Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2003


ЛИЧНОСТЬ

Личность

Надежда Коган

Грани характеров и судеб

Какими разнообразными способоми умудрялись портить жизнь своим мирным согражданам будущие великие химики! Юстус Либих, изучая соли гремучей кислоты, взорвал отцовскую аптеку. Гэмфри Дэви, получив закись азота, заставил валяться от хохота своего руководителя, замкнутого и сухого доктора Беддоиса. Ведь не зря этот газ, свойства которого изучил Дэви, впоследствии назвали веселящим…

Клод Луи Бертолле (09.12.1748 – 06.11.1822), к счастью своих соседей и родственников, в химию пришел не сразу. Сначала он получил степень доктора медицины в Туринском университете. Ему не хотелось уезжать из Турина, и он с удовольствием принял предложение своего друга поработать в его аптеке. Так пропал для медицины и родился для химии новый гениальный исследователь.

Восемнадцатый век был богат химическими открытиями. Ученые освобождались от мистических поисков философского камня, отбрасывали одну за другой устаревшие теории и что ни день сталкивались с удивительными открытиями. Новые идеи, новые химические соединения… Из-за одного такого вещества Бертолле едва не ослеп. Он изучал дефлогистонированную муриевую кислоту. Так химики тогда называли обычный хлор, поскольку соединения хлора получались из раствора поваренной соли (по латыни «муриа» означает рассол). Изучая новую соль, хлорат калия, полученную при пропускании хлора через раствор едкого кали, Бертолле растирал ее пестиком в чашке, где остался порошок серы. Произошел сильный взрыв, пестик пулей вырвался из рук и пролетел буквально в сантиметре от головы ученого. Так была открыта бертолетова соль, которую до сих пор применяют в производстве спичек и фейерверков.

К этому времени Бертолле уже переехал в Париж, учился химии в Парижском университете и работал помощником в лаборатории Троншена.

Чем только не занимались химики в те времена, совершенно не отделяя опыты чистой науки от требований повседневности! Нужно было найти способ отбеливания белья – и ученый за год разрабатывает несколько новых методов, вдыхая ядовитые пары хлора, совсем не думая о собственной безопасности! Да бог с ним, со здоровьем, ведь в процессе работы ему удается установить химический состав аммиака, сероводорода, синильной кислоты… Хорошо, что синильную кислоту открыл другой химик. В то время, получая новое вещество, ученые описывали его вид, цвет, запах и вкус. Бертолле точно бы попробовал!

Нынешним школьникам надо бы найти портрет Клода Луи Бертолле и перед каждым уроком химии горячо благодарить великого ученого. Ведь это он совместно с Антуаном Лавуазье заменил устаревшие названия химических соединений и придумал нынешнюю ясную и логичную систему их записи. А то бы так и ломали язык, зубря название «ацидум олеум витриоли» вместо «серная кислота» и какой-то «зеленый витриол» вместо сульфата железа! А уж обозначения! Ведь до введения новой системы для каждого элемента существовал рисунок, и для того чтобы написать химическую формулу ясно и отчетливо, нужно было иметь дар художника-графика. Во всяком случае, для Лавуазье формулы перерисовывала жена-художница…

Революцию 1789 года Клод Луи Бертолле встретил с восторгом. Он работал над высококачественными сталями для пушек и винтовок, готовил разнообразные взрывчатые смеси, получил гремучее серебро, незаменимый материал для производства капсюлей. Он занимался улучшением системы образования, а в 1798 году отправился в Каир, в Египетский институт, чтобы подготавливать сырье для французской химической промышленности.

Там он нашел дешевый способ выделения индиго, одного из самых ценных красителей для тканей из хлопка, чем поразил императора Наполеона Бонапарта, посетившего лабораторию ученого. Во время мучительного путешествия к соляным озерам, где добывалась сода, он открыл новый класс соединений с переменным составом, которые впоследствии русский химик Курнаков назовет бертоллидами. Теория Бертолле, хотя и недостаточно аргументированная, дала новый толчок химической мысли.

Последние одиннадцать лет своей жизни Клод Луи Бертолле тяжело болел. Видимо, сказались эксперименты с ядовитыми веществами.

Но всякий раз, когда вы зажигаете спичку или с увлечением смотрите на звезды фейерверка, рассыпающиеся в небе, вспомните это имя, это бескорыстное стремление к знаниям, свободе, так свойственное веку Просвещения…

Прошло 135 лет и в Париже родился Морис Утрилло, сын натурщицы и художницы Сюзанны Валадон. Если Бертолле удавалось все, за что бы он ни брался, то Мориса выгоняли отовсюду: из местной школы, из коллежа Роллен. В учениках у чистильщика сапог, у мастера по изготовлению абажуров, у переписчика он не продержался и месяца. Причиной этому была в основном эксцентричная взбалмошная обстановка его детства. Но не только она…

