Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №23/2003


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Картотека опыта

Ольга Лопатина, Евгения Соколова

Новое гнездо

Медиацентр –
образовательное пространство подростковой школы

Как трава сквозь асфальт…

Наша школа похожа на огромное дерево со множеством гнезд.

Гнездо «Николай Николаич у себя в кабинете». Гнездо «у Кати в лаборантской». Даже гнездо «гадюшник на колесиках» – никогда не догадаетесь, что это кабинет и лаборантская историков, где так много листовых исторических материалов, что администрация падает в обморок, едва приоткрыв дверь.

Ольга Николаевна Лопатина преподаватель математики,
Евгения Михайловна Соколова – преподаватель истории, школа № 734
НПО «Школа самоопределения»
Москва

Гнезда заселяются каждое утро и пустеют поздно вечером. Они живые, в них взрослые и дети ссорятся, мирятся, придумывают разное интересное. Тронуть гнездо – значит изменить траекторию полета птиц и птенцов. Но если не на словах, а на деле согласиться с тем, что ребенок в школе может учиться работать самостоятельно с разными источниками информации, то становится видно: предметного кабинета как основной единицы школьного образовательного пространства для этого уже недостаточно.

– А библиотека? – скажете вы. – Компьютерный кабинет?

И будете правы. Они в нашей школе тоже источник информации для учеников, работающих над творческими, исследовательскими, проектными работами.

Сейчас школьные компьютеры в основном сосредоточены в кабинете информатики. Но там чувствуешь себя не к месту, если приходишь работать над своим проектом. И понятно, ведь у этого кабинета другие функции. Еще большее неудобство испытывают учителя, которым необходимо работать с компьютером. Иногда им просто некуда податься. А то подходит ребенок и говорит, что хочет обсудить с вами как с руководителем свою проектную работу. Куда вы с ним пойдете? Среагируйте быстро!

Чем дальше движется дело создания школьного медиацентра, тем больше вопросов у нас возникает. Мы бы хотели обсудить их на страницах газеты.

Сейчас учителя приспособили под групповую и индивидуальную работу своих ребят какие-то маленькие кабинетики, лаборантские, где поставили компьютер, видео, собрали библиотечку. Можно, конечно, развивать такой путь борьбы живой жизни с предметными кабинетами. Так по весне зеленая трава вдруг начинает взламывать асфальт в самых неожиданных местах.

Но можно сделать и по-другому, именно этим мы сейчас занимаемся – сделаем на одном из этажей специальное информационное пространство подростковой школы, в котором хотим объединить библиотеку, медиатеку (с доступом к Интернету) и видеотеку. Это не значит, что с его созданием лаборантские с чайничками исчезнут. Такие домашние уголки – уютные, захламленные, с канарейками, аквариумами и черепахами – в школе нужны, наверное, как места релаксации, дружеских и отчасти деловых встреч.

Кому и зачем нужен школьный медиацентр?

В медиацентре подростковой школы можно будет собирать информацию, которая станет материалом для проекта, исследовательской, творческой работы. Индивидуально и группой работать в проектном режиме, в погружении. Проверять свои знания с помощью тестов, которых сейчас так много расплодилось, особенно на электронных носителях. Работать по индивидуальному плану занятий. Выполнять задание учителя, если ты «выпал» из конкретного урока и мешаешь учиться товарищам. Делать «домашку», читать хорошие книжки, смотреть хорошие фильмы.

Мы не выделяем, чем в медиатеке может заняться учитель, школьный психолог, администратор. Думаем, тем же, что и ученик. Возможно, учителя захотят работать в медиатеке консультантами проектных работ. Тогда подойдет вариант дежурного консультанта-предметника, да и не только предметника, а, например, консультанта по компетенциям. Можно и так: в медиацентре учителя занимаются своими проектными работами. То есть центр становится учительским методическим кабинетом.

