Новые технологии
Елена Иванова
У нас как в Дании
Достопримечательность Тверской области –
медиацентр в Бежецке
Командировка в Тверскую область
обещала быть интересной. «Поезжай в Бежецк,
выясни все хорошенько. Кажется, там создали
что-то похожее на датские ресурсные центры».
Такими словами провожала меня в дорогу главный
редактор нашей газеты Ольга Громова.
«Ничего себе!» – подумала я.
Согласитесь, смелая аналогия: благополучная
Дания и родная Россия. Что может быть общего?..
Хотя – посмотрим.
Знакомство с работой коллег из Бежецка
убеждало – все обязательно будет хорошо! И,
возможно, скоро не мы на Запад, а они к нам будут
ездить за свежими идеями и новыми проектами. Но
расскажем обо всем по порядку.
Бежецкая «сага» будет состоять из двух
частей: сначала предоставим слово сотрудникам
медиатеки, затем поделюсь собственными
впечатлениями от увиденного.
Почти полтора года назад, 1 сентября 2002
года, на базе отдела образования Бежецкого
района был создан медиацентр.
Что это за структура и какой смысл
вложен в модное нынче название? Чем обусловлено
появление медиацентра?
На эти и все возникшие вопросы
последовательно и обстоятельно ответила Людмила
Альбертовна Королева, заведующая медиацентром и
одна из авторов идеи его создания. Главным
инициатором проекта выступила заведующая
отделом образования Людмила Васильевна
Попкович. Два года назад Людмила Васильевна
присутствовала на семинаре библиотекарей школ в
Твери. Разговор шел о новых информационных
технологиях, об использовании нетрадиционных
носителей информации в учебном процессе, о
перспективах развития медиатек.
Все услышанные положения и разработки
были не только приняты во внимание, но и
реализованы – «воплощены в жизнь». (Директоров
школ тоже надо приглашать на семинары и
совещания школьных библиотекарей. Их нужно
«вводить» в нашу тематику, раскрывая перед ними
все ресурсные возможности школьной библиотеки –
существующие и потенциальные. – Е.И.)
Справедливости ради скажем, что
медиацентр в Бежецке появился не на пустом месте.
До этого при отделе образования существовала
библиотека и информационно-прокатный отдел. Эти
подразделения было решено объединить, сделав
общий книжный фонд и фонд кино-, видео-,
аудиопродукции. Но вряд ли такое слияние
принесло бы должный эффект, если бы не была
продумана и разработана программа развития
новой структуры – медиацентра. Одного лишь
обслуживания в библиотеке и проката учебных
фильмов педагогам уже недостаточно. Было решено
предложить дополнительные ресурсы и услуги в
помощь образовательному процессу. При этом не
только расширили их спектр, но и (самое главное!)
– повысили качество.
Сотрудники бежецкого медиацентра
убеждены: основной смысл их деятельности – в
оказании всемерной помощи педагогам и
школьникам, в поддержке и обогащении
учебного процесса. Для этого медиацентр должен
быть максимально доступен и регулярно пополняем.
Что
предлагает своим пользователям бежецкий
медиацентр?
Л.А.Королева рассказывает: «В своей
работе мы ориентируемся в первую очередь на
запросы школы, на потребности учителя и ребенка.
Очень часто учителя «варятся в собственном
соку», хотя им крайне необходима различная
информация, в том числе и о новых методиках
преподавания. Теперь, планируя уроки, педагоги
приходят к нам со своими проблемами. Мы стараемся
найти все возможное, предложить информацию на
различных носителях. Хочется, чтобы учитель
пришел и полностью подготовился бы к
уроку. (Замечательная формулировка! – Е.И.) Для
этого он использует и дополнительную литературу,
и материалы о новых методиках преподавания и
опыте коллег, и технические средства. Все эти
компоненты мы предоставляем педагогам уже
сейчас».
(Парадоксы нашего времени: учителям
ничего не доплачивают за проведение
нетрадиционных уроков с использованием
различных носителей информации. Тем не менее
таких уроков становится все больше и больше. – Е.И.)
