Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Курс молодого бойца

Татьяна Рудишина

Нащупать свой
«бином фантазии»

Приход на работу в школьную (а для кого-то в детскую) библиотеку из другой среды требовал адаптации. Помогали адаптироваться, как правило, не учебники, хотя в них заглядывать приходилось постоянно, а некоторые книги, прямо или косвенно связанные с «дитятей читающим». Иногда библиографическое пособие, иногда библиотечно-педагогическая публицистика, иногда что-то из неформальной педагогики. Подобных книг, которые позволяют «непрофессионалу» определиться с философией школьного (детского) библиотекаря, не так уж и много. Они не новые, так что шанс, что они есть в доставшейся вам библиотеке, довольно велик. Попробуем вспомнить некоторые из них.

 

Родари Дж. Грамматика фантазии: Введение в искусство придумывания историй / Пер. с итал. Ю.А.Добровольской. – М.: Прогресс, 1978. – 207 с., ил.

Эта книга понадобится, в первую очередь, тем, кому в «прошлой жизни» не приходилось иметь дело с любопытными и скучающими, замкнутыми и болтливыми, воспитанными и не очень, доверчивыми и испытывающими тебя, двумя-тремя десятками младших. Любая талантливая методика уникальна, и повторить то, что вытворял синьор Родари, по-моему, невозможно. А вот избавиться от собственных комплексов боязни детской аудитории – это реальнее.

Из аннотации: «Автора особенно интересует проблема развития творческих начал у детей, в частности “феномена” фантазии. Ряд глав посвящен анализу структуры сказки и различным способам ее создания. При разработке своих методов “стимулирования воображения ребенка” Родари в основном опирается на труды психологов, педагогов, лингвистов…»

Кому-то «Грамматика фантазии» может показаться набором готовых рецептов (у меня была когда-то навязчивая идея законспектировать разнообразные приемчики). Но это тупиковый путь, важнее попытаться «нащупать» свой «бином фантазии». Или, оттолкнувшись от ссылки на Выготского или Проппа, самому залезть в их труды (например, в «Психологию творчества» или «Морфологию сказки»).

Немного тревожно возвращаться двадцать лет спустя к книгам, захватившим тебя когда-то. Открываю наугад:

«Свободное владение словом – всем!» – на мой взгляд, это хороший девиз добротного демократического звучания. Не для того, чтобы все были художниками, а для того, чтобы никто не был рабом.

Интересно, а тогда, в 1980 году, когда я только пришла в детскую библиотеку, эти сроки мне были нужны? Скорее, в то время меня больше волновала соседняя фраза: В книжке говорится о некоторых путях придумывания рассказов для детей и о том, как помогать детям сочинять самим; но кто знает, сколько можно было бы найти и описать других способов!

Не берусь судить о том, возникнет ли у вас после прочтения книги кружок сочинителей сказок, но что вы приобретете мудрого собеседника, фантазера и уникального знатока детской психологии, – обещаю!