|
|||||||||
НАСТУПИЛА осень – пора холодов, дождей, слякоти и туманов. Солнечное лето прошло, и небо заплакало с досады. Настроения никакого. Говорят, что именно в эту ненастную пору старосветские помещики отправляли себе пулю в лоб. Серо кругом, безысходно! Моросит осенний дождичек. Но так ли он уныл и скучен? «У природы нет плохой погоды...» – утверждает Эльдар Рязанов. Давайте попробуем разглядеть прелесть осени и показать ее детям. А уж от неба до земли, А.Фет. Весенний дождь Хоть дождь и весенний, но от перемены мест слагаемых сумма не меняется. А картинка получается замечательной, не правда ли? А вот как дождь увидел Александр Блок: Гроза прошла, и ветка белых роз Но обратимся к живописи. Вспомним шишкинский «Дождь в дубовом лесу». Нежное жемчужное марево, объединившее небо и землю в общий матовый тон, как бы дрожит на холсте и смягчает лесные краски. И даже редкие пешеходы, защищенные зонтиками, не спешат вырваться из дождевого плена, а словно плывут по намокшим аллеям, чувствуя себя частью этого светлого жемчужного потока. В нем, как неродившаяся музыка, роятся и просятся на свет краски позднего лета. Приходит на память картина Ф.Васильева «Осень. Болото». На фоне огромной грозовой тучи горит жарким пламенем осеннее дерево, и мрачные, тусклые предгрозовые краски холодной осени только подчеркивают огненную феерию золотой осени. А вот у французского художника Огюста Ренуара в его «Зонтиках» дождик совсем не грустный. Несмотря на то что изображенные на холсте девушки в черном с ног до головы, да еще и под черными зонтами, в картине нет локального черного цвета. Жемчужная пелена дождя преобразила скучную черноту платьев и зонтов, и если присмотреться, то в цветовой гамме присутствуют все цвета – темно-красноватый, голубоватый, сизый, матовый – кроме скучно-черного. Природа прекрасна в любом своем проявлении – и в дождь, и в туман, и в ветер. Великие живописцы обладали даром уловить ее неброскую прелесть. А мы, вслед за классиками, учимся любить и понимать природу такой, какая она есть, чувствуя ее эстетическую ценность. Структура выставки
С этой целью есть смысл поставить в экологическом уголке небольшую выставку, ведь в фонде каждой библиотеки найдутся художественные открытки и книги по искусству. Название книжной выставки, броское и легко узнаваемое, интрига, скрытая в подзаголовке, стихи и живописные иллюстрации, объединенные вместе, должны заинтересовать учеников и заставить их смотреть на плачущую природу не столь уныло. Цель выставки – расширить кругозор учеников в области истории мирового искусства, привлечь внимание к литературе по изобразительному искусству, научить художественному анализу, а главное – через эстетическое восприятие воздействовать на экологическое чувство ребенка. Подготовить беседу у выставки вам помогут следующие книги: Бялик В. Энциклопедия живописи для детей: Пейзаж. – М. : Белый город, 2001. – 48 с.: ил. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. – М. : Педагогика, 1986. – 126 с. Ветрова Г. Сказка о художнике и весенних птицах: Саврасов. – М. : Белый город. – 11 с. : ил. Beтpoвa Г. Сказка о грустном художнике: Левитан. – М. : Белый город. – 10 с. : ил. Ветрова Г. Сказка о лесном художнике: Шишкин. – М. : Белый город. – 12 с. : ил. Beтpoвa Г. Русское искусство: энциклопедия. – М. : Белый город. – 127с. : ил. Эти же книги могут быть представлены и на выставке. Также могут быть использованы книги по изобразительному искусству из фонда вашей библиотеки; журналы («Искусство в школе», «Юный художник», «Эскиз», «Мурзилка», «Смена», «Крестьянка» и др.) и … зонтик, резиновые сапожки, плащ-дождевик. Последние детали реквизита иногда неплохо обрызгать водой, чтобы на них сверкали капельки «дождя». |