Загляните на сайт
Елена Реброва
Толерантность как норма жизни
Толерантность. Кого-то это слово
раздражает своей иноземностью. Кто-то произносит
его с величайшей глубокомысленностью. Но,
согласитесь, мало найдется сегодня людей,
которым слово «толерантность» не говорит ничего.
И (к сожалению, к счастью?..) мы все чаще
задумываемся над его смыслом, стремясь найти в
недрах этого понятия ответы на сложнейшие
вопросы современности.
Формирование толерантного сознания
происходит не вдруг. Это процесс постепенный и
последовательный. Поэтому и начали так много и
глубоко говорить о толерантности в школе, где
происходит воспитание и становление личности.
Проводятся уроки и классные часы,
разрабатываются специальные курсы и
факультативы. В связи с этим возникает
потребность в информации по данной теме. Учителя
обращаются к библиотекарям за помощью, и вы, мои
уважаемые коллеги, незамедлительно приступаете
к поискам.
Давайте попробуем вместе? Пожалуй,
стоит начать с ЮНЕСКО и ее программ. Находим сайт
этой известной организации и веб-адрес ее
представительства в России.
Наряду с несколькими российскими
проектами ЮНЕСКО значится и такой: «Программа по
толерантности (POTREX)». Открываем нужную страничку
и читаем:
«В 2001 году началось Международное
десятилетие культуры мира и ненасилия для детей
всего мира. В этом контексте программа
терпимости была инициирована в рамках
национальной стратегии развития гражданского
общества. Она направлена на восстановление и
укрепление величайших культурных, исторических
и моральных ценностей России в противовес таким
явлением, как этническая, религиозная и
политическая нетерпимость…»
Да, за прошедшие годы понятие
«толерантность» прочно вошло в нашу жизнь и
стало ее постоянной составляющей. Потому и все
проекты этой направленности нас интересуют: мы
учимся сами и делимся знаниями с другими.
Листая страницы Интернета, с помощью
ссылок находим веб-сайт межведомственной
программы «Формирование установок
толерантного сознания и профилактика
экстремизма в российском обществе» (Национальная
стратегия содействия становлению гражданского
общества). Адрес в Сети:
http://www.culture.of.peace.ru/tolerance/gallery/index.htm
Во вступительных материалах читаем о
сути и назначении проекта:
«Разработка и реализация единой
государственной политики по формированию
толерантности и профилактике экстремизма в
российском обществе является комплексной
задачей, требующей скоординированного
взаимодействия многих министерств и ведомств,
опоры на общественные движения. Это и обусловило
необходимость создания специальной
межведомственной программы для ее решения.
Программа формирования установок
толерантного сознания и профилактики
экстремизма в российском обществе проводится по
поручению Правительства Российской Федерации от
31.12.1999 года. Образовательный компонент данной
программы разрабатывает Министерство
образования Российской Федерации.
Программа должна сформировать
стратегическую политику Российской Федерации в
контексте предупреждения нетерпимости с помощью
разработки специальных научных исследований в
области социальных наук и воспитание в духе
толерантности, прав человека и ненасилия».
Отдав должное значению заявленного
проекта, приступаем к изучению содержания.
Посмотрим, какого рода информацию можно найти на
этом сайте.
Первый раздел называется «Анкета»
и имеет один подраздел – «Вопрос месяца». В
тот момент на странице были помещены два вопроса,
на которые предлагается ответить всем желающим,
имеющим электронную почту.
1. Что, по вашему мнению, должно нести
в себе понятие «толерантность» для России?
2. Можете ли вы привести яркий пример
толерантного поведения в вашей жизни?
Позвольте процитировать наиболее
яркие ответы.
На первый вопрос
Алла. На мой взгляд, толерантность
не прямой аналог понятия «терпимость».
Толерантность скорее философская категория,
когда не осуждаешь и не пытаешься разрушить
чужую мысль, идею, а пытаешься переоценить и
понять. А если эта идея является чужой тебе,
объяснить – почему это так.
