Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003


КОЛЛЕГИ ПО ЖИЗНИ

Окликнем друг друга

Нина Вагина, Людмила Воронова

В поисках камертона

Я принял решение, я решил... измерить свой рост...
– Измерить свой рост? –  восхитилась Мартышка. –
Какое замечательное решение!

Григорий Остер. Это я ползу

Здравствуйте, Нина Владимировна!

Это мы, вся редакция, читаем Вашу замечательную работу.

В каких единицах измерения можно выразить наш библиотечный труд? Какая палата мер и весов знает это?

Еще говорят: он может служить эталоном, а значит, образцом.

Образцовая мера – тоже эталон. В чем будем измерять?

В дюймах? Локтях? Фунтах и футах? В попугаях? «Слоненках»?

Эталон – он почти камертон – образец чистоты звука, точности ноты.

* * *

Чудо было обыкновенным: письмо Нины Владимировны Вагиной – библиотекаря из школы № 2 Старомайнской средней школы.

А вот название у этого чуда было совсем необыкновенным. Посудите сами: оно называлось «Эталоны профессиональной деятельности библиотекаря».

Вернее – так: эталоны профессиональной деятельности школьного библиотекаря. А школьный библиотекарь – это совсем особый библиотекарь!!!

Школьная библиотека – безусловно экстремальный вид человеческой деятельности. Это особая сказка. Хочется надеяться, что сказка добрая. Нина Владимировна пишет об этом таком знакомом каждому из нас ощущении. (правда же, коллеги, это и про нас тоже?)

Каждое утро вхожу я в уютное помещение своей библиотеки за полчаса до начала занятий. Со стеллажей и полок смотрят на меня знакомые тома, переплеты, корешки книг. Приветливо улыбается, желая доброго утра, Александр Сергеевич Пушкин. Солнце в огромных окнах сквозь тонкий тюль, цветы. Книги. Чистота.

Здесь мое «царство». Здесь я – библиотекарь.

Я здесь для того, чтобы помочь детям научиться учиться.

Пока на нашем третьем этаже тихо. Но вот уже шаги по коридору и звонкий голос: «Здравствуйте, Нина Владимировна, а вот нам задали... а есть у нас ... ?»

За простой дверью со скромной табличкой «Библиотека» ищут они помощи в решении своих проблем.

И мы обращаемся к книгам.

Да, Нина Владимировна, как с Вами не согласиться:

«Вероятно, одним из самых удивительных и благородных институтов, созданных человеком, является библиотека... Собирать и хранить мудрость веков вот цель и задача библиотеки».

Но не только мудрость прошлого хранит библиотека. Не только прошлым заняты мы, библиотекари. Помните девиз нашей газеты «Библиотека в школе»? это слова Виктора Шкловского: «Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас».

Библиотека – для человека! Сегодня! Сейчас!

Нина Владимировна и говорит об этом в своей работе с удивительным названием про «эталоны» профессиональной деятельности библиотекаря! Она их, конечно же, не определит... Но она их ищет! Это ли не пример всем нам?

Разве это не цель? Послушайте библиотекаря Вагину:

Среди прочих интересных и важных тем я выбрала эту, так как в своей работе осознанно ищу ориентиры, стандарты, эталоны. Как лучше, как доступней, понятней, эффективней приучить детей к книге, развить вкус к чтению, помочь, научить учиться.

С этой мыслью мы, библиотекари, открываем по утрам двери своих библиотек, всматриваемся в ясные глаза своих юных читателей, выслушиваем их иногда не очень понятные вопросы.

Разве не это тревожит и нас? То же самое видим мы ежедневно в наших школьных детях-читателях:

Они такие разные.

Одним никак не дается математика, другие ищут произведения любимых писателей, третьим нужны биографии ученых. А этот, бедолага, потерял учебник, кулачком размазывает по лицу обильные слезы.

Как нам близки труды и дни библиотекаря Нины Владимировны Вагиной! Ведь и у нас «кошмар и кошмар».

Теперь о «горьких минутах». Хоть и не хочется, но что же, они есть, к сожалению. Вот я написала слова «с удовольствием убеждаюсь». (до этого Нина Владимировна с любовью рассказывала о своем справочном фонде, часто комплектуемом (увы!) из собственного кармана. И еще – как дети осваивают работу со справочниками и энциклопедиями из этого фонда.) Итак, продолжим.

