Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №2/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 02 (38) · Вкладка в «БШ» № 02 (110) · 16–31 января 2004 года

Час тихого чтения

Марина Москвина

Письмо
на чешуйке драконши

Послесловие к книге П.Гудхард «Джинни и ее дракончик»

Вместе с вами я перелистнула последнюю страницу этой замечательной повести о девочке и Драконе и подумала: интересно, сказка это или быль? Признаться, я с детства и до сих пор не очень-то разбираюсь, где волшебная обстановка, а где – нормальная человеческая жизнь.

– Ну да, – скажет мне какой-нибудь сердитый взрослый, – это вы, сказочники, вечно что-то выдумываете, фантазируете, а между тем есть суровая правда жизни – каждый день одно и то же: школа, работа, продуктовый магазин, мысль о том, как заработать побольше денег... Жизнь имеет жесткие рамки, и надо твердо стоять ногами на земле.

А что мне делать, если в Северной Индии в предгорьях Гималаев я собственными глазами видела такого дракона, ну просто в точности, какой вылупился из яйца в доме Джинни? Клянусь, это был натуральный дракон: и гребень короной возвышался у него над головой, и перепончатые лапы оканчивались цепкими коготками, чешуйки покрывали длинный гибкий хвост, весь он переливался то изумрудным цветом, то лиловым... Крыльев не заметила, врать не стану. Он плавно и не спеша удалился обратно в джунгли, а я смотрела ему вслед, пока он не скрылся, и два раза себя ущипнула, чтобы понять – сплю я или бодрствую.

Поэтому я давно махнула рукой – где сказка, где быль, а просто удивляюсь всему подряд без разбору, причем особенно я удивляюсь тому, какое разнообразие царит и нашем мире.

Если бы я была телевизионной ведущей, всякий раз я начинала бы свое выступление словами: «Друзья мои! Какие разные бывают...» А дальше – что угодно называй и показывай картинки – попадешь в самую точку: звери, листья, песчинки, облака, жуки, снежинки, реки, звезды...

Но самое интересное – какие разные бывают люди!!! Попробуйте мысленно окинуть взглядом нашу планету Земля! Окунитесь в толпу людей какой-нибудь африканской страны, скажем, Берега Слоновой Кости. Перенеситесь на снежную Аляску, где живут эскимосы. Теперь заявитесь к австралийским аборигенам с их эвкалиптовыми лесами, коалами и кенгуру. Потолкайтесь на жарком индийском базаре в Бомбее среди коричневых темноглазых индусов! Это не менее любопытно, чем встретиться с потомками голубоглазых и беловолосых норвежских викингов или оказаться в Мексике среди краснокожих индейцев.

Причем все эти люди не только на вид отличаются друг от друга, но и своими обычаями, правилами, представлениями о мире. Например, если эскимос решил поцеловать эскимоса, он своим носом потрется о нос товарища, и все. Русский человек предпредпочтет крепкое рукопожатие. Ни то, ни другое ни за что не сделает японец. Японцы любят держаться подальше друг от друга, уж лучше они тебе отвесят сто поклонов, чем возьмут тебя за руку, а своим японским носом потереться о чей-то посторонний нос, пускай даже японский – такое может японцу только присниться в страшном сне.

И это еще не все разнообразие! Я обращаюсь к детям, поскольку дети, на мой взгляд, самые разумные существа на нашей планете. Как вы думаете? Должно ли стать поводом отличие одного народа от другого или землянина от инопланетянина, то что у одного – нос длинный, а у другого – «картошкой», одни разбивают яйцо с тупого конца, а другие – с острого, то что одни – великаны, а другие – лилипуты, должно ли это стать поводом для ссоры и драки, взаимных обид, тумаков и жестокой вражды?

Я спрашиваю детей всей Земли. Кричите громче, ведь многие ребята, к примеру, живущие на острове Мадагаскар или на крайнем Севере, находятся страшно далеко от меня, однако мне важен каждый голос!!!

...А??? ...Что???.. Совершенно правильно! Не должно. Наоборот – тысячи миров, которые одновременно существуют с нами во Вселенной, зовут нас отправиться в путешествие, приблизиться к ним, постараться понять, увидеть, узнать, стать друзьями. Тогда тот маленький мир, в котором мы с вами живем, как в спичечном коробке, по мановению волшебной палочки раздвинет свои границы и станет огромным, космическим, потрясающе интересным.

Об этом, мне кажется, и написана эта повесть. У девочки Джинни вот-вот появится братишка. И все его радостно ждут – мама, папа, бабушка, Джинни. Все думают, он будет как все, как две капли воды похожим на них. А неожиданно на свет появился мальчишка, ни на кого из них не похожий, особенный. Эту особенность врачи называют «синдром Дауна».

