Технологии
Ольга Громова
Новый год – это общее дело
Традиция всеобщего новогоднего
праздника, где никто не знает, что будет дальше –
одна из моих самых любимых в московской «Школе
сотрудничества». Все годы, что я там работала,
декабрь был временем самых неожиданных и
невероятных читательских запросов. Начиналось
все обычно с инициативной группы учителей,
которые в начале декабря задавались вопросом:
«Впереди Новый год – что делать будем?» Вечером
за чаем в чьем-нибудь кабинете набрасывали
«горку» идей, после недолгих споров выбирали
тему этого года и назавтра объявляли ее по школе.
Тяжкие королевские раздумья. В роли
короля – директор школы
Надо отметить при этом несколько
обстоятельств. Во-первых, эта идея
распространялась обычно только на среднюю и
старшую школу. У «началки» все-таки своя жизнь,
свой ритм и елки – отдельно от старших. Во-вторых,
коллективная идея – не случайность. В школе
много лет не было ни завуча по воспитательной
работе, ни так называемого
«педагога-организатора». Не из-за отсутствия
кандидатуры, а как бы за ненадобностью. В
экспериментальной школе, где тогда училось около
двухсот детей и работало человек сорок
педагогов, решили, что главная воспитательная
работа – это просто жизнь школы. А для жизни
завуч не нужен, нужно жить. Так и жили.
Чтобы устроить необычный и
интересный новогодний праздник
в школе, нужны два условия: отсутствие сценария и
хорошая библиотека.
|
И вот в школе объявляется тема
новогоднего праздника. Например: «Бал у
английской королевы». На королевский бал,
естественно, должны явиться посольства разных
стран с подарками. А дальше каждый класс выбирает
себе сам и страну, которую они хотели бы
представлять, и форму своего появления на балу, и
подарки королеве. Координатору праздника – из
учителей той самой группы – сообщают страну и,
может быть, какие-то идеи своего представления.
Больше никто ничего не знает. Кроме библиотекаря,
конечно.
Вот тут-то и начинаются неожиданности.
Восьмой «А» учится танцевать испанский танец, но
этого мало и не так уж интересно. Подавай им
«Учителя танцев» Лопе де Вега. Вместе ищем текст,
который еще не так просто найти, вместе отмечаем
интересные сцены, из которых потом ребята
выберут одну и будут ставить.
А пятый «Б» ищет сборник Роберта
Бернса и ноты песен на его стихи.
– Как же это у вас будет посольство
Шотландии? – вредным голосом спрашиваю я. –
Шотландия же часть Великобритании.
Обстоятельная Оксана, энергично
отбросив длинные косы назад, начинает загибать
пальцы.
– Во-первых, Шотландия всегда была
отдельной частью королевства. Нам Елена
Борисовна говорила. Во-вторых, у них даже свои
короли были. Мы с мамой «Вересковый мед» читали
про это, когда я маленькая была, в прошлом году.
Японский новый год
– А еще Сан Ваныч вчера на математике
рассказывал, – вставляет Андрей, – что шотландцы
народ гордый. Они берегли свои традиции, даже
когда их завоевали… И в юбках ходят, – упавшим
голосом добавляет он.
– Наверное, юбки неспроста возникли.
Может, в них удобнее? Не пробовал? – это уже я. –
Мужчины, да еще воины, глупых нарядов себе не
придумывали. Попробуйте. А мне потом расскажете
– удобнее или нет. Еще вот можно в книжках
посмотреть, почему шотландцы юбки носят.
Выдав Бернса, пообещав поискать что-то
по истории костюма и ноты, я улыбаюсь вслед
ребятам. Конечно, пока еще в их головках каша, но
для пятого класса вполне прилично. И неважно,
разберутся ли они сейчас со статусом Шотландии,
легендой о вересковом меде и королями, в которых
и взрослый запутается. Важно, что они
мобилизовали все знания и воспоминания, какие у
них есть, привлекли весь свой небольшой опыт и
жадно слушают всех, кто готов что-то рассказать. А
взрослые не торопятся сильно загружать их
головы. Немного тут расскажут к слову, немного
здесь… Главное – чтобы интерес возник. Что-то
запомнится, а в остальном потом разберутся.
