|
||
Какими нормативными актами регулируется предельная нагрузка на школьного библиотекаря за ставку заработной платы? Важнейшим документом, регламентирующим деятельность школьных библиотек, являются Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные постановлением Минтруда РФ № 6 от 3 февраля 1997 года. Указанные нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках, предназначены для определения штатной численности работников библиотек, планирования работ и выдачи нормированных заданий, рекомендуются для применения в библиотеках независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм, в том числе и для школьных библиотек. В основу разработки норм времени положены данные изучения и анализа законодательных и нормативно-методических документов, регламентирующих деятельность библиотек, нормативные документы библиотек и информационных учреждений РФ, Положение о порядке разработки нормативных материалов для нормирования труда, статистические данные, результаты фотохронометражных и моментных наблюдений, экспертные оценки. Нормы установлены на следующие направления деятельности работников библиотек: комплектование и учет библиотечного фонда; библиотечная обработка документов; обеспечение сохранности фонда; обслуживание читателей и межбиблиотечный абонемент; массовая, справочная и информационно-библиографическая работа; перевод и переработка печатных текстов с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки; исследовательская, методическая и научно-организационная работа; редактирование рукописей; работа по организации труда и управлению. Нормы учитывают особенности работы в автоматизированном режиме. Нормы времени установлены в часах на единицу измерения. На работы по разработке программ, методик, библиографических пособий за единицу измерения принят один документ или один авторский лист. В нормах учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности в размере 10% от оперативного времени. В ряде случаев к нормам времени приведены поправочные коэффициенты. В приложениях к указанному постановлению приведена таблица для определения авторского листа в печатных знаках и пример расчета численности работников библиотеки. Обязательно ли для директора школы установление подчиненным доплат и надбавок стимулирующего характера ? Основанием для планирования образовательным учреждениям средств на надбавки стимулирующего характера и доплаты по-прежнему является распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.92 № 1037-р, в соответствии с которым эти средства не должны превышать 25 процентов фонда оплаты труда. В 1992/93 учебном году вопросы, связанные с установлением доплат, надбавок и других стимулирующих выплат, были переданы на решение непосредственно в учреждения бюджетной сферы. Минобразования России в письме от 09.04.93 № 67-М предложило органам управления образованием планировать средства на эти цели в том же соотношении и при тарификации на последующие учебные годы. Указанное письмо Минобразования России сроками действия не ограничено. С отменой конкретных размеров доплат для удобства планирования расходов на эти цели для каждого учреждения установлено в процентах соотношение: – тарифного фонда (т.е. фонда на оплату работников по штатному расписанию и по тарификации с учетом компенсационных (обязательных) выплат за условия труда, отклоняющиеся от нормальных: повышения ставок (окладов) за работу в сельской местности, за работу в учреждениях для детей с отклонением в развитии или нуждающихся в длительном лечении; доплат за вредные условия труда, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и т.п.); – и надтарифного (дополнительного) фонда (на установление надбавок за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, а также на оплату дополнительных видов работ, т.е. доплат за: классное руководство, проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника), который не должен превышать 25 процентов фонда оплаты труда. Если образовательные учреждения имели право на максимальный надтарифный фонд (т.е. 25% фонда оплаты труда), то на тарифный фонд будет приходиться 75% фонда оплаты труда. При повышении ставок заработной платы и должностных окладов фонд заработной платы, включая надтарифный, должен индексироваться на коэффициент повышения. Указанная позиция отражена в том числе в письме Минобразования РФ от 3 марта 1995 года № 16-М «О формировании средств на установление доплат и надбавок работникам учреждений образования». Дмитрий Растимешин Не устарели ли следующие документы: «Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках», Приказ и письмо Министерства образования РФ о доплатах и надбавках работникам учреждений образования? В школе 55 комплект-классов. По штатному расписанию числятся три ставки: заведующий библиотекой и 2 библиотекаря. Работали фактически вдвоем, одну ставку делили поровну. С приходом нового директора эту ставку передали лаборанту, работающему по совместительству секретарем. Имел ли на это право директор школы? Документы, о которых Вы спрашиваете, конечно, не устарели и никем не отменялись. Другое дело, что они слабо применяются на практике относительно библиотечных работников образовательных учреждений. Ответ на Ваш вопрос о передаче ставки 11-го разряда лаборанту, к сожалению, не утешителен: Типовые штаты общеобразовательных школ, рекомендованные письмом Министерства просвещения СССР 1987 года, предусматривают наличие в вашей школе трех ставок. Однако закон «Об образовании», содержит статью 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», в которой прописано, что к компетенции образовательного учреждения относится : «9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей». Директор имеет право на изменения штатного расписания и перераспределение ставок. Он же несет ответственность за качество такого перераспределения и за его соответствие установкам тарифно-квалификационных характеристик работников образования. К компетенции образовательного учреждения также относится: «11) установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров премирования». Если у администрации школы есть материальные возможности и желание стимулировать работников, оно производит соответствующие доплаты, надбавки, премирование. Без достаточных средств выполнять благие приказы и пожелания правительства еще никому не удавалось. Ольга Козлова |