Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №22/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Дальние страны

Людмила Сухова, Ирина Коткина

Год открытия мира

Программа «Открытый мир» для библиотекарей России

В уходящем 2003 году у многих библиотекарей в работе появился «новый жанр» – деловое библиотечное путешествие по США.
200 специалистов из разных библиотек, в том числе и из школьных, выдержав конкурс, побывали в Соединенных Штатах Америки. Среди них были Людмила Сухова, заведующая библиотекой гимназии № 5 подмосковного Сергиева Посада и Ирина Коткина, заведующая библиотекой школы-интерната им. Пырерки, г. Нарьян-Мар.
Визиты эти были организованы в рамках программы «Открытый мир». Наиболее важной темой 2003 года стала тема организации библиотечной системы и профессиональных объединений библиотекарей.

Небольшая справка

Программа «Открытый мир» была учреждена при финансовой поддержке Конгресса США в мае 1999 г. и первоначально называлась «Российская программа лидерства».

Идея создания программы «ОМ» принадлежит доктору Джеймсу Биллингтону, видному ученому, специалисту в области российской истории и культуры, а также выдающемуся российскому академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву, который являлся сопредседателем программы.

Фото Людмилы Суховой

Вера ДеБюшанан

Программа предназначена для молодых общественно-политических профессиональных лидеров всех уровней – от национального до регионального или местного. Среди участников программы – члены российского парламента – Государственной думы – и работники Госдумы, мэры, судьи, журналисты и работники СМИ, работники системы образования, представители политических партий и движений.

Согласно замыслу организаторов, программа предоставляет возможность российским лидерам посетить Соединенные Штаты Америки с кратковременным визитом.

В течение 10 дней участники знакомятся с профессиональной деятельностью своих американских коллег. Незнание английского языка не является препятствием для участия в программе.

Потенциальные кандидаты номинируются различными организациями. Правилами программы не допускается самовыдвижение кандидатов. В число номинирующих организаций по программе «Открытый мир» входит широкий круг российских, американских и международных правительственных и неправительственных организаций. В их число входит и Российская библиотечная ассоциация.

За информацией по процедуре номинирования можно обратиться в офис Американских советов по международному образованию в Москве по электронной почте openworld@actr.ru.

С возвращением участников в Россию программа не заканчивается. «Открытый мир» поддерживает связь со своими выпускниками и после окончания их визитов.

В различных городах страны проходят конференции выпускников. Для выпускников и при их непосредственном участии издается специальный информационный бюллетень выпускников программы «Открытый мир», который распространяется в электронном и печатном виде. Выпускники «Открытого мира» встречаются с представителями посольства США и участвуют в других мероприятиях, проводимых на средства, предоставляемые в рамках программ правительства США. Кроме того, выпускники программы «Открытый мир» участвуют в процессе номинирования новых кандидатов для участия в программе.

Зимние впечатления

Первую библиотечную делегацию встречал в январе Вашингтон. Однодневный семинар и экскурсия в Библиотеку Конгресса.

Вера ДеБюшанан, менеджер программы «Открытый мир», приветствовала нас. (Некоторые из нас Веру узнали. Она принимала участие в работе конференции «Крым – 2000»).

Среди обсуждаемых тем первого дня:

– «Встреча на границах: Мультимедийная англо-русская электронная библиотека»;

– «Американская программа и логистика»;

– «Спроси библиотекаря: электронные каталоги»;

– «Информационное общество: доступ к информации».

Согласно определению Американской библиотечной ассоциации, равный доступ (беспрепятственный, независимый от формата, ориентированный на пользователя доступ к информации) должен основываться на следующих принципах:

1. Доступ к ресурсам информационного сетевого пространства должен быть всеобщим, беспрепятственным и независимым от формы представления информации, что обеспечит свободный поток идей.

2. Для обеспечения максимального доступа в информационное сетевое пространство стоимость доступа должна быть разумной и обеспечивающей равные возможности граждан.

3. Библиотеки должны разрабатывать условия доступа к информационным ресурсам в тесном взаимодействии с гражданами данного региона для лучшего учета их потребностей, а также местных условий.

4. Пользователи должны иметь постоянный, гарантированный и независимый от места доступ к информационным ресурсам, гарантирующий невторжение в их личную жизнь.

