Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №1/2004


КНИЖНЫЕ ПАЛАТЫ

Книга подана

Ольга Мяэотс

Кэтрин Патерсон – долгожданная встреча

Радостным событием ушедшего лета стало появление сразу трех книг замечательной американской писательницы Кэтрин Патерсон, выпущенных московским издательством «Нарния». Читателю была подарена встреча с уже известной и полюбившейся повестью «Великолепная Гилли Хопкинс», а также с новыми произведениями – «Мост в Теравифию» и «Иакова я возлюбил».

Творчество Кэтрин Патерсон пользуется заслуженным признанием в разных странах. Ее книги удостоены многочисленных премий и переведены на многие языки. В 1998 году международным жюри ей была присуждена медаль Ханса Кристиана Андерсена. Секрет успеха писательницы в том, что она умеет увлекательно и честно вести с читателем разговор о самых сложных проблемах бытия.

Так, история Гилли Хопкинс – рассказ о непростой судьбе девочки из приюта, которая постоянно кочует из одной приемной семьи в другую, но нигде не может прижиться и никак не может найти себе настоящий дом. Автор, а вслед за ней и читатель неожиданно открывают за личиной девчонки-сорванца, озлобленной и нарочито бессердечной, уязвленную душу одинокого обиженного ребенка, страдающего от нехватки любви и понимания. Любовь – это обязательно самоотдача и чаще всего – подвиг, эта жизненная мудрость открывается нам в поступках грубоватой, но нежной и внимательной негритянки Троттер. Искренне заботясь о судьбе попавшей к ней в дом девочки, она не стремится оградить ее от неустроенности взрослого мира, а честно готовит Гилли к жизни, такой, какая она есть:

– Нельзя ждать от жизни ничего хорошего. Не бывает так. Никто тебе ничего не должен.

– Но если жизнь такая плохая, почему же ты такая счастливая?

—Разве я сказала «плохая»? Я сказала «трудная». Когда хорошо сделаешь трудное дело, вот тогда и радуешься.

Писательница признавалась: Чаще всего я пишу об обездоленных детях, у которых нет своего места в жизни, я пишу о детях, тоскующих по любви, пониманию, признанию. О детях, которые мечтают обрести семью, стать частью группы, чтобы понять, кто они такие на самом деле.

Патерсон К. Иакова я возлюбил / Пер. с англ. Н.Трауберг;
илл. А.Власовой. – М. : Центр «Нарния», 2001. – 256 с.,ил. – (Тропа Пилигрима)

Немало «трудных дел» выпало на долю и самой писательницы. Кэтрин Патерсон родилась в Китае, в семье американского миссионера в 1932 году. Когда началась китайско-японская война, семье пришлось искать убежища в Соединенных Штатах. Какое-то время отец оставался в Китае, и разлука с ним была первым серьезным жизненным испытанием будущей писательницы. В Америке Кэтрин тоже долго чувствовала себя «чужестранкой». Может быть, именно поэтому, когда она выросла и стала работать учительницей, то даже отправилась миссионером в Японию. Встреча с молодым пастором Джоном Патерсоном из Буффало изменила жизненные планы юной Кэтрин. Она вышла замуж и стала хозяйкой большой, дружной семьи: кроме двоих собственных сыновей, Патерсоны удочерили еще двух девочек-сирот.

Кэтрин Патерсон не скрывает, что именно жизнь ее семьи стала источником литературного вдохновения, подтолкнув обремененную многочисленными заботами домохозяйку взяться за перо. И это было очень удачное решение!

Успех пришел к Кэтрин Патерсон не сразу. Первые литературные опыты прошли незамеченными. Но Патерсон не сдавалсь. Первая книга увидела в свет в 1966 году, а признание пришло лишь в 1977, когда появилась повесть «Мост в Теравифию» – удивительно лиричное повествование о дружбе, привязанности, утрате, смерти. Тема смерти в то время была в американской детской литературе под запретом. Но молодая писательница пренебрегла общепринятыми представлениями о том, «как надо». Взросление – это постепенное постижение смерти. Смерть – конец долгого жизненного пути, и, вступая в жизнь, важно знать, что ждет впереди, – так считает Кэтрин Патерсон. И она сумела убедить миллионы читателей во всем мире в своей правоте!

Важно отметить, что писательница никогда не бросает своего читателя один на один с трудными вопросами. Она всегда рядом, ей известно, как непросто даются самые важные решения в жизни, как сложно выбрать верный путь. Кэтрин Патерсон готова протянуть руку, ободрить, но никогда ничего не станет делать за вас.

Главной пружиной повести «Иакова я возлюбил» на первый взгляд является ревность – соперничество между двумя сестрами. Преодолевая чувство неприязни и зависти к своей более талантливой и привлекательной сестре, Сара Луиза обретает собственное счастье, находит свой путь в жизни. Соперничество с сестрой завершается победой над самой собой, самопознанием и самооткрытием. И становится ясно, что книга-то совсем не о вражде и зависти, а о созидании, о становлении личности, которое невозможно без любви.

Критики не раз упрекали Катрин Патерсон за «неправильные финалы». Но, отказываясь от обязательного «счастливого конца», писательница твердо стояла на своем: «Да, читателю может не нравиться, как кончается книга, но мне важно дать ему почувствовать, что такая развязка была неизбежна. Мне хочется, чтобы он прочел книгу, не отрываясь, замирая от волнения – чем-то все это закончится. И вот, когда открыта последняя страница, я хочу, чтобы он воскликнул: «Конечно! Иначе и быть не могло. Как я с самого начала этого не понимал?»

Творчество любого большого писателя противоречиво. Каждый вправе оценивать его по своему, принимать или не принимать. У нас есть возможность дать слово самой писательнице. Когда-то, в ответ на многочисленные вопросы критиков и журналистов, Кэтрин Патерсон попыталась объяснить, что для нее – книги для подростков, в чем их литературное своеобразие и в чем жизненное назначение. Точка зрения мастера всегда интересна, а в условиях почти полного отсутствия книг для подростков в современной отечественной литературе прислушаться к мнению профессионала особенно полезно.