На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Дашковская О., Лебедев С.
Школьникам подготовили последнее прибежище. №
87–2003, с. 1.
На коллегии Министерства образования
обсуждалась государственная программа
«Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2001–2005 годы».
Лебедев С. Смена шила на мыло по
конъюнктурным соображениям. № 88–2003, с. 1.
В России возрожден ДОСААФ.
Коноплев С. Высшая школа
политической грамотности. № 88–2003, с. 1.
Скандал в РГГУ. Вторая серия.
Хоменок Е. «Ё – это наше всё!» №
89–2003, с. 1.
Так считают участники фестиваля,
посвященного самой молодой букве нашего
алфавита.
НА ПОЛЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
Корсунова О. Выход в Интернет
найден. № 89–2003, с. 2.
Чтобы по-настоящему выйти в сеть, школа
должна стать... провайдером.
Корсунова О. Навязчивый сервис
милосердия. № 89–2003, с. 2.
Какой компьютер нужен
ребенку-инвалиду?
ШКОЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ
Белоплотов М. Уроки отсутствия. №
87–2003, с. 2.
Воспоминания о том, как выглядит
школьная рутина глазами ребенка.
Феофанов А. Знание как наказание. №
87–2003, с. 2.
О феномене «педагогического
варварства» и о том, почему благими целями уроков
вымощена дорога к отвращению перед любым
школьным предметом.
Леонтьева О. Кто на новенького? №
87–2003, с. 2.
Учитель-новичок часто попадает в
ловушки, которые расставляет ему школа. Дети
проверяют новичка на прочность, а учитель – сам
себя на устойчивость к соблазну самоутвердиться,
нередко за счет того, кто работал до него.
ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кордонский М. Флэшмоб –
моментальная фотография свободной игры. № 88–2003,
с. 2.
Мгновений, когда виртуальная
реальность вторгается в нашу жизнь, все больше.
Они подстерегают нас на улице, в магазине, на
почте.
Куценко Е. Один человек и тысяча
мегабайт приключений. № 88–2003, с. 2.
Разговор с геймером.
ТЕОРЕМА СОЦИУМА
Левада Ю. Общество упущенных
возможностей? Сегодня мы примерно так же далеки
от гражданского общества, от демократического
устройства политики, как и десять–пятнадцать
лет назад. И нынешнее состояние общества не дает
особенных надежд на будущее – во всяком случае
ближайшее. № 89–2003, с. 5.
Левинтова Е. Приправительственные
интеллектуалы. № 89–2003, с. 5.
Так американская исследовательница
называет объект своих исследований: ту часть
интеллигенции, которая приближена к новой
власти, интеллектуально ее обслуживает и до
определенной степени на нее влияет. Как именно
влияет? Каковы ее нынешние ориентиры и ценности?
Гудков Л. Мы, россияне... Этническая
солидарность россиян довольно сильна – но не
сильнее, чем у других народов. Это показало
сравнительное социологическое исследование,
позволившее увидеть нашу страну среди других. №
89–2003, с. 5.
ФИЛОСОФИЯ ВЗРОСЛЕНИЯ
Волобуева Л., Ломако Р.
Термодинамика самопознания. № 89–2003, с. 3.
О том, как учителя Краснопольской
гимназии попробовали перестать быть учителями.
ТЕРРИТОРИЯ РИСКА
Чебатков С. и др. Любимые жертвы
одноруких бандитов. № 89–2003, с. 7.
Россия на пороге новой эпидемии.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Никонова М., Романов И. Если без
наказания не обойтись. Знайте, что наиболее
действенным считается метод под названием
«тайм-аут». № 87–2003, с. 4.
Хоменко И. Слишком хорошие
родители. Стараются избежать ситуаций, в которых
они обязаны принимать решения сами, не учитывая
желания ребенка. № 87–2003, с. 4.
Исакова Н. Невыносимая роль
хорошего ребенка. № 88–2003, с. 8.