Морис появился на свет 25 декабря 1883 года. Сюзанне было тогда 18 лет. Дочь Мадлен Куло, прислуги, перебравшейся в Париж из Лимузина, Мари-Клементин Валадон, которую друзья прозвали Сюзанной, не сразу нашла свое призвание. Ей пришлось быть ученицей модистки, нянькой, обслуживать посетителей в ресторане низких цен, торговать овощами на рынке Бантильон, выступать на арене цирка. Неудачный прыжок с трапеции навсегда оборвал карьеру цирковой гимнастки. По совету подруги Сюзанна становится профессиональной натурщицей. В одном из бистро, где собиралась тогда монмартрская богема, она встретилась с человеком по имени Буасси, которого впоследствии считали отцом Мориса. В 1891 году восьмилетнего мальчика усыновил некий Мигюэль-Молинс Утрилло, давний приятель Сюзанны. Но вскоре приемный отец Мориса уехал на родину и почти не напоминал о себе.

Морис Утрилло. Сакре-Кёр. 1934В восьмидесятых годах натурщица попадает в ателье художников. Сюзанну писали Ренуар, Пюви де Шаванн, Ван-Гог, Стейнлен, Тулуз-Лотрек. Неожиданно у нее обнаружилось незаурядное дарование рисовальщика. Эдгар Дега находил, что эта «чертовка Мария» – настоящий гений рисунка. Отныне Валадон посвящает свою жизнь искусству не только как натурщица, но и как живописец.

А тем временем заброшенный мальчик в одиночестве добирается из богатого буржуазного дома в свой коллеж, и штукатуры по пути ради шутки угощают его рюмочкой абсента…

Один из клиентов Сюзанны, известный парижский психиатр, для которого она делала эскизы мебели, обратил внимание на самые настоящие запои Мориса, уже побывавшего к тому времени в больнице, и посоветовал занять его живописью, чтобы как-то отвлечь. Вначале мать водила его рукой с карандашом. Так же проходили и занятия живописью. Зимой 1903 года юноша делает самостоятельно наброски маслом, нерешительно пользуясь пока только белилами и сажей и не рискуя покинуть стены дома. Но уже осенью он отправляется на этюды в окрестности Монманьи и Пьерефитт. От жесточайших запоев это его не излечило, но живопись стала его второй страстью. Морис чувствовал себя отверженным среди людей. Его, страдающего неизлечимым пороком отщепенца, преследовали ажаны и уличные мальчишки, его избивали, злобно высмеивали, изводили прозвищем «Гамлет-Полишинель», презирали и оскорбляли. Мир казался ему враждебным и жестоким, люди – бесчеловечными и беспощадными. Один из его биографов вспоминает художника в 1910-е годы: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности, машинальности, неподвижности маньяка, угрюмой натянутости и скрытности».

Единственной любовью, единственным выходом из страшного мира стал для Утрилло его Париж, его Монмартр. Пейзажи Парижа так называемого «белого периода» стали в живописи Утрилло воплощением мятущейся одинокой души современного человека. Его Монмартр при всей поэтичной обыденности всегда вызывает щемящее чувство горечи. Улицы пустынны и безмолвны, люди словно спрятались в неуютных домах с плотно прикрытыми дверьми и спущенными жалюзи. Чахлые деревья редки, земля закована в тяжелый панцирь брусчатых мостовых. Дома, громоздящиеся по сторонам узких переулков, зияют слепыми провалами окон, топорщатся колючими оградами… Эта тема одиночества человека в современном городе, так остро почувствованная Утрилло, принесла ему прижизненную славу и богатство.

В 1950 году на парижском аукционе американский коллекционер уплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» сенсационную сумму – 8 миллионов франков. Шестидесятисемилетний художник, кавалер ордена Почетного легиона, участник многочисленных персональных и ретроспективных выставок, мирно доживал тогда свой век на уютной загородной вилле. Он писал пейзажи, но из них уже ушло то горькое, страшное ощущение, они стали просто очаровательными плоскостными картинками….

Замечательных химик и одинокий художник, оба они ушли в небытие, оставив нам с вами грани своих личностей и характеров. И может быть, не так уж важны подробности их биографий, но свет их жизни служит теперь нам, где факелом, где спичкой, где сумрачным абрисом собора Парижской Богоматери, который так любил рисовать Морис Утрилло….

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина http://lightcream.ru. Интернет магазин lightcream.ru является эксклюзивным представителем косметологической продукции Cardan Health and Beauty (США) в России. Благодаря услугам интернет магазина lightcream.ru, Вы сможете по выгодной цене и с доставкой на дом купить крем Lakshma Maxxi и South Beach Skin Solutions™, признанные одними из лучших и безопасных кремов для отбеливания кожи. Благодаря своему уникальному составу, крема Lakshma Maxxi и South Beach Skin Solutions™ позволяют эффективно устранять пигментные пятна на все участках кожи, не вызывая раздражения и других побочных эффектов. Отбелить локти, колени, или подмышечные области, устранить веснушки, послеродовые или посттравматические пигментные пятня – с кремами от интернет магазина lightcream.ru Вы сможете сделать это не выходя из дома.