5. В условиях информационного сетевого пространства библиотеки должны предоставлять различные подходы, способы и пути доступа к информации с учетом специфических потребностей и условий жизни каждого гражданина.

Фото из архива Людмилы Суховой

Президент ALA Лорис Фридман с группой российских библиотекарей. Январь 2003 г.

«Спроси библиотекаря: Запрос по Интернету – Электронные каталоги» – проект, который появился в 2002 г. (ww.guestionpoint.org.), его услугами пользуются 2 млн пользователей в день. Библиотекари отвечают на любые вопросы, поступающие по e-mail, факсу, телефону. Вся информация поступает координатору, который распределяет вопросы по библиотекам, специфика работы которых позволяет на них ответить. Если библиотека не может найти информацию по какому-либо вопросу, то она может его переадресовать, а ответ оставить в своей базе данных. В проект «Спроси библиотекаря» может включиться любая библиотека.

Из Вашингтона наша группа переехала в Филадельфию, где проходила зимняя конференция Американской библиотечной ассоциации (ALA). Ведущую роль в организации библиотечной системы США играют профессиональные объединения библиотекарей. Это сеть региональных и отраслевых ассоциаций. Каждый штат имеет свои ассоциации.

ALA была создана в 1847 г. Ассоциация участвовала в принятии Билля о правах библиотекарей и читателей, о равном доступе к информации. Устав ALA определяет основную задачу американских библиотек – «удовлетворение интересов библиотек во всем мире путем обмена мнениями, достижения соглашений, содействия сотрудничеству во всех областях библиотечной науки и экономики».

Одно из основных направлений деятельности ALA – работа с конгрессменами, направленная на оказание федеральной помощи библиотекам, лоббирование интересов библиотечного сообщества через законодательную деятельность Конгресса. Весной ALA проводит День библиотечного законодательства. Библиотекари обсуждают вопросы, стоящие перед библиотечным сообществом, с представителями законодательства.

В рамках зимней конференции ALA проходил так называемый «час президента» – внесекционное заседание, на котором президент ассоциации Лорис Фридман должен выступить с докладом на тему, которую сочтет наиболее актуальной и важной. В этот раз говорили о проблемах войны и мира.

…Четыре дня российские библиотекари работали на Зимней конференции Американской библиотечной ассоциации.

Головокружительное количество встреч, семинаров, круглых столов. А тематика такова:

– Частная жизнь и конфиденциальность в современной библиотеке.

– Дискуссия за круглым столом: интеллектуальная свобода.

– Пресс-конференция: награждение за лучшие детские книги. (Кто, как вы думаете, определяет эти лучшие детские книги? Библиотекари! Гениальное всегда просто и не требует никаких комментариев.)

– Президентская программа «Дискуссия. Мир ценностей: Фонд поддержки услуг, оказываемых библиотекой».

Даже после краткого знакомства с программой призыв «Сохраним американские библиотеки» нас удивил. Проблемы связаны и с сокращением финансирования, и с потерей интереса к книгам. (Как все знакомо.)

«Когда американские библиотекари говорят, что у них нет денег, это значит, им не хватает на компьютеризацию небольших школьных библиотек. Когда российские библиотекари говорят, что у них нет денег, это значит – им не на что комплектовать фонд». Так сказал нам еще в Москве Эрик Джонсон, атташе по библиотечным вопросам Посольства США в РФ.

В последний день работы конференции руководители ALA попросили всех делегатов рассказывать на местах о работе ассоциации и принятых ею решениях. Это будет способствовать объединению всего библиотечного сообщества.

А для нас «Открытый мир» продолжал открываться, и мы разъехались по разным штатам.

Мэриленд – штат на востоке США, у Чесапикского залива. Назван в честь королевы Генриетты-Марии, жены английского короля Карла I, даровавшего здешние земли первым колонистам.

Девиз штата: «Мужественные дела, женственные слова».

Уэстминстер, где нас принимали, конечно, поразил библиотеками.

«Мы надеемся, что библиотеки нашего штата, как и в целом библиотечная система Америки, вас удивили и очаровали. Вы знаете, почему у нас такие библиотеки? Когда вы, русские, запустили первый спутник, мы были покорены. И тогда американцы решили – мы возьмем библиотеками!» – такое шутливое приветствие мы слышали не раз.