Павел Сергоманов. Толерантность
это инструментальная ценность взаимодействия в
условиях противоречия. Толерантность не
означает понимание других. Толерантность
означает принятие иных, отличающихся от твоих,
интересов и целей. Толерантность всегда
появляется в перспективе совместности. Иначе она
не может возникнуть, иначе у нее нет
человеческого, житейского смысла. Поэтому
главная задача тех, кто хочет развития
толерантности, состоит в создании возможностей и
перспектив совместности.
Силкина Г.В. (ТПП РФ). Понятие
толерантности – это синоним благополучия в
нашей стране.
Макаренко О.В. (Государственная
дума РФ). В первую очередь, терпимость к
инакомыслию, связанному с приверженностью к
разным структурам, политическим убеждениям,
национальным традициям соседей, попутчиков,
сослуживцев и т.п.
Морякова Э.К. (Татарский ин-т
содествия бизнесу). Мир и благополучие.
Сохранность здоровых, молодых, умных,
талантливых детей для будущего без войн.
Спокойную старость на экологически чистой
планете.
Апресян Р.Г. (Институт филисофии
РАН). Не думаю, что понятие толерантности
национально специфично или нуждается в
локализации. Другое дело, что какие-то проблемы у
нас стоят острее: этническая толерантность,
идеологическая, конфессиональная.
На второй вопрос
Баскакова Светлана Владимировна
(учреждение раннего интеллектуального развития
материнская школа «Лик», г. Обнинск). Моя мама –
яркий пример толерантного поведения всегда и во
всем. Удивляюсь, как это у нее получается, при том,
что всегда на ее пути было много грубости.
Поплавская Елена Вячеславовна,
(Физико-энергетический институт). Само положение
женщины в нашем обществе заставляет ее быть
терпимой.
Макаренко О.В. (Государственная
дума РФ). Во время ожидания результатов работы
жюри одного из конкурсов девушек в национальных
костюмах все участники и гости конкурса пели
вместе казачьи песни, танцевали лезгинку, хотя
это был конкурс и кто-то побеждал, а кто-то
проигрывал.
Груздева Е.А. (помощник депутата
ГД РФ). В моей семье я и муж – убежденные атеисты,
дочь – активная верующая, зять был верующим –
стал атеистом. Но мы с уважением относимся к
убеждениям друг друга, к профессиональным
занятиям дочери (она иконописец) и не стараемся
обратить друг друга в свою веру.
Баклицкая З.Я. (АНХ при
Правительстве РФ). Отношения с невесткой.
Морякова Э.К. (Татарский ин-т
содествия бизнесу). Я – татарка, мусульманка из
древнего татарского рода, высокообразованного и
интеллегентного, где главное было – жить для
будущего, для общества. Муж – русский,
православный, из рабоче-крестьянского рода, где
главным было – жить сегодняшним днем, для себя. В
итоге – наш счастливый брак, взаимоуважение и
понимание, что дает возможность сегодня жить, и
воспитывать, и поддерживать, и направлять детей,
внуков, воспитанников.
Не знаю, как вам, а мне показалось, что
некоторые высказанные мнения настолько
интересны, что просто требуют развития и
обсуждения: в устной ли дискуссии или в
письменном виде.
Следующая рубрика называется «Что
мне интересно». Здесь несколько подразделов
(подрубрик), первый из которых знакомит с понятием
толерантности. (Подумайте, какое умное
(толерантное?) расположение материалов – сначала
вам предоставляется возможность высказать
собственную точку зрения, затем можно прочитать
общепризнанные определения). Я снова цитирую:
«Понятие толерантности. Толерантность
– способность человека, сообщества, государства
слышать и уважать мнение других, невраждебно
встречать отличное от своего мнения.
«Толерантность – это то, что делает возможным
достижение мира и ведет от культуры войны к
культуре мира», – говорится в Декларации
принципов толерантности, принятой Генеральной
Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году. В декларации
понятие толерантности определено как:
«– уважение, принятие и правильное
понимание богатого многообразия культур нашего
мира, форм самовыражения и проявления
человеческой индивидуальности.
– отказ от догматизма, от
абсолютизации истины и утверждение норм,
установленных в международно-правовых актах в
области прав человека.
Толерантность – не уступка,
снисхождение или потворство, а, прежде всего,
активное отношение, формируемое на основе
признания универсальных прав и основных свобод
человека.
