Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004


МЕТОДИЧЕСКИЙ ДЕНЬ
Выпуск 02 (14) · Вкладка в «БШ» № 3 (111) · 1–15 февраля 2004 года

Школа выживания

Ольга Козлова, Дмитрий Растимешин

Предельная нагрузка
и надбавка для стимула

Дмитрий Владимирович Растимешин –
эксперт Московской городской думы

Ольга Викторовна Козлова –
председатель секции школьных библиотек РБА

Какими нормативными актами регулируется предельная нагрузка на школьного библиотекаря за ставку заработной платы?

Важнейшим документом, регламентирующим деятельность школьных библиотек, являются Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные постановлением Минтруда РФ № 6 от 3 февраля 1997 года. Указанные нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, предназначены для определения штатной численности работников библиотек, планирования работ и выдачи нормированных заданий, рекомендуются для применения в библиотеках независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе и для школьных библиотек. В основу разработки норм времени положены данные изучения и анализа законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность библиотек, нормативные документы библиотек и информационных учреждений РФ, Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда, статистические данные, результаты фотохронометражных и моментных наблюдений, экспертные оценки. Нормы установлены на следующие направления деятельности работников библиотек: комплектование и учет библиотечного фонда; библиотечная обработка документов; обеспечение сохранности фонда; обслуживание читателей и межбиблиотечный абонемент; массовая, справочная и информационно-библиографическая работа; перевод и переработка печатных текстов с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки; исследовательская, методическая и научно-организационная работа; редактирование рукописей; работа по организации труда и управлению. Нормы учитывают особенности работы в автоматизированном режиме. Нормы времени установлены в часах на единицу измерения. На работы по разработке программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист. В нормах учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% от оперативного времени. В ряде случаев к нормам времени приведены поправочные коэффициенты. В приложениях к указанному постановлению приведена таблица для определения авторского листа в печатных знаках и пример расчета численности работников библиотеки.

Обязательно ли для директора школы установление подчиненным доплат и надбавок стимулирующего характера ?

Основанием для планирования образовательным учреждениям средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты по-прежнему является распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.92 № 1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25 процентов фонда оплаты труда.

В 1992/93 учебном году вопросы, связанные с установлением доплат, надбавок и других стимулирующих выплат, были переданы на решение непосредственно в учреждения бюджетной сферы. Минобразования России в письме от 09.04.93 № 67-М предложило органам управления образованием планировать средства на эти цели в том же соотношении и при тарификации на последующие учебные годы. Указанное письмо Минобразования России сроками действия не ограничено.

С отменой конкретных размеров доплат для удобства планирования расходов на эти цели для каждого учреждения установлено в процентах соотношение:

– тарифного фонда (т.е. фонда на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.);

– и надтарифного (дополнительного) фонда (на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда.

Если образовательные учреждения имели право на максимальный надтарифный фонд (т.е. 25% фонда оплаты труда), то на тарифный фонд будет приходиться 75% фонда оплаты труда.

При повышении ставок заработной платы и должностных окладов фонд заработной платы, включая надтарифный, должен индексироваться на коэффициент повышения.

Указанная позиция отражена в том числе в письме Минобразования РФ от 3 марта 1995 года № 16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования».

Дмитрий Растимешин

Не устарели ли следующие документы: «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках», Приказ и письмо Министерства образования РФ о доплатах и надбавках работникам учреждений образования?

В школе 55 комплект-классов. По штатному расписанию числятся три ставки: заведующий библиотекой и 2 библиотекаря. Работали фактически вдвоем, одну ставку делили поровну. С приходом нового директора эту ставку передали лаборанту, работающему по совместительству секретарем. Имел ли на это право директор школы?

Документы, о которых Вы спрашиваете, конечно, не устарели и никем не отменялись. Другое дело, что они слабо применяются на практике относительно библиотечных работников образовательных учреждений.

Ответ на Ваш вопрос о передаче ставки 11-го разряда лаборанту, к сожалению, не утешителен: Типовые штаты общеобразовательных школ, рекомендованные письмом Министерства просвещения СССР 1987 года, предусматривают наличие в вашей школе трех ставок. Однако закон «Об образовании», содержит статью 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», в которой прописано, что к компетенции образовательного учреждения относится : «9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей». Директор имеет право на изменения штатного расписания и перераспределение ставок. Он же несет ответственность за качество такого перераспределения и за его соответствие установкам тарифно-квалификационных характеристик работников образования.

К компетенции образовательного учреждения также относится: «11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров премирования». Если у администрации школы есть материальные возможности и желание стимулировать работников, оно производит соответствующие доплаты, надбавки, премирование. Без достаточных средств выполнять благие приказы и пожелания правительства еще никому не удавалось.

Ольга Козлова