На стенд в учительскую
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
ПЕРВАЯ ПОЛОСА
Иштрикова Н. «Россия против
наркотиков»: наркотики пока выигрывают. № 90–2003,
с. 1.
Государственные программы борьбы с
наркоманией неэффективны. Поэтому побеждать
будем их количеством.
Краюхин В. Предмет раздора. № 90–2003,
с. 1.
Блок «Родина» требует ввести
преподавание «Основ православной культуры» во
всех школах России.
Дашковская О., Иштрикова Н.
Образовательные итоги года. № 91–2003, с. 1–2.
Интервью с теми, кто был причастен к
переменам, прошедшим в российском образовании за
последние 12 месяцев.
Душечкина Е. Правда о том, где и как
на самом деле родилась елочка. № 92–2003, с. 1.
Откуда появились у нас нарядная ель,
Дед Мороз и сама традиция праздновать Новый год.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН
Печатникова Л. Нужно ли
заканчивать школу, чтобы стать учителем? № 90–2003,
с. 2.
Опыт разновозрастного тьюторства.
Печатникова Л. Девочки – налево,
мальчики – направо? № 90–2003, с. 2.
Известный французский социолог
приводит неожиданные аргументы против
совместного обучения.
Печатникова Л. Спасательный круг
со всеми удобствами. № 90–2003, с. 2.
Как американская школа для детей из
«группы риска» создает идеальный педагогический
микроклимат.
ЕДИНЫЙ ЭКЗАМЕН
Кириллова С. ЕГЭ на острие
статистики. № 91–2003, с. 3.
Рассказ о Всероссийской конференции
«Мониторинг в системе единого государственного
экзамена: технология, опыт, перспективы»,
прошедшей в Самаре.
Кириллова С. «Эту книгу прятали в
сейфах…». № 91–2003, с. 3.
Сборник статистических результатов
ЕГЭ – это весьма опасный бестселлер.
Кириллова С. «Проверили и
схватились за голову…» № 91–2003, с. 3.
Уникальный мониторинг знаний, через
который должен пройти каждый первокурсник
Новгородского госуниверситета им. Ярослава
Мудрого, показал, что продемонстрированные на
ЕГЭ отличные знания некоторых студентов на самом
деле оказались ниже среднего.
ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО
Леонтьева О. Рядовые сокровища
урока. № 91–2003, с. 4.
Учителя каждый день открывают такие
способы работы с детьми, которые не найдешь ни в
одном учебнике по педагогике.
Витковский А. Как узнать, что ты не
знаешь? № 91–2003, с. 4.
Когда все понятно – вопросов нет. В
обычной школе урок на этом заканчивается. А в
Новой гуманитарной – только начинается.
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
Тандит С. Мужской взгляд на
воспитание. № 90–2003, с. 4.
И на ошибки, которые совершают женщины.
Что там падает с неба? Пер. с англ.
М.Никонова. № 92–2003, с. 4.
Даже ненадолго выходя из дома,
обязательно берите с собой лупу. Ведь никогда не
знаешь, в какой день прилетит самая красивая
снежинка!
НА СОЛНЕЧНОЙ СТОРОНЕ ЗИМЫ
Каждый раз, когда мы замечаем в этом
мире проблеск добра, работу красоты (тоже, кстати,
повседневную – только замаскированную тысячей
забот и печалей), мы обретаем ориентиры. Умение
увидеть, понять и по достоинству оценить
душевную красоту другого человека, величие
гениального произведения искусства, улыбку, смех
– это главное, что нужно уметь, чтобы изменить
мир к лучшему. А остальное (как говорится –
«знания, умения, навыки») – приложится. Да этому в
школе и без нас учат.
Литвяк Е. Совершить чудо. № 92–2003, с.
2.
Леонтьева О. Чая в школе всегда
хватит на всех! № 92–2003, с. 2.
Печатникова Л. Счастливая история
из Бельского Устья. № 92–2003, с. 2.
Кожурина Л. Самый короткий путь к
тройке по русскому. № 92–2003, с. 2.
