Час тихого чтения
Евгения Мальчуженко
ДРРРРР–ГРРРР–БАЦ
Или человек ко всему привыкает*
Вопросы качества
«Лучшее – детям!» Мы так привыкли, что
за этими словами ничего не стоит! И все-таки, и
все-таки… давайте попробуем повысить качество
того немногого, что делаем. Не буду голословной и
приведу несколько конкретных примеров.
Пример 1. «Микки Маус».
Небольшая история и картинка при ней. «Одна
дама едва не сошла с ума: подала в полицию
заявление о пропаже мужа, а ей привели барана…» При
всей своей дремучести в вопросах зоологии
категорически заявляю: на картинке полицейский
держит на веревочке абсолютного козла.
Пример 2. «Играем с Барби».
Приведен рецепт праздничного кекса. Я
бы отнесла нижеследующее к рубрике «Найди
различия». Попробуйте и вы их найти. (В интересах
читателей количественные показатели я опускаю.)
Тебе понадобятся |
Приготовление теста |
– Мука
– Разрыхлитель
– Соль
– Сахарный песок
– Яйцо
– Молоко
– Масло |
– Мука – Дрожжи
– Соль
– Сахарный песок
Смешать и добавить:
– Молоко
– Масло |
Томительное расхождение двух
половинок таблицы – результат небрежности
переводчика и редактора. Конечно, по сравнению со
всем остальным – это мелочь. Но, уважаемый
редактор, а если негодующие родители подадут в
суд за нанесение морального ущерба их любимому
чадушку, которое как Буриданова ослица будет
метаться между двумя списками.
Пример 3. «Чиж и Ёж»
Об этом журнале я еще не сказала ни
слова. Оставила на десерт. Это действительно
замечательный журнал. Но пример как раз отсюда.
Один из разворотов «ЧЁ» посвящен
сборнику детских английских стихов «Матушка
Гусыня». Составитель этой подборки – В.Гусев,
подписался «Дядя Гусев». Так что, пардон за
фамильярность, но некоторое время я буду
называть В.Гусева именно так. Дядя Гусев
напечатал 2 стихотворения на английском языке и к
каждому из них приложил 2–3 варианта переводов
разных авторов. Право, чудная мысль! Но мы говорим
о качестве, и я хотела бы заметить, что вариант
перевода:
Я раздобыл ее в лесу,
Искать ее устал.
И вот – домой ее несу,
Поскольку не достал.
выполнен не некоей М.Боровицкой, а
хорошо всем известной М.Бородицкой. Кстати,
рядом с этими легкими прозрачными строками
вариант перевода самого Дяди Гусева выглядит не
очень:
Обнаружилась в лесу.
Сев, искать ее пришлось.
Но – найти не удалось,
И – домой ее несу.
К тому же, как это следует из
приведенных текстов, перед нами – загадка.
Хорошо бы Дяде Гусеву намекнуть на разгадку. Я
думаю, что это было бы всем в равной мере
интересно. А места при всей журнальной тесноте
это заняло бы чуть-чуть. Вот какой комментарий в
1988 году был опубликован в сборнике «Mother Goose Rhymes»
(Москва, «Радуга») Н.М.Демуровой: «Эта загадка о
человеке с занозой в ноге восходит к античности.
По преданию, сам Гомер не смог ее разгадать и –
умер от стыда».
Вы поняли, конечно, что мне за Гомера**
обидно. Ведь НЕупоминание имени Гомера –
упущенная возможность. Ребенок сей же час не
побежит к мамаше с истошным криком: «Мама-мама,
хочу про Гомера!» А может быть, так и не узнает о
«великом слепом». А вдруг бы ему, ребенку,
понравилось? Вдруг бы он восхитился мраморными
колоннадами гекзаметров?
Я так долго писала о том, что меня
слегка покоробило в журнале «Чиж и Ёж», а между
тем – это лучший из всех попавших в мои руки
журналов.
Настоящий детский журнал. Его
прародители, ленинградские журналы «Чиж» и «Ёж»,
издававшиеся в 20-х годах ХХ века, вошли в историю
литературы.