«К нам охотно приходят дети,
спрашивают необходимые им издания, работают на
компьютере, пользуются библиотекой. Часто слышу
реплики о том, что школьникам не место в отделе
образования. А для чего же тогда нужен медиацентр
и его ресурсы?»
Л.А.Королева обратила внимание на
некоторые направления работы медиацентра.
Банк данных по педагогике
«Учителя, конечно, получают помощь от
методической службы отдела образования. Но где
они могут найти разнообразную необходимую
информацию и подготовиться к завтрашнему уроку?
Фонды школьной библиотеки чаще всего
недостаточны. Свои услуги предлагает наш
медиацентр.
Мы создаем банк данных по педагогике и
методике преподавания отдельных предметов. В
начале учебного года составляем каталоги
имеющихся у нас материалов и распространяем их
по школам. Педагоги должны знать, что они могут
найти в медиацентре. Кроме того, медиацентр
принимает от учителей заказы на интересующие их
видео-, аудио-, компьютерные пособия и литературу.
Используя ресурсы центра, мы подбираем
для учителей разработки интересных уроков.
Стараемся помочь опытным и поддержать
начинающих педагогов, завучей».
Работа со школьными библиотеками
«При двух сельских и одной городской
школах наметилось создание медиатек. Почему
именно в них? В первую очередь, потому, что люди
там особенные – активные, профессионально
грамотные, небезразличные к своей работе. Они
проявляют интерес к освоению нового. Но самый
главный козырь – это поддержка директором
инициатив библиотеки.
Медиацентр во всем помогает школьным
библиотекам, проводя консультации, семинары,
курсы для начинающих и совершенствующих свои
знания специалистов».
Видеосъемка
«Сотрудники медиацентра снимают на
видеокамеру наиболее интересные уроки и занятия
с использованием новых технологий. (Видеокамера
была куплена, когда создавался медиацентр. –
Е.И.) Эта работа стала важной частью
деятельности центра. Причину столь пристального
внимания к записи уроков объяснить легко. Далеко
не все педагоги города могут попасть на уроки
коллег, да и помещение класса просто не вместит
всех желающих. Еще сложнее обстоит дело с
сельскими учителями. Для них визит в районный
центр сопряжен со значительными затратами
времени и денег. Получается, что даже местный
педагогический «багаж» оказывается недоступен
многим учителям. Сегодня возможности
медиацентра позволяют ликвидировать этот
информационный пробел.
Те занятия,
которые следует записать на видео, мы отбираем
сами. Кроме того, центр тесно сотрудничает с
заведующей методическим кабинетом, которая
обращает наше внимание на наиболее интересные
уроки. Эти рекомендации нужны, поскольку
методисты хорошо знают возможности и потенциал
учителей. Надо отметить, что мы снимаем не только
уроки, но и внеклассные занятия, классные часы,
дни учителя, утренники и развивающие игры в
детских садах, выставки в доме творчества,
совещания, проводимые отделом образования, и
многое другое. Вся лучшая местная педагогическая
работа сохраняется на видеокассетах.
Эти фильмы у посетителей медиацентра
идут на ура. Мы выдаем их учителям для
индивидуальной работы, демонстрируем большой
аудитории на семинарах отдела образования.
(Видеозаписи действительно популярны. Так,
запись семинара школьных библиотекарей, была, к
моему глубокому сожалению, выдана. – Е.И.)
Перечислю названия некоторых уроков,
записанных на видео: «Подобинская школа. Урок
рисования», «Дороховская школа. Урок
краеведения», «Уроки учителей физкультуры». Ну и
конечно, физика, математика, биология, география,
история. Внеклассные мероприятия: «Внеклассное
чтение. А.Ахматова», «Дни французской культуры»,
«Внеклассное мероприятие “Весь мир – театр”».
Мы снимали и материалы, которые можно
назвать видеоклипами. Это небольшие зарисовки о
работе лучших учителей».
Ремонт технических средств
И такую услугу предоставляет
медиацентр. В штате центра есть сотрудник,
который осуществляет ремонт и техническое
обслуживание магнитофонов и видеомагнитофонов,
телевизоров и прочей техники. Если возникает
необходимость, мастер придет в школу по вызову
педагогов. Услуги предоставляются бесплатно.