ПРИЛОЖЕНИя К ГАЗЕТЕ «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»
(Вкладки)
Школа для учителя. № 33. № 90–2003, с.
1–4.
Любимый город. № 30. Муром. № 92–2003,
с. 1–4.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре–январе
ВМЕСТЕ С КЛАССОМ
Бобейко Т. и др. Три эпохи.
«История», № 47–2003, с. 25–31.
Познавательная игра-соревнование по
истории России XVI–XVIII вв. Игра состоит из трех
туров, каждый из которых посвящен эпохе
знаменитых правителей: Ивана Грозного, Петра I и
Екатерины II.
Вовк Е. Школьная стенгазета и
издательские технологии в школе. «Информатика»,
№ 47–2003, с. 13–15, 19–20.
В московском многопрофильном
техническом лицее № 1501 работает факультатив
издательских технологий. Чем заниматься? Как
организовать работу? Чем привлечь ребят? И,
наконец, зачем?
Восемнадцать «зачем» нужны
детские книжки. «Библиотека в школе», № 1–2004, с.
2–3.
Попросите ребят назвать свои «зачем».
А потом (можно с учителями литературы) обсудите и
свои «зачем», и «зачем» Шведской академии
детской литературы.
Заяц Д. Республика Абхазия.
«География», № 47–2003, с. 3–15.
Как привлечь внимание учеников к
наиболее злободневным и актуальным новостям?
Повесьте на доске карту, попросите детей
показать на ней Грузию, Абхазию, Россию. Пусть
ваши воспитанники усвоят, что развеселый курорт
Сочи, где некоторые из них отдыхали прошедшим
летом, расположен сразу же за границей
Абхазии–Грузии. А что будет, если обстановка у
наших соседей обострится?
Киршин И. «Молчаливые Вера,
Надежда, Любовь». «Библиотека в школе», № 1–2004, с.
46.
Сегодня мало говорят о духовном. Но
жизнь без Веры, Надежды и Любви вряд ли возможна.
Как же соединить ребят с этой прекрасной Троицей?
Давайте вместе с ребятами сядем за парты и
ответим на вопросы: Во что я верю? На что я
надеюсь? Что я люблю?
Корягина Л. Олимпийские игры в
древности. Разработка урока-игры по истории
Древнего мира. 5-й класс. «История», № 46–2003, с.
28–30.
Макарова Е. Альтернативная
литература. Вопросы почти без ответов.
«Библиотека в школе», № 1–2004, с. 15.
Читательские конференции и
литературные вечера, диспуты и обсуждения
прочитанных книг… Чаще всего их готовят учителя.
А дети по-прежнему любят комиксы. А что если
предложить нашим ученикам подготовить, например,
читательскую конференцию по комиксам.
Маркуша А. Заварил кашу, сам и
расхлебывай. «Библиотека в школе», № 1–2004, с. 43.
«Правда ли, что русские пословицы
самые-самые веселые на свете?» Ответ писателя на
этот вопрос пятиклассника поможет провести и
классный час, и конкурс.
Михалевич Т. Как рождаются и
воплощаются идеи. «Библиотека в школе», № 1–2004, с.
12.
«Репортаж» с урока технологии для
старшеклассников поможет провести и классный
час, и разработать целый проект, который может
поместиться на… книжных закладках.
Парвани Т. Все о носе. Веселый
библиотечный урок для 3-го класса. «Библиотека в
школе», № 1–2004, с. 20–21.
Сценарий забавного урока. На весенние
каникулы дайте ребятам задание: выбрать капитана
команды, подготовить представление команды и
сделать бумажные носы. А сам урок можно провести 1
апреля.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Как помочь подготовиться к
экзаменам. Практические рекомендации для
родителей. «Школьный психолог», № 48–2003, с. 13.
Кравцова Е. Одиннадцатиклассники.
Материал для проведения родительского собрания.
«Школьный психолог», № 48–2003, с. 12.
ВМЕСТЕ С ПСИХОЛОГОМ
Кабина И., Радзик Т. Я в мире
профессий. Тренинг для подростков. «Школьный
психолог», № 48–2003, с. 8–10.
