Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2003


ЛИЧНОСТЬ

День рождения

Людмила Муравьева, Татьяна Рудишина

Перечитывая Гайдара

Людмила Николаевна Муравьева, Татьяна Валерьевна Рудишина –
метотисты ЦГДБ им. АП.Гайдара
Москва

22 января 2004 года исполняется 100 лет со дня рождения Аркадия Гайдара. По закону жанра перед именем юбиляра нужно было бы поставить ряд эпитетов. Например: «замечательного детского писателя», «советского детского писателя, которого называли всадником, скачущим впереди», «автора произведений, вошедших в золотой фонд детской литературы», «по меткому выражению С.В. Михалкова, о нем говорилибоец, писатель, большевик и гражданин – Гайдар». А теперь попробуем отойти от привычных штампов, перечитаем Гайдара и попытаемся ответить на вопрос: произведения автора – это только лишь страница истории детской литературы или живые, нужные современному ребенку произведения?

Юбилей писателя – серьезное испытание для библиотеки, носящей его имя. Библиотек имени Гайдара, согласно справочнику «Большие и малые библиотеки России», тридцать три в России, но мы уверены, что их значительно больше. Носить имя Гайдара прежде было почетно, а сегодня непросто. Это дань собственной истории, дань традиции: коль нарекли тебя библиотекой имени А. Гайдара, – носи это имя с чувством собственного достоинства.

В нашей стране очень долго история продолжает оставаться политикой. Соответственно, вокруг слишком много политических спекуляций на истории, в том числе – на истории литературы, в том числе – на истории детской литературы. А такая фигура, как Гайдар, дает для этого слишком много поводов.

В преддверии юбилея возникла потребность пообщаться с коллегами, поделиться планами и наблюдениями. Выяснилось, что в Калининграде в областной детской библиотеке, носящей имя Гайдара, создан музей произведений Гайдара: собраны предметы быта, «реквизит» эпохи. Тем самым возникает возможность говорить через предметы и о любимом произведении, и об истории страны. Это еще и увлекательный поиск «уходящей натуры» вместе с читателями.

У себя в библиотеке (ЦГДБ им. А. Гайдара, Москва) мы обратились к архиву и перечитали старые отчеты, где записаны беседы с читателями по повестям Гайдара. Захотелось сравнить восприятие разных поколений.

РАССКАЗЫВАЕТ ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА КУЗЬМЕНКОВА
Из отчета ЦГДБ им. А.П.Гайдара за 1971 год

Нам, взрослым, казалось, что вся книга Гайдара построена так, что на наш вопрос: «Кого бы ты выбрал командиром в команде?» – ответ вытекает сам собой: «Тимура!» И действительно, чаще всего мы встречались именно с таким ответом. Но при обсуждении повести в 4-м классе школы № 591 мы неожиданно столкнулись с другим ответом: «Квакина!» То ли это выкрик из озорства, то ли в этом линия маленького человека? Попросили мальчика защитить свое мнение. И он, сначала смущаясь, а потом все увереннее доказывал нам, что раз Квакин мог быть атаманом, значит, он может быть и командиром: «Он перевоспитается, будет делать добрые дела и сможет руководить командой. Он же нашел в себе силы понять, что делал плохо, и исправиться». Ребята поддержали товарища, начали защищать Квакина и так разошлись, что защищать Тимура и утвердить его командиром было нелегко».

Вспомнилась замечательная работа Инны Ильиничны Беленькой «Ребенок и книга» (М.: Книга, 1969), которая писалась на опыте нашей библиотеки. В третьей главе «Беседа о прочитанном – основной метод воспитания» есть раздел «Гайдар». Как тонко, умно, интеллигентно показан литературно-педагогический анализ книги. Поистине классика! Настольная книжка детского библиотекаря, по которой учишься работать с читателями, овладеваешь мастерством. Найдите эту книжицу в голубой обложке с бумажным корабликом и стойким оловянным солдатиком!

Начали перечитывать, обсуждать и записывать впечатления.

РАЗМЫШЛЯЕТ ДЕТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ СЕРГЕЙ СУХИНОВ

Одной из первых прочитанных мною книг была повесть «Дальние страны». В ней рассказано о жизни двух мальчишек, Васьки и Петьки, из захолустного разъезда № 216. Каждый день мимо разъезда проносятся поезда. Они спешат куда-то в загадочные дальние страны, о которых мальчишки могут только грезить. Казалось бы, писатель должен отправить своих юных героев в далекое и увлекательное путешествие и дальше сосредоточиться на их удивительных приключениях. Но Гайдар находит неожиданный ход: новая, более интересная и яркая жизнь сама приходит в бывшее захолустье! И сюжет сразу же из плавного и даже тягучего становится энергичным и увлекательным. Строительство алюминиевого завода, загадочное убийство председателя колхоза Егора Михайлова, якобы укравшего казенные деньги, появление первых аэропланов, серьезные разговоры взрослых о настоящем и будущем... Книга насыщена реалиями той, ушедшей навсегда Эпохи Великих Строек. Из этой маленькой книжки можно узнать больше о жизни нашей страны в тридцатых годах, чем из иного пухлого учебника истории!

