Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 10 (12) · Вкладка в «БШ» № 24 (108) · 16–31 декабря 2003 года

ПодробностиРисунок Елены Суховерховой

Ольга Козлова

Платные услуги

Виды. Нормативное сопровождение.
Образцы документов1

Наиболее распространенными источниками нереализационных поступлений библиотеки являются:

– «предоставление в аренду/субаренду помещений, оргтехники и автотранспорта;

– штрафные санкции к пользователям;

– компенсационные выплаты за утрату или порчу фонда;

– невостребованные денежные залоги;

– посредническая деятельность;

– (..)

– гранты благотворительных и других организаций;

– безвозвратные прямые дотации и пожертвования юридических и физических лиц» [3, с.41-42].

Источниками нереализационных поступлений в библиотеку являются экономическая защита фонда и регулирующе-воспитывающие меры.

Экономическая защита библиотечного фонда представляет собой систему предупреждения и компенсации задержки, порчи, утраты материальных носителей информации из фонда библиотеки. Сюда относятся:

– разовые читательские залоги;

– залоговые абонементы;

– репродуцирование (ксерокопирование, микрофильмирование и пр.) отдельных особо ценных, малоэкземплярных, пользующихся наибольшим спросом произведений печати по льготным ценам [3, с. 57].

Под понятием «залог» в библиотечной практике понимается однозначно только денежный залог. Пункт 3 статьи 13 Федерального закона «О библиотечном деле» фиксирует право библиотеки «определять сумму залога при предоставлении редких и ценных изданий…»[13, с. 46]

Регулирующе-воспитывающие меры применяются в виде штрафов в связи с задержкой документов сверх срока, регламентированного правилами пользования библиотекой. Штраф представляет собой процент от стоимости своевременно не возвращенного документа или залоговой суммы и начисляется за каждый день просрочки. Практики определяют предельный размер штрафа за день или исчисляют по прогрессивной шкале в зависимости от продолжительности задержки материала.

ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И УЧЕБНЫХ БИБЛИОТЕК

Сейчас в библиотечной практике устойчиво укрепились виды платных услуг и обслуживания, которые оказались наиболее востребованы пользователями того или иного типа библиотек. Например, в практике вузовских и педагогических библиотек системы образования наибольшую популярность приобрели следующие виды платных услуг, платного обслуживания (расположение по степени популярности):

– выдача книг и периодических изданий из фонда читального зала на вечернее и ночное время 17.00 до 9.00 часов), санитарные и выходные дни;

– копирование материалов;

– обслуживание сторонних пользователей платным залоговым абонементом;

– подготовка, распространение и предоставление в пользование информационных и библиографических изданий, указателей, пакетов информационных материалов по заявкам организаций и частных лиц;

– выполнение заявок на тематические подборки литературы;

– поиск и отбор информации из библиографических баз данных по запросу и запись на дискету пользователя;

– продажа списанной из фонда литературы по договорным ценам;

– заключение договоров с организациями и предприятиями на обслуживание библиотечно-информационной продукцией.

Во многих библиотеках используются регулирующе-воспитывающие меры, в том числе штраф за нарушение правил пользования библиотекой, порчу изданий и др.

Некоторое применение в вузовских и педагогических библиотеках получила продажа через свой книжный киоск научной, методической и учебной литературы по различным отраслям знаний, в частности изданий того учреждения, при котором библиотека находится. Интересны некоторые пункты «Положения о книжном киоске в библиотеке Красноярского ИПК РО»:

«Цены на реализуемую литературу определяются исходя из цен, указанных в накладных документах книготорговых баз, а также коэффициента рентабельности в размере от 10 до 20 % к их себестоимости. (Только, наверное, имеется в виду не собственно себестоимость, а отпускная цена по накладной? – Ред.)

Доходы от реализации литературы распределяются следующим образом:

на комплектование книжного фонда библиотеки ИПК – 50%, на улучшение материально- технической базы библиотеки ИПК – 50%» [12, с. 27].

Интересен опыт внедрения некоторыми вузовскими библиотеками «Пресс-абонемента» и «Абонементного проката аудиовизуальных материалов».

Абонентом «Пресс-абонемента» может стать любой пользователь, принявший долевое участие в оплате подписки на определенное периодическое издание или оплативший ее. Абонент пользуется правом преимущественного и бесплатного обслуживания на абонементе. Пользователи, не являющиеся абонентами, обращаются к фондам пресс-абонемента за установленную плату. Такая форма платных услуг способствует расширению репертуара выписываемой библиотекой периодики за счет внебюджетных поступлений.

