Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №21/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Кто ответит на вопрос?

 

Нас ждет решение проблем

Заместитель министра образования Елена Чепурных
отвечала на вопросы участников фестиваля «БиблиОбраз»

Эту встречу, названную в программе фестиваля «Час вопроса и ответа», ждали с надеждой и опаской. Час превратился в два, но Елена Евгеньевна Чепурных и ее коллеги терпеливо отвечали на вопросы до тех пор, пока нас всех не начали вежливо выживать из зала участники следующего мероприятия. Разговор, начавшийся как ответы на заранее переданные вопросы, постепенно перешел в прямую пресс-конференцию. Точные вопросы захлестывались порой эмоциями и спорами. Ответы заместителя министра звучали то жестко и однозначно, то как размышления и обсуждение вариантов, но всегда подробно и откровенно.
Мы постарались дать вам наиболее полное представление о происходившем. Опустили только несколько вопросов, на которые нельзя ответить без изучения дополнительных материалов, а также ряд личных и эмоциональных высказываний из зала.

Елена Евгеньевна Чепурных – заместитель министра образования Российской Федерации

Для начала представимся. Меня зовут Елена Евгеньевна Чепурных. Я – заместитель министра образования, веду правовые сферы деятельности министерства; связи с Государственной думой, Федеральным собранием – это тоже моя сфера, кроме этого я занимаюсь Федеральной программой развития образования, курирую программу развития единой информационной образовательной системы, в моем ведении также вопросы воспитания и система дополнительного образования, вопросы образования детей и инвалидов, психологии и здоровья детей и все, что касается детей-сирот, правонарушителей, наркоманов.

Я хотела бы также представить своих коллег: Анатолий Витальевич Баранников, начальник департамента общего и дошкольного образования, и Елена Андреевна Зинина, начальник отдела учебного книгоиздания, библиотек и медиатек.

Итак, один из самых первых вопросов в ваших записках касается статуса работника библиотеки общеобразовательной школы.

Не пора ли обсудить статус школьной библиотеки? До каких пор библиотекарь будет считаться техническим работником? Когда будет решен вопрос с педагогом-библиотекарем?

– Действительно, ни в Законе «об образовании», ни в Законе «О библиотечном деле» нет упоминания о школьных библиотеках, что конечно не способствует повышению статуса библиотеки и библиотекаря. Мы обсуждали это с законодателями, договорились, что создадим группу, которая будет работать над внесением изменений в Закон «Об образовании». Делать отдельный законодательный акт по этому вопросу не представляется возможным. Сейчас вся политика Государственной думы и правительства направлена на то, чтобы совершенствовать имеющиеся законодательные акты и не принимать никаких ведомственных актов, которые не имеют прямого юридического действия. Мы также готовим специализированный закон и хотели бы когда-нибудь отменить Закон «об образовании» и принять большой образовательный кодекс. Кодификация нам нужна, чтобы привести в полное соответствие все сложные вопросы, в том числе и те, которые касаются статуса школьного библиотекаря. Мы будем выходить на статус библиотекарь-педагог. Эта формулировка должна прежде всего пройти в нормативных актах правительства, потому что в основном законе можно отразить только роль и место библиотеки в системе образовательного учреждения.

Необходимо оставить принадлежность школьных библиотек Министерству образования, не отдавать Министерству культуры.

Так вопрос не стоял никогда и не стоит. Образовательное учреждение находится в ведении министерства образования, и школьная библиотека – это структурное подразделение образовательного учреждения. У нас действительно сейчас идет эксперимент по созданию социального культурного комплекса на базе школы. Мы соединяем школу, публичную библиотеку, допустим, села или поселка и дом культуры либо здравпункт под одной крышей. Все они в этом случае становятся прежде всего частью образовательного учреждения. Здесь, я боюсь, могут возникнуть проблемы у публичной библиотеки, которая вольется в состав такого комплекса. Что касается положения в городе, то там идет четкое разграничение по ведомствам библиотек городских и библиотек общеобразовательных учреждений. Так что вы не волнуйтесь. Все документы, которые касаются школьных библиотек, утверждает Министерство образования.

