Окликнем друг друга
Нина Вагина, Людмила Воронова
В поисках камертона
Я принял решение, я решил... измерить
свой рост...
– Измерить свой рост? – восхитилась Мартышка.
–
Какое замечательное решение!
Григорий Остер. Это я ползу
Здравствуйте, Нина Владимировна!
Это мы, вся редакция, читаем Вашу
замечательную работу.
В каких единицах измерения можно
выразить наш библиотечный труд? Какая палата мер
и весов знает это?
Еще говорят: он может служить эталоном,
а значит, образцом.
Образцовая мера – тоже эталон. В
чем будем измерять?
В дюймах? Локтях? Фунтах и футах? В
попугаях? «Слоненках»?
Эталон – он почти камертон –
образец чистоты звука, точности ноты.
* * *
Чудо было обыкновенным: письмо Нины
Владимировны Вагиной – библиотекаря из школы № 2
Старомайнской средней школы.
А вот название у этого чуда было совсем
необыкновенным. Посудите сами: оно называлось
«Эталоны профессиональной деятельности
библиотекаря».
Вернее – так: эталоны
профессиональной деятельности школьного
библиотекаря. А школьный библиотекарь – это
совсем особый библиотекарь!!!
Школьная библиотека – безусловно
экстремальный вид человеческой деятельности.
Это особая сказка. Хочется надеяться, что сказка
добрая. Нина Владимировна пишет об этом таком
знакомом каждому из нас ощущении. (правда же,
коллеги, это и про нас тоже?)
Каждое утро вхожу я в уютное помещение
своей библиотеки за полчаса до начала занятий. Со
стеллажей и полок смотрят на меня знакомые тома,
переплеты, корешки книг. Приветливо улыбается,
желая доброго утра, Александр Сергеевич Пушкин.
Солнце в огромных окнах сквозь тонкий тюль,
цветы. Книги. Чистота.
Здесь мое «царство». Здесь я –
библиотекарь.
Я здесь для того, чтобы помочь детям
научиться учиться.
Пока на нашем третьем этаже тихо.
Но вот уже шаги по коридору и звонкий голос:
«Здравствуйте, Нина Владимировна, а вот нам
задали... а есть у нас ... ?»
За простой дверью со скромной
табличкой «Библиотека» ищут они помощи в решении
своих проблем.
И мы обращаемся к книгам.
Да, Нина Владимировна, как с Вами не
согласиться:
«Вероятно, одним из самых удивительных
и благородных институтов, созданных человеком,
является библиотека... Собирать и хранить
мудрость веков вот цель и задача библиотеки».
Но не только мудрость прошлого хранит
библиотека. Не только прошлым заняты мы,
библиотекари. Помните девиз нашей газеты
«Библиотека в школе»? это слова Виктора
Шкловского: «Не только вы собрали книги, но и
книги собрали вас».
Библиотека – для человека! Сегодня!
Сейчас!
Нина Владимировна и говорит об этом в
своей работе с удивительным названием про
«эталоны» профессиональной деятельности
библиотекаря! Она их, конечно же, не определит...
Но она их ищет! Это ли не пример всем нам?
Разве это не цель? Послушайте библиотекаря
Вагину:
Среди прочих интересных и важных тем я
выбрала эту, так как в своей работе осознанно ищу
ориентиры, стандарты, эталоны. Как лучше, как
доступней, понятней, эффективней приучить детей
к книге, развить вкус к чтению, помочь, научить
учиться.
С этой мыслью мы, библиотекари,
открываем по утрам двери своих библиотек,
всматриваемся в ясные глаза своих юных
читателей, выслушиваем их иногда не очень
понятные вопросы.
Разве не это тревожит и нас? То же самое
видим мы ежедневно в наших школьных
детях-читателях:
Они такие разные.
Одним никак не дается математика,
другие ищут произведения любимых писателей,
третьим нужны биографии ученых. А этот, бедолага,
потерял учебник, кулачком размазывает по лицу
обильные слезы.
Как нам близки труды и дни
библиотекаря Нины Владимировны Вагиной! Ведь и у
нас «кошмар и кошмар».
Теперь о «горьких минутах». Хоть и не
хочется, но что же, они есть, к сожалению. Вот я
написала слова «с удовольствием убеждаюсь». (до
этого Нина Владимировна с любовью рассказывала о
своем справочном фонде, часто комплектуемом
(увы!) из собственного кармана. И еще – как дети
осваивают работу со справочниками и
энциклопедиями из этого фонда.) Итак, продолжим.