Пожалуй, комментировать здесь нечего, важность
такого направления работы совершенно очевидна.
Штат медиацентра
«Два года назад, до создания
медиацентра, нас было 6 человек. Сегодня –
столько же. Новый статус не принес увеличения
штатов, изменилась лишь тарифная сетка,
появились новые разряды, у сотрудников стали
чуть выше оклады. При этом, конечно же,
прибавилось и работы, и ответственности.
Почувствовали мы и статусные изменения: ты –
специалист. Есть у нас медиаспециалист по
видеофонду, медиаспециалист по техническим
средствам, программист».
Отзывы посетителей
«Только положительные. Школьники и
учителя довольны, им очень удобно получать весь
спектр необходимых услуг в одном месте: книги и
журналы, компьютер и ксерокс, видео- и аудиофонд».
Что тормозит работу медиацентра?
Какие трудности вы испытываете?
«Главный тормоз – это сложное
материальное положение. Хочу сказать несколько
слов о президентской программе. Конечно, очень
хорошо, что поддерживаются школы. Но почему
ничего не дается нам, в информационные центры при
отделах образования? Ведь именно сюда стекаются
люди. В методические дни к нам приезжают
директора школ, учителя из села. Им нужно где-то
получать новую информацию, готовиться к
занятиям. Дома, в деревне, нет ничего, кроме
учебника. Да и не только из района. Городские
педагоги тоже тянутся в эти центры. Мы стараемся
найти и предложить им самые разнообразные
материалы. Скажите, что можно купить на сто
рублей методических денег? Эта сумма крайне мала.
Кроме того, учителям порой сложно найти
необходимые им пособия. А мы ищем и заказываем
для них книги. А потом частенько храним их у себя,
ждем, когда у учителя появятся деньги, чтобы
выкупить эти издания.
И еще. Мало профессиональной
информации. Хорошо бы иметь какие-нибудь курсы
для работников медиацентров. Ведь все развитие
идет на ощупь: где-то прочитаем, что-то услышим,
что-то сама жизнь подскажет, учитываем пожелания
педагогов и директоров школ. Потом складываем
все это вместе и двигаемся вперед».
Хватает ли средств, выделяемых
отделом образования, для работы медиацентра?
«С трудом. Существуют постоянные
текущие расходы: нужны деньги для обслуживания
ксерокса и принтера, приобретения дискет. А ведь
хочется еще и приобретать новую технику,
пополнять парк компьютеров. Все это становится
большой проблемой, поскольку требует
значительных финансовых вливаний».
Денег
нет. Что же, по вашему мнению, делать? Какой может
быть выход из этой ситуации?
«Мы написали и отослали письма
спонсорам, объясняя смысл и значимость центра. В
основном – своим, местным. Обратились в Тверь – в
Тверьрегионгаз, в Москву – в Лукойл, в
законодательное собрание области – к
депутату-бежечанину. Ответов пока не получили. Но
и отказов – тоже. Будем ждать и надеяться на
лучшее».
(Людмила Альбертовна говорила о
возможной спонсорской поддержке с большой
надеждой. Но звучавшая в голосе неуверенность
несколько гасила оптимизм ожидания. Думаю, что
сотрудники медиацентра обязательно дождутся
отклика от предпринимателей. Тем более что к
оказанию помощи школьным библиотекам призывает
первая леди страны – супруга президента РФ.
Выступая на вечере, посвященном закрытию
фестиваля школьных библиотек «БиблиОбраз»,
Людмила Путина обратилась к российским
предпринимателям с пожеланием оказать возможное
содействие школьным библиотекам. –
Е.И.)
«Почти повсеместно в школах
устанавливаются компьютеры, многие
образовательные учреждения подключаются к
Интернету. Мне кажется, недостаточность
финансовых средств требует более избирательного
подхода в этом вопросе. Надо смотреть на работу
школы, на ее кадровый потенциал. Сельские школы
получили компьютеры, а людей, способных их
использовать для нужд учебного процесса, там
крайне мало. Если бы компьютеры получили
медиацентры, все учителя могли бы освоить
компьютерные “азы” и использовать технику».
* * *
Позволю себе завершить материал
личной зарисовкой обо всем увиденном и
услышанном.