В сегодняшнем «ЧЁ» печатаются стихи и
рассказы, сказки (переводные и российского
производства) и «серьезные» задания на
литературную сообразительность. В какой-то мере
здесь есть даже комиксы, но в окультуренном
варианте: сначала напечатан полнометражный
членораздельный рассказ, а уже потом – стройные
ряды картинок «а ля комикс».
Я не даром написала, что оставила «ЧЁ»
на десерт. Вот фраза для истинных гурманов:
«Блоха – маленькое прыгающее насекомое, крайне
несамостоятельное – паразит…» Это примечание
Николая Олейникова к собственному же рассказу
«Блошиный учитель».
Детские журналы и экономика
Настала пора поговорить о тиражах
упомянутых журналов и ценах на них. Как вы поняли,
мне по-настоящему понравились два журнала –
«Автобус» и «ЧЁ». Их общий тираж 10 000
экземпляров (каждый по 5 000). Суммарный тираж
остальных – 542 000. Наверное, существует
еще пара-тройка хороших журналов и наверняка
еще некоторое количество тех, других. Но думаю,
что пропорции в лучшем случае сохранятся.
Естественно, что при этом цены на «Автобус» и
«ЧЁ» примерно в 2 раза выше.
К тому же гигантские 542 000 можно купить
в любом киоске около метро, а нежно выпестованные
авторами и редакторами 10 000 – только в Доме книги.
После смены руководства «Роспечати» «ЧЁ» здесь
больше не продается. Скажу больше. В Доме книги на
скромной вертушке толпятся почти все «Автобусы»
за последние два года и большая часть «Чижей и
Ежей». На вопрос: «Покупает ли кто-нибудь эти
журналы?» – мне ответили: «Да, очень хорошо
покупают. Лицеи, гимназии...» Но оценка спроса
слегка преувеличена. Это понятно любому. О
покупаемости остальных журналов я не спрашивала.
Но очевидно, что только безумец будет
поддерживать многотиражное издание, если им
никто не интересуется.
Так что же получается? Предложение
гигантских тиражей макулатуры порождает
соответствующий спрос. А периодичность этих
изданий вырабатывает привычку ЭТО читать.
География исследования
Все журналы были куплены жарким
августовским днем в Санкт-Петербурге.
Говорят, в Москве тоже есть очень
хороший детский журнал с загадочным названием
«Кукумбер». В Питере его не купить. А интересно
было бы познакомиться. Ау, «Кукумбер»!
Призывы
1. Дорогие издатели и главные редакторы
периодических детских изданий! Уважайте детей!
Приглашайте на страницы ваших журналов хороших
литераторов! Ждите – «спасибо» вам скажут
огромное…
2. Дорогие и уважаемые хорошие
литераторы! Чаще думайте о детях – они ваши
будущие читатели! Готовьте их к свиданию с вашей
хорошей литературой сейчас, потом будет поздно!
3. Дорогой Сергей Махотин! Отвоевав
маленький «закуток» (5 ґ 7 = 35 см2) на страницах
журнала «Вовочка», не останавливайтесь на
достигнутом! Требуйте улучшения жилищных
условий!
Таблица сравнения тиражей,
заявленной тематики и читательского адреса
упомянутых в статье журналов
Приложение**
Название |
Издательство |
Тираж |
Заявленная тематика |
Адресат |
Дисней для малышей |
«Эгмонт Россия Лтд.»,
Москва |
105 тыс. |
Развивающий журнал |
«Для чтения взрослыми
детям»
(Дошкольный возраст?) |
Играем с Барби |
«Эгмонт Россия Лтд.»,
Москва |
110 тыс. |
Комиксы |
Младший школьный
возраст |
Том и Джерри |
«Эгмонт Россия Лтд.»,
Москва |
72 тыс. |
Комиксы |
Младший школьный
возраст |
Тошка и компания |
«Эгмонт Россия Лтд.»,
Москва |
55 тыс. |
О животных |
Средний школьный
возраст |
Микки Маус |
«Эгмонт Россия Лтд.»,
Москва |
90 тыс., 2 раза в месяц |
Комиксы |
Средний школьный
возраст |
Автобус |
Туристический и
культурный центр «Эклектика», СПб |
5 тыс. |
Детский исторический
журнал |
Средний школьный
возраст (от 11 лет и старше) |
ЧЁ (Чиж и Ёж) |
Изд-во «Лицей», СПб |
5 тыс. |
Не указана |
Просто для детей |
Вовочка |
«Эгмонт Россия Лтд.»,
Москва |
20 тыс. |
Анекдоты, приколы… |
Старший школьный
возраст |
Примечание автора. На
последней странице обложки некоторых журналов
издательства «Эгмонт Россия Лтд.» напечатана
реклама Книжного Клуба Уолта Диснея. Среди
книжек, которые предлагается заказать по почте,
есть одна с названием «Принц и нищий». На ее
обложке – Микки Маус и его мультяшный собрат.
