Я иду на педсовет
Татьяна Рудишина
Грамотность во множественном числе
Итоги встречи библиотечных социологов
Эта статья – не просто отчет о прошедшей
конференции. Это хорошая тема и готовый материал
для разговора на педсовете о детском чтении и
проблемах грамотности. А кому же его начинать,
если не библиотекарю?
Ничто так не характеризует
степень общественного развития,
степень общественной культуры,
как уровень читающей публики
в данный исторический момент.
Николай Рубакин.
Этюды о русской читающей публике
25–28 ноября 2003 года в Москве состоялась
четвертая рабочая встреча «Социолог и психолог в
библиотеке». Ее организовали межрегиональная
ассоциация деловых библиотек и ЦБС «Киевская».
Координатор встречи – кандидат социологических
наук Маргарита Михайловна Самохина.
Первая рабочая встреча состоялась в 1996
году, последующие – в 1998 и 2001 годах, их готовил
отдел социологических и психологических
исследований РГЮБ. В настоящее время отдел
реорганизован, а потребность в координации
исследовательской деятельности и взаимном
информировании друг друга имеется и осознается
библиотечным сообществом.
Особая прелесть этих встреч заложена
уже в самом названии – рабочие. То есть на них
собираются практикующие в библиотеках психологи
и библиотекари, проводящие разнообразные
исследования в библиотеках разнообразных систем
и ведомств. В основном это были сотрудники
публичных библиотек. Редкая библиотека (за
исключением федеральных) имеет в штате психолога
и социолога, однако локальные исследования
проводятся повсеместно.
Центральным выступлением первого дня
стал доклад директора ЦБС «Киевская» Ирины
Борисовны Михновой – «Межрегиональная
ассоциация деловых библиотек и ее проекты.
Портал “Library.ru”». С разнообразными
направлениями деятельности этой ЦБС можно
познакомиться на вышеуказанном портале, что и
сделала наш специальный корреспондент Елена
Иванова (см. следующий материал). Рабочая встреча
имела свою тему – «Чтение в век электронных
технологий». Так что выступления «Интернет-аудитория
современной библиотеки и ее информационные
потребности: станут ли электронные ресурсы
альтернативой печатным текстам» (М.М.
Самохина); «Интернет в библиотеке и читатель»
(Н.В. Дадали, ЦГПБ им. Маяковского, СПб); «Электронные
библиотеки и их пользователь» (Т.П.
Воловельская, РГБ) как нельзя лучше
соответствовали теме встречи.
Большой интерес вызвало выступление Натальи
Николаевны Сметанниковой (Международная
ассоциация чтения), пересказ которого мы
приводим.
«Грамотность – единственное или
множественное число?»
В сообщении говорилось, что понятие грамотность
занесено в 12 показателей, характеризующих
здоровую нацию. По определению ЮНЕСКО,
грамотность – это совокупность навыков и умений,
включающих чтение и письмо, применяемых в
социальном контексте (1957). Далее понятие
грамотности развивалось, возникли понятия минимальной
и функциональный грамотности. Трактовка
понятия грамотность в англоязычных странах
связана с широким социальным контекстом, а в
отечественной традиции трактовки грамотный –
это не только кто читает и пишет, но и хорошо
говорит. Но в обществе встал вопрос об
определении культурной грамотности (грамотность,
через которую передаются общекультурные
понятия: литература, история и т.д.). И тут же
началось толкование составляющих понятие
грамотность: компьютерная грамотность,
экологическая, историческая, юридическая,
математическая и так далее… Это отражает то, как
мы мыслим. Библиотекарю будет небезынтересно,
что вкладывается в понятие информационно
грамотный человек: умеющий определять
информационную проблему, выбирать адекватные
ресурсы для ее решения, решать проблему, находить
и размещать информацию в объемном массиве,
читать материалы, синтезировать информацию,
оценивать продукт и процесс решения проблемы.
Термин грамотность стал
употребляться во множественном числе.
Специалистами отмечается противоречие,
возникающее между академической грамотностью,
которую дает начальная школа, и функциональной
грамотностью, необходимой взрослому человеку
в реальной жизни. Осознание проблемы привело к
тому, что в Западной Европе обучение в начальной
школе длится 6 лет.
