Час тихого чтения
Константин Лазаревич, Юлия Фролова
Книжка на вырост
Настоящая география
Книжка, форматом близкая к учебному
атласу, предназначена не для учителей или
школьников, а для дошкольников и их родителей.
Однако, рассмотрев картинки, с помощью которых
объясняются (причем без лишних премудростей)
условные знаки на карте и глобусе, прочитав
текст, рассказывающий о материках, реках, озерах,
о странах, их столицах, задумываешься: а не это ли
– то самое, что нужно для наших школьников? Книга
не без недостатков, о них еще скажем, но в ней есть
главное: маленькому человеку дали глобус или
карту и показали, что и как можно найти.
Иванова И.В. Путешествие по глобусу
: Программа развития и обучения дошкольника.
Для детей 4–6 лет. – СПб. : Нева; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
– 128 с., илл.
Здесь показаны шесть материков и
названы шесть частей света. На предпоследней
странице книги предлагается придумать общее
обозначение для трех слов в каждой группе,
например:
Австралия, Южная Америка, Антарктида;
Северный Ледовитый, Индийский, Тихий;
Нил, Амазонка, Енисей.
В конце – вопросы, позволяющие
закрепить в памяти усвоенные сведения, например:
На каком материке ты живешь?
Что такое остров?
В какой части света находится Великая
Китайская стена?
Как называется самый холодный океан?
Вполне научные сведения дополняются в
книге ссылками на известную детям
художественную литературу. Например, в статье об
Африке цитируются строчки Чуковского:
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! –
со всем последующим перечислением
экзотических африканских животных.
На страницах «Путешествия...» много
ребусов, картинок-раскрасок, показано, что такое
оригами, рассказано, в какой стране выдумали это
искусство; есть игры. Раскраски и ребусы,
казалось бы, не имеют отношения к географии, но
ведь стоит помнить, что издание адресовано детям
четырех–шести лет.
Но хотелось бы увидеть в такой книжке
обращение к родителям, рассказывающее о том, как
объяснить детям некоторые вещи, как помочь им
раскрасить картинки. Ведь издание предназначено
для тех, кто еще не умеет читать или только-только
начинает.
К сожалению, в книжке слишком мало
материалов о России. На наш взгляд, издатели
чрезмерно увлеклись изображениями животных;
хоть они привлекают детей, но все-таки не
животный мир определяет лицо местности. И не всё
на картинках в порядке: крокодилы, черепахи, змеи,
ящерицы названы земноводными; пауки, фаланги,
скорпионы – насекомыми, а млекопитающие –
животными (как будто птицы и насекомые – не
животные).
И все-таки, когда в книге для
дошкольников видишь задание, в котором
перечислены некоторые страны Европы (их шесть –
Испания, Италия, Германия, Великобритания,
Франция и Греция), названы их столицы и
предлагается сказать, что чему соответствует;
когда понимаешь, что содержание книги позволяет
ребенку выполнить это задание, приходит в голову,
что это и есть настоящая география, пусть и на
самом простом, детском уровне.
Игра в книге
К четырем годам обычно ребенок хорошо
знает буквы, а между четырьмя и шестью годами
начинает уверенно читать, если не большие тексты,
то отдельные слова. Однако по-прежнему его больше
привлекают яркие рисунки и увлекательные игры.
Рисунков в этой книге больше, чем текста, все они
крупные, яркие, очень наглядные. Есть удачные
стихи – не прочтет сам, так выучит со слуха,
например, о глобусе («На ноге стоит одной,
крутит-вертит головой...»), стихи-загадки о
животных и птицах и прочее. Есть упражнения,
которые можно выполнять прямо в книге, например:
Надо соединить линиями слова из
центрального столбика с «водой» или «сушей» по
принадлежности. Это же редкое удовольствие –
можно чертить, писать слова и раскрашивать
картинки прямо в книжке! Но это не просто забава.
Одновременно ребенку преподнесена
географическая картина мира: элементы твердой
оболочки земли и гидросферы закрепляются в
памяти.
Если ребенок уже умеет писать простые
слова, то ему нетрудно будет отгадывать
кроссворды. Они составлены очень просто:
например, вписать слова по горизонтали, а по
вертикали должно получиться только одно
(проверочное) слово (например, «глобус»).
Определения могут прочесть взрослые, при этом
объясняя что-либо непонятное, а слова ребенок
впишет сам. Кстати, это упражнение вырабатывает и
навыки правописания.
Каждая тема обыгрывается множеством
разных способов. Вот «Путешествие в царство
льдов» – Арктика и Антарктида (Антарктика). Здесь
фотографии – заснеженные равнины,
и горы, и океан, летом покрытый плавающим льдом.
Изображения животных – обитателей суши и морей.
Кратко – история открытия Антарктиды. Рассказ о
том, как образуются айсберги, – опять новое слово
и географическое явление!
Потом предлагается игра – лабиринт, где
«спрятано» слово «Антарктика», при этом
объяснено отличие этого понятия от «Антарктиды».
Стишок о пингвине, который хотел похвастаться,
как он летает, да не вышло (можно попробовать
объяснить, зачем служат пингвину крылья).
Рисунок: как из простых элементов получить
фигурки тюленя и кита. Вот на листе персонажи
разных сказок и их имена, в которых перепутаны
буквы: гуснерочка, корозмо, липолчино и др. Надо,
во-первых, правильно прочесть эти слова,
во-вторых, отыскать изображения этих героев, а
в-третьих, раскрасить их, но выбрать только тех,
которые могут жить в царстве мороза и вечного
льда. По-нашему, при такой подаче материала
ребенок на всю жизнь запомнит, что такое Арктика
и Антарктика!
Так представлены все темы книги. Надо
отметить и прекрасное качество издания, в том
числе использование хорошей плотной бумаги,
которая не пострадает под неумелым карандашом.
Читаем вслух
Софья, мама пятилетнего сына, перед сном
читает ему что-нибудь из этой книжки.
Одновременно с книгой у мальчика появился
глобус, и, не вникая пока в его особенности
(почему он вращается, для чего на нем сетка?),
мальчик знает, что это модель земли. Понятие
«модель» ему знакомо по моделям машин, которыми
интересуются, наверное, все мальчишки. Имея под
рукой глобус, ребенок может сразу увидеть на нем
объекты «в натуре», а что на глобусе изображено –
об этом рассказано в книге, условные знаки
просты. Игровые задания мальчик выполняет обычно
с кем-нибудь из взрослых; умеет вписывать по
клеткам нужные слова.
Мама считает, что некоторые объяснения
в книге сложны, например отдельные определения
для кроссвордов; еще ей кажется, что количество
информации, несмотря на скромный объем книги,
достаточно велико и к своим шести годам сын всего
и не усвоит.
По этому поводу можно сказать:
ограничений во времени у мальчика нет. Пусть
играет с книгой сколько угодно, пока она ему не
надоест, а тогда ее можно отложить до времени.
Когда в начальной школе у него начнутся уроки
природоведения, он снова вспомнит о книге и тогда
уже сам прочтет ее, посмеется над своими
каракулями, а иллюстраций у него будет сколько
угодно. Книга не пропадет – она с запасом! |