Очень бы хотелось, чтобы дети, получившие эту
книгу в личное пользование, каким-нибудь образом
узнали, что у этих «мышиных историй» есть, что
называется, первоисточник.
________________
* Окончание. Начало
читайте, пожалуйста, в № 20–2003.
** Журналы
размещены в таблице «по возрасту» читателей,
тираж указан по состоянию на 2002 год.
На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в октябре
ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Кириллова С. ЕГЭ вступил в Москву.
Не постигнет ли его теперь участь Наполеона? №
72–2003, с. 1.
Последние события дают основания
полагать, что единый экзамен в столице ждет
отнюдь не парадное шествие.
Агранович М., Кириллова С.
«Доступность образования – хорошая вещь, но ее
трудно измерить статистически». № 73–2003, с. 2.
Беседа с руководителем Центра
мониторинга и статистики в образовании о научных
подходах в оценке результатов образовательных
реформ в России и за рубежом.
Кириллова С. Тест до и тест после. №
73–2003, с. 2.
Какими методами определяют
результативность образовательных реформ на
Западе.
Кириллова С. Итоги ЕГЭ-2003: «вся
страна три года прыгала в пустой бассейн». №
74–2003, с. 1.
Теперь ректоры и руководители
образования регионов хотят других условий
проведения эксперимента.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Лебедев С. «Школьный автобус» по
полной программе. № 71–2003, с. 1–2.
История о том, как воплощался в жизнь
один масштабный экономический проект в сфере
образования.
ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Цирульников А. Народная школа.
Современная версия. № 73–2003, с. 3.
Народная школа появляется не только
когда проявляется народ, но когда приходят
учителя – неопровержимые в своей
положительности. Откуда они берутся, никто не
знает, но удивительно, как легко у них все
получается, как бы само собой. Дар им такой дан
зачем-то…
ЯЗЫКИ ШКОЛЫ
Кожурина Л. Территория умолчания.
№ 71–2003, с. 3.
Искусство педагогика, наука или что-то
третье? Вопрос надоевший, но не праздный. Это
вопрос о том, каким должен быть язык описания
деятельности учителя и детей.
Лобок А. и др. Буква “В”.
Воспитание. № 71–2003, с. 3.
Словарь реальной педагогики,
составленный из учительских представлений о
разных педагогических явлениях. Слово данной
статьи – воспитание.
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Берзон Б. Урок по принципу домино.
№ 72–2003, с. 2.
Как автор попытался сделать школьную
физику интересной для каждого.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
Печатникова Л. Дневники из
осеннего Коктебеля. № 71–2003, с. 4.
Самый длинный побег с уроков, который
привел в самый просторный класс.
Борисова Л. Своя тропа. № 71–2003, с. 4.
Под крышей Дарвиновского музея учат
читать не учебники, а книгу, в которой все мы
живем от рождения до смерти.
ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
Грузинова И. «Я аплодирую твоими
ресницами». № 71–2003, с. 7.
Можно ли остановить бессвязный
речевой поток, который обрушивается на нас и
наших детей с экранов телевизоров, из
радиоприемников и даже из книг известных
издательств?
Текучева Н. Великий, могучий,
забытый... № 71–2003, с. 7.
Десять лет учим родному языку, а
выпускники пишут “палажение” и терпят
“порожение”.
Лабухина О., Иваницкая Е. Молчание
ребят. № 71–2003, с. 7.
Одна из причин речевой неграмотности
детей – полное отсутствие собеседников.
Лобок А. На границе между жизнью
понарошку и жизнью взаправду. № 74–2003, с. 2.
Одиннадцатиклассники московских школ
продолжают разговор о том, чего не хватает и
отчего грустно современным подросткам.
ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Собкин В.С. и др. «Дети до...»
становятся все младше. № 73–2003, с. 7.
Курение, алкоголь, наркотики в
подростковой среде.
Лобок А. Символ взросления или
инфантилизма? № 73–2003, с. 7.
Курение и употребление алкоголя
сегодня для подростка уже не являются знаком
самостоятельности. Скорее знаком того, что он
согласен быть как все.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Ржанов А., Попова С. Прикинуться
глупеньким, чтоб меньше требовали. № 72–2003, с. 4.
Почему подросток не хочет учиться?
Баргесс В., Тэйлор Л. Какой вы
родитель? Пер. с англ. Никоновой М. № 72–2003, с. 4.
Основные особенности трех типов
поведения взрослых.
Корсунова И. Пять историй за
партами. № 74–2003, с. 8.
У всех взрослых за плечами свой
школьный опыт. И иногда он очень мешает учиться
их детям.
Хоменко И. Жить рядом с бабушкой и...
выжить. № 74–2003, с. 7.
Не стоит бороться с чужой позицией,
лучше попробовать укрепить свою.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(вкладка)
Документы № 98. № 72–2003, с. 1–8.
Учебники № 68. № 74–2003, с. 3–6.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в октябре–ноябре
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Колоскова Н. Праздник месяца. День
защиты животных. «Библиотека в школе», № 20–2003, с.
52–53.
Материал может быть использован при
подготовке классного часа и интегрированного
урока в библиотеке.
Красной датой не отмечен этот день
в календаре [Подборка сценариев веселых игр].
«Начальная школа», № 39–2003, с. 5–12.
Г.Круглякова. Арбузник.
Л.Балдова. Что за чудо этот чай!
Праздник печеной картошки. Географическая
игра-викторина «Пиратская регата».
Н.Халевина. Праздник цветов.
Родионов В. Учимся планировать
здоровое питание. Сценарии тренинговых занятий.
«Здоровье детей» № 20–2003, с. 10–11.
Для чего мы едим? – занятие для
начальной школы.
Продукты питания разных народов –
занятие для основного звена школы.
Рациональное питание – занятие для
старшеклассников.
Чикин В. Звук и свет. «Физика», №
39–2003, с. 20–22.
Сценарий физического вечера.
Яковлев В. Играя, дети учатся жить.
Игры в начальной школе. «Спорт в школе», № 20–2003,
с. 8.
Разновидности игры в «Пятнашки».
Встречная эстафета с бегом. Встречная эстафета с
прыжками. Мяч среднему. Метко в цель.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Амонашвили Ш. Письма к дочери.
«Библиотека в школе»,
№ 21–2003, с. 21–22, 43–45.
Письмо десятое «Люб разумному
учитель».
Письмо одиннадцатое «Ecce Homo».
Письмо двенадцатое «Самый главный
совет».
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Панина Г. Психологическая
поддержка учителя. Профессиональное здоровье
учителей. «Начальная школа», № 39–2003, с. 13.
Как учителю преодолеть вспышки гнева,
состояния раздражительности, тревожности,
отчаяния.
Алгоритм решения конфликтной
педагогической ситуации.
Туаева Н. Необитаемый остров.
Психологическая игра для младших школьников.
«Школьный психолог», № 37–2003, с. 16; № 38–2003,
с. 16; № 39–2003, с. 16.
ПОДРОСТОК
Лобок А. На границе между жизнью
понарошку и жизнью взаправду. «Первое сентября»,
№ 74–2003, с. 2.
Одиннадцатиклассники московских школ
продолжают разговор о том, чего не хватает и
отчего грустно современным подросткам. Отклики
на публикацию «Мне грустно, или чего не хватает
человеку в 15 лет» («ПС» № 63–2003).
Лобок А. Символ взросления или
инфантилизма? «Первое сентября», № 73–2004, с. 7.
Курение и употребление алкоголя
сегодня для подростка уже не является знаком
самостоятельности. Скорее знаком того, что он
согласен быть как все.
Собкин В. и др. «Дети до…»
становятся все младше. «Первое сентября», №
73–2003, с. 7.
Курение, алкоголь, наркотики в
подростковой среде. Статья основана на
материалах анкетного опроса учащихся 7, 9 и 11-х
классов.
