Точка
зрения
Татьяна Рудишина
Пишите планы для истории
Методическая реплика
В
№ 8 вкладки «Методический день» был опубликован
очень нужный материал Елены Баханской по
планированию работы школьной библиотеки (БШ. – 2003 – № 20).
Этот вариант – опыт, но ни в коем
случае не догма. Поэтому считаю возможным
оспорить один из пунктов предложенной схемы и
внести свой вариант.
Читаю VI раздел, пункт 5 «Работа с
детской библиотекой». Мне, работнику детской
библиотеки, этот пункт сразу же бросился в глаза,
порадовал, но тут же вызвал ряд вопросов.
Во-первых, почему только с детской? А
если установились прочные связи с юношеской или
взрослой библиотекой? Вы с ними соседи, а до
ближайшей детской неудобно добираться? Более
того, чем многообразней будут контакты, тем
больше они обогатят читателей. Это особенно
характерно для городов с разветвленной
библиотечной системой. Среди моих московских
коллег есть школьный библиотекарь, который
сотрудничает с близлежащей детской библиотекой,
участвует в традиционных краеведческих играх
ЦГДБ им. А.П. Гайдара, готовится к этим играм во
взрослой библиотеке ЦБС, где создан
специализированный отдел краеведческой
литературы. ежегодно во время недели детской
книги совершает экскурсию в Российскую
государственную детскую библиотеку, а
старшеклассников в начале учебного года (по
договоренности с детским залом ВГБИЛ) знакомит с
уникальными возможностями этой крупнейшей в
стране библиотеки, которая записывает всех (!)
невзирая на возраст.
Во-вторых, почему взаимодействие с
детской библиотекой идет только по одной позиции
– «Воспитательная работа»? Координация и
сотрудничество возможны и в сфере
информационной, в справочно-библиографической
работе, в работе по воспитанию культуры чтения.
В-третьих, мне немного не хватило
раздела, где шла бы речь о «координации с другими
учреждениями и организациями». По мере своего
развития школьной библиотеке, как открытой
информационной и социокультурной системе,
становится тесно в рамках своей школы. Тут-то и
начинаются взаимовыгодные контакты с музеями,
студиями, общественными организациями. Причем
контакты именно между организациями и
учреждениями и школьной библиотекой.
Да, умело планировать и отчитываться –
это особый талант. Объективно
продемонстрировать свои достоинства, не умаляя
их, – этому непременно надо учиться. Сейчас, в
ноябре–декабре, – самое время планов/отчетов у
массовых библиотек. Каждому библиотекарю в это
время года непременно приходила в голову
очевидная крамола: для чего мы пишем отчеты?
Кто-нибудь когда-нибудь их читает? Кому нужен
этот вал цифр, поток наименований проведенных
мероприятий, водопад межведомственных связей,
аккуратно прописанных в этом письменном труде.
Ладно еще цифры: Госкомстат, так называемая
«форма
6-нк»… Но тексты… Проходят годы, сменяются вожди,
режимы, общие установки, меняется тональность
отчетов: на смену канцелярскому стилю приходит
ярко выраженная публицистичность, а ту, в свою
очередь, вытесняет научность, которую
выдавливает откровенная реклама… А то вдруг
эдакий лирик-библиотекарь попадется: читаешь
отчет, как поэму…
Наши отчеты – это живая история, и
далеко не только библиотечного дела, это история
нашей страны. В библиотеках помоложе – от
«застоя» к «постперестройке», а в библиотеках
старше, где сохранились архивы, – с года
основания.
И мне захотелось вспомнить один
обнаруженный мною факт из истории нашей
библиотеки, который, вероятно, поможет вам
посмотреть на свои планы/отчеты под другим углом.
Любое документальное свидетельство о
Великой Отечественной войне – это ценнейшая
реликвия. И чем больше проходит времени, тем
более трепетным становится отношение ко всем
предметам, хранящим память о тех героических
годах. Тем более что все меньше остается
свидетелей того, как жила библиотека в то время.
Спустя 60 лет с особым чувством вчитываешься в
чудом уцелевшие документы. В ЦГДБ имени
А.П.Гайдара сохранились все планы и отчеты за
1941–1945 годы.
Идет война, декабрь сорок первого, враг
вплотную подошел к столице, а библиотекарь
составляет план работы на I квартал 1942 года и
отчет о работе в 1941 году. Пишет подробно, подмечая
детали, привнесенные войной. Когда пытаешься
осмыслить этот факт, невольно приходит в голову
мысль: а не в этой ли нарочитой будничности
таится залог человеческого выживания, и не
только на войне? |