Здравствуйте!
– Государство должно навести порядок в
головах граждан, – заявил в полемике на радио
известный политик.
– Государство должно уважать граждан
и то, что у них в головах, – возразили ему.
Навести порядок в головах… Это мы уже
проходили. И не только в ХХ веке.
А если у кого в головах действительно
каша и дикость? Пусть так и живут – дикими? Или
просвещение и «наведение государственного
порядка» в головах – разные вещи? Слова
«порядок» и «уважение» вдруг очень хорошо
улеглись рядом. Ассоциации при этом возникают
вовсе не политические.
В Голландии и Англии детские книги
выходят не с указанием читательского возраста, а
с обозначением уровня техники чтения, на который
рассчитана книга. «А» – уровень освоения азбуки,
комиксы и истории из трех-четырех предложений,
«В» – первые книжки «послебукварного» периода,
«С» – развитая, но не взрослая техника чтения. Не
имеют обозначения книжки, написанные без скидок
на технику чтения.
В библиотеках художественная и
познавательная литература расставлена по темам
или жанрам. А внутри разделов – по уровням: А, В, С.
Не видела я на стеллажах указателей типа «Для 1–3
кл.», «5–7 кл.». Вдруг понимаю, как же это здорово!
Никто не скажет: «Эти книги не для тебя – для
старших». А может, ребенок и большой, да плохо
читает. И что – этот шестиклассник подойдет к
стеллажу с надписью «Для 2–3 кл.»? Да ни за что!
К первому классу я одолела почти все
«Повести Белкина», а в детской библиотеке мне не
разрешили брать книги «не по возрасту». Как долго
я не ходила в ту библиотеку! А всего-то и надо
предложить каждому выбор по собственным силам.
Нелегкое дело – верно оценить свои
силы и уметь уважать возможности другого.
И если не делить книги (а значит, и
читателей) по классам, а лишь предлагать рядом
издания разной сложности по одной теме – это
и есть уважение к гражданам. Может быть, из
него и вырастает порядок в голове? То есть умение
уважать других, а значит – уважать законы,
реально оценивать свои возможности и браться за
то дело, с которым непременно справишься хорошо.
Если мы научимся уважительно
расставлять фонд, учителя – уважительно
оценивать успехи ученика, если каждый с детства привыкнет
уважать по-настоящему тех, для кого что-то
делает… Может быть, тогда и будут в головах
порядок и культура? И государство будет уважать
граждан, а не «наводить порядок в головах».
А может быть, это я загнула: от
расстановки фонда – к государству? Напишите,
если не согласны.
Ольга Громова |