Наша школа
Людмила Сухова
Знакомьтесь. Курс второй
ПРИЕХАЛИ!
Второй
курс. (Надо поставить точку? А может быть,
восклицательный или вопросительный знаки?
Многоточие? Двоеточие?) Или так: второй курс, а за
ним и... Давайте лучше полистаем подшивки газет.
Весна 2001 года. Первая Библиотечная
школа. (кто знал тогда, что будет вторая, третья?)
Мы только обещали, что еще не однажды вернемся к
этой теме, – Библиотечная школа. Перечитывали
попурри на школьно-библиотечные темы, и
развеселило нас редакционное послесловие: идеи,
предложения, замечания повторялись. «Почему-то
многие писали о втором приезде на нашу Школу как
о чем-то само собой разумеющемся... Мы мечтаем об
осенней школе для тех, кто не попал на эту, ищем
деньги на ее проведение. А второй курс... На это
ведь нужны не только деньги, но и силы... и газета
должна выходить как всегда. Что-то мы не понимаем,
как все успеть. А хочется!»
Мечтали об осенней школе? Пожалуйста,
вторая Библиотечная школа: «Какие же мы все
разные!»; «А потом закричать себе “Браво!”»,
«Прививка от одиночества и беззащитности»;
«Домой, и с переменами»; «Что, опять новые идеи
будем расхлебывать?». (Вы, конечно, поняли, это –
попытка обзора осенней сессии.)
А потом... опять весна, и 65 часов жизни и
творчества в третьей Библиотечной школе. А там? А
там – выпускница и участница «Бш» в шкуре
преподавателей... и опять «греет надежда
увидеться вновь на школе второй ступени».
Приехали!
Мы, конечно, вас ждали. После
объявления о втором курсе, вопрос «кто захочет
приехать» сменился на «кто сможет?». Тамара
Николаевна, наш самый ответственный секретарь,
звонила (всем!) выпускникам первых трех школ. Что
ответили?
Не хотят учиться дальше (по разным
причинам, в том числе смена работы и
специальности) – 4 человека. А остальные – 63
человека – хотят! И даже очень!
Заявки-подтверждения и бесконечные
телефонные звонки сыпались на наши головы всю
осень, а зимой снежным комом покатились проблемы:
не оплачивают командировку, спонсоры отказали в
помощи... И опять телефон в редакции не умолкал до
позднего вечера. Директорам школ, начальникам
разных управлений, мужьям звонила Тамара
Николаевна.
(Забегая вперед, скажем: в анкете,
заполненной в первый учебный день, была такая
запись: «Тамара Николаевна – вы организационный
гений! Не оставляете без внимания ни одной
пустяковой просьбы. Преклоняюсь и благодарю!»)
У многих все упиралось в деньги, вернее
– в их отсутствие. А еще, как на грех, эпидемия
гриппа.
Но несмотря на вьюги и вирусы, на
бухгалтерские сметы, где нет графы «командировка
для библиотекаря», к нам приехали:
Ирина Викторовна Александрова, г.
Заозерск Мурманской области, средняя школа № 288.
Галина Александровна Баранова, г.
Тверь, экспериментальная общеобразовательная
школа (родительская).
Лидия Вадимовна Бедрова, г. Липецк,
школа № 55.
Любовь Михайловна Брюхова, г.
Новоуральск Свердловской области, школа № 55.
Лилия Ивановна Бургар, г.
Волгодонск Ростовской области, НОУ «Шанс».
Людмила Евгеньевна Воронова, Москва,
школы № 704, 698.
Анна Петровна Глижинская, г.
Вихоревка Братского района Иркутской области,
школа-интернат № 3.
Ольга Николаевна Ищенко, г.
Переславль-Залесский Ярославской области,
гимназия.
Татьяна Кимовна Кантур, п/о
Первомайское Ленинградского района
Краснодарского края, средняя школа № 7.
Раиса Кирилловна Клюкина, г.
Славянск-на-Кубани Краснодарского края, школа №
18.
Ирина Владимировна Ключко, г.
Кисловодск Ставропольского края, средняя
общеобразовательная школа № 1.
Елена Ивановна Коптяева, п.
Октябрьский Устьянского района Архангельской
области, школа № 2.
Галина Михайловна Коскина, г.
Тобольск Тюменской области, школа-интернат для
детей-сирот.
Елена Ивановна Макарова, Москва,
школа № 1302.
Наталья Владимировна Маршева, г.
Киров Калужской области, школа-интернат для
глухих детей.
Рауза Ахметовна Муменбаева, г.
Алматы, Казахстан, школа № 15.
Татьяна Владимировна Пантюхова, г.
Нижний Новгород, медико-экологический лицей № 28.