С удовольствием убеждаюсь, что уроки мои помогли детям добывать знания самостоятельно – о рыбах, кактусах, металлах, все, что нужно. Этого не было в первые годы моей работы ...

Вот я написала слова «с удовольствием убеждаюсь». (Это не повтор. Это наш библиотечный рефрен. Надеюсь – основной! – заметила редакция БШ, читая это письмо.) Следует добавить «с ужасом обнаруживаю», что читательская (да и просто человеческая) культура моих «добывателей» знаний (или как уж их назвать) находится в рудиментарном состоянии и работы в этом направлении – непочатый край.

Нашел статью – взял и вырезал бритвой лист. Библиотекарь, принимай валидол и веди расследование.

Кошмар и кошмар!

Обратная сторона медали.

Но и здесь не все безнадежно! Мы – как садовники: сорвали один цветок равнодушные люди, а мы посадим – три, затопчут их, а мы – клумбу! Глядишь и помощники найдутся. Об этом тоже пишет Нина Вагина:

И хотя сейчас фонды в библиотеках пополняются плохо, мы «выкручиваемся». Чтобы прилично оформить выставку, приносим из личных библиотек, приносят члены библиотечного актива, собираем по соседям – у кого что. Бережем старенькие книги, подшиваем, переписываем утерянные странички.

Все, что имеем, это все-таки большое богатство, его нужно содержать в порядке, заботиться о том, чтобы каждый из тысячи учеников нашей школы имел приличные учебники. Это богатство нужно беречь, а это невозможно без хорошего библиотечного актива: учебники на руках, а руки-то такие разные... Актив тоже нужно еще воспитать.

* * *

– Хвост уже измерили! – подумал Удав. – Дальше двинулись. Ну-ну!

По пути поиска эталона деятельности школьного библиотекаря.

Наши корни
(из размышлений Нины Вагиной)

Вчитываясь, вдумываясь в мысли великих людей о роли и значении книги в жизни человека, как не почувствовать важность и значительность нашей профессии: ведь это мы призваны донести книгу до людей... Никогда прежде библиотекари не ощущали так остро своей ответственности перед обществом; при том, что в обществе они самые социально незащищенные; при том, что обществу, которое переживает далеко не лучшие времена, все труднее и труднее поддерживать библиотеки даже на сегодняшнем более чем скромном уровне.

Итак, какими же эталонами нам следует пользоваться?..

Считаю, как и настоящего Учителя, хорошего библиотекаря- профессионала должны отличать: благородство, великодушие, честность, внимание и уважение к людям. (завидуйте! у кого еще такие эталоны?) Тем более эти чувства должны быть присущи школьному библиотекарю: ведь школа – это тот мир, который держит в своих руках завтрашний день страны, будущее планеты (Федор Абрамов).

– А мы такого библиотекаря знаем! – сказала вся редакция газеты БШ, читая письмо Нины Владимировны.

Судите сами. Слушайте рассказ:

Фото Георгия КеймахаУже около 20 лет я работаю в Старомайнской средней школе номер два, в моей родной школе, где более 40 лет трудились мои родители... Где были учителями много лет назад мои бабушка и дед. (И практически все они вносили свой вклад в комплектование школьной библиотеки.) Поэтому неудивительно, что «за эти годы значительно выросли книжные фонды. Я остановлюсь на энциклопедиях и справочниках. Много усилий приложила для их приобретения: и «Книга почтой», и букинистические «развалы», и прилавки магазинов». Эта «болезнь» у меня из семьи: родители пристально занимались их собирательством.

Вот что имеем мы на наших полках, что помогает ученикам и учителям найти ответ практически на все вопросы... Эти книги – предмет моей особой гордости и горьких минут...

– Но и это уже в прошлом. И того теперь нет, – вздохнет поселковый библиотекарь... Сельские, да и школьные московские библиотеки художественными книгам комплектуются весьма (гм! гм!) причудливо... Когда вообще хоть чем-то комплектуются.

Безусловно, письмо Нины Вагиной об «эталонах» еще раз доказывает простую истину: самые настоящие чудеса творятся самыми обыкновенными человеческими руками. А вот сердце должно быть волшебное – любящее. Любовь не определишь... Ее можно лишь почувствовать... Любовь к своему делу не исключение. Весь наш библиотечный опыт доказывает это.