Что обязательно должно быть в медиацентре? Свободный доступ ко всем книгам. Рабочие места, оборудованные для индивидуальных занятий, причем некоторые из них обязательно с компьютером, подключенным к Интернету. Другая часть рабочих мест приспособлена под групповую работу. Конечно, должно быть уютно, чтобы захотелось еще прийти.

Новая жизнь, новое расписание

Сотрудников медиацентра, по опыту наших коллег, на школу в 800 учеников должно быть не менее пяти-шести человек. Чтобы не возникало сутолоки из-за случившегося вдруг большого наплыва посетителей, на еженедельной планерке сотрудники медиацентра внимательно записывают все заявки учителей, администрации. По этим заявкам они резервируют время работы в медиацентре для той или иной инициативной группы с доступом к компьютеру, видео, если нужно.

Возможно, с началом работы медиацентра расписание в дневниках учеников изменится. Например, может появиться четко прописанный индивидуальный образовательный маршрут. Маршрут группы, которая работает над проектом: когда и сколько ребята работают в медиацентре. Появятся уроки медиаграмотности. Проектная работа ученика может стать основанием, на котором строится вся работа медиацентра.

Возражения наших коллег

Весной коллеги говорили нам:

– Наши дети не любят читать и не будут этим заниматься в медиацентре или как там вы его назовете. Они будут только в «стрелялки» играть. Они привыкли орать в библиотеке и так же будут орать в медиацентре. У нас не лицей и не гимназия, где дети мотивированы на учебу и где такой центр или уже есть, или скоро будет. Наши дети спального района на учебу не мотивированы. Поэтому ваш медиацентр быстро превратится в место, где можно потрепаться так же, как на скамеечках первого этажа. Наши учителя не будут ничего читать в медиацентре. Читать книги лучше у себя дома.

Наш библиотечный каталог несовершенен. Чтобы его дотянуть до служения ученику и учителю, понадобится два года напряженного труда двух библиотекарей. И чтобы ничем другим их не загружали, кроме выдачи и приема учебников. К тому же организовывать и проводить проектную работу можно и в классах – предметных кабинетах.

Были возражения и чисто технического свойства. Тяжело перетаскивать стеллажи и книги с места на место. Сложно найти даже три компьютера в библиотеку и подключить их к Интернету – это большие деньги. Штат медиатеки из пяти-шести человек – это очень большие деньги. Никто не даст дополнительного финансирования. Пересматривать существующее уже сложившееся финансирование и тарификацию –
стоит ли? К тому же в городе много библиотек, видеотек, точек выхода в Интернет. Пусть учатся находить информацию для своих проектных и прочих работ в разных местах города. Пусть побегают кому надо. А кому не надо (немотивированные), тем и медиацентр не поможет.

Анкета в школе

Здравствуйте, коллеги! Мы тут собираем мнения, возражения и замечания на предмет спонтанно возникшего медиацентра. Просим ответить. Не сочтите за назойливость.

1. Школьная медиатека (отметьте один, несколько вариантов или допишите).

Исходя из структуры Вашей работы в подростковой школе, скажите, насколько может быть востребована Вами медиатека в 2003/04 учебном году и в каких классах?

– Для организации проектной работы школьника:

а) групповой / индивидуальной

б) в расписании / вне расписания

в) если в расписании – как часто:  1 раз в неделю, 1 раз в месяц, еще____

– Для организации исследовательской работы школьника:

а) групповой / индивидуальной

б) в расписании / вне расписания

в) если в расписании – как часто _______________

– Для организации работы школьника в погружении:

а) групповой / индивидуальной

б) в расписании / вне расписания

в) если в расписании – как часто _______

– Для организации творческой работы школьника:

а) в расписании / вне расписания

б) если в расписании – как часто _______

– Для ведения Вами уроков, как часто ___________

– Для Ваших лекций с использованием аудио- и видеотехники, компьютеров, как часто __________

– Для организации работы школьника по индивидуальному (или групповому) образовательному маршруту по Вашему предмету _________

– Для Вашей методической работы отдельное пространство в медиатеке или общее со школьниками.

2. Размещение информации в медиатеке в 2003/04 учебном году.