С удовольствием убеждаюсь, что уроки
мои помогли детям добывать знания
самостоятельно – о рыбах, кактусах, металлах,
все, что нужно. Этого не было в первые годы моей
работы ...
Вот я написала слова «с удовольствием
убеждаюсь». (Это не повтор. Это наш библиотечный
рефрен. Надеюсь – основной! – заметила редакция
БШ, читая это письмо.) Следует добавить «с ужасом
обнаруживаю», что читательская (да и просто
человеческая) культура моих «добывателей»
знаний (или как уж их назвать) находится в
рудиментарном состоянии и работы в этом
направлении – непочатый край.
Нашел статью – взял и вырезал бритвой
лист. Библиотекарь, принимай валидол и веди
расследование.
Кошмар и кошмар!
Обратная сторона медали.
Но и здесь не все безнадежно! Мы – как
садовники: сорвали один цветок равнодушные люди,
а мы посадим – три, затопчут их, а мы – клумбу!
Глядишь и помощники найдутся. Об этом тоже пишет
Нина Вагина:
И хотя сейчас фонды в библиотеках
пополняются плохо, мы «выкручиваемся». Чтобы
прилично оформить выставку, приносим из личных
библиотек, приносят члены библиотечного актива,
собираем по соседям – у кого что. Бережем
старенькие книги, подшиваем, переписываем
утерянные странички.
Все, что имеем, это все-таки большое
богатство, его нужно содержать в порядке,
заботиться о том, чтобы каждый из тысячи учеников
нашей школы имел приличные учебники. Это
богатство нужно беречь, а это невозможно без
хорошего библиотечного актива: учебники на
руках, а руки-то такие разные... Актив тоже нужно
еще воспитать.
* * *
– Хвост уже измерили! – подумал Удав.
– Дальше двинулись. Ну-ну!
По пути поиска эталона
деятельности школьного библиотекаря.
Наши корни
(из размышлений Нины Вагиной)
Вчитываясь, вдумываясь в мысли великих
людей о роли и значении книги в жизни человека,
как не почувствовать важность и значительность
нашей профессии: ведь это мы призваны донести
книгу до людей... Никогда прежде библиотекари не
ощущали так остро своей ответственности перед
обществом; при том, что в обществе они самые
социально незащищенные; при том, что обществу,
которое переживает далеко не лучшие времена, все
труднее и труднее поддерживать библиотеки даже
на сегодняшнем более чем скромном уровне.
Итак, какими же эталонами нам следует
пользоваться?..
Считаю, как и настоящего Учителя,
хорошего библиотекаря- профессионала должны
отличать: благородство, великодушие, честность,
внимание и уважение к людям. (завидуйте! у кого
еще такие эталоны?) Тем более эти чувства должны
быть присущи школьному библиотекарю: ведь школа
– это тот мир, который держит в своих руках
завтрашний день страны, будущее планеты (Федор
Абрамов).
– А мы такого библиотекаря знаем! –
сказала вся редакция газеты БШ, читая письмо Нины
Владимировны.
Судите сами. Слушайте рассказ:
Уже около 20 лет я
работаю в Старомайнской средней школе номер два,
в моей родной школе, где более 40 лет трудились мои
родители... Где были учителями много лет назад мои
бабушка и дед. (И практически все они вносили свой
вклад в комплектование школьной библиотеки.)
Поэтому неудивительно, что «за эти годы
значительно выросли книжные фонды. Я остановлюсь
на энциклопедиях и справочниках. Много усилий
приложила для их приобретения: и «Книга почтой»,
и букинистические «развалы», и прилавки
магазинов». Эта «болезнь» у меня из семьи:
родители пристально занимались их
собирательством.
Вот что имеем мы на наших полках, что
помогает ученикам и учителям найти ответ
практически на все вопросы... Эти книги – предмет
моей особой гордости и горьких минут...
– Но и это уже в прошлом. И того
теперь нет, – вздохнет поселковый библиотекарь...
Сельские, да и школьные московские библиотеки
художественными книгам комплектуются весьма (гм!
гм!) причудливо... Когда вообще хоть чем-то
комплектуются.
Безусловно, письмо Нины Вагиной об
«эталонах» еще раз доказывает простую истину:
самые настоящие чудеса творятся самыми
обыкновенными человеческими руками. А вот сердце
должно быть волшебное – любящее. Любовь не
определишь... Ее можно лишь почувствовать...
Любовь к своему делу не исключение. Весь наш
библиотечный опыт доказывает это.