Обычно родители, узнав, что у них родился «дауненок», ужасно огорчаются. Все знают, что такой человек – не боец в этом мире. Его так и называют: ребенок с ограниченными возможностями. Он никогда не будет космонавтом, генералом армии, капитаном корабля или президентом, не прославится на Олимпийских играх. Он вряд ли достигнет больших успехов в науке, не станет открывателем новых земель, не будет преуспевающим бизнесменом, политиком, журналистом, режиссером, судьей, милиционером, топ-моделью, послом своей страны за границей, руководителем производства или крупного строительства. Тысячи путей закрыты для него. Тысячи тысяч путей. Потому что по сравнению с обычным человеком – дауненок считается недостаточно сообразительным и толковым. У него особенная внешность, особенный ум и необычная душа. Заранее понятно, что жизнь его будет не из легких.

Конечно, родителей успокаивают, даже говорят, у них есть возможность оставить ребенка в больнице и сделать вид, что у них никто не родился. А их малыш будет окружен заботой разных нянечек и медсестер. Он вырастет и проведет незаметную жизнь в специальном интернате. Именно поэтому новорожденного сэра Оуэна Стивена Эббота не сразу назвали в честь дедушки Оуэном и Стивеном – в честь папы.

Ой, сколько трудностей поджидает семью, если родители решат забрать его домой. Дауненок хрупкий, ранимый, он будет во всем отставать от сверстников. Он может молчать и грустить, когда ты захочешь с ним пообщаться, и наоборот, шуметь и болтать без умолку, когда тебе захочется покоя и тишины. Он будет разговаривать с незнакомыми на улице, как будто они его старые приятели. Зато некоторые люди, которые тебе были дороги и близки, вдруг отвернутся от тебя: отныне ты стал не совсем как они, для них теперь и ты тоже человек с ограниченными возможностями.

А главное, когда этот малыш подрастет и станет взрослым – ничего не изменится, потому что в душе он навсегда останется ребенком.

И все-таки если бы Мэг и Стивен решили оставить его и уйти и беззаботно зажили дальше, то на душе у них кошки бы скребли. И вы отлично знаете почему. И девочка Джинни знала, когда оставила в курятнике на попечение равнодушных кур своего маленького дракона, что это, пускай сто раз оправданное, но все-таки предательство.

Кстати, у меня есть похожая сказка, она называется «Что случилось с крокодилом». По ней снят замечательный мультфильм. Как у одного крокодила – тоже совершенно неожиданно – из зарытого в песке яйца вылупился... птенец. Все крокодилы как крокодилы, у них вылупились крокодильчики, а этот оказался в таком катастрофическом положении. Крокодилы не поняли его, не приняли птенца, предлагали съесть, проглотить, как таблетку. Всячески стыдили, даже угрожали. В один момент он чуть было не послушался зубастой и толстокожей братии, ведь то, что они говорили, отчасти – правда, хлопот с таким необычным малышом не оберешься! А благодарности не жди. Вряд ли это желторотое существо с облезлыми крылышками станет баюкать его одинокую крокодилью старость.

Но он отбросил эту мысль. И встал горой – один против всех – за своего птенца. Построил ему домик, рассказывал сказки, ловил мошек, отыскивал червяков и храбро защищал от злых крокодилов.

Зато когда птенец вырос и стал настоящей птицей, он научил своего крокодила летать. Крокодил боялся оторваться от земли. Облака – совсем не то место, где крокодилы чувствуют себя «в своей тарелке». Но еще больше он не хотел разлучаться с птенцом. Поэтому разбежался, оттолкнулся хвостом от земли и поплыл по воздуху, как аэростат. Крокодилы рвали и метали – то ли от зависти, то ли от страшного недовольства этим Чрезвычайным Происшествием. Ведь никто из них не ожидал столь фантастического, отважного, счастливого полета.

Так незаметно мы с вами подходим к тому, что если ты стоек и добр и не бросаешь друзей в опасную минуту, особенно слабых и беззащитных, наверняка тебя в жизни поджидают какие-то неведомые чудеса.

Как это случилось с одной американской семьей. Однажды по телевизору я увидела документальный фильм, кажется, он так и назывался «Даун Джон». Там тоже, как у Мэг и Стивена из нашей повести, родился дауненок. А у них уже было трое обычных, здоровых детей. Дружная, благополучная семья, сплошь отличники, спортсмены, и вдруг – такой малыш... Все ужасно растерялись, но мама сказала:

– Или я вернусь с ним, или вообще не вернусь.

Никто не стал возражать. Когда его принесли домой, наверняка они, как Стивен, Мэг и Джинни, исполнили «танец поп», «чтобы он тоже стукнулся со всеми своей крошечной запеленутой попой и вошел в семейный круг». А дальше Джон стал расти, и тут все увидели, какой он славный, как спешит всем на помощь, для каждого у него найдется доброе словечко, поддержка и утешение. Оказалось, что такие люди, вроде Джона, настолько полны любви, что готовы излить ее на каждого встречного-поперечного.

Конечно, встречались такие типчики, которые дразнили его и обижали. Иной раз он целыми днями не показывался из дома. Но все-таки большинство обитателей городка, с которыми Джон хоть раз перемолвился словом, рассказывали о нем замечательные истории. Парикмахерша Джона говорила, что, когда он приходит и усаживается в кресло постричь свою шевелюру, у них в парикмахерской наступает настоящий праздник. Все вокруг собираются, шутят, смеются, а когда он уходит, обняв их на прощанье, у всех такое чувство, как будто погуляли на дне рождения. Примерно то же заявил продавец в продуктовом магазине, сапожник и врач.

