Календарь круглых дат
Мария Порядина
Тютчев,
или Ощущение бездны
Двести лет со дня рождения – дата.
Учебный год давно начался, и по всем учреждениям
культуры уже пошла волна
литературно-музыкальных вечеров, на которых
дети, запинаясь, декламируют «Весеннюю грозу», а
взрослые, закатывая очи, исполняют р-романс «Я
встре-э-этил вас…» («Вешние воды» поют редко,
потому что рахманиновская вещь довольно трудна
для исполнения.)
Каждый давно знает, что Тютчев –
«классик», и потому совершенно спокойно заявляет
о своей любви к нему. Любить классика не стыдно. И
читать – не обязательно. Спроси человека, что он
знает из Тютчева. Люблю грозу в начале мая… –
почти уверенно ответит любой, припоминая
школьную хрестоматию. Ту самую, где нет ни
ветреной Гебы, ни Зевесова орла, ни великолепного
эпитета громокипящий, в котором – вся
античность, как поняла и приняла ее русская
литература.
Самое смешное в том, что мы все
действительно любим эту грозу! Убедительность
тютчевского слова такова, что мы воспринимаем
эту грозу как нечто особенное, определенно –
поэтическое...
Ох, осторожнее!
Слово «поэтический» обыватель привык
воспринимать как обозначение чего-то
возвышенно-легкого, уносящего в приятные
мечтания... чтобы «отдохнуть», чтобы «отвлечься»
от неприятной действительности. Ему в голову не
приходит, что поэзия – это страшно. И что автору,
на самом деле было больно, а если бы не было – он
бы не написал: Я был при ней, убитый, но живой.
Вы это читаете, чтобы «отдохнуть, развеяться», да?
Стихи – не пирожное с кремом и не букет
цветов. Стихи читают (и пишут) не для
«наслаждения». Для чего? Не спрашивайте, я не
готова ответить.
Может быть – для того, чтобы у пишущего
и читающего возникла иллюзия некоего
единомышленничества, что ли. Или – чтобы ощутить
внутри себя трепет, особенную вибрацию нервов,
свидетельствующую о присутствии поэзии как
таковой:
Как бы эфирною струею
По жилам небо протекло.
Такой трепет и возникает при чтении
Тютчева.
И никакой
он не классик! Он абсолютно наш. Не думайте, что у
него есть целостное мировоззрение и свой
«поэтический мир», не надейтесь, что он вам
сейчас объяснит смысл жизни и разложит
мироздание по полочкам. Он противоречит себе и не
знает, чего хочет, одновременно восхищается и
насмехается, ничего не принимает всерьез, потому
что чересчур хорошо знает об условности
сказанного.
То он призывает сумрак – О ночь, ночь,
где твои покровы, // Твой тихий сумрак и роса!.. –
то шарахается от него же, обнаружив, что ночью ...бездна
нам обнажена // С своими страхами и мглами, // И
нет преград меж ей и нами... – то остраненно
наблюдает: Как жадно мир души ночной // Внимает
повести любимой!
Он совершенно по-обывательски
изображает Поэзию: Она с небес слетает к нам – //
Небесная к земным сынам, // С лазурной ясностью во
взоре... И он же трезво рекомендует: Молчи,
скрывайся и таи // И чувства и мечты свои... – все
равно, мол, тебя никто не поймет.
Он принимает бытие, пусть и
неуравновешенное, дисгармоничное: Счастлив,
кто посетил сей мир // В его минуты роковые... Но
при этом обращается к собственной душе: Что
общего меж жизнью и тобою?
Он призывает кого-то к философическому
спокойствию и несуетной мудрости: Не рассуждай,
не хлопочи!.. // Безумство ищет, глупость судит; //
Дневные раны сном лечи, // А завтра быть чему, то
будет. И кому-то советует: Играй с людьми,
играй с судьбою, // Ты – жизнь, назначенная к бою, //
Ты – сердце, жаждущее бурь.
Он умеет ощутить мгновение душевной и
жизненной полноты, способен заметить разлитый в
воздухе жизни некий преизбыток и не боится
понять, что от пустоты нет спасения: и нет в
творении творца! // И смысла нет в мольбе!
Он ощущает себя человеком жесткого
времени, когда не плоть, а дух растлился,
полностью разделяет духовную ущербность своего
современника: И сознает свою погибель он, // И
жаждет веры – но о ней не просит... И у него же: душа
готова, как Мария, // К ногам Христа навек
прильнуть.
Придравшись к тексту канонической
молитвы, он дразнит Господа умной эпиграммой:
мол, если ты противник празднословья, то молитв
не требуй от меня. Но эпиграмма, обращенная
непосредственно к Богу, – не та же ли молитва?
Он старательно одушевляет природу,
уверяя, что в ней есть душа, в ней есть свобода, //
В ней есть любовь, в ней есть язык. И мимоходом
догадывается, что у сфинкса-природы никакой от
века // Загадки нет и не было...