Тем временем седьмой класс хочет
водевили Крылова… и оды Державина. Они решили
быть русским посольством начала XIX века. Считают,
что должно быть приветствие королеве и
развлечение. На второе – сцена из водевиля «Урок
дочкам».
Конечно, выбор таких произведений чаще
всего возникает с подачи учителей, но само
разнообразие идей и интересов – это от ребят.
В подготовке такой елки достается
конечно, всем. Молодая учительница математики
занимается в качестве хобби бальными танцами.
Теперь на ней – вся хореография. Одним –
испанский танец, другим – полонез, третьим –
джигу. Нет покоя ни учителям музыки и МХК, ни
преподавателям ИЗО, ни классным руководителям.
Во всех классах по вечерам что-то происходит. А с
вопросами типа: почему пели то, носили это, как
обращаться к японскому послу и где найти текст
«Марсельезы» – отсылали к книгам. В библиотеке
не всегда находилось нужное. Несли, как водится, и
мы, и учителя из дома.
К слову. Быстро поняли, что
возвращаются книги не всегда. И решили, что
личные книги тоже надо выдавать через
читательский формуляр. Вместо инвентарного
номера мы писали инициалы владельца книги.
Нельзя сказать, что система действовала
безупречно: не всем хотелось бежать в библиотеку,
чтобы выдать свою книгу своему же ученику. Но уж
тут обижаться было не на кого, кроме себя. А
личные книги, выданные через библиотеку, как
правило, возвращались.
... и другие праздники
В результате первой недели подготовки
у координатора собирался некий список: какой
класс что готовит. Чтобы объединить это в одно
общее действие, все та же инициативная группа
сочиняла сценарий. В принципе в нем могло быть
минимум текста и практически никакого сюжета.
Просто на балу у королевы церемониймейстер и
свита представляли прибывающих гостей, а
королева должна была сказать каждой делегации
какие-то слова. Если нашим творческим взрослым уж
очень хотелось и самим поиграть, то и они
выдумывали себе роли, готовили тексты и костюмы.
Королевские костюмы брали напрокат. Остальное –
сами.
Фокус любого такого праздника вот в
чем. Во-первых, подготовка к нему – своего рода
познавательный процесс, да еще азартный иногда.
Во-вторых, на празднике для всех всё, кроме своего
выступления, – сюрприз. Ни одной сводной
репетиции никогда не проводят. К началу
праздника все знают только порядок выступлений:
сначала 8-й «А», потом мы, потом 5-й «Б» и т.д. При
этом иногда просто по старшинству классов, а
иногда – по логике «соединительного» сюжета или
какой-то другой. И вот уже поют и пляшут
шотландцы, истово душит Дездемону Отелло
(почему-то под общий хохот!), произносит пышную
речь французский посланник, которому помогает
переводчик.
Идея праздника может быть любой. Так,
2000 год встречали под лозунгом «каждому классу
свою десятилетку». По жребию классы (с 5-го по 11-й)
получили 1900–1910, 1911–1920 годы и т.д., которые и
должны были отразить в своем представлении.
Изучали эпоху, быт, костюмы, стихи, песни, музыку,
танцы. Каждый класс делал что мог. Кто-то сочинил
сценки из жизни той эпохи, кто-то просто пел песни
своего времени, читал стихи. И еще моды,
фотографии, письма, парады и трагедии, все шло в
ход. Праздник получился фантастический! И надо
сказать, что, в сущности, такие праздники, может
быть, стоят гораздо меньше хлопот и нервов, чем
шикарные традиционные елки, к которым надо
каждый раз искать интересный сценарий и
репетировать целый спектакль. Кстати, елки в
нашей школе вовсе не исключали дискотеки с
плясками и шумом, как и положено подросткам,
только их устраивали после общего праздника, уже
по классам.
Можно бесконечно рассказывать о
разных наших праздниках по этой схеме: и 10-летие
школы, и… А можно и не рассказывать. Вы и так все
поняли. Кто-то назовет это модным термином
«проект», кто-то вспомнит «коллективное
творческое дело» (о методике КТД когда-то много
писали). Не знаю, как это называется. Может быть,
просто общей интересной жизнью. Добавлю лишь еще
одно. Так же отмечали в нашей школе и юбилей
победы в Великой Отечественной войне. Получился
пронзительный и очень правдивый вечер. Без
пафоса. Потому что каждый такой праздник не
проведен, а прожит. |