С кем сложнее всего работать учителю? С
детьми из трудных семей? Вовсе нет. Задача с
множеством неизвестных – это ребенок, чьи
родители стремятся к одному: чтобы все было как у
всех.
Хоменко И. Задание на дом: уроки для
родителей? № 88–2003, с. 8.
Во многих семьях успеваемость детей и
их отношение к своим урокам – причина самых
больших конфликтов.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(Вкладки)
Документы. № 100. № 87–2003, с. 1–8.
Учебники. № 70. № 88–2003, с. 3–6.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в ноябре–декабре
Фролова Т. Трудные заботы
классного руководителя. «Школьный психолог», №
46–2003, с. 12–13.
Ученикам и родителям хочется, чтобы
«классная» была «хорошая». Сами же учителя
далеко не однозначно относятся к роли классного
руководителя. Как поднять статус классного
руководителя. Один из материалов тематического
номера газеты. Тема: «Руководство и лидерство».
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Алейченко С. Я играю в свою игру.
«Спорт в школе», № 23–2003, с. 2–5.
Сценарии спортивных праздников:
«Ковбойские игры Санта-Клауса», «Веселые
старты», «В тридевятом царстве, спортивном
государстве».
Глазкова К., Живодробова С.
«Петербург и физика». Сценарий юбилейного
школьного вечера. «Физика», № 45–2003, с. 5–9.
Григорьева Н. Возле елки каждый год
дети водят хоровод. «Начальная школа». № 44–2003, с.
19–24.
Сценарий новогоднего праздника.
Гусева В. У Геркулесовых столбов.
Исторический ринг. Факультативное занятие по
истории Древнего мира для учащихся 6-х классов.
«История», № 44–2003, с. 26–30.
Разработку можно использовать при
проведении внеклассного мероприятия, занятий
исторического клуба. Межпредметные связи –
история, литература, рисование, география.
Каргаполова Н. В Россию верил,
Европу уважал. Ф.И.Тютчев-политик – по материалам
юбилейной выставки в Государственном
историческом музее. «История», № 45–2003, с. 4–8.
Материал, рекомендованный для уроков в
8-м классе по теме «Золотой век русской культуры»
можно использовать и при проведении внеклассных
мероприятий: классных часов, литературных
вечеров, игр. В этом же номере газеты есть еще
несколько материалов, посвященных Ф.И.Тютчеву.
Никитина М. и др. Интеллектуальный
калейдоскоп. Интеллектуальная игра Физика +
Химия + Биология. 9-й класс. «Физика», № 44–2003, с.
17–20.
Сценарий игры.
Николаева М. Новогодние
приключения в стране сказок; Пьеса-сказка
«Варежка». «Начальная школа», № 44–2003, с. 24–29.
Сценарии для начальной школы.
Шевнина О. Путешествие в
Вообразилию. Тренинговое занятие для школьников
по развитию воображения. «Школьный психолог», №
45–2003, с. 7.
Занятие актуально не только для
старшеклассников, но и для учащихся помладше.
Важно раскрыть перед учениками особую роль
воображения в творчестве, в решении научных
проблем, в искусстве и в повседневной жизни.
Каждый может заниматься этим самостоятельно или
с друзьями.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Ильин А. Особенности подросткового
возраста. «Здоровье детей», № 22–2003, с. 12–13.
Подростковый возраст, согласно
классификации ВОЗ, – это период жизни от десяти
до восемнадцати лет, когда завершается
созревание организма. Ряд особенностей,
характерных для нервной, эндокринной, иммунной и
других систем у подростков.
Малинина Е. Родительские
директивы. «Нам не дано предугадать, как слово
наше отзовется…» «Библиотека в школе», № 23–2003,
с. 19–21.
От наших слов зависит судьба и жизнь
наших детей. Попробуем отследить те установки,
взгляды на жизнь, страхи и проблемы, которые мы им
передаем.
Мирская Н. Биологические ритмы у
детей. «Здоровье детей», № 22–2003, с. 18–19.
Как формируются биологические ритмы у
детей? Отличаются ли они от ритмов взрослого
человека? Чем лучше вы продумаете организацию
работы и отдыха вашего ребенка, тем лучший
результат вы получите.