Когда будет принят пакет нормативных правовых документов по работе школьных библиотек?

– Весной и летом 2003 года мы разрабатывали в рамках Федеральной программы развития образования «Положение о библиотеке общеобразовательного учреждения». Выносили его на обсуждение, и 25 сентября проект был одобрен на всероссийском совещании. Я думаю, что до конца года мы его примем. Там есть два приложения: перечень основных услуг, которые оказывает библиотека образовательного учреждения, и перечень платных услуг, сопутствующих основной деятельности библиотеки. Это сделано для того, чтобы четко выделить, что относится к стандарту образования и какие вещи библиотека должна делать бесплатно. Мы прекрасно понимаем, что надо дать возможность библиотеке зарабатывать. Хотя, по-моему, это нужно делать не на тех детях, которые учатся в образовательном учреждении, а, может быть, на взрослых или на посторонних, кто захочет воспользоваться услугами этой библиотеки. Мы никого не обязываем такие услуги оказывать, но для желающих даем согласованный со всеми соответствующими ведомствами перечень платных услуг. В ноябре мы выносим на коллегию министерства образования вопрос о работе библиотек общеобразовательных учреждений. Я думаю, мы можем принять какие-то серьезные решения, особенно касающиеся нормативных документов.

У нас есть несколько интересных проектов, которые в большой степени ориентированы на учителя информатики и библиотекаря. Один касается деятельности 15 900 школ. Это система электронной доставки информации методом так называемой широкополосной передачи для тех школ, которые длительное время еще не будут подключены к Интернету. Не буду объяснять сейчас технологические подробности, но суть ее в том, что в режиме одностороннего доступа из центра, мы будем передавать большой массив информации в школу. Таким образом вы сможете получать на компьютер в библиотеке или кабинете информатики, например, те журналы, которые издаются в системе образования. Сейчас работники департамента ведут переговоры со всеми нашими журналами. Иначе решить вопрос о подписке невозможно. Нереально думать, что мы сумеем подписать все библиотеки страны на все виды учебных и методических изданий. Но мы сумеем сделать так, что эти журналы пусть с опозданием в 3–4 месяца, но будут попадать в школу. Сейчас мы разрабатываем регламент: каким образом люди, получающие эту информацию, учитель информатики и библиотекарь будут ее передавать тем, кто в этом заинтересован. На первом этапе, я думаю, что с 1 января по 1 июня 2004 года, мы будем отрабатывать эту систему на передаче нормативно-правовых актов. И еще – на материалах по предметам, которые входят в единый государственный экзамен: математика, физика, русский язык и история с обществоведением. По этим предметам мы дадим весь массив информации, который имеет федеральный центр, от всех статей, которые вышли в последнее время, до тестовых заданий, и методической базы. К 1 сентября 2004 года мы планируем сделать расписание. Допустим, в понедельник по вашему времени с 9 до 12 часов идет массив методической литературы, с 3 до 5 часов дети могут заниматься в режиме самоучителя, в это время будут вестись консультации и другое. К сентябрю следующего года 15 тысяч 900 школ будут работать в этом режиме. Мы планируем, что еще приблизительно 15–17 тысяч школ сумеем подключить к Интернету. Мы понимаем, что есть регионы, где у людей нет ни телефона, ни Интернета. Там мы будем собирать заказы. Я думаю, что к 1 января 2005 года мы выйдем на систему работы по заказу: когда район, либо округ, либо регион дает нам заказ на необходимую информацию, а мы постараемся эту информацию передавать в их центр.

Когда будет возвращена оплата за вредные условия труда?

– Когда что-то по разным причинам выпадает из того или иного перечня, то восстановить практически невозможно. Но мы создали сейчас специальные рабочие группы по совершенствованию и трактовке всех СанПиНов, по условиям труда, и по всем вопросам, которые касаются взаимодействия системы образования с госсанэпидемнадзором, я думаю, что мы конечно же поставим и этот вопрос. Но не могу сказать совершенно точно, что мы сумеем это решить. Все, что касается оплаты, возвращается очень и очень сложно.

