С миру по
нитке
Валентина Дранова
Формируем тематику курсов
После опубликования дайджеста о специфике
обучения взрослых к нам поступило несколько
интересных, на наш взгляд, материалов о работе по
повышению квалификации библиотекарей. Сегодня
мы знакомим вас с одним из них.
|
Валентина Александровна
Дранова –
заведующая информационно-
аналитическим центром
Кировского областного института
усовершенствования учителей |
Система повышения
квалификации Кировского областного института
усовершенствования учителей оперативно
реагирует на динамично меняющуюся
социально-экономическую и образовательную
ситуацию. Информационно-аналитический центр
института обеспечивает профессиональную
консультационную, методическую и практическую
поддержку библиотечных работников области.
В работе мы руководствуемся
следующими принципами:
системный подход к организации
повышения квалификации и содержанию курсов,
обеспечение единства теории и
практики,
демократизм отношений сотрудников
методической службы с библиотечными работниками
и методистами.
Сотрудники института постоянно
изучают уровень библиотечной компетенции
обучающихся, их профессиональные проблемы и
потребности; в работе используется
педагогическая диагностика, а также
аналитические и информационные методы.
В содержании работы нашего центра, как
и у многих других методических кабинетов,
наметились определенные направления:
изучение информации о состоянии
библиотечно-информационного обеспечения
региона;
анализ результатов
библиотечно-информационной работы методистов и
библиотекарей;
систематическая информационная
деятельность по ведущим направлениям развития
библиотечной науки и практики;
организаторская работа по
привлечению к обучению в системе повышения
квалификации;
выявление, изучение, оценка
результативности и стимулирование
инновационного библиотечного опыта и
методической работы;
организационно-методическая работа в
области (курсы, научно-практические конференции,
конкурсы, чтения и др).
В марте 2003 года согласно
учебно-тематическому плану работники
информационно-аналитического центра проводили
курсы повышения квалификации для заведующих
библиотеками и библиотекарей.
Мы применяли разнообразные формы и
методы: чтение традиционных лекций, презентации
учебников и книг, практикумы, тренинги,
семинары-практикумы, мастер-классы, деловые игры,
круглые столы, показ видеофильмов.
Материал курсов сгруппирован в трех
разделах:
1. Психолого-педагогические аспекты
образования.
2. Технология библиотечного
творчества.
3. Основы информационной культуры.
В первом разделе преобладали
лекции общекультурной и педагогической
тематики:
Состояние современного образования.
Основы гуманистического воспитания.
Воспитательная система школы.
Феномен культуры.
Конструирование и моделирование
коллективных творческих дел.
Состояние и проблемы развития
библиотек области.
Психологический аспект личностно-
профессионального развития библиотекаря.
Проблемы формирования духовного мира
подрастающего поколения.
Чтение современных детей в свете
традиций отечественной педагогики.
Второй раздел мы наполнили
конкретной тематикой. Приводим названия тем,
которые вызвали наибольший интерес у слушателей:
Формирование современной модели
школьной библиотеки.
Разработка алгоритма планирования и
анализа работы библиотек по основным
направлениям.
Ведение документации в школьной
библиотеке.
Технология библиотечного дела:
организация фондов, библиотечно-информационное
обслуживание пользователей библиотеки.
Инновационная деятельность школьной
библиотеки.
Высоко оценили слушатели и
выступления коллег – заведующих библиотеками
школ № 74 и 18, поделившихся опытом работы, и
деловые игры «Фандрейзинг в библиотеке» и
«Библиотека XXI века». Результативно прошел
круглый стол «Ищем формулу успеха» .
Третий раздел обучения отразил
внедрение инновационных методов в практику
школьных библиотек.
Были предложены темы:
Новые информационные технологии в
работе школьной библиотеки (с элементами
практикума).
Формирование информационной
культуры как неотъемлемая составная часть
образования.
Организация информационной среды в
школьной библиотеке.
Библиотекари отметили
информативность видеофильма «Опыт работы
библиотек Омутнинского района».
Каждые курсы мы заканчиваем зачетом и
обязательно проводим анкетирование слушателей
для оценки профессиональной значимости
проделанной работы и для дальнейшей ориентации в
проблематике.
Я знаю, что некоторые коллеги из других
городов вместо зачетов предлагают написание
курсовых работ. Нам кажется интересным этот опыт,
и в порядке эксперимента на следующих курсах
дифференцированно можно попробовать и такую
форму творческой отчетности.
Директор Института
усовершенствования учителей Г.М.Шульмина и все
руководство всегда идут нам навстречу в решении
организационных и материальных вопросов,
например, если нам удается договориться с
лекторами из других городов. Так, в частности, в
этом году для чтения лекций приезжали Ольга
Викторовна Козлова из Москвы и Людмила Ивановна
Ушакова из Ярославского института развития
образования.
Эффективны, как показывает практика, выездные
семинары в города и районы области. Такая форма
обучения дешевле для большинства слушателей и
зачастую обогащает организаторов семинара
информацией о положении дел в школьных
библиотеках. |