Витковский А. Чего лишается школа,
закрывшись от родителей? «Управление школой», №
45–2003, с. 12–13.
Как видят школу родители? Что они хотят
от нее получить? К какому сотрудничеству со
школой готовы? Заглянем на авторский сайт
питерского педагога Ирины Хоменко www.inter-pedagogika.ru.
Калинина Р. Как уберечь детей от
наркотиков? Лекция для родителей. «Школьный
психолог», № 45–2003, с. 13.
Растимешин Д. Кому на что и как
жаловаться? «Первое сентября», № 88–2003, с. 8.
Некоторые родители сталкиваются в
своей жизни с необходимостью общения не только с
администрацией школ, но и с чиновниками
территориальных органов управления
образованием. В каких случаях следует обращаться
именно в органы управления образованием? Какие
вопросы относятся к их компетенции?
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Гонохова Т. Трудно быть собой:
Уроки психологии в старших классах. «Школьный
психолог», № 41–2003, с. 6–7; № 43–2003, с. 6–7.
Занятие 1. Знаете ли вы себя? Занятие 2.
Личность. Занятие 3. Ценности личности. Занятие 4.
Самореализация. Занятие 5. Самооценка. Занятие 6.
Исследование самооценки. Занятие 7. Личностный
профиль. Тесты: «Довольны ли вы собой?», «Границы
вашей решительности», «Как у тебя с самооценкой?»
и др.
Прихожан А. Познавательная
активность. «Школьный психолог», № 43–2003, с. 4–5.
Как развивается познавательная
активность на протяжении старшего дошкольного –
раннего юношеского возраста, что может
способствовать, а что мешать на каждом
возрастном этапе.
Царапкина Е. Искусство жить в ладу
с собой и миром. Развивающая программа для
подростков. «Школьный психолог», № 42–2003, с. 5–12.
Программа разработана в рамках
социально-психологической и профилактической
работы с подростками.
Кравцова Е. Игровые пробы. Для
диагностики лидерских способностей школьников.
«Школьный психолог», № 44–2003, с. 16.
Кравцова М. Отверженные. «Школьный
психолог», № 45–2003, с. 4–5.
В каждом детском коллективе есть дети
популярные и не очень. Некоторые дети так
стремятся оказаться в центре внимания
одноклассников, что добиваются внимания «со
знаком минус» – становятся объектом насмешек и
презрения. Детская отверженность – явление
частое и трудно поправимое. Советы психолога.
ПРОБЛЕМА
Имя беды – наркотики. Анонимное
общество страдающих родителей. [Заголовок
тематической полосы]. «Первое сентября», № 86–2003,
с. 7.
Подборка материалов.
Ступницкая М. и др. Объективные
оценки не вызывают стресс. «Здоровье детей», №
23–2003, с. 18–19.
Принципы стрессов школьного обучения всем
известны – это и неоправданно завышенная
учебная нагрузка, и авторитарное поведение
учителей, и несоответствие методик обучения
возрастным возможностям школьников… Не
последнее место в этом списке занимает
субъективное отношение учителя при оценивании
ученических работ. Принципиально иным подходом
является критериальное оценивание.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Саломатина Л. У природы нет плохой
погоды. № 45–2003, с. 16–30.
Занятие 15. Тема. «Н.В.Гоголь. “Ночь
перед Рождеством” (отрывок). Правописание
безударных падежных окончаний имен
прилагательных мужского и среднего рода».
Занятие 16. Тема.
«Н.Г.Гарин-Михайловский. “Несколько лет в
деревне” (отрывок). Правописание безударных
падежных окончаний имен прилагательных женского
рода».
Занятие 17. Тема. «К.Д.Ушинский. “Зима”.
Склонение имен прилагательных во множественном
числе».
Занятие 18. Тема. «Л.Н.Толстой. “Отчего в
морозы трещат деревья?”. Повторение изученного
об имени прилагательном и имени существительном.
