Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2004


ЭКОЛОТ

                      

Рубрику ведет Нина Колоскова
Рисунки Геннадия Целищева

Среда обитания

Елена Бурбенцова, Нина Колоскова

И расцвела библиотека

Репортаж о том, что ищущий – находит

 

Елена Александровна
Бурбенцова –

заведующая библиотекой школы № 354 им. Д.М.Карбышева
г. Москва

Взгляд изнутри

Московской школе № 354 имени Д.М.Карбышева в 2005 году исполнится 70 лет. В 2001 году она отпраздновала новоселье (старое здание сломали и на этом же месте построили новое). В новом здании все продумано до мелочей и всему хватило места: зимний сад, живой уголок, школьная библиотека. Еще до его строительства велась большая работа по экологическому воспитанию учащихся. В школе уже имелся живой уголок, мы сотрудничали с общественной Байкальской экспедицией, Московским ипподромом, Мосводоканалом. Школа принимала участие в международной конференции по экологии в Стокгольме. У педагогического коллектива была цель – создать классы с углубленным изучением биологии, экологии.

В связи с почти полным отсутствием фонда по биологии и экологии для меня, как заведующей школьной библиотекой, встал вопрос: «А что же я могу предложить учащимся и преподавателям?» Пока строилось новое здание школы, было время заняться решением этой проблемы. С чего начать? По совету заведующей детской библиотекой № 61 Нины Николаевны Воробьевой я обратилась в методический отдел ЦГДБ им. А.П.Гайдара. Там мне дали адреса и телефоны ряда организаций, которые занимаются вопросами экологического образования: Международного независимого эколого-политологического университета (издательство и библиотека), редакции журнала «Экология и жизнь», эколого-просветительского центра «Заповедники», Всемирного фонда дикой природы и других. В результате я познакомилась со многими замечательными людьми, которые охотно откликнулись на мою просьбу помочь собрать материалы по экологии, биологии, химии и т.д. Это могли быть календари, книги-дубликаты и тому подобное. В некоторых организациях мне подсказали новые адреса, где тоже могли бы помочь. Позднее я познакомилась с коллегами-библиотекарями музеев им. Ч.Дарвина и им. К.А.Тимирязева. Здесь мне просто повезло: получила много книг по зоологии, ботанике, географии, истории, физике, москвоведению и другим отраслям знаний. Затем я побывала в редакции журнала «Химия и жизнь», где подарили журналы. В библиотеке ботанического сада им. Н.В.Цицина и в Библиотеке естественных наук (БЕН) РАН меня встречали с пониманием. Огромное им спасибо. Контакты со всеми я периодически поддерживаю.

В результате было собрано около 500 экземпляров изданий естественно-научной тематики, не считая периодики.

В процессе сбора материалов встал вопрос об их систематизации. Заведующая отделом экологической культуры Российской государственной юношеской библиотеки Ольга Владимировна Покровская поделилась систематическим рубрикатором «Экология и современность», разработанным коллективом этой библиотеки. На его основе я собрала тематическую картотеку материалов по экологии, пусть пока и небольшую.

В помощь учащимся и преподавателям в библиотеке имеются отдельные папки по ботанике, зоологии, биологии, химии и другим предметам со статьями из журналов «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «Юный натуралист» и иных периодических изданий. Кроме того, фонд по экологии, биологии помогают пополнять и подарки родителей. Ими куплены энциклопедии «Аванта +» («Человек», «Химия», «Экология»), оформлена подписка на журнал «Экология и жизнь». В общем, фонд есть, обслуживать есть чем.

В начале учебного года я обязательно знакомлюсь с планами работы кафедр по экологии и биологии, особенно выделяя научно-практические конференции. Так, в этом году мне нужно собрать материалы по следующим темам: «Клонирование человека», «Все о бытовых отходах», «Эволюция человека», «Все о воде». По этим темам будут созданы соответствующие тематические папки.

В нашей школе, часто совместно с детской библиотекой № 61, проводятся экологические праздники: «Всемирный день животных», «Вода – это жизнь», «День Земли» и другие.

В связи с тем, что в 2002 году мы получили статус школы с углубленным изучением математики и биологии, моя работа по сбору материалов биолого-экологической тематики оказалась кстати. Фонд эффективно используется моими читателями. Приятно слышать: «Вот, это то, что мне нужно!» Сейчас наша школа стала городской экспериментальной площадкой по экологии. Мы находимся в самой начальной стадии эксперимента. Моя главная задача – быть полезной, быть своего рода «мостиком» между проблемой, поставленным вопросом и их реализацией.

