Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №24/2003

Издательский дом

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 24 (36) · Вкладка в «БШ» № 24 (108) · 16–31 декабря 2003 года

На стенд в учительскую

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре–декабре

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Довженко Н. Ректорам не понравился законопроект «Об университетах». № 83–2003, с. 1.

Ректоры не против зарабатывать деньги самостоятельно – но при этом просят не лишать их госфинансирования.

Дашковская О. «Безопасность образовательного учреждения» существует пока только на бумаге. № 84–2003, с. 1.

Весной нынешнего года после пожаров в школах Якутии и Махачкалы в Министерстве образования состоялась особая коллегия. Тогда было принято решение разработать программу «Безопасность образовательного учреждения»…

Кириллова С. ЕГЭ пошел на завышение. № 85–2003, с. 1.

В ряде вузов провели независимую проверку результатов единого экзамена.

Кириллова С. Интеллектуалы всех стран соединились. № 86–2003, с. 1.

Репортаж о Пятой международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Кириллова С. Две компании на один экзамен. № 83–2003, с. 2.

Две крупнейшие российские фирмы, специализирующиеся в области информационных технологий, ABBYY и «КРОК», начали борьбу за право обслуживать ЕГЭ.

Крутов А. Сочинение на заданную тему. № 84–2003, с. 2.

Накануне выборов для саратовских школьников этой темой почему-то стала партия «Единая Россия».

Радомская М., Кириллова С. ЕГЭ для младшего школьного возраста. № 84–2003, с. 2.

В Таганроге считают, что правильнее учить работе с тестами малышей, чем натаскивать на ЕГЭ одиннадцатиклассников.

Кириллова С., Лебедев С. Исторический передел. № 86–2003, с. 2.

Государство утверждает свое право писать «правильную» историю. Книгоиздатели отстаивают свое право историю издавать. Порой эти интересы совпадают.

Долуцкий И., Дашковская О. «Рецензенты в штатском мой учебник критиковали постоянно». № 86–2003, с. 2.

На прошлой неделе Минобразования сняло гриф «Рекомендовано...» с учебника И.Долуцкого «Отечественная история XX века». На первый взгляд этот случай имеет сугубо идеологическую подоплеку: чиновникам не понравилось, что автор учебника предлагает школьникам осмыслить критические высказывания в адрес президента Владимира Путина. Однако все может быть проще: за ширмой идеологии просматривается конфликт интересов книгоиздателей.

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО

Леонтьева О. Со своим уставом в государственный механизм. № 84–2003, с. 3.

Почему утвердить нестандартный школьный устав для директора школы не только трудно, но и опасно?

Когда договор действительно дороже денег. № 84–2003, с. 3.

Чартерные школы в Америке: материальные условия здесь немного хуже, чем в обычных школах, зато уровень преподавания – выше.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Лобок А. Франция вновь обсуждает школьные реформы. № 85–2003, с. 2.

Слово предоставляется всем. Стране было предложено ответить на 22 вопроса, опубликованные во всех средствах массовой информации. Каждый вопрос, посвященный назначению школы в обществе, эффективной организации процесса образования или управлению школой, Комиссия по дебатам прокомментировала небольшой статьей, раскрыв суть проблемы, даже выделив ключевые слова, чтобы обсуждать проблемы конструктивно, понимая друг друга.

ПОДРОСТКОВАЯ ШКОЛА

Слуцкий В. Уроки для личности. № 84–2003, с. 4.

Подросток – это вопрос, обращенный к нам.

Курбатов Р. Дидактика шума и болтовни. № 84–2003, с. 4.

На уроках запрещено именно то, ради чего дети приходят в школу: общение. А что, если снять этот запрет и использовать страсть к общению в качестве педагогической силы?

ТЕОРЕМА СОЦИУМА

Зоркая Н. Время верит в себя. № 84–2003, с. 5.

Молодое поколение считает себя удачливым. А родители? Они, похоже, не верят ни в себя, ни в своих детей.

Крыштановская О. Элита и возраст: путь наверх. № 84–2003, с. 5.

Известная исследовательница российской элиты считает, что омоложение элиты политической идет лишь в отдельных секторах власти: исполнительной и судебной. Власть представительная начала «стареть», как только были отменены «молодежные» квоты.

