Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 02 (14) · Вкладка в «БШ» № 3 (111) · 1–15 февраля 2004 года

БиблиОбраз

Ирина Дейнеко

Методист + библиотекарь = победа

Как мы готовились к «БиблиОбразу»

До сих пор мы еще переживаем и обдумываем
прошедший конкурс «БиблиОбраз». Через два года –
следующий. Всякий конкурс – немножко лотерея.
Но тот, кто готовится к нему системно и не в одиночку, имеет больше шансов.
О своей методике подготовки конкурсантов рассказывает методист, готовившая одну из победительниц.

Ирина Васильевна Дейнеко –
руководитель информационно-методического центра УО

Татьяна Васильевна Конных –
зав. библиотекой школы № 4
г. Лесосибирск Красноярского края

Год 2003-й запомнится школьным библиотекарям страны как год рождения Всероссийского конкурса «БиблиОбраз». До сих пор он продолжает волновать сердца специалистов библиотечного дела, и, вероятно, покоя всем нам теперь ждать не придется. Не за горами следующий конкурсный виток, новые волнения, переживания, вопросы, неожиданности, разочарования, победы и поражения.

К финальному этапу конкурса каждый из его участников шел по-разному, разными были наши старты, разными были и финишные прямые.

Об этом, например, свидетельствуют письма коллег, Ольги Степаньковой и Марины Вдовиной, в нашу газету. С болью в сердце прочитала в них о том, как этим библиотекарям пришлось в одиночку преодолевать трудности подготовительного этапа работы. Как жаль, что такой интересный и важный конкурс оставил в душах коллег только досаду и разочарование. Так хочется крикнуть на всю страну: «А-у, методисты, где же вы?!» Почему библиотекарь остался один на один с конкурсными проблемами? Почему многие методисты стали только сторонними наблюдателями или в лучшем случае «перевалочной» базой уже готовых конкурсных документов? Уважаемые коллеги, это в ваших должностных инструкциях прописано методическое сопровождение библиотечной деятельности, так где же оно? Почему справку из 10 листов пишут сами библиотекари, ведь в ней должен содержаться аналитический материал о деятельности школьной библиотеки, который грамотно и компетентно должен представить именно руководитель, методист. Только он может профессионально диагностировать и обобщить работу специалиста на уровне школы и региона, вычленить самые интересные и яркие моменты в деятельности библиотеки, определить ее инновационные особенности и оригинальность. Он должен стать инициатором, руководителем и помощником на подготовительном этапе конкурса. А вот библиотекарь готовит творческие приложения к справке: фотоальбомы, программы, проекты, сценарии, образцы издательской продукции, если таковая существует.

Вот уже шесть лет я курирую деятельность восемнадцати школьных библиотек города. О том, как мы готовились к конкурсу, – статья сегодня. Всю нашу подготовку я условно подразделяю на несколько этапов.

Этап 1. Изучение документов
о конкурсе и определение нашей стратегии

С положением о конкурсе я впервые познакомилась на страницах «Библиотеки в школе». Взяла этот документ домой и вечером внимательно его изучила, обдумала нашу дальнейшую работу, определяя те моменты, на которые необходимо особо обратить внимание и свое, и библиотекарей. На следующий день звоню в край с вопросом о том, когда мы сможем получить региональное положение? Ответ – оно в стадии разработки, пока готовьтесь по опубликованному варианту, так как основные позиции конкурса там прописаны.

На ближайшем совещании библиотекарей определяем возможные варианты проведения конкурса в нашем городе. Сразу пришли к единому мнению: конкурс на муниципальном уровне не проводим, выдвигаем участника на край голосованием. Единодушно решили, что им станет заведующая библиотекой школы № 4 Татьяна Васильевна Конных. Хочу признать, что другого выбора и не могло быть: на протяжении многих лет она во всем и всегда лидер нашего библиотечного сообщества. Творчески одаренная, неугомонная, открытая, влюбленная в книги, детей и работу, ищущая, не похожая ни на кого, источник новых мыслей и идей, инициатор и заводила, вот такая
она – наша избранница. Я была уверена в том, что Татьяна Васильевна не только не откажется от участия в конкурсе, но и с азартом возьмется за новое дело! Тем более что наша задача заключалась только в одном – успеть собрать весь материал воедино, систематизировать его, отредактировать и представить на суд конкурсного жюри. А наработанного материала было предостаточно, знай отбирай и оформляй.

Этап 2. Выбор номинации
и модели

Конкурсную номинацию определили вместе с Татьяной Васильевной сразу, так как остальные нам просто по профилю не подходили. А вот с моделью пришлось поразмышлять. Татьяна Васильевна – человек разносторонний, многие направления работы у нее получаются хорошо. Сначала мы выбрали два: развитие творческих способностей читателей или информационная поддержка учебно-воспитательного процесса (УВП) школы.

И все-таки остановились на последнем. Это направление более актуально, ново, и в нем у библиотекаря есть хорошее движение вперед в результате обучения в краевом отделении Федерации интернет-образования (ФИО). В связи с этим появились инновационные формы работы: руководство проектной группой ребят на ГНПК, создание библиотечного сайта, издательская деятельность библиотеки, участие с детьми в интернет-фестивале «Умник», создание мультимедиапродуктов, поддержка дистанционных олимпиад школьников. Об этой деятельности и хотелось рассказать в наших конкурсных материалах.