Тиматова Л. Открытка от
одиночества. Открытый урок для учащихся 10-х
классов. «Школьный психолог», № 39–2003, с. 7.
Чувствовали ли вы себя когда-нибудь
одиноким, никому не нужным? Как выразить свое
отношение к одиночеству, поддержать тех, кому это
необходимо.
ВСЕ ВМЕСТЕ
Тема номера: питание. «Здоровье
детей», № 20–2003, весь номер.
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Растимешин Д. Гарантии договора со
школой. «Первое сентября», № 74–2003, с. 8.
Перечень требований к школе при
оказании платных услуг.
Арт-галерея «Первого сентября»
Шелешнева О. Брейгель старший
(1525/30–1569). «Искусство», № 17–2003, с. 5–6, 11–12; №
18–2003, с. 5–6, 11–12; № 19–2003,
с. 5–6, 11–12.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в октябре
ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ
Матвеева М. Оперируем по-новому. №
18–2003, с. 6–7.
Не все знают, что эти в общем-то простые
и, пожалуй, самые распространенные операции по
удалению аденоид теперь и у нас кое-где делают
по-новому, так же, как на Западе, – с
использованием современных эндоскопических
технологий.
Таточенко В. Ожирение. № 18–2003, с.
8–9.
Как предупредить ожирения.
Продолжение. Начало см. № 17–2003.
Таточенко В. Сахарный диабет. №
19–2003, с. 8–9.
Для того, чтобы предотвратить тяжелые
последствия диабета, родителям больных детей
важно четко знать правила его лечения и строго
выполнять назначения врача.
ОПАСНОСТЬ
Зубакин В. Чужая беда. № 18–2003, с.
20-21.
Рассказ руководителя Московского
областного отделения Международной ассоциации
по борьбе с наркоманией и наркобизнесом о работе,
которая ведется в Подмосковье.
НЕОТЛОЖКА
Лекманов А. Несчастный случай. №
18–2003, с. 10–11.
Цикл статей, которые расскажут, как
следует действовать и что предпринять при тех
или иных несчастных случаях.
Лекманов А. Травматические вывихи.
№ 19–2003, с. 6.
45 МИНУТ
Репина Л.И. Уроки для слабовидящих.
№ 18–2003, с. 16–17; № 19–2003, с. 18.
Программа физического воспитания для
слабовидящих детей, которая дает неплохие
результаты.
Ганзен И.С. Примерная программа
уроков физкультуры для учеников 1–11-х классов,
отнесенных по состоянию здоровья к специальной
медицинской группе. № 19–2003, с. 10-11.
Пояснительная записка.
ВНЕ УРОКА
Родионов В. Учимся быть здоровыми.
№ 19–2003, с. 12–13.
Сценарные профилактические занятия
для учащихся начальной школы.
СЕМЬЯ И ДЕТИ
Лекманов А. Как живется
современным подросткам? № 19–2003, с. 14–15.
Наиболее верный способ
конструктивного общения с детьми – диалог.
СЕМЕЙНЫЙ ПСИХОЛОГ
Матвеева М. Как гены лягут... №
19–2003, с. 19.
Интервью с доктором психологических
наук, заведующей лабораторией Психологического
института РАО М.С.Егоровой о том, что
действительно ли темперамент человек получает
от своих предков по наследству.
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК
Стрельцова В. Станет ли вундеркинд
гением? № 19–2003, с. 14–15.
Давайте не будем, глядя на одаренного
ребенка, гадать о том, каких вершин достигнет он в
будущем, станет ли гением. Главное — дать ему уже
теперь, в школьные годы, возможность развить
дарованные свыше способности, не лишая при этом
ребенка радостей и волнений светлого детства —
прекрасной поры в жизни, которая имеет для
человека высочайшую ценность.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Антропова М. Режим младшего
школьника. № 18–2003, с. 18–19; № 19–2003, с. 16–17.
Что такое режим, элементы режима дня
школьника.
Продолжение. Начало см. № 17–2003.
УРОК ЗДОРОВЬЯ
Родионов В., Ступницкая М. Жизнь без
травм! № 18–2003, с. 12–14.