ОТКРЫТЫЙ ДИАЛОГ

Великанская М. «Класс – это единое целое». № 84–2003, с. 6.

Такую фразу нередко говорят детям классные руководители. С нее-то и начинается нарушение прав ребенка.

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ

Страшные цифры с неизвестным количеством нулей. № 86–2003, с. 7.

Все чиновники любят статистику. А она их, видимо, нет. Иначе как объяснить тот факт, что по одним данным в нашей стране 30 тысяч наркозависимых подростков, а по другим – 3 миллиона?

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА

Вайханский С. Чтобы учиться было не страшно. № 83–2003, с. 8.

Советы репетитора родителям школьников.

Попова С. Геометрическая фигура косинус. № 85–2003, с. 4.

О поисках единственной методы обучения, подходящей единственному ребенку.

Хоменко И. Успешные двоечники. № 85–2003, с. 4.

Предприимчивость развивается только на практике, когда человеку постоянно приходится решать множество личных проблем. А вот отличники зачастую такого опыта лишены.

ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ» (Вкладки)

Школа для учителя. № 32. № 83–2003, с. 3–6.

Любимый город. № 29. Смоленск. № 85–2003, с. 1–4.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре–декабре

ВМЕСТЕ С КЛАССОМ

Андреева М., Короткова М. «Здравствуйте, веселые люди…». Методические материалы по работе с книгами А.Гайдара. «Библиотека в школе», № 23–2003, с. 55–57.

Юбилей – повод для разговора.

Вопросы для обсуждения с учителями. Анкеты для читателей младшего и среднего возраста.

Гайдаровский турнир для учащихся 6–7-х классов. Конкурсы.

Клочкова В. Чиполлино под защитой ООН. Адвокат Горошек обсуждает с детьми Всеобщую декларацию прав человека. «Библиотека в школе», № 23–2003, с. 14–15.

Для обсуждения с детьми «Всеобщей декларации прав человека» вам поможет книга Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Коробко М. Владимир Соловьев в Москве. Путеводитель по памятным местам. «История», № 43–2003, с. 10–14.

Материал может быть использован для проведения экскурсий по Москве.

Окончание. Начало см. № 41, 42. – 2003.

Синяя птица. Сценарий сказки-мюзикла по пьесе М. Метерлинка. Слова и музыка В.И.Лисового. «Физика», № 43–2003, с. 20–23.

На музыкальной страничке газеты «Физика» – сказка.

Тыновская Л. «Стала прозываться – Русская земля». Игра-викторина по истории Отечества IX–XIV вв. «История», № 42–2003, с. 24–29.

Игру можно использовать для проведения внеклассного мероприятия по истории в 6–7-х классах.

Фельдт А. Компьютерные игры : обучение или развлечения? «История», № 43–2003, с. 25–29.

Почему бы учителю не взять компьютерные игры в союзники?

Описание нескольких компьютерных игр по истории, которые можно использовать не только на уроках, но и на занятия исторического клуба и для проведения классных часов, диспутов.

ВСЕ ВМЕСТЕ

Громова О. Новый год – это общее дело. «Библиотека в школе», № 23–2003, с. 22–23.

Чтобы устроить необычный и интересный новогодний праздник в школе, нужны два условия : отсутствие сценария и хорошая библиотека. Новогодний праздник, где никто не знает, что будет дальше…

Реброва Е. Толерантность как норма жизни. «Библиотека в школе», № 23–2003, с. 9–13.

Обзор веб-сайта междодомственной программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика эстремизма в российском обществе».

Материал поможет провести и классный час, и педсовет.

ОПАСНОСТЬ

Лекманов А. Помощь детям, пострадавшим от сексуального насилия. «Здоровье детей», № 22–2003, с. 20.

Дети, пострадавшие от сексуального и любого другого насилия, нуждаются в правовой защите и квалификационной помощи специалистов : медицинских работников, психологов, педагогов. Также необходима помощь всей семье. (По материалам журнала «Детская больница».)

ПРОБЛЕМА

Пунанс Т. У страха глаза велики… . «Управление школой», № 42–2003, с. 13.

Страх – это не только широко раскрытые глаза, перехваченное дыхание и цепенеющее тело. Не всегда ребенок откровенно просит помощи и защиты, хотя иногда догадаться о наличии страха можно по возрастей агрессивности, непоседливости, рассеянности или, наоборот, навязчивом внимании дочери или сына.