И библиотеки нас, конечно, и очаровали, и удивили, и покорили.

Джон и Конни Вилсон, которые любезно согласились меня принять, много рассказывали (и показывали!) о библиотеках Уэстминстера.

Дети, их интересы – важнейшая забота библиотекарей. В библиотеках есть зоны для индивидуальных занятий, для групповой работы, зоны отдыха. Самое красивое, удобное и уютное место – детский отдел.

В зоне историй можно слушать сказки и сочинять разные истории. А еще можно поиграть. В каких ролях только не выступают библиотекари: и сказочники, и артисты, и кукловоды…

Фонды библиотек – предмет восторга (и профессиональной библиотечной зависти). Фонды регулярно пополняются. Все книги представлены читателям. Во всех библиотеках свободный доступ. Кроме книг, домой можно взять игры, игрушки, CD и DVD-диски, видео- и аудиокассеты. Можно взять даже сумку-рюкзачок с книжками и играми по определенной тематике. «Рассказ в сумке» – так называется целая программа.

«Становясь читателями, дети становятся гражданами» – это кредо американских библиотекарей.

Мне все время вспоминался девиз штата Мэриленд – «Мужественные дела, женственные слова».

Сколько дел мы увидели в библиотеках, сколько слов услышали о читателях.

В нашей библиотечной работе оказалось гораздо больше общего, чем отличного. У нас много общих проблем, несмотря на разницу в материальном и техническом уровне. Мы решаем одни и те же задачи.

Американские библиотеки не только очаровали и покорили нас. Мы увезли идеи, вдохновение и новые проекты.

P.S. О проекте гимназии № 5 г. Сергиева Посада «Улицы моего города» можно прочитать в «БШ» № 19–2003. Авторы проекта – библиотекари и учителя. Вдохновители проекта – Российская библиотечная ассоциация и программа «Открытый мир».

Из американского дневника.
Осень

Никогда не думала, что скромная профессия библиотекаря может дать мне такую великолепную возможность проявить себя, повидать мир, найти единомышленников не только в России, но и за рубежом. Перед своей поездкой в Америку зашла в редакцию нашей газеты. Именно здесь, в марте 2001 года на первой Библиотечной школе я по-новому взглянула на себя, обрела новых друзей и уверенность в своих силах, получила урок профессионализма и огромный заряд положительной энергии. Но самое главное, я увидела цель, перспективу. Я поняла, какой я хочу видеть свою маленькую школьную библиотеку и себя в ней. Помните у Паоло Коэльо: «Если человек чего-то очень хочет, ему помогает вся Вселенная». Вот так и мне помогала Вселенная. Еду в США! Кто бы мог подумать?!

Каждый вечер я открывала свой дневник и записывала все, что принес новый день. Итак, путевые заметки по поводу.

2 октября

Этот полет я запомню надолго. 3 часа до Франкфурта и 9 – до Вашингтона. Мой сосед, бывший учитель математики, возвращается из круиза по Европе. Он полон впечатлений, он жаждет общаться. Бурная радость по поводу встречи с русским библиотекарем. Предлагаю моему соседу послушать и начинаю выразительно читать учебное пособие нашей учительницы по английскому «Ненецкий округ»! Прелестно! Какое произношение! Вот если бы так же без шпаргалки… Да, четырех месяцев курсов английского языка маловато. Но все же мы довольны друг другом. Языковое крещение прошло более-менее успешно.

Аплодисментами приветствуем благополучную посадку в Вашингтоне. Хлопаю очень искренне. Первый взгляд на столицу – и любовь с первого взгляда.

3 октября

Едем в библиотеку Конгресса. Смотрим на Вашингтон глазами нашего экскурсовода Наташи. «Какая удача! Вы видите, как вертолет президента приземляется на зеленую лужайку возле Белого дома!» В библиотеке нас встречает Вера ДеБюшанан, идейный вдохновитель библиотечной части программы «Открытый мир».