Толерантность – привилегия сильных и
умных, не сомневающихся в своих способностях
продвигаться на пути к истине через диалог и
разнообразие мнений и позиций».
Ниже приведены мнения экспертов:
Дмитрий Лихачев, академик.
Великий народ, народ со своей большой культурой,
со своими национальными традициями, обязан быть
добрым, особенно если с ним соединена судьба
малого народа. Великий народ должен помогать
малому сохранить себя, свой язык, свою культуру.
Сергей В. Смирнов (Москва, Государственный
университет управления). Толерантность –
терпение, терпимость, понимание, способность
проникаться и понимать ощущения других людей.
Дружелюбие, спокойствие, адекватное восприятие.
Мирная настроенность. Антипод агрессивности,
злобности и раздражительности. Толерантность
выступает как характеристика личности человека
или некоего субъекта, представленного людьми.
Эркин Бардин (Республика Алтай).
Толерантность – терпимость, способность понять
другого человека, не похожего на тебя. Стремление
к взаимопониманию и мирному сосуществованию.
Латышев В.А. Для России, как и для
любой другой страны, понятие толерантности
неотделимо от понятия культура. Человек, как
действительный субъект своей культуры,
независимо от особенностей (этнических,
исторических, географических и пр.) ее формы,
всегда относится к субъекту иной формы культуры
(иного народа и пр.) с уважением и интересом. Иное
невозможно в силу единства для всех форм
культуры нравственной, общечеловеческой основы.
На первый взгляд совершенно не к месту
расположены на этой же странице выдержки из
национальной программы «Российская деловая
культура». Но недоумение исчезает, когда читаешь
означенные принципы ведения дел в России в XXI
веке. Приведу некоторые из них:
«Прибыль важнее всего, но честь важнее
прибыли.
Уважай участников общего дела – это
основа отношений с ними и самоуважения.
Твори добро для людей, а не ради
корысти и тщеславия.
Проявляй терпимость к представителям
других культур, верований и стран. Они – не хуже и
не лучше нас, они просто – другие».
Все правильно, но почти нереально для
наших дней, почти идеализм. Почти…
Следующая подрубрика – «Из истории:
всемирный призыв к толерантности» – знакомит
с событиями и фактами, характеризующими
толерантность как явление. И снова примеры:
«…Толерантность во все времена
считалась человеческой добродетелью. Она
подразумевала терпимость к различиям среди
людей, умение жить, не мешая другим, способность
иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод
других».
«…Школы стали центрами деятельности,
проводимой в рамках Международного года. ЮНЕСКО
выпустило и разослало в тысячи школ по всему миру
пособие “Толерантность: путь к миру”. При этом
учитывались оценки и пожелания преподавателей.
Повсеместно школы организовывали групповые
обсуждения, конкурсы сочинений и рисунков,
информационные недели, фестивали».
«ЮНЕСКО были учреждены призы: за
распространение идей толерантности и ненасилия
и за детское литературное произведение, служащие
толерантности».
«…Члены ООН объявили 16 ноября
ежегодным международным днем толерантности».
Далее посетители сайта могут узнать об
основных условиях, которые способствуют
развитию толерантного общества:
«…Как противостоять нетерпимости?
Для этого необходимы:
1. Законодательная база
Правительство каждой страны несет
ответственность за применение законодательной
базы в целях защиты прав человека.
2. Образовательный уровень
Законодательство играет значительную,
но недостаточную роль для противодействия
нетерпимости на уровне индивидуального
сознания. Часто ее корни уходят в невежество и
страх: страх перед неизвестным, другими
культурами, нациями, религиями. Нетерпимость
также часто имеет общее с гипертрофированным
ощущением собственной ценности и высокомерия:
личным, национальным или религиозным. Эти
представления формируются в раннем возрасте,
поэтому больший акцент должен быть сделан на
более широкое и качественное образование.
Необходимо прилагать большие усилия при
обучении детей толерантности и правам человека,
отношению к иному образу жизни. Тяга к знаниям
должна поощряться как дома, так и в школе.