Выбор профессии – наиболее важное
решение, которое необходимо принять в
подростковом возрасте.
Данная программа позволит подросткам
в доброжелательной и непринужденной обстановке
рассмотреть проблемы профессионального
самоопределения.
Кравцова Е. Праздничное
настроение. Предновогоднее занятие с
подростками и старшеклассниками. «Школьный
психолог», № 48–2003, с. 16.
Новый год – любимый праздник для детей
любого возраста. Но только у самых маленьких есть
шанс отметить с одноклассниками и учителями
приближение Нового года. А у старшеклассников
бывает только школьная дискотека, да и то не
всегда. Психолог может исправить эту
несправедливость, посвятив последнее занятие
декабря любимому празднику человечества.
Кравцова М. Развитие внимания в
начальной школе. «Школьный психолог», № 48–2003, с.
6.
Рекомендации для учителей и родителей.
Окончание. Начало в № 46.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в январе
РАБОЧИЙ ПЛАН ДИРЕКТОРА
В циклограмму на январь–февраль
включены основные, повторяющиеся из года в год
обязательные действия руководителя
образовательного учреждения. С годами они сами
собой укладываются в обязательный перечень
управленческих операций. № 1–2004, с. 2–6.
Каждый месяц в газете публикуется
циклограмма работы директора школы на месяц
вперед. Взяв ее за основу, руководитель школы
может составить свой рабочий план, не упустив
важных деталей.
КУРС МОЛОДОГО ДИРЕКТОРА
Вы недавно стали директором
школы или уже работаете в этой должности много
лет? И в том и другом случае вопросов год от года
меньше не становится. Быть может, какие-то из них
вам поможет разрешить книга, публикацию которой
мы начали в № 2–2004.
Эта книга писалась не для публикации, а
просто в помощь директору-преемнику. Она
домашняя. Очень человеческая. Что совсем
необычно для управленческих пособий. И это
подкупает. «Курс молодого бойца, или Азбука
директора школы» принята к печати в издательстве
«Просвещение». Представляем ее газетный вариант
«Курс молодого директора».
КРУГ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Любой руководитель школы знает,
что для каждого его работника должны быть
созданы должностные инструкции. Схема,
объясняющая функции работника по должности и в
сопутствующей деятельности. Должностные
инструкции руководителя образовательного
учреждения и заместителя директора по
учебно-воспитательной работе образовательного
учреждения. № 2–2004, с. 4–11.
Должностные инструкции других
работников школы смотрите в следующих номерах
газеты «Управление школой».
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ
Иншакова О. Азбука на память. №
48–2003, с. 19–21.
О проекте по созданию своей личной
Азбуки – «Мои любимые буквы».
ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА
Тараканова О. Формирование
комбинаторного стиля мышления. № 47–2003, с. 2–5.
Некоторые комбинаторные задачи,
использование которых целесообразно у учащихся
начальной школы, обучающихся по учебникам
Л.Г.Петерсон.
Отегова Л. Наши друзья — птицы. №
47–2003, с. 6–9.
Материал дает возможность познакомить
детей с зимующими птицами в занимательной форме,
перелистав страницы «Устного журнала». Задания
могут быть использованы на уроке или внеклассном
занятии.
Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К
тайнам нашего языка. Как лучше работать со
словарными словами во 2-м классе? № 47–2003, с. 14–15.
Несколько упражнений для редко
встречающихся слов.
Киреева Л. Добрым быть – добрым
слыть. № 48–2003, с. 2–6.
Урок-исследование по русскому языку,
на котором дети смогут сами добыть информацию в
словарях и справочниках, сделать грамотные
выводы.
СИСТЕМА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА – В.В.ДАВЫДОВА
Мингалеева А. Руководство
подготовкой учителей к работе в системе
развивающего обучения. № 48–2003, с. 15–17.
Основная задача руководителя школы –
создать условия, при которых обеспечивается
саморазвитие, самоизменение личности учителя.
Как создать в школе такие условия? Свои ответы на
этот и другие вопросы, связанные с организацией
работы учителей развивающего обучения, дает
автор – замдиректора по учебно-воспитательной
работе школы № 18 г. Магнитогорска.
СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА
Товпинец И. Я изучаю окружающий
мир. № 47–2003, с. 18–19.
Методические рекомендации по работе с
учебником «Окружающий мир» для 3-го класса.
В СОЮЗЕ С ПСИХОЛОГИЕЙ
Панина Г. «Нарисуем радость...»
Психологи – в профессиональную копилку учителя.
№ 47–2003, с. 12–13.
Эмоционально развивающие игры и
задания.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН
Савенков А. Одаренный ребенок в
массовой школе. № 48–2003, с. 22–25.
Как диагностировать детскую
одаренность, расскажет следующая серия статей.
Продолжение. Начало см. № 29, 30–2003.
УЧИМСЯ ИГРАЯ
Козлитина И. Тайны океана. № 48–2003,
с. 7–10.
Внеклассное занятие для 2–3-х классов.
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Соколова В. Вы спрашивали.... №
48–2003, с. 18.
Что нового содержит постановление
Минтруда России от 30 июня 2003 г. № 41 «Об
особенностях работы по совместительству
педагогических, медицинских, фармацевтических
работников и работников культуры»?
ИНФОРМАЦИЯ
Список публикаций за 2003 год. №
48–2003, с. 26–31.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
МЕТОД В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ
Зинкевич-Евстигнеева Т., Кудзилов Д.
Школа волшебников. № 47–2003, с. 2–31.
Программа по формированию системы
ценностей положительного образа будущего и
конструктивного целеполагания.
Вступление. с. 2–7.
Сценарии занятий в школе волшебников.
с. 7–29.
Цикл первый: основы мастерства.
Занятия 1.1–1.1.7.
Цикл второй: тайны волшебства. Занятия
2.1–2.7.
Вачков И. Искра смысла. № 48–2003, с. 7.
Метафора как средство
психологического воздействия.
Кабина И., Радзик Т. Я в мире
профессий. № 48–2003, с. 8–9.
Тренинг для подростков.
ПСИХОЛОГИЯ НОВОЙ ЭРЫ
Морозова Г. Забота или контроль? №
48–2003, с. 4–5.
Психологическая зависимость и
созависимость в контексте семейных отношений.
ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Кравцова Е. Одиннадцатиклассники.
№ 48–2003, с. 12.
Материал для проведения родительского
собрания.
Как помочь подготовиться к
экзаменам. № 48–2003, с. 13.
Практические рекомендации для
родителей.
НАШИ ДЕТИ
Кравцова М. Развитие внимания в
начальной школе. Диагностика, коррекция и
возможности саморазвития. № 48–2003, с. 6.
Трудности проведения диагностики.
Рекомендации для учителей и родителей.
Продолжение. Начало см. № 46–2003.
КОЛЛЕГИ
Решетникова О. «Государство в
государстве». № 48–2003, с. 14.
Рассказ о первой научно-практической
конференции психологической службы образования
Западного окружного управления образования.
КНИЖНЫЙ ШКАФ
Рецензии на литературу по психологии.
Степанова М. «Дети-“тюфяки” и
дети-“катастрофы”». № 48–2003, с. 15.
Степанов С. «Поведение и
деятельность». № 48–2003, с. 15.
Шадура А. «Формирование поведения
человека». № 48–2003, с. 15.
Решетникова О. «Психология
рекламы». № 48–2003, с. 15.
ИГРОТЕКА
Кравцова Е. Праздничное
настроение. № 48–2003, с. 16.
Новогоднее занятие с подростками и
старшеклассниками.
ИНФОРМАЦИЯ
Содержание газеты «Школьный
психолог» за 2003 год. № 48–2003, с. 2–3.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
РАБОЧИЙ СТОЛ
Аромштам М. Флаг, герб и гимн
российского государства. № 23–2003, с. 19–21.
Цикл занятий для детей от пяти лет.
Занятие первое. Символы нашей страны.
Занятие второе. Три цвета российского
флага.
Занятие третье. Знамя победы.