Как помочь детям, как разобраться в причинах возникновения страхов?

Составитель: Людмила Сухова. Издательский дом. Выпуск 24 (36), «БШ» № 24 (108) – 2003

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

АНТОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ (Вкладка)

Первый в России Союз попечителей создан в Бурятии. № 43–2003, с. 1–8.

Фоторепортаж о состоявшемся 12 ноября в Бурятском институте повышения квалификации работников образования Учредительном съезде Союза попечителей образования Республики Бурятия.

ВЗГЛЯД

Адамский А. Первый в России Союз попечителей создан в Бурятии. № 43–2003, с. 1.

Правительственные программы развития образования должны иметь гражданскую основу – они в той или иной форме и есть ответ на общественный заказ образованию.

ТРЕВОГА

Публикации по следам трагической гибели школьника, ученика 11-го класса Саши Бочанова, которая произошла пятого сентября во время военных сборов.

Лебедев С. По следам трагического события. № 43–2003, с. 2.

Филиппов В.М. Письмо в Госдуму. № 43–2003, с. 2.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Алейникова И. Наши школы заговорят по-итальянски. № 43–2003, с. 4.

Результатом поездки министра образования В.Филиппова в Италию стало подписание трех документов о сотрудничестве с Италией в образовательной области.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Бацын В. Ребенок «в порядке вещей». № 43–2003, с. 3.

Проблема «отцов и детей» возникает только там, где не выращивается самая ценная для человека культура – культура семьи.

ПЕРЕМЕНЫ

Реморенко И. Единый государственные экзамен: доступность или качество. № 43–2003, с. 5.

Что реально происходит в школах? Какие позитивные и негативные тенденции в связи с единым экзаменом дают о себе знать? Есть ли будущее у ЕГЭ? Эти вопросы обсуждали школы – участники инновационной образовательной сети «Эврика», многие из которых стали обладателями статуса «Федеральная экспериментальная площадка».

ПРОФИЛИЗАЦИЯ

Родичев Н. «Старшеклассники сейчас в школе совершенно не загружены». № 43–2003, с. 6.

Чем отличается профильная ориентация от профориентационной работы, которая раньше велась в школах? В каком направлении должна меняться школа? Какое влияние окажут предполагаемые изменения на здоровье школьников?

ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Колонка С.Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы».

После бурь. № 43–2003, с. 2.

Пусть нашей первой и главной целью будет умиротворение, а не ожесточение детских душ.

ПАРАДОКСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Леонтьева О. Школа продленного дня. № 43–2003, с. 11.

В Москве с первого сентября нынешнего года 219 школ работают в режиме полного дня. Это обойдется московскому бюджету в 600 млн рублей, однако в департаменте образования эти затраты считают оправданными.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Возле ёлки каждый год дети водят хоровод. № 44–2003, с. 19–29.

Сценарии новогодних праздников.

Н.Григорьева «Новый год».

М.Николаева «Новогодние приключения в стране сказок».

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Пильщикова Е. Герой земли русской. № 44–2003, с. 2–4.

Урок литературного чтения в 4-м классе (1–4) по теме «Образ главного героя в думе К.Ф.Рылеева “Иван Сусанин”».

Люлькова С. Не пером пишут, а умом. № 44–2003, с. 5–7.

Внеклассное занятие по русскому языку в 4-м классе.

СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА

Перунина О. Деление как действие, обратное умножению. № 44–2003, с. 11–13.

Комбинированный урок на постановку и решение учебной задачи, связанной с поиском нового способа действия – деления, как действия, обратного умножению.

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Зайцева И. Игры с именем существительным. № 44–2003, с. 8–11.

Игры для закрепления понятия «имя существительное», навыка определения рода имен существительных, умения определения числа имен существительных. Буква ь после шипящих на конце существительных.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Соколова В. Вы спрашивали... № 44–2003, с. 14–17.

Ответы специалиста на вопросы учителей.

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Второй Всероссийский интеллектуальный марафон учеников-занковцев. № 43–2003, с. 28–31.

Цели и задачи марафона, порядок проведения марафона, инструкция по проведению, состав участников, порядок оценки результатов. Задания первого и второго туров по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру.

