|
||
Рабочий день библиотекаря. Приходят-уходят читатели. Всякий разговор или обыкновенная реплика, брошенная кем-то из них, не проходят бесследно. Очередь продвигается. Кто-то делится впечатлениями о прочитанном, кто-то уточняет, не пришел ли новый номер полюбившегося журнала, а кто-то горестно сетует об интересной, но развалившейся книге. Бережное отношение к книге – вечная тема в библиотеке. Надо бы ее подхватить и вновь поговорить с детьми. Читатели начальных классов прошли обучение в «Книжкиной больнице». Какую форму разговора придумать для читателей постарше, чтобы это было ненавязчиво? Идея родилась на уроках технологии «Библиотечное дело» для учащихся 10–11-х классов. Изучали тему со скучным названием «Хранение, уход и реставрация библиотечного фонда». Сравнивали жизнь книги и человека. Неожиданно нашли схожесть: с течением времени с книгой, как и с человеком, происходят изменения, называемые «естественным старением». Дети были вовлечены в разговор, размышляли дальше и пришли к своему собственному выводу: «старение» может протекать быстрее или медленнее в зависимости от определенных условий, и эти условия мы определяем сами. Возникла проблема – помочь продлить книге жизнь. Было выдвинуто предложение создать буклет или серию рекламных закладок по теме в качестве практического пособия для читателей. Мои «библиотекари» объединились по группам, нашли литературу и начали работать. Оказалось – дело непростое. Ведь надо изучить литературу, продумать будущее содержание, оформление. Начались споры, обсуждение в группах, а я радовалась за них: это была работа всерьез. И вот одна за другой на моем столе стали появляться реальные рекламы – эксклюзивные экземпляры с заголовками «Больница для книг», «Как обернуть книгу», «Как обращаться с книгой»; слоганы – «Читатель, что ты должен знать, чтобы книга улыбалась» и другие. Так, закладки «Как обращаться с книгой» оформлены по такому принципу: дано основное правило для читателя (например, «1. Книга не должна мокнуть, от этого она портится»), а ниже – совет («Идешь в библиотеку – положи книгу в сумку или пакет»). Рисунки с главной героиней – книгой, оказывающейся в разных ситуациях, делают эти советы запоминающимися. Еще одна работа привлекла мое внимание. На одной ее стороне даны вредные советы, а на другой – несколько способов не дать книгу в обиду. Первая реклама книги по нашей теме прозвучала при изготовлении следующей закладки. Одна ее сторона – это плачущая книга со словами: «Изорвал меня мальчишка. Очень плохо мне теперь. Я прошу тебя, о доктор, помоги же мне скорей» – и доктор, отвечающий книге: «Я книгу пожалею. Всю ее подклею». Вторая сторона этой закладки – обложка книги и надпись: Настоятельно советую прочитать: Валькова В.Г. и Спаль А.Г. «Книжкин дом». Отдельной и примечательной закладкой в этой практической работе стал библиографический список литературы по теме. Его тоже готовили дети, изучив основные правила библиографического описания произведений печати. Вот так от обыкновенного разговора с читателем родилась идея и превратилась в практическое пособие, которое мы можем использовать на библиотечных уроках или незаметно вложить в книгу какому-нибудь незадачливому читателю. Конечно, наши закладки далеки от идеала, это первый опыт детей. Но самое главное – ребята, делавшие закладки, сами приобрели глубокие знания о бережном отношении к книге, да еще попытались передать их другим своими, понятными сверстникам словами. Это прошло через их ум и сердце, а значит, осталось надолго. Литература 8. Валькова В.Г. Книжкин дом / Валькова В.Г., Спаль А.Н. – М., 1990. 2. Веселые закладки // Принцесса. – 2002. – № 6. – С. 22–23. 3. Если нужно обновить книгу // Современная энциклопедия для девочек. – Минск, 2000. – С. 261–262. 4. Из упаковки – в книгу: (Изготовление закладок) // Моделист-конструктор. – 2002. – № 1. – С. 18. 5. Коршунова Л. 101 способ разобраться с книгами. И несколько советов не дать их в обиду // Библиотека в школе. – 2000. – 1 февр. – С. 5. 6. Лазаревич К. Как обернуть книгу // Библиотека в школе. – 1998. – 5 нояб. – С. 4. 7. Ремонт и реставрации книги // Словарь юного книголюба / Сост. Антропова Л.А., Баранова М.А., Валькова В.Г. и др.; Отв. ред.-сост. Линкова И.Я. – 2-е изд., доп. – М., 1987. – С. 227–228. 8. Степанькова О. Книжки из одной страницы // Библиотека в школе. – 1998. – 7 июля. – С. 4. Как жаль, что Татьяна Николаевна не прислала нам хотя бы рисунки этих закладок. А может быть, это и к лучшему? Больше простор для творчества. Предложите своим ученикам такую работу. Если вы пришлете их работы нам, мы отсканируем и вернем. И со временем на страницах газеты можно будет устроить выставку закладок и буклетов, посвященных этой теме! |