Анкета по выявлению установок на
травмобезопасное поведение и специальный
тренинг из десяти занятий по формированию
травмобезопасного поведения.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в октябре
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ (Вкладка)
Контрольные работы по русскому
языку для 3-го класса. I и II четверти. № 38–2003, с.
1–15.
Контрольные работы разработаны
специально для учебно-методического комплекта
по русскому языку, созданного в рамках проекта
«Начальная школа XXI века» (научный руководитель
– чл.-корр. РАО Н.Ф.Виноградова, авторы учебника
по русскому языку – С.В.Иванов и др.), но могут
быть использованы в классах, изучающих русский
язык по другим учебникам и программам.
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Рудницкая В. Математика. № 37–2003, с.
2–10.
Комплект контрольных работ
предлагается в помощь учителям, работающим в
1–4-х классах по новым программам и учебникам
авторов М.И.Моро и др. (изд. «Просвещение»).
Игнатьева Т.В. Чтение. № 37–2003, с.
11–24.
Предлагаемые контрольные работы
являются примерными и выбираются учителем
исходя из уровня сформированности навыка чтения
не только класса в целом, но и каждого ученика в
отдельности, а также с учетом требований
вариативных авторских программ.
Тикунова Л.И. Русский язык. № 37–2003,
с. 25–29.
Предлагаемые контрольные работы по
русскому языку (диктанты, проверочное
списывание, грамматические задания, работа над
предложением и текстом) позволят учителю узнать,
насколько прочно, осознанно усвоен учащимися
материал по пройденным темам на конец I четверти.
Карасева Г. Умножаем на 8. № 38–2003, с.
2.
Урок во 2-м классе.
Жилина Н. «Расслышать листика
шуршанье». № 38–2003, с. 3.
Урок чтения в 4-м классе.
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Панина Г. «Быть отличником хочу!
Пусть меня научат!» № 38–2003, с. 14.
Программа «Коррекция базовых уровней
доинтеллектуальной деятельности», целью которой
является оказание помощи родителям и педагогам,
работающим с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста.
Продолжение. Начало см. № 29, 31, 35–2003.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Иншакова О. Леворукие дети и
математика. № 38–2003, с. 13.
Как управлять процессом обучения.
Продолжение. Начало см. № 21, 22, 24, 29, 32,
34–2003.
МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
Ковалева Л. Мы с тобой говорим
глазами... № 38–2003, с. 4.
Надомное обучение детей с ДЦП.
УЧИМСЯ ИГРАЯ
Иоч О. Ты вышел на улицу. № 38–2003, с.
15.
Правила дорожного движения.
ЧИТАЕМ ДЕТЯМ
Сазонова Н. Портрет любимого
существа. № 38–2003, с. 16.
Работы учеников 3-го класса.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в октябре
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Вачков И. Пять мифов о
психологических тренингах. № 37–2003, с. 7.
Интерес к психологическим тренингам
часто базируется на своеобразной мифологии,
дымкой окутывающей их загадочную для обывателя
суть.
Хусид А. Патриот самого себя. №
38–2003, с. 1–8 (вкладка).
Конспект занятий по программе студии
«Образ».
МЭТРЫ
Степанов С. Лоуренс Кольберг
(1927—1987). № 37–2003, с. 4–5.
Лоуренс Кольберг — фигура мирового
масштаба, и ни один серьезный учебник по детской
психологии не обходится без упоминания о его
теории морального развития.
ТЕЗАУРУС
Степанов С. В ладу с собой. № 38–2003,
с. 3.
С точки зрения здравого смысла ценным
является умение говорить, что думаешь, но при
этом хорошо бы еще и думать, что говоришь.
ГИЛЬДИЯ
Битянова М. Половина успеха. № 37-2003,
с. 13; № 38–2003, с. 13.
Посмотрим на возможные варианты
позиционирования психолога в отношениях с
педагогами.
Родионов В. С чего начинается
школа. Психолог и школьная служба безопасности.
№ 38–2003, с. 12.
План семинарского занятия
«Особенности работы сотрудников службы
безопасности в школе».
ТЕСТ СО ВСЕХ СТОРОН
Семаго М. Организация
диагностического процесса. № 37–2003, с. 8–9.
Автор предлагает свой подход к
упорядочению, технологизированию
диагностической работы психолога образования,
который достаточно эффективен и может быть
использован психологами различных
образовательных учреждений, в первую очередь —
школьных.