Корчак Я. Товарищеский суд. № 23–2003,
с. 7–10, 15–18.
Из опыта гражданского воспитания в
Доме сирот Януша Корчака.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Александровская М. Как вырастить
патриота. Непростые размышления на тему. № 23–2003,
с. 2–3.
Беседа с профессором, доктором
психологических наук, заведующим кафедрой
психологии личности МГУ А.Асмоловым.
МАСТЕРСКАЯ
Титаева О. «Ты скажи, барашек наш,
сколько шерсти ты нам дашь?» № 24–2003, с. 24.
Как сделать рождественского ягненка.
ИГРОТЕКА
Гуткович И. и др. Путешествие во
времени. № 24–2003, с. 5–6, 19.
Игровые способы развития временных
представлений у дошкольников на основе
технологии ТРИЗ.
ШКОЛЬНЫЙ ПОРТФЕЛЬ
Евграфова Т. Открываем календарь,
начинается январь! № 24–2003. с. 3–4.
Некоторые формы и приемы в системе
занятий, направленных на освоение понятий
времени.
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
Аромштам М. Как наблюдать часы, не
будучи несчастным. № 24–2003, с. 2.
Система игровых упражнений с
песочными часами.
ЗАНАВЕС ОТКРЫВАЕТСЯ
Бурыкина Т. Гуси-лебеди. № 24–2003, с.
9–16.
Пьеса по мотивам русской народной
сказки для кукольных и живых актеров.
КНИЖНЫЙ ШКАФ
Материал для чтения или
рассказывания на занятиях по «Историческому
фантазированию». № 23–2003, с. 5.
Э.Шапиро. Чудо Георгия о змие.
Сказание о двух невинно погибших
братьях – Борисе и Глебе.
ДЕТСКИЙ МИР
Александровская М. Первый в жизни
Новый год. № 24–2003, с. 22–23.
Репортаж с праздника для годовалых
малышей в Центре развития детей раннего
возраста.
ДОКУМЕНТ
Федеральная целевая программа
«Формирование установок толерантного сознания и
профилактика экстремизма в российском обществе
(2001–2005 годы)» (выдержки). № 23–2003, с. 11–14.
Отчет Министерства образования РФ
правительству России «О ходе реализации в 2001–2002
годах федеральной целевой программы
«Формирование установок толерантного сознания и
профилактика экстремизма в российском
обществе».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Детский городок № 7. № 24–2003, с. 7–8,
17–18.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
LANGUAGE SKILLS
Listening. № 47–2003, p. 3.
Push, Push, Glide. The Real McCoy. How Animals Help Each Other.
Speaking. № 48–2003, p. 3.
Enjoy the Winter Holidays! Winter Has Set In! The Rest Day of the Year.
ASPECTS OF LANGUAGE
Spelling & Pronunciation. № 47–2003, p. 4.
Diphthongs. The Tasty Cake. Homophones.
Style. № 48–2003, p. 4.
Supporting Details. Happy New Year! Selecting Interesting Details.
METHODS OF TEACHING
Koptyug N.M. ICT in the Classroom: Solving EFL Teacher Problems.
№ 47–2003, p. 11–12.
Koptyug N.M. How to Measure Advanced Level Student Success. №
47–2003, p. 12.
CLASSROOM ACTIVITIES
Ratina N., Kulnozarova L. How Different the World Is! №
47–2003, p. 15–16.
Лингво-страноведческий конкурс, целью
которого является закрепление, обобщение и
углубление знаний, умений и навыков,
приобретённых учащимися в рамках базового курса
по учебнику The World of English для 10–11-х классов под
редакцией В.П.Кузовлева; совершенствование
умений и навыков практического владения языком
как средством общения по теме «Культура
англоязычных стран» по циклам учебника;
повышение мотивации у учащихся с целью
дальнейшего самостоятельного изучения
английского языка после окончания школы;
развитие творческой инициативы учащихся, их
самостоятельности и активности, а также
артистических способностей.
Kudaeva N. Healthy Life style. № 48–2003, p. 5.