Этап 3. Подготовка
конкурсных документов

Во время подготовки печатных и электронных материалов мы постоянно встречались с Татьяной Васильевной или созванивались. Это происходило так:

– сначала провели своеобразный мозговой штурм по выявлению лучшего наработанного опыта, систематизировали его, провели ранжирование, отбросили ненужное, составили перечень оставшихся материалов, которые необходимо обрабатывать и печатать;

– определили круг обязанностей каждого из нас: методист работает над справкой (ее содержание определялось положением); библиотекарь обрабатывает свой опыт на бумажных и электронных носителях, готовит творческие приложения; компьютерную верстку делали программисты ГОРОО.

Встречались два раза в неделю, для того чтобы обсудить полученные данные, что-то поправить, убрать, внести коррективы. Уже готовые тексты встраивали в модели, схемы, тематические блоки. Когда все документы были готовы, мы с Татьяной Васильевной еще раз все прочли, отредактировали и направили в краевой оргкомитет конкурса.

Этап 4. Работа над презентацией

Через некоторое время мы получили известие о том, что библиотека школы № 4 стала победителем на краевом заочном этапе конкурса в номинации «Диалог». Перед нами встала еще одна задача – публичная презентация (защита) избранной модели. По условиям нашей номинации она должна быть с использованием компьютерных технологий. Общими усилиями определили содержание презентации. Компьютерное сопровождение библиотекарь готовила сама.

Этап 5. Краевой конкурс.
Всероссийский этап

На конкурс в край мы выезжали вместе. Татьяна Васильевна публично представляла свою модель, я помогала в части компьютерного сопровождения. В мае 2003 года мы узнали о том, что приглашены в Москву на финальный этап Всероссийского конкурса. И снова библиотекарь и методист рядом, готовим общее выступление и презентацию. Мое выступление – общие сведения о библиотеке и библиотекаре, обобщение ее опыта (3 мин), у Татьяны Васильевны – основное содержание (7 мин).

Итог нашей совместной деятельности – 2-е место в номинации. Вероятно, это не случайно! Только в тесном сотрудничестве появится значимый результат. Библиотекарь и методист, дополняя друг друга, делали одно общее дело, которое направлено на качественное информационно-библиотечное сопровождение УВП в школе.

В таком единении рождаются новые идеи и проекты, новые формы и технологии работы. За самыми смелыми идут другие, вдохновляясь и развивая свою интересную и творческую деятельность. Подобные конкурсы вспоминаются не только их результатами, но и творческим поиском на подготовительном этапе, нашими встречами, обсуждениями, спорами, успешными решениями, которые всегда сопровождаются крепким чаем или чашечкой кофе и, конечно, с чем-нибудь сладеньким. Мы обе получали истинное удовольствие от общения, от совместной работы.

Общая схема подготовки

Предлагаю коллегам-методистам своеобразную памятку по подготовке к конкурсу.

– Очень внимательно изучить Положение, определить по нему свою нишу.

– Организовать производственное совещание со школьными библиотекарями и определиться с тем, как будет проходить конкурс на вашей территории.

– Если библиотекари все же решили не проводить конкурс, то – суметь так заинтересовать библиотекарей участием в конкурсе, чтобы они с удовольствием за это взялись: нельзя вовлекать специалиста в деятельность против его воли.

– Выбрать библиотеку-участницу.

– Провести диагностику деятельности библиотеки – участницы следующего тура или победителя местного конкурса.

– Выбрать модель работы библиотеки, которую будете выставлять на конкурс.

– Сформировать команду, которая будет сопровождать конкурсную подготовку.

– Распределить роли между методистом и библиотекарем.

– Обдумать содержание справки (профессионально и лаконично ее «упаковать»).

– Справка должна быть методически выверена, содержать в себе не только опыт работы библиотеки, но и результаты ее деятельности. Хорошо бы свернуть их в схемы, таблицы, диаграммы: такая информация легче воспринимается при чтении.

– Продумать вместе с библиотекарем набор приложений: это должен быть не полный отчет о работе, а опыт именно инновационной деятельности библиотеки, той, что выделяет ее, делает авторской, непохожей на других.

– Приложения должны быть разными по форме и содержанию.

– Обязательно регулярное совместное обсуждение полученных результатов.

– Основные «выжимки» содержания модели должны составить основу презентации на очном туре конкурса.

– Подготовить компьютерное сопровождение презентации модели.

– Методист должен быть активным участником и устной защиты модели, если позволяют условия конкурса.

– Все вопросы по взаимодействию с региональным оргкомитетом должен взять на себя методист (уточнение параметров по Положению, выяснение спорных вопросов, вопросов на уточнение и понимание, отправка документов и т.д.).

Уже сейчас мы с коллегами продумываем работу по подготовке к следующему конкурсу «БиблиОбраз». Каким он будет? С нетерпением ждем от оргкомитета нового положения, оно необходимо именно сейчас, а не через год, потом будет поздно. Необходимо определиться с номинациями, от этого зависит первый этап и выбор библиотек-участниц. Сегодня в городе готовы принять участие в конкурсе и другие наши коллеги. Но время идет, а регламентирующего документа до сих пор нет. Обращаемся через нашу газету к Центру развития русского языка с просьбой ускорить разработку положения.

Мы должны научиться делать все так хорошо, как только можем.

Карл Раймунд Поппер, австралийский философ