Сообщаем вам последние новости по системе общего развития школьников Л.В.Занкова из ФНМЦ им. Л.В.Занкова.
№ 43–2003, с. 31–32.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Контрольные работы за I полугодие (система Л.В.Занкова) по обучению грамоте, русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, трудовому обучению разработаны авторами программ и учебников с учетом требований к анализу и оценке результатов учебно-воспитательного процесса, предложенных МО РФ в методическом письме «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (155/14 от 19.11.98).

Это примерное содержание, которое учитель (администрация школы) может изменить с учетом «соблюдения уровня трудности» предлагаемого содержания и объема контрольной работы для конкретного класса.

Нечаева Н. Обучение грамоте. № 43–2003, с. 2–3.

Полякова А., Нечаева Н. Русский язык. № 43–2003, с. 3–9.

Малаховская О. Литературное чтение. № 43–2003, с. 10–14.

Аргинская И. Математика. № 43–2003, с. 15–17.

Дмитриева Н., Казаков А. Мы и окружающий мир. № 43–2003, с. 18-19.

Товпинец И. Окружающий мир. № 43–2003, с. 20–25.

Цирулик Н. Трудовое обучение. № 43–2003, с. 25–28.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ

Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д. Рисунок в психодиагностике. Статья из цикла «Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии». № 43–2003, с. 8–9.

Множество вопросов к психологу связано с необходимостью формирования навыков «социальной успешности». Поэтому специалисту необходимо знать о том, насколько хорошо человек способен противостоять неблагоприятным воздействиям внешнего мира. Для этого мы применяем серию рисунков, направленных на определение психологической резистентности.

Вачков И. Типы ведения тренинговой группы. № 44–2003, с. 8–9.

То, каким образом ведущий руководит деятельностью тренинговой группы, во многом определяется парадигмой, которой он придерживается. Эти парадигмы не являются напрямую связанными с какими-то теоретическими направлениями, существующими в науке. Скорее, каждую из них надо понимать как обобщенный принцип деятельности, некий культурный стандарт, шаблон, образец.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Степанов С. Как становятся вожаками? Версии и гипотезы. № 44–2003, с. 2–3.

Насчет природы лидерства существует много версий и гипотез, каждая из которых позволяет рассмотреть это явление под определенным углом. Составной портрет еще ждет своего завершения.

ГИЛЬДИЯ

Битянова М. Психолог как лидер. № 44–2003, с. 7.

Можно проанализировать все достоинства и недостатки лидерского положения и сознательно сделать выбор. Таблица о плюсах и минусах лидерской позиции психолога в педагогическом коллективе и ее отсутствия.

ТЕЗАУРУС

Степанов С. Ореол вождя. № 44–2003, с. 4.

Существенное отличие харизматического лидерства от других типов состоит в том, что традиционное и бюрократическое лидерство функционируют в стабильных социальных структурах и приспособлены к решению, прежде всего, повседневных задач, тогда как харизматическое лидерство возникает на крупных поворотах истории.

ПСИХОЛОГ У ДОСКИ

Гонохова Т. Трудно быть собой. № 43–2003, с. 6–7.

Уроки психологии в старших классах. Занятие 6. Исследование самооценки.

Продолжение. Начало см. № 41–2003.

ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ

Антипова С. Уютно ли учителю в школе? № 43–2003, с. 12–13.

Психологический тренинг-студия «Этика педагогического общения как необходимое условие предупреждения эмоционального сгорания учителя».

Продолжение. Начало см. № 41–2003.

Фролова Т. Трудные заботы классного руководителя. № 44–2003, с. 12–13.

По мнению родителей и учащихся, классный руководитель — очень значимая для ребенка фигура в школе. От него в определенной степени зависит желание или нежелание детей учиться, их успехи в учебе, отношения с одноклассниками, учителями.

ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ

Битянова М. Не Бог, не царь и не герой. № 44–2003, с. 5.

«Лидер» и «социометрическая звезда» — это разные понятия. Тех, кому подчиняются, не обязательно любят. Тем, кого предпочитают в общении, не обязательно отдают право на принятие решений от имени всех.

НАШИ ДЕТИ

Прихожан А. Познавательная активность. № 43–2003, с. 4–5.

Как развивается познавательная активность на протяжении старшего дошкольного — раннего юношеского возраста, что может способствовать, а что мешать на каждом возрастном этапе?