Урок, целью которого является в ходе
индивидуальной и групповой работы с
дидактическими материалами актуализировать и
развивать знания учащихся о здоровье и здоровом
образе жизни; формировать навыки
самостоятельного анализа и оценки предлагаемой
информации; воспитывать активную жизненную
позицию, ответственное отношение к своему
здоровью.
Bouma E. Travel America Game. № 48–2003, p. 7–9.
FOCUS ON LANGUAGE
Ivanova T. When Grammar is Cool. № 47–2003, p. 5.
Chanted drills will help your students remember some grammar items.
FOR YOUNG READERS
The Tree Little Dwarves of the Wood. From Grimm’s Fairy Tales.
№ 47–2003, p. 6.
Poems. № 48–2003, p. 6.
HOME READING
Strange Jest by Agatha Christie. № 47–2003, p. 7–10.
Адаптация и составление упражнений
Е.В.Карпенко.
POST FACTUM
Babina E. and others. My Prayer for the New Year. № 48–2003,
p. 10.
Makhutdinova M. and others. Junior Contest: My Summer Holidays.
№ 48–2003, p. 11.
Political, Business Leaders Unite in Global Fight Against
HIV-AIDS. № 48–2003, p. 16.
AROUND RUSSIA
Kozina A. Moscow. № 47–2003, p. 11–12.
Whoever has been to Moscow knows Russia.
Continued from № 46–2002; № 1, 3, 7, 9, 13, 15, 23,
25–28, 33, 37, 41, 43, 45–2003.
LIFE THERE
London Press Service Informs. № 47–2003, p. 2.
INFORMATION
2003 in Review. № 48–2003, p. 14–15.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ
Охлопкова М.Ю. Правописание
глагола и глагольных форм. № 47–2003, с. 9–15.
Теоретический материал и
тренировочные тесты для старшеклассников.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
Шкатова О.Ю. Долгий путь к ЕГЭ по
русскому языку. № 47–2003, с. 1–4 (вкладка).
О работе с поэтическими и
прозаическими текстами на уроке в 6-м классе.
ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ
Шапиро Н.А. Односоставные
предложения. Неполные предложения. № 47–2003, с. 3–4.
13.
Продолжение. Начало см. № 39, 43–2003.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Слуцкий В.И. Основы юмора. 5–7
классы. № 48–2003, с. 2–4.
Любовь к юмору развивает чувство
слова: внимание к смысловым оттенкам слов;
приучает к точности и краткости речи,
воспитывает эстетическое чувство.
Действительно, юмор – дело серьезное. Как же
можно учить юмору? Это можно сделать посредством
выделения нескольких интеллектуальных приемов.
Какие же это приемы?
ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
Гиндин С.И. Лингвистические заветы
Расула Гамзатова. № 47–2003, с. 1.
Стихи Гамзатова были для русского
читателя 60–80-х годов частью своей, родной
литературы. Этот феномен заслуживает внимания не
только историков, но и лингвистов.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Левонтина И. И др. Радиопередача
«Грамотей». № 47–2003, с. 16.
Выпуск 9.
Продолжение. См. № 8, 13, 22, 29, 31, 35, 39,
43–2003.
УЧЕНИКИ СОЧИНЯЮТ И ИССЛЕДУЮТ
Плотникова М.А. Диалог с учениками:
изучаем глагол. № 47–2003, с. 5–8.
Задания и творческие работы
семиклассников.
УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ
Вовк С. Несколько интересных
приемов. № 47–2003, с. 14–15.
Материал для 6-го класса.
Шкатова О.Ю. Игровые задания на
уроках русского языка. № 48–2003, с. 5–6.
Использование игровых моментов на
уроках русского языка и литературы пробуждает
интерес к предмету, делает его увлекательным,
любимым и нужным. Чем интереснее ребенку, тем
прочнее его знания.
Гельфер Н.М. Игра накануне Нового
года. № 48–2003, с. 11.
Публикация материалов игры по
русскому языку, которую ее автор проводил с
девятиклассниками в преддверии третьего
тысячелетия. Но для такой игры не обязателен
исключительный календарный повод – ее можно
провести и накануне любого Нового года.
