Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2003


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Совместный проект с журналом
«Школьное обозрение»

Параграфы, страницы

Юлия Ваулина

Продолжение поиска

Об учебниках по английскому языку для начальной общеобразовательной школы

Юлия Евгеньевна Ваулина –
и.о. председателя секции английского языка ФЭС,
кандидат филологических наук,
профессор кафедры английской филологии
и современных технологий обучения
Московского городского педагогического университета

Идея раннего обучения иностранному языку обусловлена не только идеологически (мол, чем раньше, тем лучше!). Ее появление вызвано конкретными психологическими и методическими проблемами, существующими при обучении языку в нашей средней общеобразовательной школе. Уровень знания иностранного языка у среднестатистического выпускника средней школы оставляет желать лучшего прежде всего потому, что при современном построении программы иностранного языка происходит существенный «провал» в его изучении в 7-м классе.

Что я имею в виду? Уроки языка в 5-м и 6-м классе обычно проходят «на ура»: описание своих действий на иностранном языке (на основе чего ведется обучение в этих классах) вызывает у школьников восторг и желание учиться. В 7-м классе у ребенка наступает переломный момент, когда он начинает философствовать, думать и говорить о своих нравственных, психологических переживаниях. Однако языковых возможностей, чтобы говорить на иностранном языке уже не о своих действиях, а о своих размышлениях, к этому времени еще недостаточно. И именно в этом классе общеобразовательной школы, как показывает мой опыт, теряется мотивация и пропадает интерес к предмету. Раннее же языковое обучение должно привести к тому, что к подростковому возрасту ученик будет обладать необходимым аппаратом для обсуждения жизненных и интересных для него тем.

Именно поэтому чрезвычайно важным при решении проблем с учебно-методическим обеспечением изучения иностранного языка в начальной школе является реальная преемственность между начальной и основной школами.

Первым отечественным специалистом по раннему обучению стала Е.И.Негневицкая, создавшая еще для первого эксперимента собственную концепцию. Сегодня издается ее УМК, рассчитанный на 2–4-е классы общеобразовательной школы, написанный в соавторстве с З.Н.Никитенко (издательство «Просвещение»). В эксперименте 80-х годов обучение начиналось с 1–2-го класса, чтобы обеспечить преемственность с дошкольным языковым обучением. Кстати говоря, сегодня в школе распространена практика обучения иностранному языку как с первого, так и со второго класса. Поэтому вышеназванный комплект может быть интересен как раз в классах, где дети имеют какую-то дошкольную языковую подготовку.

Принципиальным отличием этого комплекта от всех остальных является нестандартный путь познания основ языка: от звука – к букве. Ученики сначала знакомятся с транскрипцией, довольно продолжительное время пишут и читают, пользуясь только этими знаками, а не буквами. Для ребенка это легко и естественно – писать, как «слышится». Педагоги высшей школы прекрасно знают: транскрипция – самый сложный момент даже при обучении студентов, и смелый ход, предложенный Е.И.Негневицкой и ее соавторами, снимает большинство трудностей уже на более поздних этапах обучения.

Предложенный путь, безусловно, эффективен (я убедилась в этом на опыте обучения своей дочери), но только в том случае, если педагог будет последователен в выбранном методе. Педагогический энтузиазм при работе по этим учебникам далеко не лишнее дополнение, он себя оправдывает.
И эти учебники сегодня довольно хорошо востребованы в средней школе.

Правда, учебник для 4-го класса из этой линии (он подготовлен позже), на мой взгляд, не очень удачен, поскольку совершенно не предусматривает перехода к имеющимся учебникам для средней школы. Но «мостик» между обучением языку в начальной и основной школе – проблема, которую придется решать авторам и других комплектов. Наиболее логичным переходом, на мой взгляд, может стать переход на учебники В.П.Кузовлева и др. для 5–11-х классов (издательство «Просвещение»), которые сегодня часто используются в средней общеобразовательной школе.

Хороший задел в этом смысле есть у авторского коллектива М.З.Биболетовой и Н.Н.Трубаневой, который недавно разработал программу языкового обучения для общеобразовательной школы со 2-го по 9-й класс. В соответствии с этой программой вышли учебники для 2–4-х классов М.З.Биболетовой и др. «Enjoy English 1», «Enjoy English 2» (издательство «Титул»), которые можно также использовать и в 1–4-х классах. Продолжение этой линии уже есть в виде учебников для 5, 6, 7-го классов; готовится к изданию учебник для 8-го класса.

На общеобразовательную школу обратили внимание такие известные в наших спецшколах авторы, как В.Н.Богородицкая и Л.В.Хрусталева. Их учебники для второго и третьего классов общеобразовательной школы учитывают возрастные и психологические особенности младших школьников. Предметно-тематическое содержание учебников опирается как на традиционные упражнения, включая принцип имитации, так и на творческие развивающие задания. В дальнейшем авторы намерены продолжить данный курс, переработав свои учебники для 5–6-го классов, и таким образом проложить мостик между начальной и средней школой.

Хорошо известно, что многие апробированные, ранее используемые курсы устарели с точки зрения языковых и социокультурных реалий, малого количества предлагаемых заданий на развитие языковой и речевой компетенции, а также в силу слабой коммуникативной составляющей. Именно поэтому авторы находятся в постоянном творческом поиске, перерабатывая свой материал с учетом современных методических установок, и в этом их активно стимулирует ФЭС.

Подобный сюжет развернулся с учебниками по английскому языку для 2-го и 3-го классов авторов–учителей Е.Б.Поляковой и Г.П.Раббота (издательство «Версия»). Эти учебники довольно широко использовались в школе, имея один весьма существенный недостаток: они вообще не подразумевали коммуникативной направленности. Однако УМК этих авторов для 2-го класса общеобразовательной школы, представленный на рассмотрение в Федеральный экспертный совет в 2003 году, основательно переработан и представляет собой новый современный добротный учебно-методический комплект для начальной школы, издаваемый теперь, кстати, в издательстве «РТ-Пресс».

Публикация статьи произведена при поддержке интернет проекта "Английский Онлайн". Если Вы хотите найти высокоэффективные уроки, позволяющие самостоятельно выучить английский язык, то больше не надо тратить время, вводя в поисковые интернет-системы такие запросы, как "английский язык скачать". На страницах сайта "Английский Онлайн" собраны бесплатные учебные материалы для начинающих, представленные в виде аудио записей, которые можно прослушать в любое удобное для Вас время. Сайт "Английский Онлайн" располагается по адресу http://www.e-english.ru/