Мы рассматриваем еще один вопрос, связанный с оплатой труда людей, работающих в образовательном учреждении. Сейчас мы проговариваем с профсоюзными и другими организациями, два варианта. Первый: продолжать работу в режиме единой тарифной сетки, с учительской ставкой 18 часов. И второй: не привязывать это все к единой тарифной сетке и к норме преподавания определенного количества часов, а выйти просто на нормальную заработную плату, и тогда многие вопросы можно решить.

Когда решится вопрос об отмене 0,5 ставки школьным библиотекарям?

– Эта ставка, вообще-то, для малокомплектной школы. Если в школе два класса, то о полной ставке библиотекаря вообще говорить не приходится. Но я помню, что только с 14 классов-комплектов начинается полная ставка. Вот здесь-то и возникает проблема.

Мне кажется, этот вопрос можно решить только в том случае, если мы перейдем на систему подушевого финансирования образовательного процесса. В зависимости не от классов-комплектов, а количества детей. Только тогда мы сможем уйти от нынешнего штатного расписания. Тогда штатное расписание, так же как и все вопросы, которые касаются деятельности самого образовательного учреждения, будет зависеть от решения педагогического коллектива, от совета руководителей. Сейчас все нормативы – от количества классов-комплектов. Это плохо, но переделать быстро, не изменяя всей системы начисления заработной платы, невозможно. Мы начали эксперимент в трех регионах Российской Федерации по переведению образовательных учреждений на норматив подушевого финансирования. Там, где это идет, в Ярославле, в Чувашии, появляется возможность пересмотра штатного расписания школы вне зависимости от классов-комплектов. Я поняла задачу. При дальнейшей разработке этого норматива в любом случае нам такие вещи нужно будет продумать.

Библиотека детского дома. Детей может быть и 40 человек, а может и 100. А библиотека должна работать целый день.

– Что касается ставки библиотекаря в детском доме, не могу сейчас ничего сказать, может быть, до конца не знаю этот вопрос. Но насколько я знаю, в детском доме варьировать ставки бывает гораздо легче, чем в обычном общеобразовательном учреждении. Вообще в детских домах у нас получается на одного ребенка чуть ли не два человека взрослых в штате. Я знаю, что во многих случаях эти вопросы решаются. Если есть конкретная проблема, давайте разбирать каждый отдельный случай.

Намечается ли разработка на федеральном уровне какого-либо документа, предусматривающего модернизацию школьной библиотеки?

Это один из вопросов, который мы будем рассматривать на коллегии Министерства образования. Я лично не считаю, что нужно принимать отдельную программу, – допустим, модернизации школьных библиотек, иначе мы дойдем потом до программ модернизации здравпункта, столовой и так далее. Если библиотека является частью образовательного учреждения, то она должна модернизироваться в соответствии со всей стратегией модернизации самого образовательного учреждения. То, что нам нужно повысить роль, место и статус библиотеки, – это бесспорно. Сказать, что мы сумеем полностью переоборудовать 62 тысячи школьных библиотек, в то время как во многих школах нет физической, химической лабораторий, простого оборудования и наглядных пособий, я была бы и рада, но вряд ли тогда покажусь вам нормальным взрослым человеком. Мы постараемся сделать, чтобы у каждого библиотекаря было нормальное рабочее место, с компьютером, программным обеспечением. Надеюсь, мы сумеем за два года либо подвести Интернет, либо создать другую систему доступа к информационным ресурсам. И скорее всего, мы решим вопрос о статусе педагогов. Это я вам могу гарантировать.

Когда библиотеки школы будут обеспечиваться периодическими изданиями?

– Периодические издания пойдут только в том режиме, о котором я рассказывала, или в режиме Интернета, другой возможности обеспечить общий доступ к ним мы не имеем.