Исследование 1993 года в США показало,
что 47% взрослого населения США имеет низкую
функциональную грамотность. Британия провела
свое аналогичное исследование (каждый
5-й респондент оказался функционально
неграмотным), в результате было открыто большое
число курсов переподготовки кадров, изучения
информационных технологий, увеличено
финансирование образования. Британия развернула
большую программу приобщения населения к чтению.
2003–2012 годы объявлены ЮНЕСКО десятилетием
грамотности.
На сегодняшний день исследователи
согласились, что существует два подхода к
толкованию грамотности: унитарный и плюралистический.
Первый подход называют также
психолого-педагогическим: необходимы базовые
знания и навыки. Второй подход –
социологическим: существует множество разных грамотностей,
каждая из которых представляет социальную
работу с текстом.
Важной для участников встречи стала
информация о том, что, по данным исследований
чтения школьников в Великобритании, Австралии,
Японии (странах, давно использующих компьютерные
технологии в школе), экранное чтение не задавило
печатного текста. Но чтение и письмо изменились
коренным образом. Дети стали печатать, введение
компьютеров в образовании существенно повысило
роль чтения и письма в образовании. Мы
переходим от устной речи к речи письменной!
Существует пять основных стратегий,
которые соединяют чтение экранного и печатного
текста. Это техника владения компьютером, поиск
информации с помощью выделения ключевого слова,
выбор информации, подлежащей записыванию,
ведение записей своими словами и консолидация в
виде информационного текста. Основные стратегии
схожи.
Особый интерес аудитории вызвала
информация о недавно проведенном сравнительном
тестовом обследовании качества чтения
школьников разных стран по Международной
программе оценивания учащихся (PISA). Россия
впервые приняла участие в этом исследовании и
показала слабые результаты (28-е место из 32 стран).
Наши стандарты и уровни средней школы не
соответствуют требованиям Евросоюза на
сегодняшний день. Что меряем мы и что измерялось
в предложенном исследовании? У нас в основном
измеряется скорость чтения, а не его качество:
насколько быстро и насколько качественно ты
можешь вытащить информацию из текста (а она могла
быть разбросана по всему тексту, завуалирована,
могла отсутствовать, могла быть представлена в
виде графического текста!) и представить ее. С
художественными текстами у наших участников
было получше.
Однозначного решения проблемы чтения
быть не может, но некоторые рецепты есть. Так,
Екатеринбург и Свердловская область
единственные в России в качестве регионального
компонента обучения ввели предмет
«Грамотность», введены дополнительные уроки
чтения и письма!1
Два из четырех дней совещания были
выездными: во второй день мы работали в
библиотеке-филиале № 37 ЦБС «Киевская», в которой
созданы медиатека по искусству и
экскурсионно-краеведческая служба. Третий,
«детский» день прошел в ЦГДБ им. А.П.Гайдара.
Библиотека Гайдара все годы своего
существования проводила разнообразные
исследования, о чем рассказала гл. библиотекарь
отдела обслуживания Юлия Петровна Питецкая.
С последним из них – «Лето 2003: реальный круг
чтения в ЦГДБ им. А.П.Гайдара» – познакомила
участников встречи гл. библиотекарь
методического отдела Татьяна Валерьевна
Рудишина.
Слушая сообщения коллег из разных
регионов России, убеждаешься, какие мы непохожие.
Особенно это касается круга чтения и жизненных
приоритетов подростков. Удивительные (и столь
нехарактерные для Москвы) данные исследования
привела Ольга Юрьевна Касаткина, гл.
библиотекарь ОБДЮ Иваново:
Чаще всего в свободное от учебы время
подростки занимаются подготовкой школьных
домашних заданий (52, 7%), популярными способами
проведения свободного времени являются также
посещение библиотеки (41,6%) и общение с друзьями (30,
5%). Далее следует чтение для удовольствия (23,5%).
Да, в Москве такого результата не
получишь! А после выступления Анны Ивановны
Шалимовой, зам. директора ЦБС г. Горнозаводска
Пермской области, мы как будто бы побывали в
заснеженном маленьком городе, где всего три
школы, еле теплится работа градообразующего
предприятия, но весь город ЧИТАЕТ!