Фонд абонемента аудиовизуальных материалов приобретается на средства, поступающие из внебюджетных источников. Вузовские библиотеки, практикующие аудио- и видеопрокат, констатируют, что он может приносить доход только при условии большого и качественного выбора материалов [2, с. 47–48].

В публикациях по этой теме отмечается следующее. Во-первых, пользователи заинтересованы в дальнейшем расширении спектра платных услуг и готовы платить за оперативность, качество и комфортность. Во-вторых, введение платных сверхнормативных услуг – это стимул для четкой, организованной работы, повышения профессионального уровня библиотекарей, поскольку для оказания некоторых из них требуются дополнительные знания и умения [2, с. 48; 7, с. 10].

Сейчас (и это отмечается в документах Министерства) в образовании все более актуальной становится проблема повышения деловой активности и предприимчивости администраций и сотрудников образовательных учреждений, обучения их методам работы в условиях рыночных отношений.

Для активизации работы библиотек по внедрению платных услуг в приложении к письму Минобразования России от 23.01.2002 № 27-31/11 приводится «Примерный перечень дополнительных платных услуг в библиотеках начального профессионального образования»:

1. Библиотечное обслуживание предприятий и организаций города на договорной основе.

2. Запись в библиотеку и обслуживание в читальном зале специалистов города.

3. Пользование литературой сверх установленного срока.

4. Библиографическое обслуживание преподавателей, мастеров производственного обучения материалами по тематике, не связанной с учебным процессом и производственной практикой.

5. Организация выездных выставок, обзоров.

6. Копирование печатных материалов, утраченных страниц.

7. Переплет изданий [11, с. 17].

ШКОЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Сведений о платных услугах непосредственно в школьных библиотеках очень немного. Применяются в основном следующие формы услуг: обслуживание фондами школьной библиотеки посторонних читателей через залоговый абонемент, ночной абонемент особо дефицитных изданий (журналов по шитью, вязанию и др.), продажа списанных учебников и дублетной, устаревшей литературы. Экономический эффект, конечно, достигается небольшой.

Слабое распространение платных услуг в школьных библиотеках можно объяснить отсутствием информации и неразработанностью этой проблемы и, как следствие, незнанием их работниками нормативного документного оформления платной работы и поступающих средств. Немаловажным оказывается и нелояльность администрации учебного учреждения к такого рода начинаниям библиотекарей. Зачастую не разворачиваются платные услуги и из-за моральной неготовности самих библиотекарей заниматься такой деятельностью.
В.К.Клюев считает, что библиотекари отторгают зачастую любой «библиотечный бизнес» в силу альтруистического профессионального сознания.

Естественно, далеко не все формы платных услуг и обслуживания реальны в стенах школьных библиотек. Однако некоторые, например «Пресс-абонемент» (Приложение 9) или форма ночного абонемента, могут успешно применяться. Предлагаем для ориентировки «Положение о платном ночном абонементе» читального зала библиотеки Красноярского краевого ИПК РО (Приложение 2).

Возможно, в школьных библиотеках получит распространение залоговый абонемент. Эта не доходная часть платного обслуживания, но применение залоговой практики позволяет значительно увеличить использование малоэкземплярных и остродефицитных материалов, повысить их обращаемость и одновременно надежно защитить документные носители информации от утраты при выдаче за стены читального зала. Следует помнить, что залоговая сумма должна покрывать полуторную (150%) стоимость выданных материалов [3, с. 36].

В новом научно-методическом журнале «Библиотеки учебных заведений» приведены образцы документов, связанных с использованием залога при выдаче литературы из фонда библиотеки (Приложения 3, 4, 5, 6, 7, 8).

В школьных библиотеках, как и везде, могут применяться штрафные санкции, которые должны быть закреплены в соответствующем положении и грамотно оформлены (Приложения 10, 11, 12).

При организации платных услуг необходимо понимание основ маркетинга (см. «Сундук ученых слов»). В ситуации школьной библиотеки маркетинг можно сформулировать как четкое выявление, определение устойчивого спроса учащихся, педагогов, родителей на вполне конкретные услуги.

РАБОТА С УЧЕБНИКАМИ – ПЛАТНАЯ УСЛУГА ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

Однозначно можно утверждать, что устойчивым спросом всех участников образовательного процесса школы является потребность в учебниках. Постоянный рост цен на учебную литературу заостряет проблему доступности учебников для учащихся.

