Кладезь
Елена Коптяева
«Моя улица самая, самая…»
|
Елена Ивановна Коптяева –
заведующая библиотекой школы № 2,
участница финала «Библиобраза»
п. Октябрьский, Архангельская обл. |
С того дня, как на Библиотечной
школе услышала о нашем и зарубежном опыте
проектного обучения, горела желанием
попробовать сотворить что-нибудь этакое с детьми
и учителями по всем правилам. Не так уж это
оказалось легко. Хотя тема нашлась сразу.
Воспитательная программа «Отечество»
дает большой простор для проектной деятельности.
Один из этапов работы в программе – исследование
места, где живем: «Мой поселок как он есть».
Идею для проекта «Моя улица самая,
самая…» подала библиотекарь нашей школы,
работающая с начальным звеном. Она предложила
ребятишкам письменно рассказать о своей улице:
что они знают о ее истории, какая она зимой и
летом, что на ней происходит, почему она так
называется. Победителем оказалась девочка,
которая, уж не знаю, в шутку или всерьез, написала,
что название своей улице дала она сама. Работа
была наивная и оригинальная.
Я решила, что подобное исследование
хороший повод для знакомства учащихся среднего
звена с такими источниками информации и
информационными центрами, с которыми им еще не
приходилось сталкиваться: музей, архив, сведения
старожилов, подшивки газет многолетней давности.
А то, что работали мы на пару с учителем
географии, сделало задачу еще объемнее. Ведь мой
проект был рассчитан на шестиклассников, а
именно в этом классе по программе на уроках
географии должно быть выполнено практическое
задание: снять план местности. Вот и измеряли
дети шагами свою собственную улицу, считали дома,
рисовали план улицы на бумаге, при этом делая для
себя массу открытий: как оказалось, эта часть
исследования хотя и трудоемкая, но не самая
сложная.
Выяснилось, что мы единственные, кто
задался вопросом истории названия улиц за все
время, сколько существует поселок Октябрьский. А
он молодой – ему всего 52 года. Нигде – ни в музее,
ни в библиотеке – готовой информации не
обнаружилось. Есть еще архив поселковой
администрации, но детям туда путь заказан. Ну и
кто пойдет копаться в этом архиве? Конечно,
библиотекарь. Сами работники архива за такую
работу не берутся. Хорошо еще, что круг
документов, которые требовалось просмотреть, был
все-таки очерчен: если кто и занимался названиями
улиц, так это поселковый совет. Вот протоколы
заседаний исполкома поселкового совета мне и
были предложены.
А дети тем временем обходили
старожилов выбранных для исследования улиц.
Каждый класс (из двух шестых) взял по три улицы.
Над маленькими улочками трудились небольшие
группки, над большими – несколько групп.
Вопросники для старожилов мы подготовили с
ребятами, а потом напечатали и размножили, чтобы
нашим шестиклассникам удобнее было
разговаривать со взрослыми незнакомыми людьми,
чтобы они поувереннее себя чувствовали. Круг
вопросов касался истории поселка и улицы.
(Хорошо, что мы все-таки сверились с архивом и
нашли достоверные данные. Старожилы ужасно
неточны, а порой и вовсе выдают неверную
информацию.)
Кроме вопросника для сбора сведений у
пожилых людей, мы предложили ребятам еще один,
где ответы необходимо было дать им самим.
С каждой группой в назначенное время я
пришла на соответствующие улицы и
сфотографировала то, что дети посчитали
примечательным.
Так совпало, что освоением метода
проектного обучения в нашей школе начали
заниматься одновременно несколько человек. И это
очень нам помогает. Во-первых, преподаватели
технологий и английского языка ввели эту новацию
в свою работу, во-вторых, я приехала из
Библиотечной школы вдохновленная на подвиги, а
в-третьих, наша очень прогрессивная учительница
биологии и экологии попала по конкурсу на учебу в
Москву: курсы от Ассоциации «Экологическое
образование». Ей удалось стать участницей
программы, связанной с преподаванием предмета
«Устойчивое развитие». Предмет сложный,
рассчитан на старшеклассников, в него входят
элементы психологии, экономики, изучение
управления и экологии, вместе взятых. И все это
базируется на методе проектного обучения.
Поэтому им дали очень подробную методику
проектирования.
На нашем внутришкольном семинаре из ее
лекции я узнала некоторые правила. Если вы
хотите, чтобы ваша программа (проект) была
успешной, объемной и перспективной, в ней должны
присутствовать три аспекта: социальный,
экономический и экологический. И выяснилось, что
чаще всего наши проекты именно социальные, и
только. Может, для всех это и само собой
разумеющееся, а для меня это было полезной
новостью.
И тогда в дополнительный вопросник для
детей были добавлены графы: удобна ли ваша улица
для проживания, украшают ли ее летом клумбы,
много ли деревьев растет на улице и какие именно,
не мешают ли машины и т.п. Кстати, и здесь многих
ожидали открытия. Мало кто ожидал, что кроме
тополей на улицах растут не только березы, но и
ивы, вишни, не говоря уже о рябинах и черемухах. Мы
не замечаем этого в житейской суете. Одна группа,
подытоживая рассказ о своей улице, написала:
самый старый житель – тот-то, самый старый дом –
номер такой-то, самое старое дерево – тополь.
Выяснилось, что на некоторых улицах детям совсем
негде играть, и они пишут: «Вот и играем на
обочине или на дороге, хотя это и опасно».
Возникли, естественно, и проблемы.
Для некоторых опыт общения с пожилыми
людьми оканчивался плачевно, даже не начинаясь.
Детей просто прогоняли.
Для других целой проблемой было: кто
проанализирует все сведения, которые они
коллективно добыли и сведет все в один связный
текст, то есть выдаст тот самый конечный продукт,
который от них ожидают.
Надо сказать, что каждой группе был
выдан еще график всех работ. Конечно, сроки в
результате подрастянулись аж на три недели, но
могло быть и хуже. То есть вместо двух недель
проект осуществлялся пять, а у кого-то и шесть
недель.
После того как все работы были
просмотрены учителем географии и оценены им
должным образом, я напечатала истории улиц на
компьютере, редактируя и дополняя архивными
данными, называя всех детей, участвовавших в
исследовании каждой конкретной улицы. В
администрации добыли план поселка. Отметили на
нем цветными линиями первые шесть улиц, о которых
мы теперь знаем больше всех. Рассказ о каждой
сопровождается фотографиями. Все это – в один
альбом.
Словом, мы положили начало «Книге об
улицах поселка Октябрьский», которая теперь
ежегодно будет пополняться исследованиями новых
шестиклассников. Надеемся, что когда-нибудь к
нашей работе присоединятся учащиеся и другой
школы поселка. Ведь наши дети живут в одном его
конце, а их дети – в другом. Мы бы рассказали им о
наших улицах, а они нам – о своих. Но это – в
перспективе.
А пока мы радуемся своим первым шагам.
Дети получили пятерки по географии, им объявлена
благодарность по школе. Мы будем устраивать
презентацию «Книги» на первом же совместном
мероприятии для 5–6-х классов, напишем о ней в
школьную газету, в районную газету.
Книга и теперь в библиотеке испытывает
на себе всеобщий интерес. А теперь о ней знаете и
вы.
А в архив нас с детьми пустят на
экскурсию только в мае. Там строго. |