Царапкина Е., Саначина О. Равный обучает равного. № 44–2003, с. 6.

Это опыт привлечения молодежи к решению задач профилактики наркомании и ВИЧ/СПИДа в молодежной среде.

КОЛЛЕГИ

Коновалова И. Опыт плюс призвание. № 44–2003, с. 10.

Директор школы № 1205 А.Н.Баскаков делится своими взглядами на проблему руководства современной школой.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Громова Т. Чужой среди своих. № 43–2003, с. 10.

Роли в школьной системе расписаны четко и давно. Учитель учит, ученик учится, а психолог... Зачем пришел он в школу? Что может сделать такого, чего не может учитель и сам ученик? Специфика деятельности психолога до сих пор не всегда ясна даже администрации, не говоря уже о педагогическом коллективе.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в октябре–ноябре

РАБОЧИЙ СТОЛ

Акимова Ю. Я знаю: это опасно! № 20–2003, с. 21–23.

Занятия по правилам безопасности для детей от четырех лет.

Занятие первое. Опасные ситуации, возникающие дома.

Занятие второе. Опасные ситуации на улице и во дворе.

Соколова Л., Греф А. Доктор-кукла. № 20–2003, с. 7–18.

Программа психологической помощи тяжело болеющим детям.

Ярославцева И. «Кукла, я тебя знаю!». № 21–2003, с. 9–16.

Кукловедение для малышей. В основе разработок – программа Ю.Бабина «Практическая работа с куклой в детском коллективе» («Я вхожу в мир искусств» № 6–2001). Программа адаптирована и переработана для детей дошкольного возраста и предполагает знакомство с театральными куклами и обучение начальному кукловождению.

Александровская М. и др. Куклы-математики. № 22–2003, с. 4.

Детей четырех-пяти лет можно знакомить с цифрами, используя «математический театр в коробке».

БУДЬ ЗДОРОВ, РАСТИ БОЛЬШОЙ

Немсадзе В., Аромштам М. Взрослые! Будьте внимательны! № 20–2003, с. 2–4.

Типология детского травматизма.

Дети и наркотики. № 20–2003, с. 3–4.

По материалам Регионального общественно-государственного Фонда содействия профилактике наркоманий «Содействие».

ЛАБОРАТОРИЯ

Аромштам М. Слагаемые успеха кукольной педагогики. № 21–2003, с. 4–6.

Знакомство с системой работы И.Ярославцевой – педагога дополнительного образования детского сада № 1435 г. Москвы.

ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ

Голубева Н. Путешествие в сказочный город. № 20–2003, с. 19–20.

Досуг по правилам дорожного движения с элементами английского языка для детей старшего дошкольного возраста.

Аромштам М. Новый год у ворот! № 22–2003, с. 22–23.

«Не верьте волку!» Поэтическая миниатюра для кукол и живых актеров по стихотворению Ю.Мориц для детей от шести лет.

«Новогоднее происшествие». Поэтическая миниатюра для кукольных и живых актеров по стихотворению В.Берестова для детей от четырех лет.

МАСТЕРСКАЯ

Михайловская О. Гуттаперчевые цифры. № 20–2003, с. 24.

Как создать гибкую «математическую коллекцию» при наличии нескольких мягких трубок.

Королева С. Кукла из пластиковых бутылок. № 22–2003, с. 21.

Этапы изготовления куклы из пластиковой бутылки.

ИГРОТЕКА

Бютцинова Н. Дорожная игротека. № 20–2003, с. 5–6.

И знакомство с правилами дорожного движения можно превратить в увлекательную игру, которая кроме элементарных знаний предоставит ребенку возможность пофантазировать.

Самойлова И. Кошкины гости. № 22–2003, с. 24.

Логопедическая игра, которая поможет ребенку осознать механизм деления слов на слоги, закрепить навык проговаривания слов разной слоговой структуры и расширить опыт словообразования.

КНИЖНЫЙ ШКАФ

Сперанский Е. Рассказ о четырех братцах. № 22–2003, с. 5–20.

По архивным материалам Музея кукол ГЦТК им. С.В.Образцова.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Детский городок № 6. № 21–2003, с. 7–8, 17–18.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

LANGUAGE SKILLS

Listening. № 43–2003, p. 3.

Faster and Faster. An Important Phone Call. Alan Finds the Key.

Speaking. № 44–2003, p. 3.