Мне понравилась идея такой разумной
концентрации ресурсов. При этом, подчеркиваю,
«одеяло не тянется на себя». Сотрудники
медиацентра всемерно поддерживают развитие
сильных школьных библиотек. Они видят в них не
конкурентов, а единомышленников и партнеров.
Школьные библиотеки могут пользоваться
печатными материалами медиацентра, копировать
видеофильмы и аудиокассеты. Кстати, медиацентр
тоже использует и копирует некоторые материалы
школьных библиотек.
Медиацентр открыт и доступен для всех.
Я могла убедиться в этом лично, наблюдая
бесконечных посетителей. В совсем небольшое
помещение медиацентра постоянно заглядывали
дети, учителя, директора школ. Одни приходили
поработать в библиотеке, другие – копировали
документы (услуги ксерокса стоят 1 рубль, этого
хватает только на приобретение бумаги). Кто-то
сдавал видеофильмы и брал новые кассеты. Кто-то
заходил забрать магнитофон из ремонта. Кстати,
там же был отремонтирован и мой диктофон, который
поломался в самом начале встречи. Все ресурсы и
услуги предоставляются бесплатно.
Сотрудники медиацентра в
своей работе ориентируются в первую очередь на
конкретные запросы и потребности учителей. Это
очень хорошо. Да простят меня управленцы, но
часто получаемые из отделов образования
материалы совершенно никак не соотносятся с тем,
что нужно педагогам в школах.
Библиотека медиацентра находится в
самом начале «славного пути». Компьютер получен
совсем недавно, автоматизированная библиотечная
программа еще не приобретена. Думаю, потенциал
библиотеки значителен и требует особого
внимания.
Производит впечатление банк
педагогических видеоматериалов. Полезное,
многоплановое направление работы: и повышение
квалификации, и методическая помощь, и база
данных.
Техника в отделе образования – это еще
и хорошая возможность для донесения идей
библиотекаря до «широкой общественности».
Понятно, что убеждать директора в значимости
школьной библиотеки надо примерами. И потому
самые «продвинутые» библиотеки могут создать
модельный урок с привлечением видео-, аудио- и
компьютерной техники – всех возможных ресурсов
отдела образования. Какая выйдет конфетка! При
этом поясним, что такое информационное
«пиршество» может стать фрагментом текущей
работы. Я думаю, если директору показать этот
урок, он своими руками перенесет в библиотеку
компьютер из компьютерного класса.
У меня сложилось впечатление, что
работники медиацентра не стремятся к технике
ради техники. Они хотят, чтобы новые носители
информации несли новое содержание учебного
процесса. Л.А.Королева убеждена: многообразие
предлагаемых средств обучения приводит к
изменению образования, к его модернизации.
Сильный медиацентр может не только отвечать на
текущие запросы потребителей. Он должен идти на
полшага впереди, информационно поддерживая
образовательные инновации и перспективные
направления развития педагогики.
И опять-таки это не просто цветистая
фраза. Бежецкий отдел образования и его
медиацентр совсем недавно обратились с
ходатайством в Департамент образования области
о создании городского
информационно-методического научного центра.
Предпринимаются определенные шаги по поиску
партнеров для развития дистанционного обучения.
Многие идеи ждут своего воплощения.
И зачем я обо всем этом рассказываю?
1. Чтобы еще раз убедиться, что
информация – это не только книги. И не только
Интернет.
2. Чтобы на опыте других увидеть, сколь
велики и глубоки возможности учреждения,
профессионально работающего с информацией, –
библиотеки, медиатеки, медиацентра – называйте
как хотите.
3. Чтобы продемонстрировать возможные
партнерские связи. Школьные библиотеки и отделы
образования часто очень далеки друг от друга.
Такое положение не приносит пользы ни одним, ни
другим. Живя и работая в непростые экономические
времена, все мы ищем поддержки и опоры. Как часто
она оказывается ближе и доступнее, чем мы
предполагаем.
P.S. Лирическое отступление. Со
светящимися глазами сотрудники медиацентра
восклицают: «Знаете, работы, конечно,
прибавилось. Но стало интереснее!» |