БИБЛИОТЕЧКА УЧИТЕЛЯ XLI
Гиндин С.И. Метод перевода и анализ
текста. № 48–2003, с. 1–2 (вкладка).
Переводческое наследие Валерия
Брюсова поражает и охватом разных культур, и
объемом переведенного, и, конечно, высочайшим
уровнем и поэтической силой многих переводов.
Брюсов В.Я. Фиалки в тигеле. №
48–2003, с. 2–7 (вкладка).
Статья Брюсова о методах
литературного перевода.
Гиндин С.И. Задания по
самостоятельному анализу переводов. № 48–2003, с. 8
(вкладка).
Задания для старшеклассников,
учащихся в гуманитарных классах.
ИНФОРМАЦИЯ
Опубликовано в 2003 году. № 48–2003, с.
14–16.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
Я ИДУ НА УРОК
Демиденко Е. «Уж сколько раз
твердили миру». № 47–2003, с. 9–18.
Цикл уроков в 6-м классе, посвященный
жанру басни.
Шкатова О. Исторический путь басни.
№ 47–2003, с. 19–20.
Заключительный урок-игра для учащихся
5–6-х классов.
ШКОЛА В ШКОЛЕ
Петрова О. Игра по сказке П.П.Ершова
«Конёк-горбунок». № 47–2003, с. 21.
Материал для 5-го класса.
Скляренко Н. Мифы народов мира. №
47–2003, с. 22.
Проверочная работа в 6-м классе.
Давыдова И. «Великолепная
семерка». № 47–2003, с. 25–26.
Урок-игра в 8-м классе для повторения
пройденного в 7-м классе материала.
ПАНТЕОН
Ефимов А. Бытописатель Святой Руси.
№ 47–2003, с. 5–6.
Своим творчеством И.С.Шмелёв успешно
противостоял декадентству, маскирующему
свойственную этому направлению беспочвенность
снобистским презрением к жизненной правде, к
обыденности, быту.
Лекманов О. О том, как встретились
два одиночества. № 47–2003, с. 7–8.
О творчестве Александра Тинякова.
УЧИМСЯ У УЧЕНИКОВ
Маньковская Е. «Антигона»:
расстановка персонажей у Жана Ануя и Софокла. №
47–2003, с. 27–28.
Работа ученицы 9-го класса школы №57 г.
Москвы (учитель – Н.А.Шапиро).
ТРИБУНА
Абелюк Е. Кому у кого учиться
читать… № 47–2003, с. 2–4.
Готовясь к уроку, можно начитаться
литературоведческой литературы и «толкать»
ученикам чужую концепцию, а можно читать текст и
только текст и размышлять над ним без оглядки на
авторитеты.
Соколова М.В. Плюсы и минусы ЕГЭ:
взгляд психолога. № 48–2003, с. 3.
ЕГЭ не учитывает особенностей
школьника, ориентирован на исключительно
благополучного в личном плане ребёнка,
уверенного в себе, решительного, обладающего
высокой скоростью мыслительных процессов,
большим энергетическим потенциалом – то есть
примерно на 10–15%.
Щербина И. «…А мы всё ставим
каверзный ответ и не находим нужного вопроса». №
48–2003, с. 4–8.
Разговор о материалах, подготовленных
в рамках проекта «Создание стандартизированной
системы оценивания знаний с развернутым
ответом» к предстоящему единому экзамену по
литературе.
Щербина И. Хочешь быть экспертом –
будь им! № 48–2003, с. 9–12.
Об экспертной оценке тех частей
экзаменационной работы, которые не поддаются
компьютерной проверке и о подготовке
специалистов – прежде всего педагогических
кадров для подготовки школьников и абитуриентов
к сдаче ЕГЭ, его организации и проведению.
Щукина С. «На что он руку
поднимал!..» № 48–2003, с. 13–14.
Каковы последствия отмены сочинения
как формы итоговой аттестации на Едином
государственном экзамене?
Хренова О. Экзамен на
профессионализм. № 48–2003, с. 15–18.
