Курс молодого бойца
Татьяна Рудишина
Нащупать свой
«бином фантазии»
Приход на работу в школьную (а для
кого-то в детскую) библиотеку из другой среды
требовал адаптации. Помогали адаптироваться, как
правило, не учебники, хотя в них заглядывать
приходилось постоянно, а некоторые книги, прямо
или косвенно связанные с «дитятей читающим».
Иногда библиографическое пособие, иногда
библиотечно-педагогическая публицистика, иногда
что-то из неформальной педагогики. Подобных книг,
которые позволяют «непрофессионалу»
определиться с философией школьного (детского)
библиотекаря, не так уж и много. Они не новые, так
что шанс, что они есть в доставшейся вам
библиотеке, довольно велик. Попробуем вспомнить
некоторые из них.
Родари Дж. Грамматика фантазии:
Введение в искусство придумывания историй / Пер.
с итал. Ю.А.Добровольской. – М.: Прогресс, 1978. – 207
с., ил.
Эта книга понадобится, в первую
очередь, тем, кому в «прошлой жизни» не
приходилось иметь дело с любопытными и
скучающими, замкнутыми и болтливыми,
воспитанными и не очень, доверчивыми и
испытывающими тебя, двумя-тремя десятками
младших. Любая талантливая методика уникальна, и
повторить то, что вытворял синьор Родари,
по-моему, невозможно. А вот избавиться от
собственных комплексов боязни детской аудитории
– это реальнее.
Из аннотации: «Автора особенно
интересует проблема развития творческих начал у
детей, в частности “феномена” фантазии. Ряд глав
посвящен анализу структуры сказки и различным
способам ее создания. При разработке своих
методов “стимулирования воображения ребенка”
Родари в основном опирается на труды психологов,
педагогов, лингвистов…»
Кому-то «Грамматика фантазии» может
показаться набором готовых рецептов (у меня была
когда-то навязчивая идея законспектировать
разнообразные приемчики). Но это тупиковый путь,
важнее попытаться «нащупать» свой «бином
фантазии». Или, оттолкнувшись от ссылки на
Выготского или Проппа, самому залезть в их труды
(например, в «Психологию творчества» или
«Морфологию сказки»).
Немного тревожно возвращаться
двадцать лет спустя к книгам, захватившим тебя
когда-то. Открываю наугад:
«Свободное владение словом – всем!»
– на мой взгляд, это хороший девиз добротного
демократического звучания. Не для того, чтобы все
были художниками, а для того, чтобы никто не был
рабом.
Интересно, а тогда, в 1980 году, когда я
только пришла в детскую библиотеку, эти сроки мне
были нужны? Скорее, в то время меня больше
волновала соседняя фраза: В книжке говорится о
некоторых путях придумывания рассказов для
детей и о том, как помогать детям сочинять самим;
но кто знает, сколько можно было бы найти и
описать других способов!
Не берусь судить о том, возникнет ли у
вас после прочтения книги кружок сочинителей
сказок, но что вы приобретете мудрого
собеседника, фантазера и уникального знатока
детской психологии, – обещаю! |