По заказу министерства образования проведено исследование обеспеченности общеобразовательных учреждений учебной литературой. В нем констатируется: «Подавляющее большинство школ, за исключением школ-интернатов, решают проблему обеспечения новыми учебниками за счет привлечения родительских средств, которые являются самым распространенным, а в отдельных случаях единственным источником внебюджетного финансирования закупки новой учебной литературы» [9, с. 69].

Как никогда актуален вопрос, касающийся выработки надежных организационно-финансовых схем, поскольку порядок использования финансовых средств определен только в самых общих чертах. Предлагается, например, такой вариант: перевести решение этого вопроса в плоскость платного обучения, нацеливая родителей на оплату закупки учебников. Но это противоречит существующим законом.

Рекомендации по результатам этого исследования предлагают не только закупку новых учебников, но и использование гибких схем обеспечения школ уже имеющимися в наличии учебниками: «внедрение системы аренды учебников… создание обменных пунктов или обменно-резервных фондов учебной литературы; предоставление возможности приобретения родителями учеников подержанных учебников; скупка школьными библиотеками подержанных, но пригодных по своему состоянию книг у учеников по сниженной цене; перераспределение закупленных, но невостребованных книг между школами; доукомплектование школьных библиотек учебниками и пособиями за счет обменов между школами или заимствования учебников на договорной основе; создание на базе библиотек общеобразовательных учреждений обменных фондов, предоставляющих возможность обмениваться через библиотеку учебниками» [9, с. 165–166].

Суть наиболее привлекательной формы – аренды учебников – заключается в том, что библиотеки выдают школьникам комплекты за небольшую, символическую плату (3,5,10 руб. за экз.), а на собранные деньги докупают недостающие учебники. При таком подходе удешевляются учебники для учеников и пополняются фонды школьных библиотек [9, с. 86]. Естественно, на каждую разновидность схемы закупки или обмена необходимо разработать юридически грамотные положения, утверждаемые директором и согласованные с попечительским советом.

В такой ситуации реально представить такую деятельность как платную услугу школьной библиотеки, поскольку результаты исследования в некоторых регионах показали предпочтительность организации этой работы именно школьными библиотекарями. Ведь именно они более других категорий педагогических работников проинформированы о полном ассортименте необходимых учебников.

Вполне естественно, что подобный труд должен оплачиваться либо фиксированной надбавкой к заработной плате, либо определенным процентом от стоимости закупленных книг.

Проблема заключается в должном оформлении этой работы.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПО ОКАЗАНИЮ ПЛАТНЫХ УСЛУГ

Основой работы библиотек образовательных учреждений по предоставлению платных услуг являются законы «О библиотечном деле» и «Об образовании». В первом законе в целях социально-творческого развития библиотек декларируется их право на осуществление хозяйственной деятельности при условии, что это не наносит ущерба осуществлению основных функций. В законе оговорено, что условия использования библиотечных фондов определяются на основе договоров с юридическими и физическими лицами [13].

Закон «Об образовании» и утвержденные изменения и дополнения к нему содержат статьи о платных дополнительных образовательных услугах государственного и муниципального образовательных учреждений и их предпринимательской деятельности.

Платные услуги в законе рассматриваются только как педагогические, как-то: обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

В законе «Об образовании» в пунктах о платных услугах и предпринимательской деятельности нет упоминаний о хозяйственной деятельности библиотек образовательных учреждений, что затрудняет их усилия в этом направлении.

Работа по платному библиотечному обслуживанию в образовании сдерживается также проблемами, связанными с юридическим оформлением финансовых документов, трудоемкостью финансового учета, отсутствием методических материалов и субъективизмом бухгалтерских работников.

И такое положение дел можно понять, поскольку в письме Минобразования России «О соблюдении законодательства Российской Федерации в области образования при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг в общеобразовательных учреждениях» от 23.08.2000 № 22-06-922 говорится: «Неквалифицированное оформление документации, необходимой для организации платных услуг, приводит к финансовым и иным нарушениям, в том числе к принудительному сбору наличных денежных средств родительскими комитетами, попечительскими советами и др» [10, с. 121].

При организации платных услуг в библиотеке необходимо учитывать, что их наличие и порядок предоставления обязательно указываются в уставе образовательного учреждения. В лицензии должно быть зафиксировано право образовательного учреждения на какие-либо виды платных услуг.

Окончание читайте, пожалуйста,
в следующем выпуске вкладки

_________________

1 Продолжение. Начало читайте, пожалуйста, в № 22–2003.