В этом, по-моему, и состоит главная «военная тайна» писателя Аркадия Гайдара. В его книгах живут не только дети, но и само время – а это главный признак большой литературы. В отличие от многих моих коллег по перу, Гайдар даже не пытался разговаривать с ребятами на искусственном, сюсюкающем, нарочито веселом и упрощенном языке, который позднее буквально заполнил нашу детскую литературу. Все его повести и рассказы глубоко реалистичны, по-своему «взрослы», суровы, порой даже жестоки, не отфильтрованы на мелком сите редакторских вкусов. Особенно ярко эти качества писателя проявились в произведениях, объединенных темой детского подвига. Героически спасает раненого летчика Федосеева юный Володя Курнаков из повести «Дым в лесу». Мужественно борется со шпионами Сережа Щербачов из повести «Судьба барабанщика». Рискуя жизнью, юные герои повести «Дальние страны» раскрывают тайну убийства председателя колхоза.

ОБСУЖДАЕМ «ГОЛУБУЮ ЧАШКУ» С ВНУЧКАМИ

Читательские наблюдения
Людмилы Николаевны Муравьевой, работника библиотеки

Читаем. Знакомая дачная жизнь, но (по мнению старшей, четырнадцатилетней внучки) на нашу жизнь не похожая, потому что у нас все дома да участки, а лесов таких и чтобы речка вдалеке давно уже нет.

Внучки мои живут обе в неполных семьях. Одна растет без отца, вторая – почти без матери, поэтому их не оставили равнодушными взаимоотношения отца и матери Светланы. И если одна из них заметила, что мама была не права: настроение плохое, ее летчик улетел, и она ко всему придирается, – то другая сказала, что они тоже обидели маму: ушли и заставили ее беспокоиться.

По закону жанра перед именем юбиляра нужно было бы поставить ряд эпитетов.
Попробуем отойти от привычных
штампов.
Произведения автора – это только лишь страница истории детской литературы
или живые, нужные современному
ребенку произведения?

На вопрос, кто из повстречавшихся на пути наших героев девочкам больше всего понравился, они ответили точно сообразуясь со своими интересами. Старшая, страстная любительница собак, была в восторге от сторожа с Полканом, а младшей, не меньшей любительнице кошек, очень понравился забавный Федор и его котенок.

Не поняли обе они сути конфликта Саньки и Пашки, решили, что все случилось из-за того, что оба жулили. Я поняла, что девочки (несмотря на то что в старшей наличествует четверть еврейской крови), просто не знают слова «жидовка». Не знаю, хорошо это или плохо…

Что касается военных учений и разговоров о том, что Красная армия самая сильная, то это им совсем не понравилось. И когда я их спросила, хотели бы они жить в стране, где самая сильная, могучая и большая армия, то обе сказали – нет, потому что все будут нас бояться и никто не захочет дружить.

Прочитав сегодня этот, когда-то такой любимый рассказ, я спросила себя: что сегодня возьмет ребенок для себя после его прочтения? Он не заметит так резанувшие мне глаз восхваление колхозного строя и противопоставление Красной и Белой армий, он не будет вникать во взаимоотношения немецких фашистов и коммунистов. Зато он рассердится на Светлану и ее папу за то, что они унесли ежика далеко от его норы, порадуется теплому лету, умилится толстому Федору, который снял штаны и ходит как барин, поймет, что обидно, если тебя обвиняют, а ты не виноват, и станет чуть добрее.

ВЕРНЕМСЯ В БИБЛИОТЕКУ

Наши коллеги архангелогородцы (в Архангельске жил и работал Аркадий Гайдар) из областной детской библиотеки предложили читателям литературно-публицистический разговор-анкету о том, что такое поступок. Что-что, а поступки герои Гайдара совершают в каждой повести! Герои – личности, герои действуют. Но не все так однозначно. Вот, к примеру, после прочтения «Коменданта снежной крепости» два очень важных вопроса:

Почему Тимур сдает крепость без боя?

Имел ли право Тимур сделать фальшивую телеграмму?

А какие возможности предоставляет современная техника! В период подготовки игры-разговора, посвященного юбилею писателя, мы предложили его участникам, московским школьникам, записать на видео интервью с представителями старших поколений о том, что для них значили книги Гайдара в детстве. Нам интересно узнать, что расскажут сегодняшним читателям их дедушки и бабушки, папы и мамы, учителя и соседи. Эти интервью будут просмотрены во время игры и помогут нам сравнить восприятие произведений Аркадия Гайдара читателями разных поколений.

Предлагаем заглянуть на наш сайт (http://gaidar.umos.ru), где вы можете увидеть книги Гайдара из фонда нашей библиотеки 30–40-х годов. На первом экземпляре «Сказки о военной тайне» сохранился автограф писателя. Отсканированы иллюстрации из первых изданий произведений Гайдара.