|
|||
Для изучения французского языка в начальной школе в настоящее время существуют учебно-методические комплекты (УМК) А.С.Кулигиной «Твой друг французский язык» для 1–4 классов. Сегодня, когда предполагается ввести изучение иностранного языка в общеобразовательной школе со 2-го класса, авторы выпускают новую серию УМК, отвечающую современным требованиям. Уже вышел новый УМК для 2-го класса, в ближайшее время выйдут комплекты для 3-го и 4-го классов. Таким образом, серия будет закончена, и учителя получат возможность двух вариантов работы – с 1-го класса (чтобы не прерывать обучение, если французский изучался, например, в детском саду) и со 2-го класса. И тот и другой варианты созданы в русле современного коммуникативного подхода, в них используются игровые приемы, творческие задания, представлен современный французский язык, страноведческая информация, позволяющая школьникам приобщиться к культуре страны изучаемого языка. К сожалению, в составе этого УМК (который содержит учебник, книгу для учителя, прописи и рабочую тетрадь) пока нет аудиокассеты, что создает определенные трудности при его использовании. Говоря об учебниках для начальной школы, можно также назвать широко используемые учебники для углубленного изучения французского языка известного автора, пишущего для начальной школы, Н.М.Касаткиной (учебники для 2-го и 3-го классов). В рамках этой линии издательство «Просвещение» скоро выпустит учебник французского языка и для 4-го класса Э.М.Береговской. Практика показывает, что несмотря на разницу в часах, отводимых на изучение иностранного языка в общеобразовательной и специализированной школе, учителя общеобразовательной школы часто пользуются комплектами для спецшкол, и наоборот. Так, в частности, учебники Кулигиной А.С. для 1–4-х классов общеобразовательной школы используются и в школах с углубленным изучением французского языка. По каким учебникам можно продолжить обучение иностранному языку в основной школе? Вполне вероятно, что авторским коллективом А.С. Кулигиной будет создано продолжение новой линии. Сегодня на рынке учебников по иностранным языкам представлены учебники и пособия зарубежных издательств. Некоторые из них прошли экспертизу и допущены Министерством образования для использования в российской школе в качестве дополнительных учебных пособий, но не учебников! Так, есть неплохое пособие по французскому языку для 2–4-х классов начальной школы общеобразовательных учреждений «Alex et Zoe» автора C.Samson (издательство «Cle International»), где представлены разнообразные, интересные учебные материалы, полезные для учителя. Однако у всех зарубежных учебников есть ряд методических недостатков, которые не позволяют использовать их в школе (собственно, ни один из них не получил гриф Министерства образования в качестве учебника). Зарубежные методики и учебники (это касается не только французского языка) ориентированы на иностранцев, которые приезжают в страну изучаемого языка, т.е. обучаются в условиях естественной языковой среды. У нас же искусственная языковая среда, ученик встречается с иностранным языком в основном на занятиях, и поэтому необходим сознательный подход к изучению языкового материала, который отсутствует в зарубежных учебниках. Как правило, в этих учебниках и методиках мало внимания обращается на фонетические трудности, произносительную сторону речи, становление навыков техники чтения. Ученикам обычно предлагается просто имитировать речь диктора в аудиозаписи, что, к сожалению, в условиях искусственной языковой среды неэффективно. Другим недостатком зарубежных методик и учебников является то, что они рассчитаны на некого среднего иностранца и совершенно не учитывают особенности родного языка обучаемых и соответственно возникающие у них лингвистические трудности при изучении французского языка. Кроме того, в зарубежных учебниках представлена только культура страны изучаемого языка, не предусматривается сопоставление фактов культуры родной страны и страны изучаемого языка, отсутствует диалог культур, что очень важно для формирования умений межкультурного общения. Конечно, любой учебник несовершенен, он не может включать все необходимые для организации обучения материалы. Поэтому учитель, работающий творчески, всегда привлекает дополнительные учебные материалы, использует на уроках различные учебные пособия. |