A Birthday Party. Learning Languages. Gold Rush: California – Here We Come…

ASPECTS OF LANGUAGE

Spelling & Pronunciation. № 43–2003, p. 4.

Program the Computer. The Investigating Inspector. Final e Replaced.

Style. № 44–2003, p. 4.

A Journal – Writing Pot of Gold. Learn to Expose Your Emotions. Indicating Heaviness.

CLASSROOM ACTIVITIES

Boyarskaya Y. Do You Have Any Problems With Your Friends? № 43–2003, p. 11.

Дополнительные упражнения для контроля понимания пройденного материала (уч. Английский язык, 7 кл., В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.)

It Is All About Experience! № 43–2003, p. 16.

The best way to get students talking is to relate speaking exercises to their personal experiences. This speaking activity does just that!

Five-Card Story. № 43–2003, p. 16.

The perfect situation for getting students to use what they already know in stories they must improvise on the spot.

School Word Search. № 43–2003, p. 16.

Boyarskaya Y. Do You Like Living in Your Country? № 44–2003, p. 11, 16.

Дополнительные упражнения для контроля понимания пройденного материала (уч. Английский язык, 7 кл., В.П.Кузовлев, Н.М.Лапа и др.)

METHODS OF TEACHING

Khotyanovich L. Cooperative Learning. № 44–2003, p. 12.

The main aim of cooperative learning is to create the conditions for students’ joint activity. Studies show that learning and working together is easier, more interesting and more effective. The effectiveness touches not only upon students’ school success but also their intellectual and moral development.

HOME READING

Cooney B. Miss Rumphius. № 44–2003, p. 7–10.

TESTS

Kisunko E. Pronouns Test. № 43–2003, p. 5.

PROJECT

Bouma E. 79 Things to Do With Books. № 44–2003, p. 14.

These are good project ideas to use with literature. Students can choose three ideas, one each from different section.

FOCUS ON LANGUAGE

Kisunko E., Muslanova E. Say or Tell? № 43–2003, p. 12.

FOR YOUNG READERS

Kachkalda A. The ABCs. № 43–2003, p. 5–6.

Kachkalda A. The ABC Games. № 44–2003, p. 6.

NATURE

Andreeva N. The Planets of the Solar System. № 43–2003, p. 7–10.

Author designed this series of lessons as an optional course to teach after classes.

Continued from № 42–2003.

AROUND RUSSIA

Kozina A. Moscow. № 43–2003, p. 11–12.

Whoever has been to Moscow knows Russia.

Continued from № 46–2002; № 1, 3, 7, 9, 13, 15, 23, 25–28, 33, 37, 41–2003.

LIFE THERE

London Press Service Informs. № 43–2003, p. 2; № 44–2003, p. 2.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Калибабчук В.А. Лингвистический марафон по стране Деепричастие. № 43–2003, с. 14.

Урок обобщения знаний о деепричастиях и подготовки к диктанту в 7-м классе.

Кушевич Т.А. Русский язык в старших классах. № 43–2003, с. 8–10 (вкладка).

Урок-исследование в 10-м классе. Наблюдения над стилем. Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте.

Продолжение. Начало см. № 46–2002.

Рухленко Н.М. Предложения с обращениями. Стилистические функции обращений. № 43–2003, с. 11–15 (вкладка).

Урок в 11-м классе, нацеленный на раскрытие роли обращения в речи, развитие логического мышления и языкового чутья учащихся, способствующий развитию речи школьников.

Шапиро Н. Разряды имен прилагательных. № 44–2003, с. 15.

Урок в 6-м классе, цели которого дать первоначальное представление о разрядах прилагательных и об отличительных признаках каждого разряда; повторить изученные правила правописания прилагательных.

МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ

Леонтьева Т.Н. На деревенском дворе. № 44–2003, с. 14.

Диктант с заданиями для 8–9-х классов.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Слуцкий В.И. Скрытые значения речи. Индивидуальные особенности речи (речевая характеристика). № 44–2003, с. 3–4.

Урок в 5–7-х классах, основная цель которого – научить «вычитывать», видеть скрытые смыслы в речи. Кроме того, дети должны уяснить: понимание того, что сказано, – это еще не все; очень важно понять скрытый смысл речи, которого может не понимать даже сам говорящий.

