Открывшаяся
страница
Рубрику ведет Юлия Фролова
Читалка
Бел КАУФМАН.
Вверх по лестнице, ведущей вниз1
В одном из рассказов Уильяма Сарояна
маленький мальчик впервые попадает в публичную
библиотеку. Он благоговейно озирается по
сторонам и говорит: «Книг-то, книг, и в каждой
что-то написано!»
Помню себя двенадцатилетней девочкой.
Я только что приехала из России и пропадала в
библиотеке по соседству с домом, пытаясь своим
умом докопаться до тонкостей английского языка.
Рекомендательных списков у меня не было, а
библиографические справочники и каталоги были
мне ни к чему, потому что я шла от полки к полке в
порядке алфавита, с упорством крота пропахивая
один стеллаж за другим. Читала я по методу «проб и
ошибок», макулатуру и шедевры: я уподобилась
наркоману, которого интересует не столько
качество «травки», сколько ее количество.
Порой я натыкалась на совсем особенную
книгу: читать ее было не обязательно, в списки
рекомендованной литературы она не входила и не
была загублена навязчивыми требованиями
учителя: «Назови три книги... Ответь на следующие
вопросы...» Эту книгу можно было читать просто
так, для собственного удовольствия.
Где еще разрешалось — более того,
поощрялось — полистать книгу, задержаться на
любой странице, не боясь окрика: «Товар руками не
трогать!»? Этот товар для того и существовал,
чтобы его брали в руки. Чопорные и безликие
темно-красные и темно-зеленые библиотечные
переплеты меня не обманывали: у меня был нюх на
хорошие книги. Если книжные страницы потрепаны и
загнуты, а на формуляре в бумажном кармашке на
внутренней стороне переплета много пометок, я
знала, что вытянула «счастливый билет».
Записи на формулярах связывали меня с
безымянным братством других читателей, чьи руки
перелистывали те же страницы, что и я, читателей,
порой оставлявших на полях книги карандашные
пометки вроде философского «Как это верно!» или
лаконичного «Дерьмо!».
Окруженные целыми стенами книг, мы
сидели здесь в молчаливом содружестве; тишину
нарушали лишь шарканье ног, скрип стульев,
случайный громкий шепот и строгое «ш-ш-ш»
библиотекаря.
Библиотекарь всегда был на посту,
скромный и всезнающий, готовый дать ответ на
любой вопрос. Где найти книгу об эскимосах? Что
прочесть по истории подводных лодок? Какой роман
самый популярный? Его не смущал даже вопрос,
который я нечаянно подслушала как-то раз в
детском отделе библиотеки: «У вас найдется
книжка для восьмилетнего ребенка с больным
горлом?»
Обо всем этом я вспоминаю потому, что в
наши дни публичные библиотеки становятся все
менее и менее доступны для людей, которые в них
особенно нуждаются. Продолжительность работы
библиотек за последние пять лет уменьшилась
вдвое (начиная с 1 июля), бюджеты библиотек еще
больше урезаны; по-прежнему существует угроза
дальнейшего сокращения штатов и сферы
обслуживания читателей: публичные библиотеки
Нью-Йорка пострадали от финансовых затруднений
города больше, чем другие крупные общественные
учреждения.
Право на чтение — неотъемлемое право
американского народа2.
Педагоги то и дело проводят в школах широкие
обследования, внедряют новейшие технические
средства обучения и дорогостоящие хитроумные
методы, чтобы справиться с неграмотностью,
улучшить у детей навыки чтения, — а тем временем
публичные библиотеки одна за другой закрывают
свои двери.
Мне кажется, что именно теперь, когда в
Нью-Йорке живет так много людей, для которых
английский язык не родной, людей, в чьих домах нет
книг, людей, которым изо дня в день крикливо
навязывают массу легких развлечений, — теперь,
как никогда, нам необходимо нечто более надежное,
то, что останется с нами, когда фильм кончится,
телевизор сломается, а класс будет распущен по
домам.
Для многих публичная библиотека —
единственное спокойное место в нашем
беспокойном мире, единственное убежище, где
можно укрыться от насилия и враждебности
внешнего мира; единственное пристанище, где
можно поработать и подумать в покое и уединении.
Для многих нет иной возможности встретиться с
книгой, которая стоит на полке и ждет, чтобы ее
взяли домой бесплатно.
Как сказал один бывший ученик: «В
читалке трудно не читать». Преподавая английский
язык в средней школе, я обычно просила учеников
приносить в класс свои читательские билеты в
надежде, что, коль скоро ребята обзаведутся
билетами, они будут ими пользоваться. Один
мальчишка принес билет своей тети. «Мне он ни к
чему, — весело заверил он меня. — Я принес, только
чтоб показать вам».
И все-таки некоторые стали пользоваться
своими читательскими билетами, пусть даже только
потому, что билеты у них были. В наши дни многие
люди и библиотеку посещают потому, что она
существует. А в ней книг-то, книг, и в каждой что-то
написано. Как печально для Нью-Йорка, если на
дверях библиотек появится табличка: «Закрыто».
_____________
1 Бел КАУФМАН. Вверх по
лестнице, ведущей вниз: Роман. Эссе / Пер. с англ.,
составл. эссе Ф.Лурье. – М.: Радуга, 1989. – 288 с.
2 «Право на чтение» —
закон, принятый конгрессом США в 1972 г. в связи с
проблемой ликвидации неграмотности и
малограмотности среди населения США. |