Лексические средства связи в тексте (ценная
связь)».
Продолжение. Начало см. № 31, 34, 40–2003.
Ларкина Л. Дидактический материал по
русскому языку для 4-го класса. № 46–2003, с. 16–28.
Материалы, собранные автором, будут
интересны детям и помогут учителю проводить
уроки более эффективно.
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Гвинджилия О. Трудная ли наука
грамматика? № 45–2003, с. 2–9.
Об особенностях нового курса «Русская
филология» для начальной школы по ред. Г.Г.Граник,
соединившего курс русского языка и литературы.
Юферева И. Проверочные работы по
технологии. № 46–2003, с. 2–7.
Тесты для проверки уровня
теоретических знаний.
Черкашина Н. В гостях у Золушки. №
46–2003, с. 8–10.
Урок-путешествие по математике для 1-го
класса.
СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА–В.В.ДАВЫДОВА
Цукерман Г. Учебное сообщество –
путь к учебной самостоятельности. № 46–2003, с. 11–13.
Неумение передавать детям знание
нерепродуктивно, организуя их собственную
поисковую активность и не давая готовых образцов
действия, размышления, словесного выражения
мысли, – одна из главных трудностей учителя,
пытающегося преодолеть традиционные методы
обучения.
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
Аргинская И. Об учебниках
математики для четырехлетней начальной школы в
системе Л.В.Занкова. № 45–2003, с. 10–13.
Об особенностях комплекта учебных
пособий по учебному предмету «Математика» в
системе обучения, направленного на общее
развитие школьников, авторов: И.И.Аргинской,
Е.П.Бененсон и др., состоящего из четырех
учебников, девяти рабочих тетрадей на печатной
основе (для 2–4-х классов) и методического пособия
для учителя в четырех частях (для 1-го, 2-го, 3-го и
4-го классов).
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Панина Г. Речевая ритмика или Как
использовать физкультминутку для развития речи
младших школьников. № 45–2003, с. 14–15.
Примеры того, как можно работать с
интонацией.
Продолжение. Начало см. № 41–2003.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Иншакова О. Леворукие дети и
математика. № 46–2003, с. 14–15.
Освоение алгоритма письменного
вычитания.
Продолжение. Начало см. № 21, 22, 24, 29, 32,
34, 38, 39, 41–2003.
ДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ
Выгонов В. Скоро, скоро Новый год! №
46–2003, с. 29–32.
Если у вас и ваших учеников есть время
и желание украсить класс к зимнему празднику,
предложите им поделки в технике оригами –
Снежинку и Обезьянку.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Шевнина О. Путешествие в
Вообразилию. № 45–2003, с. 7.
Тренинговое занятие для школьников по
развитию воображения.
Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д.
Карта сказочной страны. Рисунок в
психодиагностике. Работа с индивидуальным
образом цели. № 45–2003, с. 8–9.
Статья из цикла «Психодиагностика и
коррекция в сказкотерапии». Методика,
позволяющая определить образ цели клиента.
ТЕЗАУРУС
Степанов С. Уродлив по
собственному желанию. № 45–2003, с. 6.
Умение правильно воспринимать
увиденное в глянцевых журналах пора преподавать
в школах как особый раздел основ безопасности
жизнедеятельности.
ВМЕСТЕ С УЧИТЕЛЕМ
Жукова И. Не доводи меня до
совершенства! № 45–2003, с. 12.
Предложенная разработка вызывает
интерес педагогов и может быть использована как
самостоятельно, так и в цикле тренинговых
занятий по личностному росту.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Калинина Р. Как уберечь детей от
наркотиков? Лекция для родителей. № 45–2003, с. 13.
Многие родители прекрасно понимают
свою ответственность за ребенка, его здоровье,
поэтому делают, по их мнению, все возможное. К
сожалению, это «все возможное» нередко
заключается в кратком и безапелляционном —
«запретить!».
НАШИ ДЕТИ
Кравцова М. Отверженные. № 45–2003, с.
4–5.