Всеобщую подписку на все периодические издания сделать невозможно. Когда начинаешь из 100 журналов выбирать 8, все начинают спрашивать, по какому принципу вы отобрали эти журналы. Если бы вы знали, как мы отбирали библиотеку учебной и методической литературы для сельской школы! Каких только обвинений не было: и в предвзятости, и в плохом отношении к издательству…

Модернизация образования предполагает расширение социальной роли вечерней школы. Будет ли дан вечерней школе статус социального учреждения?

– Я, честно говоря, не понимаю, зачем ей нужен такой статус. Люди, работающие в этом учреждении, потеряют гораздо больше, чем приобретут. Подводить вечернюю школу под статус социального учреждения, – это потеря отпуска, каких-то других льгот. Я не предполагаю, что это может быть сделано. Что касается вообще роли и места вечерней школы, думаю, что ее место значительно увеличится прежде всего из-за перехода на профильное обучение в старшей школе. Само профильное обучение предполагает не только профилизацию школ, но еще и возможность выбора каких-то предметов, индивидуальной траектории движения ученика. В этом случае для многих вечерняя школа будет неплохим вариантом решения той или другой проблемы.

Что планирует Министерство образования для поддержки молодых специалистов? Если они не придут в библиотеки сегодня, то завтра библиотеки умрут.

– Я все-таки сторонник того, что как новые, так и переученные старые люди должны прийти. Мне кажется, что говорить только о том, чтобы заново готовить библиотекаря-педагога, было бы неверно. Мы тогда получим молодого библиотекаря лишь через 5–6 лет. У нас с вами возникает сейчас серьезная проблема. Существенно уменьшается количество педагогов, работающих в системе образования, потому что уменьшается количество детей. Еще три года назад у нас было 20 миллионов детей, а сейчас – 12 миллионов. Естественно, встает вопрос, что делать с освобождающимися кадрами. Вполне возможно, мы сумеем наладить их переквалификацию для работы в библиотеке. Кроме того, мне кажется, что если мы введем должность «библиотекарь-педагог», это позволит частично решить проблему с молодежью. Еще сейчас подготовлено новое положение о целевой контрактной подготовке специалистов для различных учреждений, прежде всего для бюджетной сферы. Целевая контрактная подготовка предполагает, что человек поступает в вуз по конкурсу, но с более низким проходным баллом и, возможно, у него будет более высокая стипендия, но после окончания учебного заведения он должен будет отработать определенное количество времени в этой сфере. Социологические исследования говорят о том, что если человека задерживают на 3–4 года на одной работе, то он привыкает, обрастает новыми связями и уже потом не уходит. Может быть, и само обеспечение рабочего места, и название «библиотека-медиатека», и использование новых информационных технологий будут привлекательны для тех, кто сейчас заканчивает учебу. И заработную плату мы постараемся предусмотреть наравне с педагогами. Сейчас мы создаем центральную библиотеку электронных образовательных ресурсов. Она будет работать в Интернете. Мы поместим туда все ресурсы, что есть в образовании. Конечно не сразу, а года через 4. Сейчас у нас в этой библиотеке оцифровано 17,5 тысяч документов, но это немного, а через 3–4 года мы сделаем ее большой библиотекой. Нам помогает в этом библиотека Ленина. Вот тогда, с таким доступом к информации, школьная библиотека засияет по-новому.

Вопрос о выделении бюджетных средств на комплектование школьных библиотек, техническое оснащение.

– Я очень надеюсь на то, что сейчас, когда финансирование образовательных учреждений передано на региональные бюджеты, когда заработная плата и проблемы комплектования библиотек ложатся на региональный бюджет, школа перестает зависеть от того, есть ли в том или ином муниципалитете деньги, чтобы обеспечить школу хотя бы самым необходимым. По крайней мере, в методику расчета нормативов финансирования, которой должны пользоваться региональные органы власти, мы расходы на библиотеку заложили отдельно.

