Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004


КОЛЛЕГИ ПО ШКОЛЕ

Кладезь

Елена Коптяева

«Моя улица самая, самая…»

Елена Ивановна Коптяева –
заведующая библиотекой школы № 2,
участница финала «Библиобраза»
п. Октябрьский, Архангельская обл.

С того дня, как на Библиотечной школе услышала о нашем и зарубежном опыте проектного обучения, горела желанием попробовать сотворить что-нибудь этакое с детьми и учителями по всем правилам. Не так уж это оказалось легко. Хотя тема нашлась сразу.

Воспитательная программа «Отечество» дает большой простор для проектной деятельности. Один из этапов работы в программе – исследование места, где живем: «Мой поселок как он есть».

Идею для проекта «Моя улица самая, самая…» подала библиотекарь нашей школы, работающая с начальным звеном. Она предложила ребятишкам письменно рассказать о своей улице: что они знают о ее истории, какая она зимой и летом, что на ней происходит, почему она так называется. Победителем оказалась девочка, которая, уж не знаю, в шутку или всерьез, написала, что название своей улице дала она сама. Работа была наивная и оригинальная.

Я решила, что подобное исследование хороший повод для знакомства учащихся среднего звена с такими источниками информации и информационными центрами, с которыми им еще не приходилось сталкиваться: музей, архив, сведения старожилов, подшивки газет многолетней давности. А то, что работали мы на пару с учителем географии, сделало задачу еще объемнее. Ведь мой проект был рассчитан на шестиклассников, а именно в этом классе по программе на уроках географии должно быть выполнено практическое задание: снять план местности. Вот и измеряли дети шагами свою собственную улицу, считали дома, рисовали план улицы на бумаге, при этом делая для себя массу открытий: как оказалось, эта часть исследования хотя и трудоемкая, но не самая сложная.

Выяснилось, что мы единственные, кто задался вопросом истории названия улиц за все время, сколько существует поселок Октябрьский. А он молодой – ему всего 52 года. Нигде – ни в музее, ни в библиотеке – готовой информации не обнаружилось. Есть еще архив поселковой администрации, но детям туда путь заказан. Ну и кто пойдет копаться в этом архиве? Конечно, библиотекарь. Сами работники архива за такую работу не берутся. Хорошо еще, что круг документов, которые требовалось просмотреть, был все-таки очерчен: если кто и занимался названиями улиц, так это поселковый совет. Вот протоколы заседаний исполкома поселкового совета мне и были предложены.

А дети тем временем обходили старожилов выбранных для исследования улиц. Каждый класс (из двух шестых) взял по три улицы. Над маленькими улочками трудились небольшие группки, над большими – несколько групп. Вопросники для старожилов мы подготовили с ребятами, а потом напечатали и размножили, чтобы нашим шестиклассникам удобнее было разговаривать со взрослыми незнакомыми людьми, чтобы они поувереннее себя чувствовали. Круг вопросов касался истории поселка и улицы. (Хорошо, что мы все-таки сверились с архивом и нашли достоверные данные. Старожилы ужасно неточны, а порой и вовсе выдают неверную информацию.)

Кроме вопросника для сбора сведений у пожилых людей, мы предложили ребятам еще один, где ответы необходимо было дать им самим.

С каждой группой в назначенное время я пришла на соответствующие улицы и сфотографировала то, что дети посчитали примечательным.

Так совпало, что освоением метода проектного обучения в нашей школе начали заниматься одновременно несколько человек. И это очень нам помогает. Во-первых, преподаватели технологий и английского языка ввели эту новацию в свою работу, во-вторых, я приехала из Библиотечной школы вдохновленная на подвиги, а в-третьих, наша очень прогрессивная учительница биологии и экологии попала по конкурсу на учебу в Москву: курсы от Ассоциации «Экологическое образование». Ей удалось стать участницей программы, связанной с преподаванием предмета «Устойчивое развитие». Предмет сложный, рассчитан на старшеклассников, в него входят элементы психологии, экономики, изучение управления и экологии, вместе взятых. И все это базируется на методе проектного обучения. Поэтому им дали очень подробную методику проектирования.

На нашем внутришкольном семинаре из ее лекции я узнала некоторые правила. Если вы хотите, чтобы ваша программа (проект) была успешной, объемной и перспективной, в ней должны присутствовать три аспекта: социальный, экономический и экологический. И выяснилось, что чаще всего наши проекты именно социальные, и только. Может, для всех это и само собой разумеющееся, а для меня это было полезной новостью.

И тогда в дополнительный вопросник для детей были добавлены графы: удобна ли ваша улица для проживания, украшают ли ее летом клумбы, много ли деревьев растет на улице и какие именно, не мешают ли машины и т.п. Кстати, и здесь многих ожидали открытия. Мало кто ожидал, что кроме тополей на улицах растут не только березы, но и ивы, вишни, не говоря уже о рябинах и черемухах. Мы не замечаем этого в житейской суете. Одна группа, подытоживая рассказ о своей улице, написала: самый старый житель – тот-то, самый старый дом – номер такой-то, самое старое дерево – тополь. Выяснилось, что на некоторых улицах детям совсем негде играть, и они пишут: «Вот и играем на обочине или на дороге, хотя это и опасно».

Возникли, естественно, и проблемы.

Для некоторых опыт общения с пожилыми людьми оканчивался плачевно, даже не начинаясь. Детей просто прогоняли.

Для других целой проблемой было: кто проанализирует все сведения, которые они коллективно добыли и сведет все в один связный текст, то есть выдаст тот самый конечный продукт, который от них ожидают.

Надо сказать, что каждой группе был выдан еще график всех работ. Конечно, сроки в результате подрастянулись аж на три недели, но могло быть и хуже. То есть вместо двух недель проект осуществлялся пять, а у кого-то и шесть недель.

После того как все работы были просмотрены учителем географии и оценены им должным образом, я напечатала истории улиц на компьютере, редактируя и дополняя архивными данными, называя всех детей, участвовавших в исследовании каждой конкретной улицы. В администрации добыли план поселка. Отметили на нем цветными линиями первые шесть улиц, о которых мы теперь знаем больше всех. Рассказ о каждой
сопровождается фотографиями. Все это – в один альбом.

Словом, мы положили начало «Книге об улицах поселка Октябрьский», которая теперь ежегодно будет пополняться исследованиями новых шестиклассников. Надеемся, что когда-нибудь к нашей работе присоединятся учащиеся и другой школы поселка. Ведь наши дети живут в одном его конце, а их дети – в другом. Мы бы рассказали им о наших улицах, а они нам – о своих. Но это – в перспективе.

А пока мы радуемся своим первым шагам. Дети получили пятерки по географии, им объявлена благодарность по школе. Мы будем устраивать презентацию «Книги» на первом же совместном мероприятии для 5–6-х классов, напишем о ней в школьную газету, в районную газету.

Книга и теперь в библиотеке испытывает на себе всеобщий интерес. А теперь о ней знаете и вы.

А в архив нас с детьми пустят на экскурсию только в мае. Там строго.