Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 10 (12) · Вкладка в «БШ» № 24 (108) · 16–31 декабря 2003 года

Лицо дня

Мария Катеринова

Видим результаты работы

Интервью с заведующей информационно-аналитическим центром Кировского областного института усовершенствования учителей Валентиной Александровной Драновой

Как давно Вы работаете в Институте усовершенствования учителей?

– С февраля 1983 года.

Вы работаете на область или на город Киров тоже? Обрисуйте, пожалуйста, ситуацию с кадрами в школьных библиотеках области.

– Наш информационно-аналитический центр работает и на город, и на область. Данные о кадрах библиотек собираются ежегодно в сентябре-октябре из отчетов методистов по учебным фондам.

На основании этого составляется план повышения квалификации. Картина с кадрами у нас, конечно, вырисовывается не самая лучшая. На 1,5 ставки (зав. библиотекой + библиотекарь ) работает только 4,3 %, на 1 ставку – 33 %, на 0,5 ставки – 35 %. И неприемлемо большой процент библиотекарей работает на условиях доплаты – 27,7 %.

Образовательный ценз библиотечных работников такой: с высшим образованием – 32,2 % библиотекарей, со средним специальным – 46,7 %, со средним образованием – 6,4 %.

Из них 26 % имеют специальное библиотечное образование, то есть менее трети всего состава.

Ежегодная сменяемость кадров в школьных библиотеках составляет в условиях городов – 20 %, на селе – 15 %. Причины текучести кадров лежат на поверхности: низкая заработная плата, сложность и многофункциональность труда библиотекаря, положение библиотекаря в школе как вспомогательного персонала. В коррекционных школах сменяемости кадров практически нет, вероятнее всего из-за доплаты в размере 25 %.

Вы работаете только с библиотекарями? А методистов по учебным фондам учит кто-нибудь и чему?

– Мы работаем и с теми и с другими. Для методистов ежегодно проводятся курсы.

Что лежит в основе формирования программы обучения библиотекаря?

– Используем диагностирование потребностей наших библиотекарей, а также опыт работы других регионов, особенно Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Екатеринбургского Центра повышения квалификации, Ярославского ИПК, рекомендации ведущих библиотек по работе с детьми, профессиональную периодику, методические рекомендации.

Скажите, а информацию о новых учебниках или педагогических изданиях Вы доводите до слушателей?

– В ИАЦ с 1998 года постоянно работает и систематически обновляется выставка «Все для образования». Со всеми ведущими издательствами заключены некоммерческие договоры на поставку сигнальных экземпляров издаваемой педагогической литературы. Мы приглашаем авторов учебников и методистов издательств на рабочие встречи с педагогами, методистами и библиотекарями.

Традиционные простенькие вопросы. Что нравится в Вашей работе?

– Работа очень нравится, есть возможность встречаться с интересными, творчески работающими людьми. Радует, что результаты работы нашего центра проявляются в профессиональном росте библиотекарей, методистов. Одновременно эта работа способствует и росту профессионализма сотрудников центра.

Какие есть трудности и с чем они связаны?

– Трудность одна: нехватка специалистов нашего профиля в регионе.

И несколько вопросов личного характера, если разрешите.

– Да, пожалуйста.

Какую газету, журнал чаще всего читаете?

– Журнал «Школьная библиотека», газету «Библиотека в школе», «Учительскую газету».

Есть ли у Вас какое-нибудь увлечение? Удается ли ему предаться, если нет, то почему?

– Конечно, есть! Люблю выращивать цветы в саду, печь кексы и торты, люблю путешествовать.

Любите ли Вы тратить деньги? Если да, то на какие предметы жизни тратите чаще и охотнее всего?

– Люблю. На красивую одежду, украшения и книги.

Благодарим Вас за интервью и в преддверии Вашего юбилея желаем всего самого наилучшего.