Будет ли увеличен отпуск?

– Это не отдельная проблема, а опять вопрос статуса. Если вы становитесь библиотекарем-педагогом, конечно, он автоматически увеличивается. А отдельного законодательного акта не будет.

Как решается вопрос об аттестации библиотекарей?

– Сейчас мы готовим новое положение об аттестации всех работающих в педагогической сфере, там библиотекари, естественно, будут.

Нужно решить принципиально: будет ли это новая система оплаты труда и совсем другая отраслевая техника либо мы должны с вами идти к каким-то другим вариантам. Например, надтарифные надбавки, звания. У нас есть заслуженный учитель России, народный учитель России, отличник народного образования. Это решаемые вопросы, но нужно еще какие-то вещи прописывать и пытаться выйти за старые рамки. Мы можем, например, в понятие почетного работника образования включить не только учителей школы, но и библиотекарей.

Выступление из зала. Меня зовут Наталья Владимировна Бубекина. Я представляю министерство культуры и Российскую государственную детскую библиотеку. Вы совершенно справедливо говорите о том, что библиотека – структурная часть школы и работает по закону «Об образовании». Но оплата труда и все нормативы работы регулируются на основании документов Министерства культуры. Я хочу довести до вашего сведения вот что. На министерство культуры когда-то возложили руководство вообще всеми библиотеками России. Сейчас будет создана комиссия, и я в ней состою от министерства культуры, по разработке новых тарифно-квалификационных характеристик библиотечных работников, работников культуры. Надо не пропустить момент. Давайте не будем городить ведомственные заборы. Давайте вместе выработаем ту нормальную объективную систему, при которой любому библиотекарю, имеющему возможность переходить из одной системы в другую, были бы созданы нормальные равные условия.

В специальных коррекционных школах-интернатах согласно новому положению есть такой нюанс – класс из
6 человек, а группа из 20. У нас в интернате 124 учащихся, и ставка библиотекаря, в отличие от педагога, зависит именно от количества групп. А в штатном расписании ставка заведующего библиотекой полагается с 14 классов. С меня сняли ставку зав. библиотекой, я стала библиотекарем.

– Надо сделать нормальное юридическое обоснование. Я проконсультируюсь с юристами, как правильно его написать. Но сейчас ничего обещать не могу.

Когда вводили бесплатные учебники, для библиотекаря была введена доплата в зависимости от количества учебников. Сейчас этот документ уже устарел, но другого нет, и доплата идет на усмотрение директора школы.

– Сейчас все отдано на откуп учредителям. Мы не сможем на федеральном уровне издать ни одного обязывающего закона. И вообще нужно уходить от системы доплат к мизерной зарплате. Нужно делать одну нормальную зарплату за понятный объем работы.

У нас сложилось тяжелое положение со списанием литературы. Дело в том, что есть приказ Комитета по управлению госимуществом о том, что списание производится только по согласованию с данным комитетом. Мы в течение года не списали ничего, потому что комитет рассматривает списание очень долго.

– Чтобы я сейчас ничего не перепутала, напишите на мое имя официальную бумагу и укажите, в какой документ надо внести изменения. Мы сделаем официальный запрос в комитет. И будем разбираться.

Вы говорите, что библиотека в школе является структурным подразделением. А последние документы об отпуске говорят о том, что руководитель структурного подразделения имеет 56 календарных дней отпуска. Почему это с нами не связано никак?

– Сейчас до 1 ноября нам позволили внести в перечень профессий, имеющих право на льготы, все то, чего у нас не было. Мы сейчас решаем много вопросов, например со старшими вожатыми. Можно попробовать сейчас внести и это.

 

Еще долго продолжались бы вопросы, если бы не регламент. Ряд особо сложных или очень узких вопросов Елена Евгеньевна записала, чтобы разобраться потом. И вообще не раз повторяла, что не любит говорить, а тем более обещать то, в чем не уверена. Тем не менее самые больные вопросы заданы, ответы получены, обещания даны. Будем надеяться.