– Чтобы Вам и ребятам было удобно работать по Вашему предмету в логике Вашего эксперимента, как можно было бы расставить нужные Вам и им книги в медиацентре, по каким признакам объединить? _______________

– Нужен ли в медиатеке для Вашей параллели ксерокс, выход в интернет, проектор, принтер, видеотехника? (подчеркните).

3. Как Вы думаете, ваши ученики могут начать самостоятельную работу в медиатеке? Да. Нет. Нужны вводные уроки: как пользоваться информацией.

4. Сколько дней в неделю, например, Вы бы сами хотели работать не поурочно, а консультировать школьников в медиатеке по Вашему предмету?

5. Что еще? ____________________

Спасибо!

Г.Бирюкова, Н.Октябрева, Ю.Подкопаев, О.Лопатина, Е.Соколова.

Потом было дело

Весной были разговоры в учительской, был совет школы, где почти все мы важно кивали головами: конечно, медиацентр нужен. На третьем заседании более или менее оформилась стратегия: в сентябре объявим конкурс на лучший проект, подумаем о призах, подключим прессу, пусть это будет центральным делом года! Впереди было целое лето, потом осень, и можно было действовать не спеша. Но неожиданно нашлись деньги. Представляете, начало июня, в школе экзамены, а тут по нашей просьбе администрация собирает расширенный координационный совет: медиацентр сейчас? После споров, перераспределения ресурсов и поиска новых, после недоразумений, обид и находок вышли на компромиссный вариант: создаем центр на втором этаже, в холле – читальный зал с открытым доступом, в трех кабинетах, выходящих в этот холл, – соответственно медиатека, видеотека и книгохранилище. Пока так.

Возражения возражениями, а все-таки кто-то согласился переехать с этажа на этаж, кто-то по должности или по желанию вошел в группу разработчиков проекта. Летом десятиклассники перетащили все библиотечные книжки на второй этаж. Хозяйственники получили и собрали новые стеллажи, а компьютерщики разрабатывали варианты медиатеки.

Вопрос или опасение,
с которыми мы уходим
на каникулы

Мы бы не были учителями, если бы не полезли за литературой о школьных медиацентрах, которой, к нашему удовольствию, оказалось достаточно. Нашему взору предстали даже проекты «Положений о школьном библиотечном медиацентре» разных лет издания. И мы поняли, что попали (или гоним) во вторую волну. Кстати, первая была обращена к библиотекарям и школьной администрации, но не к учителям и ученикам. Может быть, поэтому она захлебнулась?

Если не на словах, а на деле согласиться с тем, что ребенок в школе может учиться работать самостоятельно с разными источниками информации, то становится видно: предметного кабинета как основной единицы школьного образовательного пространства для этого уже недостаточно.

Еще мы поняли, что авторы идеи школьного медиацентра и разработчики мыслят его деятельность как обслуживающую традиционную форму школьного обучения – урок. Учитель и ученик готовятся там к уроку, потом вне медиацентра, в предметном кабинете, идет учебное занятие при ведущей и направляющей роли учителя, а потом оба возвращаются в медиацентр, чтобы подвести и оформить итоги случившегося. Красивые слова о новой роли учителя- консультанта и ученика-исследователя мы пропускали, потому что об этом сейчас не говорит только ленивый, а вот как сыграть эти роли в медиацентре – из текстов было непонятно.

Правда, в двух или трех местах довольно робко прозвучала тема проектной работы школьника в медиацентре, но опять же во внеурочное время.

Вот и думаем: а мы, как мы хотим? Чтобы ресурсы медиацентра были направлены на насыщение уроков, а ведь здоровские тогда получатся занятия! Или это пространство может стать местом других форм сотрудничества ученика с учителем? Одна из наших коллег сказала перед уходом в отпуск: «А я хочу вести в вашем медиацентре лабораторию по статистике. Ребята у меня будут из разных классов, и занятия поставьте мне в первую половину дня. Вот так». Мы молча переглянулись и одновременно подумали: «Боже, мы разрушаем классно-урочную систему».