Вечером, на приеме в Ботаническом саду по случаю открытия Национального книжного фестиваля, директор Американского центра книги Джон Кол приветствует всех гостей, и нас в том числе. Ну а потом – второй урок английского. Где не хватает слов, в ход идут жесты, мимика. Детские библиотекари с Аляски. Находим много общего, особенно климат. Искренняя радость по поводу того, что не только у них холодно.

Вечером возле гостиницы обнаруживаем памятники Пушкину и Шевченко.

4 октября

Утро. Моросит дождик. Садимся в автобус. Мы отправляемся на Национальный книжный фестиваль. Главные организаторы фестиваля – Лора Буш и Библиотека Конгресса. Цель – ознакомление публики с книгами, издаваемыми в США, и поощрение чтения. При входе получаем крепкие сумки, карту страны с разноцветными пятнами штатов. С этой картой мы выходим на старт. Все 50 штатов приехали сегодня в Вашингтон, чтобы представить свою книжную продукцию и завоевать своего читателя.

Павильон «Рассказываем сказки и истории». Авторы в окружении детей живописно повествуют, распевают и изображают свои творения. Тут же в специальных альбомчиках дети пишут историю своей семьи. Акция «Книга дважды» призывает купить сразу 2 книги: своему и чужому ребенку из малообеспеченной семьи.

Впереди видим импровизированную книжную полку, которую старательно заклеивают «корешками» книг. «Эти книги мы прочитали» – название проекта. Вписываю свою книгу. Почему-то первое, что приходит на ум, – Достоевский, «Идиот». Вписал – получи красивую сумку в подарок. И так везде. Прочитал – приз! Рассказал – подарок! А если написал книгу, да еще такую, что ее купили здесь же, на фестивале, – раздавай автограф всем купившим. Поверьте, очередь огромная!

Рядом произносят клятву читателя. «Клянусь, что буду читать каждый день!» Приложив руку к сердцу, слушатели дружно повторяют. «Читать – это круто»! – радостно орут зрители.

Директор Библиотеки Конгресса Джеймс Биллингтон. Седой, обаятельный, интеллигентный и к тому же прекрасно говорящий на русском! Сетует, что компьютер отнимает у нас читателя. Спрашивает, какие писатели в России наиболее читаемы, призывает вернуться к классике.

Поздним вечером идем в Джорджтаун. Это совсем другой Вашингтон. Здесь кипит жизнь, отдыхают люди, работают кафе и магазины. Неужели улетать завтра?!

5 октября

С двумя посадками в Детройте и Миннеаполисе прибываем в аэропорт Ханкока. Снега нет, но холодно. Нас встречают Курт Олред, директор принимающей библиотеки округа Портаж Лейк, и Марианна Тончева, наша переводчица. Едем в Хоутон.

В библиотеке вручают папки с подробной программой и знакомят с семьями, в которых мы будем жить. Майс и Бетс Мартин – библиотекари! Он – в Мичиганском университете, в отделе информационных технологий, она – в школьной библиотеке. В семье пятилетний и шестимесячный мальчики, кошка Энн и собака Саша. С Сашей мы сразу находим общий язык, она понимает меня с полуслова.

6 октября

Курт везет нас в город Маркетт, в публичную библиотеку им. Питера Уайта. Это самая большая и многофункциональная публичная библиотека северной части полуострова Кивенау. У входа – ряд инвалидных колясок. Кстати, так везде: каждое учреждение обязано создать условия для беспрепятственного въезда и передвижения инвалидов.

Огромное светлое помещение. На мониторах компьютеров в зале призыв открыть электронный каталог. Штрих-кодирование – уже не исключение, а правило. Насколько это просто, нам продемонстрировали. Формуляров в бумажном виде нет, все сведения о читателе находятся в компьютере. Сдают книги очень оригинальным способом. В библиотеке стоят ящики с прорезями для книг, журналов, видеокассет. Дно ящиков с мягким покрытием, чтобы книги, ударяясь, не деформировались. В библиотеке Портаж Лейк такие ящики установлены на улице. Люди, не успевающие зайти в библиотеку в часы ее работы, могут сдать книги в любое удобное для них время. К тому же книгу можно бросить в ящик, не выходя из машины. Это очень важно, ведь основной способ передвижения американцев – личный транспорт. Сданные книги библиотекари проверяют по кодам на принадлежность читателю. Тут же фиксируется задолженность. Если таковая имеется, в следующий раз при получении литературы придется заплатить штраф. Если вы уклоняетесь от уплаты, сведения о штрафе (если он превышает 10 долларов) отправляются в банк. Теперь вы неблагонадежный, а это значит, вам не предоставят любой, даже маленькой ссуды.

