом фугасов и гранат в зале «Норд-Оста». Только ведь завтра на месте заложника можешь оказаться ты. Вдруг «крутизна» даст трещину? И случится известное – падающего подтолкни.

Бедный Фридрих Ницше был физически слабым человеком, он достаточно страшно закончил свою жизнь. Наверное, он внутренне боялся своего «сверхчеловека», но чудовищем его сделали фашисты. Наци – не человек, он запрограммированный терминатор, и кнопка для управления им всегда находится в руках «умного» и подлого «дяди».

А у немецких мальчишек, призванных в ряды Третьего рейха для покорения России, бывало, останавливалось сердце от ужаса при виде идущих на них советских танков. И они умирали от разрыва этого сердца. Это медицинский факт. Безусловно, я не сочувствую фашисту, но обманутому мальчишке любой национальности я сочувствую. И очень хочу, чтобы ты, моя девочка и мой мальчик, читатель, не оказались обманутыми. Не будь на его месте. Будь – на своем. Читай. Думай. Спорь. Будь!

____________

1 Очки у библиотекаря, потому что стаж библиотечный большой. Поэтому – «взгляд через очки». А не потому что библиотекарь – очень уж допотопная грымза. Просто я – давнишний книгочей. Вон у Гарри Поттера тоже очки, как у Добролюбова нашего.

2 Козинец Л. Качели судьбы. – М.: Вече. – С. 180.

3 Гурии (от араб. черноокие) – фантастические девы, услаждающие, по Корану, праведников в раю.