Психологов среди участников встречи
было меньше. Но их сообщения показали острую
потребность в психологической поддержке как
ребенка, так и взрослого читателя библиотеки. Наталья
Григорьевна Малахова, психолог РГДБ, обратила
внимание аудитории на негативные тенденции в
развитии современного дошкольника. (В РГДБ
проводится диагностика психологической
готовности дошкольника к школе). В последние годы
игра (особенно сюжетно-ролевая и игра с
правилами) как ведущая деятельность дошкольника
вытесняется псевдоучебной деятельностью (ранняя
подготовка к школе с 3–4 лет).
Все возрастающий ритм жизни, тотальное
внедрение в жизнь ребенка телевидения и
компьютера, раннее обучение (получение готовых
сведений задолго до появления собственных
вопросов) приводят к информационным перегрузкам
и, как следствие, к снижению собственной
познавательной активности. Возраст «почемучек»
отошел в разряд счастливых воспоминаний, мы
имеем дело с возрастом «всезнаек», с детьми,
«скользящими по поверхности» часто не
понимаемых, полученных в готовом виде и насильно,
знаний.
Достаточно распространено у
современных родителей чтение детской
художественной литературы, построенное по типу
учебных занятий (с обязательным пересказом,
ответами на вопросы и т.д.). Такое чтение
(фактически, замена эстетической, эмоциональной
деятельности – учебной) выключает у ребенка
механизм эмоционального восприятия текста,
сопереживания героям. Результат – утрата
интереса к чтению вообще.2
В выступлениях психологов из ЦГПБ им.
Н.А.Некрасова (Москва) Валентины Викторовны
Монаховой и Натальи Юрьевны Спиридоновой
были подняты весьма актуальные проблемы:
соответствуют ли современные популярные тексты
по психологии потребностям массовой
читательской аудитории и что можно почерпнуть в
«глянцевых» и профессиональных психологических
изданиях.
С некоторыми участниками семинара мы
надеемся встретиться на страницах нашей газеты.
Уважаемые читатели! Убеждены, что вы у
себя в библиотеках проводите разнообразные
локальные исследования, а методические центры
организуют региональные исследования.
Поделитесь своими методиками, выводами и
наблюдениями. Прокомментирует ваши письма Маргарита
Михайловна Самохина, которая по заданию
журнала «Школьная библиотека» проводила
многоаспектное исследование школьных библиотек.
Тем, кто хотел бы почитать о социологических
исследованиях, как они организуются в
библиотеках, можно порекомендовать пособие
Ирины Бутенко «Как провести прикладное
исследование»3 (М, РГДБ).
Хочется надеяться, что в следующей встрече
примут участие и школьные библиотеки.
Участники встречи получили в подарок
следующие материалы:
Библиотека ХХI века: библиотечное
обслуживание: Сборник материалов Всероссийской
научно-практической конференции молодых ученых
и специалистов 4–6 ноября 2002 г., г. Москва / Мин.
культ РФ, РГБ, ЦБС № 1 ЮАО г. Москвы,
некоммерческая организация «Библиотечный
благотворительный фонд», РБА. – М, 2003. – 228 с.
Мир подростка и подросток в мире:
Материалы региональной научно-практической
конференции. – Иваново, 2003. – 92 с.
Социолог и психолог в библиотеке.
Вып.V / Межрегиональная ассоциация деловых
библиотек, социологическая служба, ЦБС
«Киевская». – М., 2003. – 97 с.
Факторы, определяющие создание
комфортной среды библиотеки: Отчет об
исследовании / Рос. гос. юнош.
б-ка. – М., 2003. – 46 с.
_____________
1 По материалам
диктофонной записи выступления.
2 Малахова Н.Г. Современный
дошкольник: некоторые особенности развития и
чтения // Социолог и психолог в библиотеке. Вып. V.
– М., 2003. – С. 51–53.
3 Бутенко И.А. Как провести
прикладное исследование: Пособие для
библиотекаря / Рос. ин-т культурологии; Рос. гос.
дет. б-ка. – М., 1994. – 96 с. |