Он находит в природе утешение и
гармонию – невозмутимый строй во всем, //
Созвучье полное в природе, – а потом
констатирует, что природа знать не знает о
былом и равнодушна к человеку и его истории:
Поочередно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.
То у него эта бездна миротворная,
то полна страхами и мглами, то она вне нас – мы
плывем, пылающею бездной // Со всех сторон
окружены, то внутри – человек в душе своей,
как в бездне, погружен, // И нет извне опоры, ни
предела. Да где же это мы – внутри или снаружи?
Куда бежать-то? А надо ли бежать?
Все эти противоречия, неустойчивость
впечатлений, экзистенциальное одиночество,
ощущение бездны со всех сторон – это и есть
Тютчев. Потому он и не классик, потому-то он
совсем как мы, что главное в нем – специфическое
ощущение как бы двойного бытия.
Интеллектуал и рационалист, он видел
все прекрасные и страшные стороны жизни и, в
восторге и ужасе любя ее, не унижался до просьб о
взаимности.
У него было подозрительное для поэта
позапрошлого века умение взглянуть на
собственную жизнь со стороны. Бессонница
наделила его ночным восприятием отдельности
бытия: И наша жизнь стоит пред нами, // Как
призрак, на краю земли... Как бы отчуждаясь от
нее, он наблюдал и комментировал: Жизнь, как
подстреленная птица, // Подняться хочет – и не
может... Он мог даже и в себе ее ощутить как
нечто чуждое, инородное, вспомнить о ней, как об
инфекции какой-то: Та жизнь, – увы! – что в нас
тогда текла, // Та злая жизнь...
Но и она его не особенно жалела – ему
хорошо было известно такое состояние, когда жизнь,
как камней груда, // Лежит на нас...
Один из его любимых эпитетов – роковой.
Роковая бездна – пресловутая бездна! – и роковая
встреча влюбленных, и роковые слова
пророчества, и роковая борьба русского слова,
и роковая година войны, и роковое клеймо
на челе солдат, и как страданье, роковой взор,
и роковое слиянье или поединок роковой
любящих...
Это слово уже в тютчевские времена
могло показаться банальным. Ведь и Пушкин им
активно пользовался (и всюду страсти роковые
– общее место), и Лермонтов им прямо-таки
злоупотреблял.
Но учтите, что Тютчев к слову был
внимателен, не имел привычки ставить в строку
первый попавшийся эпитет, а следовательно – имел
в виду именно постоянство владеющего человеком
рока.
Страшноватая догадка: может быть,
Тютчев столь часто использовал это слово потому,
что чувствовал обычность, даже обыденность рокового?
понимал, что в роковом нет ничего особенного
и сверхъестественного?
Тютчев запросто воспевал общие места
– уста с улыбкою приветной, румянец
девственных ланит и прочие
традиционно-поэтические красоты. У него есть
невероятно косноязычные метафоры: Сей день, я
помню, для меня // Был утром жизненного дня...
Абракадабра какая-то – день был утром дня. Но
при этом он невероятно индивидуален в своей
наблюдательности: отмечает, как утро пробуждает
подругу румяным, звонким восклицаньем, как юбилейно
шумят липы, широколиственно и шумно дрожит
дубрава, как погрузившись в сон железный,
усталая природа спит или зарницы, как демоны
глухонемые, ведут беседу меж собой.
Многие, кто знал его, отмечали, что
Тютчев весьма неохотно рассуждал о поэзии вообще
и о своих стихах в частности. Он часто
отмахивался от подобных разговоров, в беседе
давал понять, что писание стихов – это его
прихоть, не слишком серьезная, почти пустяковая,
почти от безделья... От надоедливых читателей
отделывался банальностями:
То своенравно-весел, то угрюм,
Рассеян, дик иль полон тайных дум,
Таков поэт...
Разумеется! Именно таким
представляет поэта нормальный обыватель, таким
Тютчев ему и являлся. И при этом вполне сознавал,
что собеседника, равного ему по миропониманию и
мировосприятию, рядом с ним нет.
Характерно в этом отношении
стихотворение «Silentium!». Оно говорит как бы о том,
что писать стихи – занятие вполне бесполезное и
даже бессмысленное:
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Но – чем же еще, как не словами, может и
должен «высказать себя» человек, наделенный
словесным даром? Вот еще одно тютчевское
противоречие, приближающее его к нам.
А дело поэзии было для него слишком
серьезным, чересчур личным, как сейчас говорят –
интимным, чтобы обсуждать его с теми, перед кем не
следует метать бисер. Вот с понимающими людьми –
Вяземским, Полонским – можно было говорить. Но –
зачем? ведь они и так его понимали.
Пусть же и среди нас будут понимающие...
|