– Джон – это праздник, – они говорили.

– Джон – это настоящая любовь.

– Джон – мудрец.

– Джон – это мой учитель, – сказала мама уже взрослого Джона.

В один прекрасный день он стал великолепно играть на барабане. Его приняли в ансамбль, и весь городок собирался на танцы, когда на ударных играл их любимец Джон.

Потом он увлекся живописью. Устроил выставку своих картин, народу было – не протолкнешься. Все его обнимали, поздравляли, а профессиональные художники говорили:

– Джон – талант! Его картинам место в музее.

Потом показали, как городок празднует день рождения Джона. Ему исполнилось двадцать пять лет. Толпа нарядных людей собралась на площади, сам Джон – в черном цилиндре, во фраке с белой манишкой и бабочкой – принимает подарки, в том числе гигантский торт с полыхающими свечами, которые они всем миром пытаются задуть.

После того как я посмотрела фильм о дауне Джоне, мне очень захотелось познакомиться с таким человеком у нас в России, снять фильм о его судьбе.

И поскольку я твердо верю в чудеса, такой случай мне представился. В начале лета со связкой бананов я приехала и гости к герою нашего фильма Саше, которого друзья за его золотой характер прозвали Саша Нежный. Ему, как Джону, было двадцать пять, и он, как Джон, с первого мгновения обрушивал на тебя свое дружелюбие.

– Ах, Марина, – сказал он, – я давно о вас мечтал,я всю ночь не спал, я с вами с трех лет знаком, вы мне очень нравитесь...

Я была растрогана, смущена, обрадована. И очень удивлена, когда он подошел к оператору, который снимал наш фильм, и сказал ему те же самые слова, полные искренней любви и неподдельной сердечности.

Он звал меня «радость моя», он пел и аккомпанировал на гитаре, в тот день он научил меня играть в шашки, и мы играли с ним в шашки пять часов!

Потом он показал мне кассету – черную с золотыми буквами.

–Моя любимая кассета, – сказал он, – я ее часто слушаю.

– А что на ней записано? – я спросила.

Ничего, – ответил Саша.

Я помню, мы сидели и слушали эту кассету. Так он учил меня слушать тишину. А у меня есть такое правило. Я когда встречаю незнакомого человека, особенно если замечаю, что он какой-то особенный, я всегда первым делом смотрю: может ли он меня научить чему-нибудь и... можно ли с ним похохотать?

Кстати, у Саши Нежного с юмором все в порядке. Как-то он со своими друзьями из общины «Вера и Свет»1 отправился в Сокольники покататься на аттракционах. Они сели на качели в большую лодку, лодка стала раскачиваться и подниматься. Саша немного испугался и говорит:

– Я уже не так молод, чтобы кататься на каруселях.

С этими словами он снял с головы кепку и бросил вниз.

– Мужчина! – крикнул он. – Остановите аттракцион, я кепку уронил!

К сожалению, и на него тоже некоторые люди на улице обидно смотрят во все глаза и показывают пальцем. А он шагает – в шортах, полосатой майке, в белой парусиновой кепке и говорит мне:

– О! Как они глядят на меня – как на иностранного туриста!

Я спросила:

– А если б ты встретил в трамвае или на улице какое-нибудь необычное сказочное существо, например, у него был бы глаз во лбу или несколько рук и хвост, как бы ты на него смотрел и что сказал?

Я сказал бы ему хорошие слова, – уверенно ответил Саша.

...Пора, пора закрывать умную и добрую книжку про Джинии и Дракона. А я все гляжу на Пасхальный Холм, куда ушли мама Мэг и папа Стивен – принимать самое главное решение в своей жизни: как быть с новорожденным сэром Оуэном Стивеном Эбботом, которого до сих пор еще никак не зовут. А Джинни просто с ума сходит, ведь мальчик там совсем один, в этой огромной больнице. Что он подумает???

Был ветер и дождь, пока Мэгги и Стивен поднимались вверх по холму. Но бабушкин сад, куда Джинни с Драконом явились на встречу с Драконшей, сиял ярким, чуть не ослепительным светом. Огромная двойная радуга соединяла эти два пространства. Ветер улегся. Вокруг царила тишина. Тишина и ожидание.

Все ждали одного чуда. А приключилось три.

В тот день достопочтенный сэр Оуэн Стивен в доме Эбботов на правах домочадца станцевал свой первый «танец поп»!

Джинни, как ей ни было горько, вернула своего Дракона его законной матери.

А на прощанье со спины Драконши прямо с неба в ладонь Джинни упала чешуйка.

На ней я и написала вам свое письмо.

Ваша – Марина Москвина

______________

1 Международная община «Вера и Свет» появилась во Франции. Ее основатель – Жан Ваньс. Община состоит на треть из умственно-отсталых людей, на треть из их родителей и на треть из друзей. – М.М.