Размышления
Валентина Гусева
Книги, которые всегда рядом
Валентина Павловна Гусева
–
учитель словесности
д. Кладово, Пошехонский район,
Ярославская обл. |
Каким долгим иногда бывает путь к
самой необходимой в жизни книге, которая
одной-единственной фразой может разгладить
скомкавшуюся уж было жизнь. Но впрочем, все по
порядку.
Жила-была в деревне девочка, росла
себе, подрастала, пока не встретила однажды
первую любовь. Изнывала с утра до вечера в
ожидании встречи, всегда готовая бежать по
первому зову, да нет, не по зову даже, а по взмаху
ресницу.
Больше всех от этой любви страдала
почему-то мама, но пила корвалол и молчала.
Девочка знала, что у мамы больное сердце, и
страдала тоже, но это страдание не мешало ей
снова и снова бежать за первым взмахом ресниц.
А однажды она пришла ко мне (по старой
памяти, я была у нее пять лет классным
руководителем) и попросила:
– Поговорите с мамой...
Я поговорила, мама согласилась с моими
доводами, но осталась при своем мнении. Мне было
жалко и ее, и девочку, и я совсем не знала, как их
спасти от непонимания.
Но как-то все мало-помалу утряслось.
Была свадьба, потом отъезд в большой город,
обыденная жизнь, смерть мамы и возвращение этой
девочки домой. Уже со своей доченькой, которая
пошла в нашу школу.
И вот случилось в школе родительское
собрание, обычное, плановое. Для меня лично вся
его необычность заключалась лишь в том, что
директор поручила мне выступить в роли
третейского судьи. Делать этого не хотелось, но
ситуация сложилась такая, что не выступить было
нельзя.
Предыстория этой ситуация типичная –
подрались на перемене два мальчугана, один
воевал языком, а другой отвечал кулаками. Потом
пришли в школу мамы и попытались довоевать то,
что не успели дети. Учительница бросилась
защищать слабого. Вобщем, история вышла за рамки
школы, и теперь все, естественно, ждали, какую
позицию займет школа. Разговором с глазу на глаз
ограничиться было никак нельзя.
А какое я имею право судить? Разве что
право старшинства да еще то, что и мамы, и дети –
мои ученики. И все-таки эта встреча напоминала
мне мертвый белый океан – все замерло и ждет –
нужны были крылья, сильные крылья, чтобы
перелететь, чтобы сказать что-то такое
необыкновенное – всех со всеми примирить и
растопить это белое безмолвие.
Не очень надеясь на собственные
крылья, кинулась к умным книгам по педагогике и
психологии. Мне казалось, что какие-то другие
люди уже пережили нечто подобное и обязательно
помогут мне найти нужные слова. Я надеялась на их
благородство и доброту.
Но нужные слова не находились и не
находились. Я ходила из комнаты в комнату и
вздыхала полной грудью, ощущая себя пленницей,
которая никак не может обрести желаемую свободу.
И вот, как утопающий за соломинку,
схватилась за книгу С.Л. Соловейчика
«Педагогика для всех». Схватилась просто так, без
всякой надежды, потому что была уверена, что все
ситуации, описанные в ней, знаю уже наизусть, чуда
ждать нечего. А взяла книгу с собой в кровать
просто так, чтобы успокоиться.
На улице вовсю бушевал ветер. Внезапно
моргнул свет и погас. Я потянулась к столу, чтобы
положить книгу, но угодила на край, книга тяжело
плюхнулась на пол. Вылезать из-под теплого одеяла
не хотелось и, укорив себя, я решила, что до утра
ничего не случится.
Но случилось! Представляете? Случилось.
Утром, когда снова загорелся свет, я подняла
книгу и обомлела... Открылась страница 464: «И еще
конфликты, самые трудные: ссоры с товарищами.
Мальчик страдает, а нам что делать?»
Благословляя разум великого человека,
опираясь на его понимание ситуации, иду в школу
уже уверенная, что у меня все получится.
И получилось. Состоялся серьезный
разговор, совсем не обидный ни для кого, но
понятный: «В детские конфликты почти никогда не
стоит вмешиваться – мы можем сильно навредить
ребенку».
А при чем же здесь девочка, о которой я
рассказала в самом начале, при чем ее первая
любовь и неудавшаяся жизнь? А при том, что эта
девочка сидела в школьной аудитории, сама уже
мать, она училась тому, как правильно воспитывать
свою маленькую дочку, может быть впервые понимая,
что воспитание ребенка – великий труд, что мать
воспитывает не только словом, но и взглядом, и
пузырьком корвалола – тоже.
Всегда так было и всегда так будет –
среди слушателей в любой аудитории оказывается
кто-то один, самый благодарный. Благодарный в
прямом смысле слова – сидит и благодарит тебя
взглядом за каждое произнесенное слово. Ты порой
будто даже забываешь о его присутствии, но
говоришь все равно только ему. На этот раз таким
слушателем оказалась эта девочка. Подошла после
собрания:
– Дайте, пожалуйста, книгу почитать.
Взглянула на нее удивленно:
– Это трудная книга, ее нельзя читать
просто так, от скуки.
– А я и не хочу просто так.
И взгляд такой, что сердце студит.
Честно говоря, отдавала книгу неохотно,
подумалось: затеряет, а у меня нет такой второй.
Но учительская привычка жертвовать ради детей
всем, даже самым дорогим, пересилила.
Прошло месяца два. И вот вчера она
снова появилась передо мной, принесла книгу,
аккуратно завернутую в целлофан. Вся сияющая,
счастливая, без слов видно – влюблена. Я уж было
забеспокоилась, а она:
– Да не волнуйтесь вы, уезжаю я. Муж
приезжал, сказал, что жить без нас не может, ну и
всякое такое – вы понимаете.
Я понимала, зная цену красивым словам,
которых сама всю жизнь боялась как огня.
Когда она ушла, я достала книгу и
увидела в ней маленькую закладку. Отрыла, увидела
карандашную пометку: «Любовь – это... Я не знаю,
что это такое. Любовь – это когда очень хочется
жить».
Вот и вся история. А жизнь
продолжается, и это здорово, что в этой жизни
рядом с нами всегда есть умные книги.
Мысль в подарок
Поэтов русских помни и люби,
Клади их сны в ночное изголовье, –
Они полны духовного здоровья,
Как русский лес и лето на Оби…
Люби живых, с кем жизнь тебя свела,
И будь сама любима и светла,
С душой Христа и телом Афродиты.
Борис Чичибабин
|