В ситуации травли всегда есть
зачинщики, жертвы и, конечно, преследователи —
основная масса детей, которая под руководством
зачинщиков осуществляет травлю.
Кравцова М. Развитие внимания в
начальной школе. Диагностика, коррекция и
возможности саморазвития. № 46–2003, с. 2–3.
Необходимо превратить ученика из
пассивного объекта диагностики в
заинтересованного в результате участника,
понимающего причины своих трудностей и готового
к их преодолению.
ИЗ ПЕРВЫХ РУК
Решетникова О. Психология на
острове свободы. № 46–2003, с. 14–16.
Интервью с доктором психологии из
Гаваны Алексисом Лоренсо Руисом.
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Пряжников Н. Школа по понятиям. №
46–2003, с. 4.
Когда педагог или психолог в школе
пытаются каждое свое образовательное действие
оценить в деньгах, компенсируя унизительно
маленькую зарплату, то в какой-то мере они тоже
ориентируются на реальные «общечеловеческие
ценности».
ИГРОТЕКА
Чибисова М. На уроке с Гарри
Поттером. № 45–2003, с. 16.
Упражнения, опирающиеся на содержание
книги, вызывающие горячий отклик у учащихся (с
пятого по восьмой класс).
СПЕЦИАЛЬНАЯ ВКЛАДКА
«Печатное слово» № 9. № 46–2003, с.
5–12.
Степанов С. Дом, который построил
Фрейд.
Вачков И. Психологи пишут сказки.
Степанова М. Фрагменты научной
биографии.
Битянова М. Слушать, чтобы слышать.
Семаго М. Сверкающий водопад.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в ноябре–декабре
ПОПУЛЯРНАЯ ПЕДИАТРИЯ
Таточенко В. Щитовидная железа. №
22–2003, с. 10–11.
Болезни щитовидной железы. Как
восполнить дефицит йода.
Таточенко В. Надпочечники. № 23–2003,
с. 8–9.
О работе и болезнях надпочечников.
Матвеева М. Чисто мужская проблема.
№ 23–2003, с. 10.
Фимоз в раннем детстве – состояние
нормальное.
НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Лекманов А. Черепно-мозговая
травма. Переломы позвоночника. № 22–2003, с. 8.
Симптомы и лечение.
Лекманов А. Травмы. № 23–2003, с. 11.
Травмы лица и носа.
45 МИНУТ
Ступницкая М. и др. Объективные
оценки не вызывают стресс. № 23–2003, с. 18–19.
Открытость, прозрачность самого
процесса оценивания, возможность в процессе
модерации (сопоставления позиций различных
сторон) высказывать свою точку зрения, опираясь
на заранее известные критерии и рубрики,
прибегать к консультации эксперта, помогают
ученику стать настоящим субъектом своего
обучения, принять на себя ответственность за его
результаты.
ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Ильин А. Особенности подросткового
возраста. № 22–2003, с. 12–13.
Об особенностях систем организма в
период жизни от десяти до восемнадцати лет.
ОПАСНОСТЬ
Лекманов А. Помощь детям,
пострадавшим от сексуального насилия. № 22–2003, с.
20.
О работе психолого-социального центра
«Озон».
ВНЕ УРОКА
Филиппенко А.А. «Кодекс здоровья».
№ 22–2003, с. 21.
Несколько оригинальных комплексов
упражнений для школьников и учеников младших
классов, направленных на формирование
правильной осанки и навыков рационального
дыхания.
СЕМЬЯ И ДЕТИ
Мирская Н. Биологические ритмы у
детей. № 22–2003, с. 18–19.
Чем лучше вы продумаете организацию
работы и отдыха вашего ребенка, тем лучший
результат вы получите. А результат – это его
хорошее здоровье!
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Мирская Н. Кто вы – «сова» или
«жаворонок». № 23–2003, с. 20–21.
Как определить свой биоритмальный тип.
ТЕХНОЛОГИЯ
Лабутин Н.Ю. и др. Педагогические
здоровьесберегающие технологии. № 23–2003, с. 12–13.