Актовый зал пока пустует. Сейчас в нем занимается сочинительством композитор.

А вот и детский абонемент. За кафедрой настоящий индеец, но без боевой раскраски и перьев. Он очень органично вписывается в интерьер библиотеки, в модной футболке, у монитора компьютера. Мы уже заметили, что мужчины-библиотекари – не редкость в Америке.

Низкие стеллажи при открытом доступе позволяют даже самому маленькому читателю достать нужную книгу. Стеллажи-вертушки, пластиковые папки с вешалкой для аудиокассет, специальные полки для хранения журналов – все это позволяет выгодно разместить фонд. Достойны подражания такие «милые мелочи», как стул с поперечной перекладиной внизу, чтобы удобнее было на нем раскачиваться. Вспомните, как часто мы одергиваем детей за эту «неправильную» привычку. А здесь взрослые пошли от обратного. И стулья целы, и нервы в порядке, а самое главное, дети довольны.

На наш каверзный вопрос: «Почему книги такие новые? Может, их никто не читает?» – отвечают, что все книги без исключения ламинируют, а старые списывают. Коды классификации приклеивают не в левый верхний угол, а на корешок, чтобы было видно. Очень удобно при расстановке.

Наше внимание привлекает большой деревянный ящик, похожий на стиральную машину, с круглым стеклянным окошком посредине. Акция «Соберем
1 миллион пенни» родилась в стенах этой библиотеки и была подхвачена другими. Цель – показать детям, что такое миллион, и попутно собрать деньги на благотворительность. Каждый день новые монетки пересчитывают и опускают в ящик. Все читатели следят за тем, как заполняется ящик. Его размеры заранее рассчитаны, чтобы объема хватило ровно на миллион пенни. Жаль, в нашей школе эта идея не пройдет: контингент детей не тот. А вот в массовой или обычной школьной вполне можно этот проект запустить.

Далее в программе библиотечный кооператив, сокращенно почему-то КОАП. Объединяет 60 библиотек. Единый электронный каталог. Система МБА. Если книга нужна читателю, курьер ее привозит. Все расходы покрывает библиотека, в которую читатель записан. В кооперативе производится оцифровка материалов по определенным стандартам и размещение их на сайте. Отдельная строка – работа с инвалидами по зрению. Таких на полуострове Кивенау около 1200 человек. Для них создан фонд книг по Брайлю. От обычных они отличаются своим большим объемом и соответственно весом. Эти книги также развозят нуждающимся бесплатно.

Везде необычайный интерес к округу, тундре, нашим детям. Надо мной уже смеется группа, дескать, «своими оленями всю малину нам портишь».

7 октября

Сегодня мы едем в школу, где работает Марианна. Она замещает учителей и является ассистентом библиотеки. В Болгарии, в Софийском университете, она получила степень магистра по русской литературе. Своим ученикам старается привить любовь к России. Смеемся над ее рассказом, как она мечтала сбежать из дома, чтобы строить БАМ.

В Хоутонской высшей школе (6–12-е классы) 800 учеников и 75 учителей. Фонд библиотеки – около 15 тыс. единиц хранения, выписывается более 90 периодических изданий. Цифровые и видеокамеры можно взять напрокат. 15 компьютеров установлено непосредственно в читальном зале. Одна из дверей ведет в компьютерный класс на 30 машин. График посещений составляется произвольно самими учителями вперед на целую четверть. Учитель приходит сюда с классом и работает по определенной теме.

О таких классах, соседствующих с библиотекой, писала Ольга Громова, рассказывая о библиотеках Швеции. Но этот класс территориально принадлежит библиотеке. В школе есть еще 2 самостоятельных компьютерных класса, где идут уроки по школьной программе.

Заведующая библиотекой – грамотный специалист. Благодаря ей на средства гранта приобретено оборудование для монтажа учебных фильмов. С благодарностью отмечает поддержку администрации школы, которая дает возможность школьной библиотеке полноценно функционировать.