Образование – это процесс, который
длится всю жизнь, не начинается и не
заканчивается школой. Попытки привития
толерантности через школьное образование будут
безуспешны до тех пор, пока они не будут
направлены на все возрастные группы и не станут
повсеместными дома, в школе, на работе, в обучении
по юридической или правоприменительной
специальности и даже при проведении досуга.
3. Доступ к информации
…Наиболее эффективный способ
ограничения влияния разжигателей ненависти
состоит в выработке такой политики, которая бы
способствовала становлению и развитию свободы
прессы и плюрализма мнений, чтобы общественность
самостоятельно могла отделять домыслы от фактов.
4. Личное осознание проблемы
…Для того чтобы бороться с
нетерпимостью, индивидуум должен осознавать
связь между своим поведением и порочным кругом
недоверия и насилия в обществе. Каждый из нас
должен задаться вопросом: толерантен ли я? Не
вешаю ли я ярлыки на людей? Не отвергаю ли я тех,
кто не похож на меня? Не виню ли я их в своих бедах?
5. Решения для отдельно взятых ситуаций
Многим людям известно, что проблемы
завтрашнего дня будут иметь все более глобальный
характер, но немногие осознают, что решение
глобальных проблем находится на местном, порой
даже на личном уровне. Встречая эскалацию
нетерпимости вокруг нас, нам не следует лишь
надеяться на ответные действия правительств и
организаций. Мы все – часть решения. Нам не
следует чувствовать себя беспомощными,
т.к. в действительности мы обладаем широкими
возможностями быть сильными. Ненасилие – вот
способ использования этой силы – силы людей».
Простите за длинные цитаты, но крайне
сложно сокращать текст, каждое слово которого
столь весомо и значительно. Да и доступ к
ресурсам Интернета пока ограничен в школьных
библиотеках. Кто-то воспользуется Сетью, а кто-то
– материалами нашей газеты. Самые активные
примут во внимание и то, и другое!
Третья подрубрика называется «Календарь
событий». Не буду утомлять вас перечислением
всех мероприятий, проводимых под эгидой развития
толерантного сознания. Скажу лишь, что в марте 2003
года в Москве состоялась Международная
конференция по вопросам толерантности.
Далее – традиционная для сайтов
подрубрика «Новости». Все события, так или
иначе связанные с вопросами ненасилия и
терпимости, отражены на этих страницах. Это и
обращение Генерального директора ЮНЕСКО, и
проведение Дня толерантности в Москве, и новые
книги по теме.
«Мы вместе» – подрубрика с этим
названием рассказывает о партнерах заявленного
проекта. Посетителям сайта предложен не только
рассказ о них, но и отсылки к ресурсам этих
уважаемых и известных организаций. Среди них
Министерство образования РФ, московское бюро
ЮНЕСКО, институт толерантности при Уральском
государственном университете, педагогический
центр гражданского воспитания в
г. Обнинске, Ставропольский центр культуры мира и
толерантности. Ссылка, расположенная на этой же
странице, позволяет связаться с
ассоциированными школами ЮНЕСКО.
«Документы» – благодаря этой
подрубрике можно познакомиться с материалами по
вопросам толерантности и правам человека. Здесь
представлены: Декларация принципов
толерантности, текст Федеральной целевой
программы «Формирование установок толерантного
сознания и профилактика экстремизма в
российском обществе» (2001–2005 гг.), конвенция о
правах ребенка (и даже адаптированный ее вариант
в картинках!). Целый ряд документов дан на
английском языке.
«Библиография» – родное и
милое сердцу слово вынесено в название следующей
подрубрики. Краткий список литературы,
помещенный на этой странице, знакомит с книгами и
статьями по вопросам толерантности, ненасилия и
культуры мира.
«Публикации» – этот раздел
предлагает вниманию посетителей сайта ряд
интересных тематических материалов.
Следующая рубрика приглашает к
интерактивному общению и называется «Дискуссионный
клуб». Если у вас есть желание поведать свои
мысли широкой общественности или вместе с той же
общественностью порассуждать о значении слова
«толерантность» – пишите. Электронная почта
быстро доставит ваше послание, и оно будет
помещено на странице сайта, наряду с мнениями
других людей:
Алексей О., Римма М. Толерантность
– это способность человека многосторонне
оценивать внешние поведенческие проявления
внутреннего мира людей разного пола, расы,
религии... Это победа над убежденностью в
исключительности собственной правоты.