Взгляд со стороны

Желание поехать и посмотреть на все то, о чем написала Елена Александровна, возникло после прочтения этого «руководства к действию» для начинающего школьного библиотекаря.

Здание школы действительно впечатляет. Дворец знаний – иначе не скажешь. Даже по московским меркам. Одна только лестница чего стоит: широкая, белого мрамора. По такой сломя голову не помчишься…

Помещение, где расположилась школьная библиотека, тоже традиционным не назовешь: светлое, просторное. В центре – огромный стол, за которым хватает места всем желающим. Несколько отдельных рабочих мест (для желающих уединиться) около стеллажей с периодическими изданиями. Три компьютера для читателей ждут подключения к сети. У огромного окна – кресла («мелкие» читатели умещаются сразу по двое) и журнальный стол.

Фото Нины КолосковойИз состояния любования простором и комфортом меня вывела довольно громко прозвучавшая мелодия – несколько музыкальных фраз из детской песенки. Оказалось, что в школе звонок тоже нетрадиционный. В начале и в конце урока звучат мелодии детских песен. На протяжении трех часов моего пребывания в школе ни одна из них не повторилась.

Библиотека располагает двумя небольшими помещениями для хранения фонда (подсобками, проще говоря). В двух крошечных шкафчиках – коллекция редких книг (как они попали в библиотеку, вспомнить никому не удалось). Каждый год в Неделю детской книги эти раритеты предстают взорам читателей.

Несколько книжных выставок свидетельствуют об интересе детей и взрослых к проблемам экологии. Кстати, я попала в школу во время Недели экологии. Открыл ее Владимир Борисович Вербицкий, приехавший познакомить ребят со своей книгой «Подзеркалье, или Таинственный мир водоема». В программе недели также радиогазета, которая знакомит ребят с мероприятиями, конкурс «экологических знаков» о правилах поведения на природе, «Барабан-шоу» (несколько игр по типу «Поле чудес», «Шанс», «Что? Где? Когда?»), заочное «Лесное путешествие» для первоклассников, позволяющее узнать, какие деревья растут в лесах Подмосковья. Всего, что происходит в Неделю экологии, и не перечислить. Участвуют учащиеся и преподаватели всех классов.

Конечно, походила по школе. Заглянула на урок экологии к пятиклашкам: серьезные, в белых халатах. Склонились над микроскопами. Проводят очередной мониторинг.

Фото Нины КолосковойМальчишки постарше увлажняют листья растений в зимнем саду – урок труда. Зимних садов в школе несколько. В самом большом есть водоемчик с настоящими золотыми рыбками. Здесь уместно отметить, что школа стала победителем в первом конкурсе на лучшее цветочное оформление школьного двора силами учащихся (об этом написано в журнале «Маленький садовник», № 5 за 2003 год). Ребята здесь вообще творческие: мне показали выставку поделок из сухоцветов и других природных материалов: впечатляет.

Поражает живой уголок – ну просто мини-зоопарк. Большое количество аквариумов. Их обитатели – не только рыбы. В одном поселился крохотный крокодильчик, о котором все отзываются с исключительной симпатией. Водяная черепашка привлекает внимание своими темпераментными движениями. Много клеток с птицами: сова, попугаи и другие пернатые.

В библиотеку заглянула одна из преподавателей, пригласила на кофе (у нее «окно»). Кофе пили в загадочной комнате с множеством различных колб и сосудов, из которых поднимались стебли каких-то растений. «Рассаду выращиваем», – пояснили мне. Здесь же показали совершенно меня изумившие материалы проектных работ учащихся: «Эколого-ботаническое исследование картофеля, растения семейства пасленовых», «Эколого-ботаническое исследование семейства крестоцветных, род капуста». Проект «Роль трутовых грибов в экосистеме леса» сопровождается восхитительным наглядным пособием, которое сделали ребята. Рекомендательные списки литературы к работе над проектами подготовила библиотекарь Елена Александровна.

Статья подготовлена при поддержке сайта www.Domnasaite.Ru. Если Вы решили приобрести качественную и надежную дачу, которая будет служит долгие годы, то оптимальным решением станет зайти на сайт www.Domnasaite.Ru. Строительство дачных домов из бруса или бань-это сложная задача, поэтому лучше доверить её грамотным специалистам. Деревянный дом, издревле, считается более предпочтительным в сельской местности из-за возможности быстрого ремонта и уюта.

Чувствуется, что библиотека – эпицентр всего происходящего в школе. А без библиотекаря вообще ни одно дело не обходится.