В актовом зале встреча со старшеклассниками. На креслах замечаем таблички с именами тех выпускников, которые пожертвовали деньги на эти кресла. Здорово!

После обеда едем в публичную библиотеку Калуметской школы. Да это просто образцово-показательная библиотека! При бюджете школы в 12 млн долл. на библиотеку отводится 100 тыс. долл. Это не так много, как кажется, т.к. средняя цена 1 учебника – 70 долл.! На 1700 учащихся приходится 600 компьютеров. В технической лаборатории в стенах библиотеки работают программист, технический администратор, инженер.

Школа готовится к празднику всех святых. Везде тыквы в разных видах, ужастики, в библиотеке – выставка книг к празднику. На большом глобусе тщетно ищу Нарьян-Мар. Зато нахожу близлежащие деревни Индига и Усть-Кара. Очень странно!

Фото Ирины Коткиной

Библиотека в Портаж Лейк

8 октября

Путешествие продолжается в библиотеке Калуметской начальной школы. Нас уже ничем не удивить. Умудряемся сделать замечание по поводу того, что компьютеры стоят вплотную друг к другу и повернуты мониторами на сидящего напротив ребенка. Упорно спрашиваем про формы работы с детьми. Наша коллега объясняет, что они присоединяются к мероприятиям, проводимым в школе (как и мы), и много читают с детьми. После чтения дети рисуют, лепят, беседуют о прочитанном. Вспоминаю, как редко удается мне делать это, а жаль. Стремясь выполнить всевозможные планы работы, разрываясь на части, мы упускаем самое главное. Иногда для пресловутого привлечения к чтению, возможно, достаточно лишь трех составляющих: книга, читающий ее взрослый и слушающий ребенок. Недаром в Америке очень популярна программа «Почитай своему ребенку». Может, кому-то покажется, что это упрощенный подход к делу, но ведь все гениальное просто.

Вечер проводим в библиотеке Портаж Лейк, это хозяйство Курта.

Присутствуем на заседании попечительского совета, куда входят представители общественности города. Обсуждаются самые разные вопросы, начиная с покупки кресла, уборки снега и заканчивая разрешением на организацию книжной выставки. Нас удивляет контроль в таких мелочах, но здесь это норма. Такие заседания проходят регулярно 1 раз в месяц. Голосуют, подняв большой палец вверх на староанглийский манер.

9 октября

Утро в Мичиганском университете. Здесь обучаются студенты из 61 страны. Библиотека соответствует современным требованиям. Нам демонстрируют собрание микрофишей и микрофильмов, оборудование для работы с ними. В читальном зале более 90 наименований периодических изданий. Технические журналы очень дороги: в среднем 1 название стоит около 900 долл. Директор библиотеки Филис Джонс делится планами на будущее.

Покидая библиотеку университета, замечаем небольшой аппарат у входа. Это электронный счетчик посещений. Если бы такой счетчик установить в школьной библиотеке, тогда мы узнали бы реальную цифру посещений за день. Он бы у нас зашкаливал, бедняжка!

После обеда мы отправляемся в г. Ханкок, где находится медиацентр Рэмси 1. Это организация, входящая в округ № 1 средних школ западной части полуострова. Рэмси отвечает за автоматизацию школ округа, включая доступ к Интернету в местных школах и публичных библиотеках. Помещение буквально напичкано аппаратурой: камеры, 2 экрана, ноутбуки, микрофоны. Рядом – лаборатория, которая обеспечивает бесперебойную работу центра. Заведующая имеет степень магистра библиотечных и педагогических наук, специальную подготовку для работы в медиацентре. Нам демонстрируют, как осуществляется дистанционное обучение. На экране возникает изображение учителя, находящегося в другом городе. Мы общаемся с ним. Дистанционное обучение предназначено для того, чтобы преподавать предметы, которые не изучаются в школе, например русский язык. Иногда дети по желанию родителей не посещают школу, обучаясь на дому. В этом случае школа обязана предоставить обучение посредством виртуального общения.

