Рубрику ведет Нина Колоскова
Рисунки Геннадия Целищева
Среда обитания
Елена Бурбенцова, Нина Колоскова
И расцвела библиотека
Репортаж о том, что ищущий – находит
|
Елена Александровна
Бурбенцова –
заведующая библиотекой школы № 354 им.
Д.М.Карбышева
г. Москва |
Взгляд изнутри
Московской школе № 354 имени
Д.М.Карбышева в 2005 году исполнится 70 лет. В 2001 году
она отпраздновала новоселье (старое здание
сломали и на этом же месте построили новое). В
новом здании все продумано до мелочей и всему
хватило места: зимний сад, живой уголок, школьная
библиотека. Еще до его строительства велась
большая работа по экологическому воспитанию
учащихся. В школе уже имелся живой уголок, мы
сотрудничали с общественной Байкальской
экспедицией, Московским ипподромом,
Мосводоканалом. Школа принимала участие в
международной конференции по экологии в
Стокгольме. У педагогического коллектива была
цель – создать классы с углубленным изучением
биологии, экологии.
В связи с почти полным отсутствием
фонда по биологии и экологии для меня, как
заведующей школьной библиотекой, встал вопрос:
«А что же я могу предложить учащимся и
преподавателям?» Пока строилось новое здание
школы, было время заняться решением этой
проблемы. С чего начать? По совету заведующей
детской библиотекой № 61 Нины Николаевны
Воробьевой я обратилась в методический отдел
ЦГДБ им. А.П.Гайдара. Там мне дали адреса и
телефоны ряда организаций, которые занимаются
вопросами экологического образования:
Международного независимого
эколого-политологического университета
(издательство и библиотека), редакции журнала
«Экология и жизнь», эколого-просветительского
центра «Заповедники», Всемирного фонда дикой
природы и других. В результате я познакомилась со
многими замечательными людьми, которые охотно
откликнулись на мою просьбу помочь собрать
материалы по экологии, биологии, химии и т.д. Это
могли быть календари, книги-дубликаты и тому
подобное. В некоторых организациях мне
подсказали новые адреса, где тоже могли бы
помочь. Позднее я познакомилась с
коллегами-библиотекарями музеев им. Ч.Дарвина и
им. К.А.Тимирязева. Здесь мне просто повезло:
получила много книг по зоологии, ботанике,
географии, истории, физике, москвоведению и
другим отраслям знаний. Затем я побывала в
редакции журнала «Химия и жизнь», где подарили
журналы. В библиотеке ботанического сада им.
Н.В.Цицина и в Библиотеке естественных наук (БЕН)
РАН меня встречали с пониманием. Огромное им
спасибо. Контакты со всеми я периодически
поддерживаю.
В результате было собрано около 500
экземпляров изданий естественно-научной
тематики, не считая периодики.
В процессе сбора материалов встал
вопрос об их систематизации. Заведующая отделом
экологической культуры Российской
государственной юношеской библиотеки Ольга
Владимировна Покровская поделилась
систематическим рубрикатором «Экология и
современность», разработанным коллективом этой
библиотеки. На его основе я собрала тематическую
картотеку материалов по экологии, пусть пока и
небольшую.
В помощь учащимся и преподавателям в
библиотеке имеются отдельные папки по ботанике,
зоологии, биологии, химии и другим предметам со
статьями из журналов «Наука и жизнь», «Химия и
жизнь», «Юный натуралист» и иных периодических
изданий. Кроме того, фонд по экологии, биологии
помогают пополнять и подарки родителей. Ими
куплены энциклопедии «Аванта +» («Человек»,
«Химия», «Экология»), оформлена подписка на
журнал «Экология и жизнь». В общем, фонд есть,
обслуживать есть чем.
В начале учебного года я обязательно
знакомлюсь с планами работы кафедр по экологии и
биологии, особенно выделяя научно-практические
конференции. Так, в этом году мне нужно собрать
материалы по следующим темам: «Клонирование
человека», «Все о бытовых отходах», «Эволюция
человека», «Все о воде». По этим темам будут
созданы соответствующие тематические папки.
В нашей школе, часто совместно с
детской библиотекой № 61, проводятся
экологические праздники: «Всемирный день
животных», «Вода – это жизнь», «День Земли» и
другие.
В связи с тем, что в 2002 году мы получили
статус школы с углубленным изучением математики
и биологии, моя работа по сбору материалов
биолого-экологической тематики оказалась
кстати. Фонд эффективно используется моими
читателями. Приятно слышать: «Вот, это то, что мне
нужно!» Сейчас наша школа стала городской
экспериментальной площадкой по экологии. Мы
находимся в самой начальной стадии эксперимента.