Как теряется здоровье, и что может
сделать педагог.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Брагинский В. В поисках признания.
№ 22–2003, с. 16–17.
Рассказ об одном из типов
патологических характеров – истероидных
особенностях личности у детей.
ОСОБЫЙ РЕБЕНОК
Семина Н. Падая, вставая, мы учимся
и растем. № 22–2003, с. 22.
Рассказ о посещении коррекционной
школы-интерната для воспитанников с нарушениями
опорно-двигательного аппарата в городе
Северодвинске.
УРОК ЗДОРОВЬЯ
Ганзен И.С. и др. Примерная
программа уроков физкультуры для учеников 1–11-х
классов, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе. № 22–2003, с. 14–15;
№ 23–2003, с. 14–15.
Программа для 4–5-х классов.
Программа для 6–7-х классов.
Продолжение. Начало см. № 19, 21–2003.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
LANGUAGE SKILLS
Reading. № 45–2003, p. 3.
In a Coffee Shop. Happiness to Share. Gypsies and Other Nomads.
Writing. № 46–2003, p. 3.
Write a Letter to Santa. Winter Holiday Season. Writing a Short Story.
ASPECTS OF LANGUAGE
Grammar. № 45–2003, p. 4.
Phrases. Subject-Verb Agreement. Correcting Structure Problems.
Vocabulary. № 46–2003, p. 4.
Christmas Puzzle. Seasonal Analogies. Communicating with Animals.
CLASSROOM ACTIVITIES
Karpenko E. Games. Exercises. № 45–2003, p. 5.
Frolova M. Round London Sightseeing Tour. № 45–2003, p.
11–12.
Урок по теме «Лондон.
Достопримечательности».
Christmas Writing Activities. № 46–2003, p. 5.
Karin Abell. The Night Before Christmas. № 46–2003, p. 16.
Christmas Stars. № 46–2003, p. 16.
Lots of pretty stars to decorate your home or tree for Christmas.
FOCUS ON LANGUAGE
Столяр В.Г. Getting Down to Learning Phrasal Verbs. №
45–2003, p. 7–10.
Впервые в отечественной методической
литературе предлагается практическое пособие по
изучению английских фразовых глаголов в
различных аспектах их грамматической и
лексической природы на основе современного
теоретического подхода к проблеме.
Раздел 4 первой части пособия и
фрагмент второй части (вступление и упр. 1 раздела
1).
FOCUS ON LITERATURE
Poetry. № 45–2003, p. 14.
Continued from № 17, 41–2003.
Christmas Poetry. № 46–2003, p. 6.
Dilan Thomas. Child’s Christmas in Wales. № 46–2003, p.
12–13.
TEXTS FOR READING
Kitao K. American Christmas. № 46–2003, p. 14.
FOR YOUNG READERS
The Voyage of the Mimi. Bank Street College Project in Science
and Mathematics. № 45–2003, p. 6.
DISCOVERING THE PAST
Winter Solstice and Christmas. № 46–2003, p. 2.
Ancient Festivals. № 46–2003, p. 2.
All Things Christmas. № 46–2003, p. 7.
Chronological History. № 46–2003, p. 8–9.
SCHOOL THEATRE
Proskurina E. Christmas. № 46–2003, p.11.
В основу сценария этого
рождественского мероприятия положена
традиционная английская пантомима, поставленная
по сказке «Золушка».
AROUND RUSSIA
Kozina A. Moscow. № 45–2003, p. 11–12.
Whoever has been to Moscow knows Russia.
Continued from № 46–2002; № 1, 3, 7, 9, 13, 15, 23, 25–28,
33, 37, 41, 43–2003.
LIFE THERE
London Press Service Informs. № 45–2003, p. 2.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
Я ИДУ НА УРОК
Рухленко Н.М. Что такое термины? №
45–2003, с. 14–15.
Урок в 10-м классе по теме: «Специальная
лексика. Термины и терминология», знакомящий
учащихся на конкретных примерах с понятиями термин
и терминология, раскрывающий роль и значение
терминов в языке, воспитывающий внимание к
происходящим языковым процессам.
