Новые технологии
Елена Иванова
Автоматизация школьных библиотек.
Есть о чем поговорить
В Москве проходил конгресс конференций
«Информационные технологии в образовании
(ИТО-2003)». Впервые на ней всерьез заговорили о
школьной библиотеке как партнере по
образовательной среде.
Газета «Библиотека в школе» в
конференции «Информационные технологии в
образовании» (ИТО) принимала участие впервые. И
не наша в том вина. До недавнего времени школьные
библиотеки как-то не вписывались в тематику
этого форума. Информационные технологии,
программное обеспечение, Интернет, электронные
учебные ресурсы – все эти важные современные
направления работы обсуждались программистами и
учителями информатики, заместителями директоров
по науке и руководителями образовательных
учреждений различного ранга. Ну не было на этом
«празднике жизни» места школьной библиотеке!
И все же истинно утверждение философов
– «все течет, все изменяется». Заговорили на ИТО
и о библиотеках в школе.
На одной из секций форума прозвучал
доклад специального корреспондента нашей газеты
Е.Ивановой (то есть мой, попросту говоря. – Е.И.)
«Современная школьная библиотека». В
выступлении были обозначены направления
внедрения и использования новых информационных
технологий в школьной библиотеке. В зале
находились сотрудники библиотек школ (!),
разработчики программного обеспечения, учителя
информатики. Слушали внимательно, временами даже
несколько удивленно.
19 ноября в рамках работы конференции
прошел круглый стол «Автоматизация школьных
библиотек». Мероприятие состоялось именно в той
форме, которая была заявлена: круглый стол
предполагает активное обсуждение темы всеми
заинтересованными сторонами. Так и случилось.
Правда, школьные библиотекари были в
меньшинстве. Среди участников заседания
преобладали создатели программного обеспечения,
педагоги, руководители институтов развития
образования и курсов повышения квалификации,
всего около двадцати человек.
Публика собралась разношерстная, но
определенно неравнодушная к обсуждаемой
проблеме. Это стало понятно с первых минут
разговора, который работники библиотек открыли
вопросом: «С чего начинать автоматизацию
школьной библиотеки?» С разъяснения сути этого
процесса для себя, с разговора в кабинете
директора, с определения общего плана действий
библиотекаря и учителя информатики? Наверное,
единого рецепта не существует. Каждый
ориентируется на индивидуальные условия.
Можно прийти к директору и спросить:
«Какой вы видите современную школьную
библиотеку? И что Вы от нее хотите?» Именно так
поступили разработчики программного
обеспечения для библиотек, чтобы выяснить
требования руководителей школ.
Можно изучить автоматизации публичных
библиотек и опереться на их опыт, при этом
принимая во внимание свою специфику.
Можно воспользоваться консультациями
специалистов, посещая крупные библиотеки,
различные конференции и курсы, а также
Библиотечную школу нашей газеты.
Можно предложить еще тысячу и один
способ сделать первый шаг на пути к
автоматизации. Но непременным и обязательным
условием остается одно: вы должны
действительно хотеть работать по-новому.
Причем это желание должно быть активным, а не
пассивным. (Мол, автоматизация так автоматизация.
Еще и не то переживали.)
«Какую автоматизированную
информационную библиотечную систему выбрать?» –
спрашивали библиотекари на круглом столе. Я, как
соведущая заседания, попыталась дать краткую
характеристику наиболее распространенным
отечественным программам: MARC, ИРБИС, БИБЛИОТЕКА,
РУСЛАН. При этом сразу оговорилась, что это лишь
обзор продукции, а не ее оценка.
В заседании, наряду с представителями
уже известных фирм (например, НПО
«Информсистема» – «родители» программы MARC),
приняли участие менее популярные компании.
Понятно, что школьные библиотеки вызывают
сегодня повышенный интерес не только у первой
леди, но и у коммерческих фирм. Компании готовы
предложить свою продукцию для автоматизации
технологических процессов библиотечной работы в
школе. «Не было ни гроша, да вдруг алтын» – эта
народная мудрость вновь нашла свое
подтверждение. И хорошо, что рынок растет и есть
из чего выбирать. Только выбор – это
ответственность. И потому на вопрос: «Какая
все-таки программа самая лучшая?» –
придется искать ответ самостоятельно. На круглом
столе я привела гастрономический пример: вы
пришли в магазин и видите 20 видов йогуртов. Какой
самый лучший? У каждого из них свой, неповторимый
вкус. А самый лучший для себя определите вы
сами.
Рабочие моменты конференции. Фото с
сайта ИТО-2003
Библиотекари чаще всего являются мало
подготовленными пользователями программного
обеспечения. Кроме того, в школьных библиотеках
не всегда работают профессионально
подготовленные люди. Поэтому очень важно, чтобы
предлагаемые программы были простыми (но не
примитивными!). Такое пожелание высказывали
сотрудники библиотек в адрес разработчиков ПО на
круглом столе.
А «технари» слушали их внимательно,
задавали вопросы, вникали в особенности работы. И
спрашивали, что именно хотят видеть библиотекари
в программах автоматизации.
Когда разговор зашел о создании
электронного каталога, обсуждение вышло за рамки
библиотечной специфики и плавно перекочевало в
образовательную область. Информационные
технологии, школьная библиотека, учебный процесс
и информационная грамотность – эти понятия
необходимо связать общей логикой и сделать
нерасторжимыми. Например, создать команду (не
путать с бригадой!), состоящую из
педагогов-новаторов, директора и библиотекарей.
Этот коллектив сможет разработать конкретные
пути внедрения информационных технологий в
образовательный процесс. Были сказаны слова и о
важной роли информационной грамотности детей и
взрослых.
На круглом столе руководители центров
развития образования и повышения квалификации
спрашивали: «Мы решили провести курсы по
автоматизации школьных библиотек. Чему и как
учить?» Видимо, нужна стыковка пояснительного
сопровождения к АИБС с планами и разработками
методистов, обучающих школьных библиотекарей.
Тут предстоит много кропотливой работы.
Да, работы много. Но и успехи есть.
Круглый стол порадовал многим. Перечислим по
пунктам:
– Вопросы автоматизации школьных
библиотек стали подниматься и рассматриваться
на представительных форумах отдельной строкой.
– В обсуждении принимают участие все
заинтересованные стороны: библиотекари,
начальники от образования, фирмы – разработчики
программ. При этом наблюдаются единственно
возможные и правильные отношения –
партнерские, а не поучительно-директивные.
– Разговоры из теоретической
плоскости все более переходят в практическую
область. Отвлеченные рассуждения о пользе
компьютеров сменяются конкретными вопросами по
использованию тех или иных программ, электронных
ресурсов.
Обсуждение заявленной темы шло два часа. Их, как
водится, не хватило. Но, думаю, продолжение
следует…
Мы очень надеемся, что, следуя примеру
участников конференции, к обсуждению этой темы
на страницах газет «БШ» и «Информатика»
присоединятся наконец учителя информатики и
другие специалисты. Это зависит от вас, наши
читатели.
|