Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 09 (11) · Вкладка в «БШ» № 22 (106) · 16–30 ноября 2003 года

Точка зрения

Татьяна Рудишина

Пишите планы для истории

Методическая реплика

Из архива Московской ЦГДБ им. А.ГайдараВ № 8 вкладки «Методический день» был опубликован очень нужный материал Елены Баханской по планированию работы школьной библиотеки (БШ. – 2003 – № 20).

Этот вариант – опыт, но ни в коем случае не догма. Поэтому считаю возможным оспорить один из пунктов предложенной схемы и внести свой вариант.

Читаю VI раздел, пункт 5 «Работа с детской библиотекой». Мне, работнику детской библиотеки, этот пункт сразу же бросился в глаза, порадовал, но тут же вызвал ряд вопросов.

Во-первых, почему только с детской? А если установились прочные связи с юношеской или взрослой библиотекой? Вы с ними соседи, а до ближайшей детской неудобно добираться? Более того, чем многообразней будут контакты, тем больше они обогатят читателей. Это особенно характерно для городов с разветвленной библиотечной системой. Среди моих московских коллег есть школьный библиотекарь, который сотрудничает с близлежащей детской библиотекой, участвует в традиционных краеведческих играх ЦГДБ им. А.П. Гайдара, готовится к этим играм во взрослой библиотеке ЦБС, где создан специализированный отдел краеведческой литературы. ежегодно во время недели детской книги совершает экскурсию в Российскую государственную детскую библиотеку, а старшеклассников в начале учебного года (по договоренности с детским залом ВГБИЛ) знакомит с уникальными возможностями этой крупнейшей в стране библиотеки, которая записывает всех (!) невзирая на возраст.

Во-вторых, почему взаимодействие с детской библиотекой идет только по одной позиции – «Воспитательная работа»? Координация и сотрудничество возможны и в сфере информационной, в справочно-библиографической работе, в работе по воспитанию культуры чтения.

В-третьих, мне немного не хватило раздела, где шла бы речь о «координации с другими учреждениями и организациями». По мере своего развития школьной библиотеке, как открытой информационной и социокультурной системе, становится тесно в рамках своей школы. Тут-то и начинаются взаимовыгодные контакты с музеями, студиями, общественными организациями. Причем контакты именно между организациями и учреждениями и школьной библиотекой.

Да, умело планировать и отчитываться – это особый талант. Объективно продемонстрировать свои достоинства, не умаляя их, – этому непременно надо учиться. Сейчас, в ноябре–декабре, – самое время планов/отчетов у массовых библиотек. Каждому библиотекарю в это время года непременно приходила в голову очевидная крамола: для чего мы пишем отчеты? Кто-нибудь когда-нибудь их читает? Кому нужен этот вал цифр, поток наименований проведенных мероприятий, водопад межведомственных связей, аккуратно прописанных в этом письменном труде. Ладно еще цифры: Госкомстат, так называемая «форма
6-нк»… Но тексты… Проходят годы, сменяются вожди, режимы, общие установки, меняется тональность отчетов: на смену канцелярскому стилю приходит ярко выраженная публицистичность, а ту, в свою очередь, вытесняет научность, которую выдавливает откровенная реклама… А то вдруг эдакий лирик-библиотекарь попадется: читаешь отчет, как поэму…

Наши отчеты – это живая история, и далеко не только библиотечного дела, это история нашей страны. В библиотеках помоложе – от «застоя» к «постперестройке», а в библиотеках старше, где сохранились архивы, – с года основания.

И мне захотелось вспомнить один обнаруженный мною факт из истории нашей библиотеки, который, вероятно, поможет вам посмотреть на свои планы/отчеты под другим углом.

Любое документальное свидетельство о Великой Отечественной войне – это ценнейшая реликвия. И чем больше проходит времени, тем более трепетным становится отношение ко всем предметам, хранящим память о тех героических годах. Тем более что все меньше остается свидетелей того, как жила библиотека в то время. Спустя 60 лет с особым чувством вчитываешься в чудом уцелевшие документы. В ЦГДБ имени А.П.Гайдара сохранились все планы и отчеты за 1941–1945 годы.

Идет война, декабрь сорок первого, враг вплотную подошел к столице, а библиотекарь составляет план работы на I квартал 1942 года и отчет о работе в 1941 году. Пишет подробно, подмечая детали, привнесенные войной. Когда пытаешься осмыслить этот факт, невольно приходит в голову мысль: а не в этой ли нарочитой будничности таится залог человеческого выживания, и не только на войне?