Курочкина М.В. Односоставные
предложения. № 46–2003, с. 7–8 (вкладка).
Обобщающий урок в 8-м классе.
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Мини-диктанты по Пастернаку. №
45–2003, с. 13.
Материал для старшеклассников.
Богданова Г.А. Морфемика.
Орфография. № 45–2003, с. 1–10 (вкладка).
Упражнения для 5-го класса.
Эхина О.П. Обучая, развиваем. №
45–2003, с. 11–15 (вкладка); № 46–2003. с. 14–15.
Приемы развивающего обучения на
уроках русского языка в 8–9-х классах.
Евграфова С. Волшебный диктант с
изумрудными заданиями. № 46–2003, с. 15.
Материал для 8-го класса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Шапиро Н. Полезные мелочи. № 45–2003,
с. 15.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Колчина Е.И. «Язык неистощим в
соединеньи слов...» № 45–2003, с. 4, 13.
Исследование соответствия выбранных
языковых средств данной речевой ситуации в 6-м
классе.
УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ И ИССЛЕДУЮТ
Машкова К. Односоставные
предложения и их роль в художественном тексте (на
примере повести Г.Успенского «Нравы Растеряевой
улицы»). № 46–2003, с. 10–15 (вкладка).
Работа ученицы 9-го класса лицея «Школа
менеджеров» г. Новомосковска.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Борисенко Н. Как ругаются
литературные герои? № 46–2003, с. 13.
Исследовательская работа одного 5-го
класса.
ОЛИМПИАДЫ
Иомдин Б. I Международная олимпиада
по лингвистике. № 45–2003, с. 1–2.
В начале сентября в Болгарии, на горном
курорте Боровец, прошла первая в истории
Международная олимпиада для школьников по
теоретической, математической и прикладной
лингвистике.
Абелюк Е.С. Участники олимпиады
отвечают на вопросы анкеты. № 45–2003, с. 2–3.
Выборочные ответы детей и их
руководителей с небольшими комментариями.
Олимпиадные задачи. № 45–2003, с. 16.
Две задачи командного соревнования I
Международной олимпиады для школьников по
теоретической, математической и прикладной
лингвистике.
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ
Евграфова С.М. Учебник для будущих
учителей начальных классов. Но не только! № 46–2003,
с. 3–4.
Рецензия на учебник «Русский язык»
Л.Л.Касаткина и др.
Касаткин Л.Л и др. Односоставные
предложения. № 46–2003, с. 1–6 (вкладка).
Из книги: Русский язык под ред.
Л.Л.Касаткина (М.: Изд. центр «Академия», 2001).
ЮБИЛЕИ И ДАТЫ
Панов М.В. Бескомпромиссность
научной мысли. № 46–2003, с. 1.
К столетию Владимира Николаевича
Сидорова.
Фрумкина Р.М. Воспоминания о
В.Н.Сидорове. № 46–2003, с. 1–2.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
Я ИДУ НА УРОК
Волкова Н. Петербург Пушкина и
Петербург Гоголя. 9 класс. № 45–2003, с. 9–13.
Урок 1. Два мифа о Петербурге.
Как Пушкин использует два мифа о Петре
и городе в поэме «Медный всадник» и с помощью их
создает свой, новый миф града Петрова.
Урок 2. «О, не верьте этому Невскому
проспекту».
Урок по произведению Н.В.Гоголя
«Невский проспект».
Урок 3. Гоголь: своеобразное
продолжение пушкинских тем.
Выявление учащимися и исследование в
произведениях Гоголя творческих идей Пушкина,
которые Гоголь развивает в своей индивидуальной
творческой манере.
Тучапский А. Анакреон под
доломаном. № 45–2003. с. 14–17.
Урок по творчеству Д.В.Давыдова может
быть проведен в 10-м классе в рамках программы
М.Б.Ладыгина «Литература 5–11-й классы» (раздел
«Поэты пушкинской поры») или в качестве урока
внеклассного чтения.