И мы можем назвать множество имен
наших коллег, библиотекарей, которые могут
послужить мерой добра и профессионализма. И
одной из них будет, конечно, Нина Владимировна
Вагина из рабочего поселка Ульяновской области с
названием Старая Майна. У нас нет лучших, вторых и
третьих, первых и последних. Мы не сравниваем. Мы
просто помним – что вот есть они такие на
белом свете. А наше дело – самое-самое. И Вы,
безусловно правы, Нина Владимировна:
Работа школьного библиотекаря
многогранна.
Она может быть успешной лишь в том
случае, если библиотекарь имеет хорошие контакты
с учениками, учителями и родителями, хорошо знает
школьные программы, требования учителей,
психологию ребенка, условия жизни многих семей,
сам постоянно стремится к
самосовершенствованию, повышает свой
профессионализм... Хочется особенное спасибо
сказать всем организаторам и преподавателям
курсов повышения квалификации библиотекарей.
Это – глоток свежей воды в нашей жизни.
Возвратясь домой – работаешь с новыми
силами. Живое общение очень нужно нам.
Однажды в газете
(на правах мемуаров Вагиной)
Однажды в газете «Библиотека в школе»
увидела я объявление об открывающейся
«Библиотечной школе». В Москве.
Хоть и не верилось в успех, заполнила
анкету, отправила и дождалась вызова,
выхлопотала задержанную за два месяца зарплату,
подобрала мамину за два месяца пенсию и
отправилась на неделю в столицу.
Впечатления самые отличные. Съехались
коллеги со всей страны: из Якутии (из-под
злополучного Ленска), из Белоруссии, из
отдаленных городов и поселков России, с севера и
юга.
Занятия были очень напряженными, с
темна до темна, экскурсии по Москве. Были мы и в
театре, и в музее.
Все остались очень довольны.
Подружились, обменялись мыслями, поделились
опытом. Проблемы оказались у всех более-менее
одни и те же: нехватка учебников, художественной
литературы, отсутствие технических средств...
Вывод – подобные встречи нужны.
А путешествие в поисках эталона
работы школьного библиотекаря закончилось вот
этим итогом.
Нелегок труд школьного библиотекаря,
нелегок и сложен. По-настоящему глубоко я
задумалась об этом, проработав уже несколько лет.
Общеизвестно: школа – это зеркало общества,
конечно, школа – это прежде всего Учитель.
Но кроме уроков математики, русского
языка, ботаники ежедневно в ней проходят уроки
великодушия, благородства, честности и уважения
к людям.
И вот в этих-то уроках активное участие
принимает школьный библиотекарь. Вместе с
учителем он помогает ребенку научиться быть
человеком.
А от себя редакция газеты «Библиотека
в школе» добавит: библиотека –это замковый
(самый важный в арке) камень всей постройки под
названием школа...
– Ура! – прошептал счастливый удав.
– УРА!!! Прекрасно! Просто здорово! Спасибо!
Спасибо вам, друзья!.. Ну как бы я измерил свой
рост, если бы не вы?! (Это в смысле эталона.)
Прочитав письмо Нины Владимировны, мы
почувствовали себя в точности как попугай из
знаменитой сказки Григория Остера при взгляде на
измеренного наконец Удава: «Тебе бы просто ну
совсем нечем было бы его измерять, твой рост!»
И это – правда! Пишите в «БШ». Давайте
попробуем самоопределиться – что есть сегодня
школьный библиотекарь?
Вдруг мы вместе и найдем свою
«образцовую меру» – что и есть эталон.
Писала письмо Нина Владимировна
Вагина.
Рабочий поселок Старая Майна,
Ульяновской области. А Людмила Воронова и
редакция газеты «Библиотека в школе» только
читали его. Пишите нам. Ищите свою меру и образец.
Нам – интересно.
Как здорово, что Вы, наши уважаемые
читатели, которых познакомила газета, общаетесь
– профессионально и по душам, переписываетесь,
перезваниваетесь!
Порой ваша переписка (с вашего
разрешения) становится нашим общим читательским
достоянием. Помните полный любви и уважения, но
при этом очень принципиальный диалог двух Людмил
– Вороновой и Прокопенко («БШ», № 10–2003 ). В таких
письмах есть главное, нас объединяющее, –
попытка понять, для чего изо дня в день,
превозмогая усталость, безденежье и суету сует,
мы идем в библиотеку.
Еще один диалог: Нина Вагина –
Людмила Воронова. Такие письма – это как
новогодний подарок: это не только праздник
обновления, но и день подведения внутренних
итогов.
С Новым Годом! |