И мы можем назвать множество имен наших коллег, библиотекарей, которые могут послужить мерой добра и профессионализма. И одной из них будет, конечно, Нина Владимировна Вагина из рабочего поселка Ульяновской области с названием Старая Майна. У нас нет лучших, вторых и третьих, первых и последних. Мы не сравниваем. Мы просто помним – что вот есть они такие на белом свете. А наше дело – самое-самое. И Вы, безусловно правы, Нина Владимировна:

Работа школьного библиотекаря многогранна.

Она может быть успешной лишь в том случае, если библиотекарь имеет хорошие контакты с учениками, учителями и родителями, хорошо знает школьные программы, требования учителей, психологию ребенка, условия жизни многих семей, сам постоянно стремится к самосовершенствованию, повышает свой профессионализм... Хочется особенное спасибо сказать всем организаторам и преподавателям курсов повышения квалификации библиотекарей.

Это – глоток свежей воды в нашей жизни.

Возвратясь домой – работаешь с новыми силами. Живое общение очень нужно нам.

Однажды в газете
(на правах мемуаров Вагиной)

Однажды в газете «Библиотека в школе» увидела я объявление об открывающейся «Библиотечной школе». В Москве.

Хоть и не верилось в успех, заполнила анкету, отправила и дождалась вызова, выхлопотала задержанную за два месяца зарплату, подобрала мамину за два месяца пенсию и отправилась на неделю в столицу.

Впечатления самые отличные. Съехались коллеги со всей страны: из Якутии (из-под злополучного Ленска), из Белоруссии, из отдаленных городов и поселков России, с севера и юга.

Занятия были очень напряженными, с темна до темна, экскурсии по Москве. Были мы и в театре, и в музее.

Все остались очень довольны. Подружились, обменялись мыслями, поделились опытом. Проблемы оказались у всех более-менее одни и те же: нехватка учебников, художественной литературы, отсутствие технических средств...

Вывод – подобные встречи нужны.

А путешествие в поисках эталона работы школьного библиотекаря закончилось вот этим итогом.

Нелегок труд школьного библиотекаря, нелегок и сложен. По-настоящему глубоко я задумалась об этом, проработав уже несколько лет. Общеизвестно: школа – это зеркало общества, конечно, школа – это прежде всего Учитель.

Но кроме уроков математики, русского языка, ботаники ежедневно в ней проходят уроки великодушия, благородства, честности и уважения к людям.

И вот в этих-то уроках активное участие принимает школьный библиотекарь. Вместе с учителем он помогает ребенку научиться быть человеком.

А от себя редакция газеты «Библиотека в школе» добавит: библиотека –это замковый (самый важный в арке) камень всей постройки под названием школа...

– Ура! – прошептал счастливый удав. – УРА!!! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо! Спасибо вам, друзья!.. Ну как бы я измерил свой рост, если бы не вы?! (Это в смысле эталона.)

Прочитав письмо Нины Владимировны, мы почувствовали себя в точности как попугай из знаменитой сказки Григория Остера при взгляде на измеренного наконец Удава: «Тебе бы просто ну совсем нечем было бы его измерять, твой рост!»

И это – правда! Пишите в «БШ». Давайте попробуем самоопределиться – что есть сегодня школьный библиотекарь?

Вдруг мы вместе и найдем свою «образцовую меру» – что и есть эталон.

Писала письмо Нина Владимировна Вагина.

Рабочий поселок Старая Майна, Ульяновской области. А Людмила Воронова и редакция газеты «Библиотека в школе» только читали его. Пишите нам. Ищите свою меру и образец.

Нам – интересно.

Как здорово, что Вы, наши уважаемые читатели, которых познакомила газета, общаетесь – профессионально и по душам, переписываетесь, перезваниваетесь!

Порой ваша переписка (с вашего разрешения) становится нашим общим читательским достоянием. Помните полный любви и уважения, но при этом очень принципиальный диалог двух Людмил – Вороновой и Прокопенко («БШ», № 10–2003 ). В таких письмах есть главное, нас объединяющее, – попытка понять, для чего изо дня в день, превозмогая усталость, безденежье и суету сует, мы идем в библиотеку.

Еще один диалог: Нина Вагина – Людмила Воронова. Такие письма – это как новогодний подарок: это не только праздник обновления, но и день подведения внутренних итогов.

С Новым Годом!