АНАЛИЗ ТЕКСТА

Гиндин С.И. Извинение перед Ушаковым, или Опечатка как повод для лингвистического анализа текста. № 44–2003, с. 16.

Каких аналитических ухищрений может потребовать обнаружение опечатки всего лишь в одну букву! И для каких интересных сопоставлений могут дать повод опечатки.

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Цикл статей, которые пригодятся и учителям, приступившим к изучению новой темы, и учителям, организующим повторение перед выпускными экзаменами (в том числе ЕГЭ), и ученикам, повторяющим тему самостоятельно.

Шапиро Н. Типы сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. № 43–2003, с. 3–4, 13.

Продолжение. Начало см. № 39–2003.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Левонтина И. и др. Радиопередача «Грамотей». № 43–2003, с. 15.

Выпуск 8. Окрошка.

Продолжение. См. № 8, 13, 22, 29, 31, 35, 39–2003.

ЯЗЫК ПИСАТЕЛЯ

Аксаков И.С. «...Проявить все разнообразие, всю силу и красоту русского языка». № 44–2003, с. 2.

Из «Биографии Федора Ивановича Тютчева».

БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ. XL (вкладка)

Гиндин С.И. Поэзия, язык, мир. № 44–2003, с. 1.

В небогатой истории изучения языка Тютчева статья Н.Я.Берковского оказалась этапной.

Берковский Н.Я. Из статьи «Ф.И. Тютчев». № 44–2003, с. 1–15.

Волынский А.Л., Тынянов Ю.Н. Двойные эпитеты в языке Тютчева: диалог через десятилетия. № 44–2003, с. 16.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

Чайковская И. Дорога жизни Дмитрия Лихачева. № 43–2003, с. 1–7 (вкладка).

Дмитрий Лихачев написал честную и беспощадную к нашему времени книгу. Он не утаил правды от современников и потомков. Что приходит в голову, когда дочитываешь последнюю страницу этой долгой книги? Она – гимн русской интеллигенции.

Здесь представлены лишь некоторые материалы, опубликованные в ноябре

Я ИДУ НА УРОК

Медведева Г. Повесть А.Платонова «Ювенильное море» в 11-м классе. № 43–2003, с. 25–27.

Герои Платонова захвачены одной идеей. Это люди творческие, заботящиеся о благе Родины.

Бороздунова Л. Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Когда разгуляется...» в 11-м классе. № 43–2003, с. 28–30.

Попытаемся вместе с поэтом испытывать благодарность Богу за то, что живем, любим и страдаем.

ПАНТЕОН

Сигов В. «Вот и посиди, и подумай…» № 43–2003, с. 2–6.

Большинство рассказов Шукшина неожиданны по сюжету, изображают оригинальные характеры, острые жизненные положения. Важно отобрать для чтения и работы на уроке произведения, позволяющие увидеть самое характерное для писателя, закономерности его творческой эволюции.

Сарнов Б. Смерть и бессмертие Осипа Мандельштама. № 43–2003, с. 9–21.

Часть вторая.

Продолжение. Начало см. № 42–2003.

ГАЛЕРЕЯ

Разумихин А. Портрет счастливой женщины. Наташа. № 44–2003, с. 2–17.

Наташа и поэзия жизни, и проза её одновременно. И это не «красивая» фраза. Более прозаичной, чем в финале книги, читатель ни разу, ни в горе, ни в радости, её не видел.

ШТУДИИ

Ранчин А. «Старое барство» в романе Льва Толстого «Война и мир», или Как Хлёстова и Ноздрёв стали положительными героями. № 44–2003, с. 18–21.

Конечно, «Война и мир» — это отнюдь не просто запоздалая апология «старого барства». Но понять роман Толстого без учёта противостояния автора влиятельной «либеральной» традиции в отечественной словесности невозможно. Иначе происходит неизменное упрощение смысла этого произведения и позиции его создателя.

ТРИБУНА

Бабинский М. Угроза формализма. № 43–2003, с. 7–8.

Над российским школьным литературным образованием вновь собираются тучи. В опубликованном проекте Стандарта литературного образования произведена подмена этого документа другим. В разделе, посвящённом содержанию литературного образования, Стандарт превращён в учебную программу.

УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ

Беломестных М. Отъезд князя Андрея на войну. Анализ главы из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». № 44–2003, с. 22–23.