Агавелова А. Тургеневский семинар:
изучение творчества писателя в общекультурном
контексте. № 45–2003, с. 18–21.
Структура и ход семинара, который уже
десять лет ежегодно проводится в
санкт-петербургской школе № 27.
Михайлова О. Первая постановка
«Вишнёвого сада» на сцене Московского
Художественного театра. № 45–2003, с. 22–25.
Примерный ход урока для 11-го класса в
форме заочной экскурсии, основанной на материале
воспоминаний К.С.Станиславского,
В.Немирович-Данченко, Мейерхольда, актёров и
художников МХТа и критических статей, написанных
после премьера спектакля.
Бусова Н. «И пробуждается поэзия во
мне…». № 45–2003, с. 26–28.
Материал к уроку в 7-м классе по теме «В
творческой лаборатории Пушкина».
СЕМИНАРИЙ
Романичева Е. Уроки Николая
Михайловича Соколова. № 46–2003, с. 9–10.
На десятилетия предвосхищая
достижения современной методической науки,
Н.М.Соколов (1875–1926) писал о том, что восприятие
литературы – процесс творческий, что
художественный образ не может быть истолкован,
пока он не воспринят, то есть не воссоздан в
читательском воображении. Исходя из этого
концептуального положения, Н.М.Соколов предложил
довольно стройную систему изучения
литературного произведения, выделив этапы
работы над текстом и отведя при этом особое место
творческим заданиям.
Соколов Н.М. Методика
характеристики людей. № 46–2003, с. 11–22.
Из книги «Устное и письменное слово
учащихся».
ШТУДИИ
Машевский А. Уроки царя Эдипа. №
45–2003, с. 2–7.
В драме Софокла «Царь Эдип» высказаны
наиболее важные идеи, касающиеся природы и
судьбы человека. Причём сделано это настолько
ёмко, просто и убедительно, что доступно
пониманию самого неискушенного читателя. Надо
лишь направить его восприятие, немного помочь.
Разумова А. «Петербургский миф» в
двадцатые годы XX века: попытка эпилога. № 45–2003, с.
29–30.
Примеры эпилога к «петербургскому
мифу» в произведениях Г.Иванова, З.Гиппиус,
К.Вагинова.
Сергеева-Клятис А. «Звуки
итальянские». № 46–2003, с. 25–28.
К интерпретации стихотворения Льва
Лосева «Батюшков».
Репин А. О «московском мифе» в
20–30-е годы XX века. № 46–2003, с. 29–31.
С двадцатых годов мифология Москвы
разворачивается в двух направлениях: старая
Москва переосмысляется сатирически, современная
Москва – утопически.
ТРИБУНА
Баранников А.В. О проведении
государственной аттестации выпускников 11-х
классов. № 45–2003, с. 8.
Письмо Минобразования и приложение к
нему с образцами комплектов тем сочинений.
Лейдерман Н. Зачем же открывать
Америку через форточку? № 46–2003, с. 2–8.
Вот уже больше года идет шумная и
довольно сумбурная кампания: не известные
научной и педагогической общественности
специалисты разрабатывают концепции
профильного образования, изготавливают один
проект учебных планов, который через год
заменяется другим, печатаются отдельные
программы профильных дисциплин, назначаются
регионы, которым будет доверено начинать
эксперимент…
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
Я ИДУ НА УРОК
Извина О. Стремиться к славным и
великим делам… № 45–2003, с. 26–29.
Человек в представлении средневековых
гуманистов. Урок в 6-м классе по теме «Культура
Западной Европы».
Корягина Л. Олимпийские игры в
древности. № 46–2003, с. 28–30.
Разработка урока-игры по истории
Древнего мира. 5-й класс.
ЗАБЫТЫЙ СЮЖЕТ
Ярхо В. Фридрих великий уважал
газетчиков. № 46–2003, с. 26–27.
Из истории европейских газет.
АНФАС И ПРОФИЛЬ
Каргаполова Н. В Россию верил,
Европу уважал. № 45–2003
|