Андрей C., г. Омск. Термин
«толерантность» применяется, в основном, по
отношению к глобальным вещам (международные
отношения, межнациональные конфликты и т.д.). Я
думаю, что толерантность необходима и в
отношениях между родителями и детьми, учителями
и учащимися. Родителей, учителей можно сравнить с
первой ступенью космической ракеты. Эта ступень
выполняет важнейшую роль. Она отрывает ракету от
земли, преодолевая силу тяготения, поднимает
космический корабль в заоблачную высь – к
звездам! И, что очень важно, первая ступень должна
своевременно отделиться от космического
корабля, предоставив ему свободу для дальнейшего
самостоятельного полета. Аналогична, по моему
мнению, одновременно и печальная и радостная
роль родителей и учителей. Им необходимо
постараться передать все свои знания, умения, все
свои самые лучшие качества, всю свою любовь
ребенку, для того чтобы он в дальнейшей своей
жизни смог обходиться без родителей и учителей.
Конечно, всегда помня о них. По-моему,
толерантность родителей и учителей по отношению
к детям состоит в том, чтобы слушать и слышать
суждения детей, благожелательно встречать
отличное от своего мнение ребенка. Необходимо
бороться со своей негативной реакцией на иное,
чем мы ожидаем, поведение ребенка. Подобное
поведение необходимо для развития самого
ребенка, оно является источником для дальнейших
инноваций и прогресса человечества, если
взглянуть на это по-другому. Подводя итог, можно
сказать, что родители и учителя, конечно, должны
постоянно бороться с тем, что они считают
недостатками в их детях. Но не должны одержать
окончательную победу.
Следующая рубрика называется «Гостевая
книга». У нее три подраздела, первый из которых
– «Фотогалерея». Собственно, название
говорит само за себя. Размещенные на сайте
фотографии знакомят с работой педагогического
центра гражданского воспитания (г. Обнинск),
Борисоглебского центра общинного развития и
культуры мира и других организаций.
От фотографий переходим к картинам.
Рисунки детей из реабилитационного
художественного центра «Дети Марии» помещены во
втором подразделе – «Картинной галерее».
Кроме того, на этой странице можно познакомиться
с творчеством детей из педагогического центра
гражданского воспитания (г. Обнинск), с
работами художников одного из малочисленных
народов Севера.
Дальше нас приглашают в «Видеозал»,
и, поверьте, его стоит посетить. Милая сердцу
российская провинция открывается в работах,
расположенных в этом подразделе.
Не имея возможности немедленно
продемонстрировать вам видеоряд под общим
названием «Окно с видом на российскую
провинцию», я попробую заменить его цитатой:
«Благодаря вычитанию из общей
территории страны известных и доступных мест
типа Москвы и Петербурга, мы получаем в остатке
необъятную глубинку, равную практически всей
России.
Здесь у нас появляется виртуальная – и
часто единственная – возможность совершать
путешествия по России. Почему? Да потому что в
действительности попасть на периферию
чрезвычайно трудно.
…Может быть, именно такая
отдаленность позволяет российской провинции
являть собой культуру мира и ненасилия очень
естественно и органично. Ведь если активная
жизнь требует постоянных преобразований и очень
часто – агрессивного завоевания, то философия
выживания заставляет сохранять, экономя силы и
средства на весьма скромных желаниях и
потребностях.
Остановитесь, мы приглашаем вас туда,
где культура мира – естественное явление».
Пожалуй, в этом месте я поставлю точку.
Трудно что-либо добавить к последним словам.
Разве что еще раз порекомендовать вам обратиться
к хорошему ресурсу Сети.
P.S. Открывая сайт, обратите внимание на
замечательный символ проекта (холодным словом
«логотип» называть не хочется): земной шар, в
форме сердца, развернут и прикасается к такому же
сердцу. Планета навстречу планете. Мир для мира.
Прикосновение, рождающее понимание. |