НАШИ ДЕТИ
Кравцова М. Почему дети воруют? №
37–2003, с. 6; № 38–2003, с. 6.
Кража — это реакция ребенка на
травмирующие его обстоятельства жизни.
Продолжение. Начало см. № 35–2003.
Костарева С. Подростковое
одиночество. № 38–2003, с. 4–5.
Чувство одиночества и неприкаянности,
связанное с возрастными трудностями становления
личности, порождает у подростков неутолимую
жажду общения со сверстниками, в обществе
которых они находят или надеются найти то, в чем
им отказывают взрослые.
ИГРОТЕКА
Туаева Н. Необитаемый остров. №
37–2003, с. 16; № 38–2003, с. 16.
Психологическая игра для младших
школьников.
КОЛЛЕГИ
Решетникова О. Играют все! № 37–2003,
с. 14.
Рассказ о мастер-классе
«Психологические концепции игрушки и проблемы
экспертизы игрушек», который состоялся в рамках
VI Всероссийской выставки достижений
практической психологии. Проводила это
мероприятие известный специалист по детским
играм М.В.Осорина.
Решетникова О. О бабочках на
палочках. № 38–2003, с. 14.
Рассказ о хороших и плохих игрушках.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в октябре
АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ
(ВКЛАДКА)
Государственное образовательное
учреждение среднего (полного) общего образования
с углубленным изучением английского языка. №
37–2003, с. 1–8.
Базовые идеи модели культуроведческой
школы № 411 «Гармония» г. Санкт-Петербурга,
которые разработаны коллективом философов,
культурологов, педагогов кафедры этики и
эстетики РГПУ им. А.И.Герцена под руководством
доктора философских наук, члена-корреспондента
РАО А.П.Валицкой.
Бурятские учителя и Совет Европы:
продуктивное сотрудничество. № 38–2003, с. 1–8.
20–22 октября в Улан-Удэ состоится
семинар Минобразования России и Совета Европы,
посвященный проблемам подготовки нового
поколения школьных учителей истории. В нем
примут участие коллеги из всего Байкальского
региона, Европы и даже Японии.
ВЗГЛЯД
Адамский А. Школа становится
военно-религиозной. № 38–2003, с. 1.
Теперь нами будут командовать не
только священники, но еще и генералы.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
О.С. Статус учителя: исполнение
закона или новый закон? № 37–2003, с. 4.
Хочется верить, что нынешнее поколение
педагогов увидит лучшие дни.
Алейникова И. Президент как
тяжелая артиллерия. № 37–2003, с. 4.
Россия присоединилась к Болонской
конвенции по высшему образованию.
Бацын В. «Кавказская кухня»
российской школы. № 37–2003, с. 13.
О национальных проблемах образования
на Северном Кавказе.
ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Реморенко И. Нужны ли нам внешние
заимствования? № 37–2003, с. 3.
Освоение кредитных средств может
оказаться очень выгодным, если правильно
рассчитать направление капиталовложений. Одна
из приоритетных отраслей вложения кредитных
денег – образование.
Типенко Н.Г. Образовательный
стандарт и проблема «выравнивания». № 38–2003, с. 5.
Неравенство в финансовом обеспечении
ведет к увеличивающемуся неравенству в качестве
даваемого образования, а следовательно, и к
неравенству в доступе к образованию, что во всем
мире признается негативной тенденцией.
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ
Колонка С.Соловейчика публикуется по
материалам сборника «Воспитание школы».
Контроль в школе. № 37–2003, с. 2.
Исследования показывают, что качества
директора во многом зависят от того, на кого этот
директор ориентирован в своей работе.
Дорогая цена мнимого порядка. №
38–2003, с. 3.
Как бы не выглядел стандарт, будет ли
он максимальным или минимальным, он по
определению опасен, потому что противоречит
естественным законам жизни.
ОФИС
Негосударственное пенсионное
обеспечение работников. № 37–2003, с. 11.
Аминев С.Х. Аудит
негосударственных учебных заведений. № 38–2003, с.
11.
Виды аудита, налогообложение , выбор
аудитора и другие вопросы.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Белолуцкая А. Во Франции объявлена
дискусс
|