В центре есть уникальная космическая лаборатория. Это резервуар, наполняемый воздухом, куда помещается класс вместе с учителем. В полной темноте дети наблюдают созвездия на потолке этого шара. Лабораторию можно взять напрокат. Интересно, что ее используют на уроках не только астрономии, но и литературы (чтобы вызвать вдохновение). Мне сразу вспомнилась статья Елены Ивановой о ресурсном центре «Возьмите напрокат скелет и книжку». Вот он, ресурсный центр!

Центр проводит обучение учителей на предмет применения информационных технологий в образовании.

Задаю традиционный уже вопрос о штатах при таком объеме работ. В центре 4 ставки: заведующая, секретарь и 2 технических администратора. Знакомимся с директором. Шутит, что в этом центре он отвечает только за погоду. А погода здесь очень даже неплохая и в прямом, и в переносном смысле. Ведь самое главное, добавляет он, это команда, союз единомышленников. Что и требовалось доказать.

Вечер проводим в библиотеке Портаж Лейк. Сегодня здесь собрались друзья библиотеки. Чтобы вступить в это общество, необходимо заплатить взнос. Друзья библиотеки реально помогают ей в ремонте, приобретении мебели и оборудования, продают фирменные майки, агитируют население вступить в их общество, проводят книжные фестивали. Нас, в порядке исключения, тоже записали в друзья без вступительного взноса и даже подарили футболки.

Из всего вышесказанного напрашиваются некоторые выводы:

– профессия библиотекаря престижна;

– библиотекарем не может быть человек без специального образования;

– наличие мужчин-библиотекарей благотворно сказывается на работе библиотеки, обслуживании читателей и настроении женской части коллектива;

– самое главное лицо в библиотеке – ее читатель;

– политика государства и штата благотворно сказывается на положении дел в библиотеках;

– население, со своей стороны, считает своим долгом бескорыстно помогать библиотекам, понимая их значимость для всего сообщества, для будущего нации.

10 октября

Сегодня состоялась пресс-конференция для местных журналистов. Мне кажется, все их вопросы сводятся к одному: есть ли в России цензура? Рассказываем о «черных списках», о диссидентской литературе и о свободе слова в новой России.

Делимся впечатлениями от поездки. Профессиональная программа была насыщенной, ориентированной именно на наш профиль и, соответственно, полезной во всех отношениях. По приезде домой попытаемся внедрить хотя бы часть того понравившегося, что увидели в библиотеках США. Мы распрощались со стереотипами о поверхностности знаний американцев, об их эгоцентричности и неискренности улыбок. Мы убедились в том, что наши коллеги профессионалы, что им не чужды высокие душевные порывы, а привычку улыбаться и желать добра нам необходимо перенять как можно скорее. Марианна настолько устала, что переводит наоборот: нам – на английский, им – на русский.

11 октября

Сегодня последний день, не верится.

Впервые за неделю мы идем пешком по городу.

Ночь перед отлетом – строчу стихи каждому в отдельности, Хоутону и даже Америке. Читаю уже в аэропорту. Курт не понимает, но чувствует смысл. Очень слаженно ревем, все-таки спелись за эти дни.

До свидания!

12 октября

Встречаем другие группы, которые прилетели из разных штатов. Рассказы, восклицания, забавные случаи. Но нам все же кажется, что наша группа самая дружная. Наш Леня – самый лучший сопровождающий. Мичиган – самый лучший штат. Хоутон – лучший город Мичигана, в котором живут лучшие люди Америки. Времени поделиться впечатлениями достаточно.

Возвращаемся!

Постскриптум

В школе идет неделя иностранного языка. Срочно делаю презентацию, благо Леня приготовил каждой из нас диск с фотографиями, сделанными цифровым фотоаппаратом.

Презентацию назвала «Необыкновенные приключения русских библиотекарей в Америке, или Десять дней, которые потрясли нас».

Спонсор публикации статьи – компания «Росархпроект.ру», проектирующая и изготавливающая эксклюзивные деревянные интерьеры из ценных пород дерева. Внимание к деталям, качественная древесина, современное столярное оборудование, совместная работа дизайнера и конструктора – позволяют сделать деревянные интерьеры любого стиля и сложности, в том числе классический интерьер, который придаст вашему дому неповторимое очарование аристократичности. Панели Буазери, кессонные потолки, изящные карнизы, деревянные лестницы – все это «Росархпроект.ру».