Моя главная задача – быть полезной, быть своего
рода «мостиком» между проблемой, поставленным
вопросом и их реализацией.
Взгляд со стороны
Желание поехать и посмотреть на все то,
о чем написала Елена Александровна, возникло
после прочтения этого «руководства к действию»
для начинающего школьного библиотекаря.
Здание школы действительно
впечатляет. Дворец знаний – иначе не скажешь.
Даже по московским меркам. Одна только лестница
чего стоит: широкая, белого мрамора. По такой
сломя голову не помчишься…
Помещение, где расположилась школьная
библиотека, тоже традиционным не назовешь:
светлое, просторное. В центре – огромный стол, за
которым хватает места всем желающим. Несколько
отдельных рабочих мест (для желающих уединиться)
около стеллажей с периодическими изданиями. Три
компьютера для читателей ждут подключения к
сети. У огромного окна – кресла («мелкие»
читатели умещаются сразу по двое) и журнальный
стол.
Из
состояния любования простором и комфортом меня
вывела довольно громко прозвучавшая мелодия –
несколько музыкальных фраз из детской песенки.
Оказалось, что в школе звонок тоже
нетрадиционный. В начале и в конце урока звучат
мелодии детских песен. На протяжении трех часов
моего пребывания в школе ни одна из них не
повторилась.
Библиотека располагает двумя
небольшими помещениями для хранения фонда
(подсобками, проще говоря). В двух крошечных
шкафчиках – коллекция редких книг (как они
попали в библиотеку, вспомнить никому не
удалось). Каждый год в Неделю детской книги эти
раритеты предстают взорам читателей.
Несколько книжных выставок
свидетельствуют об интересе детей и взрослых к
проблемам экологии. Кстати, я попала в школу во
время Недели экологии. Открыл ее Владимир
Борисович Вербицкий, приехавший познакомить
ребят со своей книгой «Подзеркалье, или
Таинственный мир водоема». В программе недели
также радиогазета, которая знакомит ребят с
мероприятиями, конкурс «экологических знаков» о
правилах поведения на природе, «Барабан-шоу»
(несколько игр по типу «Поле чудес», «Шанс», «Что?
Где? Когда?»), заочное «Лесное путешествие» для
первоклассников, позволяющее узнать, какие
деревья растут в лесах Подмосковья. Всего, что
происходит в Неделю экологии, и не перечислить.
Участвуют учащиеся и преподаватели всех классов.
Конечно, походила по школе. Заглянула
на урок экологии к пятиклашкам: серьезные, в
белых халатах. Склонились над микроскопами.
Проводят очередной мониторинг.
Мальчишки
постарше увлажняют листья растений в зимнем саду
– урок труда. Зимних садов в школе несколько. В
самом большом есть водоемчик с настоящими
золотыми рыбками. Здесь уместно отметить, что
школа стала победителем в первом конкурсе на
лучшее цветочное оформление школьного двора
силами учащихся (об этом написано в журнале
«Маленький садовник», № 5 за 2003 год). Ребята здесь
вообще творческие: мне показали выставку поделок
из сухоцветов и других природных материалов:
впечатляет.
Поражает живой уголок – ну просто
мини-зоопарк. Большое количество аквариумов. Их
обитатели – не только рыбы. В одном поселился
крохотный крокодильчик, о котором все отзываются
с исключительной симпатией. Водяная черепашка
привлекает внимание своими темпераментными
движениями. Много клеток с птицами: сова, попугаи
и другие пернатые.
В библиотеку заглянула одна из
преподавателей, пригласила на кофе (у нее «окно»).
Кофе пили в загадочной комнате с множеством
различных колб и сосудов, из которых поднимались
стебли каких-то растений. «Рассаду выращиваем»,
– пояснили мне. Здесь же показали совершенно
меня изумившие материалы проектных работ
учащихся: «Эколого-ботаническое исследование
картофеля, растения семейства пасленовых»,
«Эколого-ботаническое исследование семейства
крестоцветных, род капуста». Проект «Роль
трутовых грибов в экосистеме леса»
сопровождается восхитительным наглядным
пособием, которое сделали ребята.
Рекомендательные списки литературы к работе над
проектами подготовила библиотекарь Елена
Александровна.
Статья подготовлена при поддержке сайта www.Domnasaite.Ru. Если Вы решили приобрести качественную и надежную дачу, которая будет служит долгие годы, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Domnasaite.Ru. Строительство дачных домов из бруса или бань-это сложная задача, поэтому лучше доверить её грамотным специалистам. Деревянный дом, издревле, считается более предпочтительным в сельской местности из-за возможности быстрого ремонта и уюта.
Чувствуется, что библиотека –
эпицентр всего происходящего в школе. А без
библиотекаря вообще ни одно дело не обходится. |