Принятие стандарта литературного
образования и утверждение формы выпускного
экзамена определяет судьбу литературы в школе.
Разрабатывая эти документы, необходимо
осмыслить противоречия, сложившиеся в практике
преподавания литературы, и найти пути их решения.
Свирина Н.М. «Истинное просвещение
соединяет нравственное развитие с умственным».
№ 48–2003, с. 19–20.
Результаты блиц-опроса
старшеклассников школ и гимназий
Санкт-Петербурга об их отношении к урокам
литературы.
ИНФОРМАЦИЯ
Содержание «Литературы» за 2003 год.
№ 48–2003, с. 21–28.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в декабре
Я ИДУ НА УРОК
Толстой А.К., Лазаревич К. «Составил
от былинок рассказ немудрый сей…». № 48–2-003. с.
22–27.
Опыт прочтения «Истории государства
Российского…» А.К.Толстого. Этот материал может
быть использован на повторительно-обобщающем
уроке в 8-ом классе по теме «Россия в правление
Александра II» и для факультативных занятий по
отечественной истории.
АНФАС И ПРОФИЛЬ
Уткин А., Степанов А. Русский
европеист. Уроки Петра Первого современникам и
потомкам. № 47–2003, с. 4–10.
Сегодня существует два образа Петра
Великого – подлинный и мнимый. В массовом
сознании прочно укоренился официозный
елизаветинско-сталинский миф о безгрешном царе
– «преобразователе Отечества».
Продолжение. Начало см. № 46–2003.
МАСТЕРСКАЯ ИСТОРИКА
Малето Е. Земной удел Богоматери и
Святая Русь. № 48–2003, с. 4–8.
Разносторонние связи с Афоном –
характерная черта русской духовной жизни. Россия
и Афон сегодня, как и тысячу лет назад, рядом.
Невидимые нити православной веры, молитвенного
общения и культурной близости, которые своими
корнями уходят далеко вглубь веков, невозможно
разорвать.
ПЫЛЬ ВЕКОВ
Зайцев Б. Бесхитростный путь. №
48–2003, с. 9–11.
Писатель Борис Зайцев об Афоне.
ЗАБЫТЫЙ СЮЖЕТ
Ярхо В. «Босое рыло». № 47–2003, с.
11–13.
На Руси история с бритьем бород имеет
тенденцию к повторению.
Ярхо В. Венценосный курортник. №
47–2003, с. 14–15.
Будучи зачинателем «славных дел» и
традиций в России, государь наш Петр Алексеевич
первым открыл для россиян всю пользу и прелесть
курортов.
Ропер А. Экспедиция к экватору. Пер.
с франц. И.Ольтециан. № 48–2003, с. 13–18.
Познавательный материал о вкладе
французских ученых – предвестников великих
достижений наук о Земле. Этот материал можно
использовать на уроках в 7-м классе по теме
«Западноевропейская культура XVIII века. Научная
революция и ее последствия».
КНИГОЧЕЙ
Дорошенко М. Голос минувшей эпохи.
№ 48–2003, с. 19.
Рецензия на книгу В.Н.Перцева
«Гогенцоллерны: характеристика личностей и
обзор политической деятельности».
ЛАВКА ДРЕВНОСТЕЙ
Кузнецов А. Алые розы и золотые
лилии. № 47–2003, с. 18–24.
Гербы Дании, Швеции, Исландии,
Фарерских островов.
ОЛИМПИАДЫ, ТЕСТЫ, КОНКУРСЫ
Бобейко Т. и др. Три эпохи. № 47–2003,
с. 25–31.
Познавательная игра-соревнование для
обобщения и углубления знаний по истории России
в XVI–XVIII вв.
ИНФОРМАЦИЯ
Указатель статей, опубликованных в
газете «История» в 2003 году. № 48–2003, с. 28–31.
Здесь представлены лишь некоторые
материалы, опубликованные в ноябре–декабре
МАСТЕР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА
В данной рубрике публикуются
материалы с VI Всероссийского конкурса «Мастер
педагогического труда».
Алейченко С.А. Я играю в свою игру.
№ 23–2003, с. 2–5.
|