Татьяна Вячеславовна Парвани, г.
Северодвинск Архангельской области, Ягринская
гимназия.
Светлана Владимировна Сироткина, г.
Оленегорск Мурманской области,
общеобразовательная школа № 13.
Ольга Николаевна Степанькова, станица
Динская Краснодарского края, средняя школа № 3.
Тамара Вениаминовна Сутягина, пос.
Сумкино, г. Тобольск Тюменской области, школа № 6.
К сожалению, и на второй курс многие
приехали за свой счет. Мы, конечно, восторгаемся,
но... со слезами на глазах.
СОМОФОРЫ
Первый день. Сели все за одним столом,
вроде как и вместе, но на три группы сразу
разделились: это – первая школа, это – вторая, а
это – третья. А тут сразу вопрос: «А что у вас?
Какие события произошли в вашей жизни после
первого курса Библиотечной школы?» Ольга
Константиновна Громова, организатор
Библиотечной школы, начала с себя, а потом – все
по кругу. Рассказывали о победах и проблемах на
работе, о событиях семейных.
Сергей Заир-Бек проводит
проектировочный семинар
Вот все и перезнакомились!
И вот уже мы все софоморы*.
Познакомились и даже составили
коллективный (читай – семейный) портрет. От
первого курса до второго: мы сыграли три свадьбы
и отпраздновали четыре юбилея, появились четыре
очаровательных внука, восемь наших детей
получили аттестаты и дипломы, большую семью
радуют две собаки и восемь косолапых щенков.
А еще среди значительных событий
отметили-упомянули:
– международные конференции и поездки
в Англию, США, Австрию;
– конференции РБА и встречи в Крыму;
– фестиваль школьных библиотек
«БиблиОбраз»;
– тринадцать раз (по разным поводам) мы
вспомнили директоров, а один среди нас – сам
директор;
– пятнадцать раз – семинары и
конкурсы;
– шесть раз отметили успехи в
реализации технологии «Развитие критического
мышления через чтение и письмо»;
– двадцать три раза – Библиотечную
школу «Первого сентября»;
– а еще встречи, письма, переезды...
ЧЕТЫРЕ ПАРЫ
КЗОТ старались не нарушать, ежедневно
в расписании было по 4 пары, но 5-е пары
организовывались сами собой (по собственному
желанию).
В сертификате участника второго курса
«БШ» при подсчете количества часов в графе
«итого» получилась внушительная сумма – 84.
84 часа по программе. А в программе:
– развитие критического мышления
через чтение и письмо: новые технологии и приемы,
в том числе формирование профессионального
портфолио;
– работа с профессиональным местным
сообществом;
– ценностные ориентации и
предпочтения современной учащейся молодежи;
– цели, задачи и проблемы
предпрофильного и профильного образования;
– теория и практика проектного
обучения;
– проектирование совместных программ
школьной библиотеки и местного сообщества по
привлечению к чтению: российский и зарубежный
опыт;
– новые информационные технологии, в
том числе технология и особенности библиотечной
презентации;
– школьная библиотека как открытая
система: принцип распахнутого пространства;
– место школьной библиотеки в
библиотечном и местном сообществе.
А еще проектирование проблемных
уроков и разработка своих проектов, технология
подиум-дискуссии и выездные дни: занятия во
Всероссийской государственной библиотеке
иностранной литературы им. М.И. Рудомино, ЦГДБ им.
А.Гайдара, НПО «Школа самоопределения»
(проектное обучение в действии, модернизация
школьной библиотеки в медиаинформационный
центр) и в издательстве «Просвещение». Там тоже
подготовили для нас специальную программу:
– основные направления работы
издательства «Просвещение» в свете модернизации
образования;
– новые учебные картографические
пособия серии «Сферы»;
– формирование библиотечного
информационного пространства на основе
электронных изданий компании
«Просвещение–МЕДИА».
Кроме работы были еще и подарки от
издательства – в фирменных пакетах каталоги
учебной литературы по всем предметам,
еженедельники и ручки с логотипом «Просвещение».
А из нового фирменного магазина
хотелось отправлять посылки и бандероли с
книгами.
На вопросы анкеты этого дня отвечали
лаконично.
«Оправдал ли ваши ожидания
сегодняшний рабочий день?»
– Да! Да! Да!
– Оправдал. Очень понравилось в
издательстве «Просвещение». Чудесные люди,
великолепная выставка, интересные презентации.
– Более чем.
– Да, очень. Огорчает одно: нет денег на
покупку всего этого многообразия.
От себя добавим: кроме проведенного
семинара, организованной поездки в магазин
«Просвещение» и подарков руководители
издательства помогли некоторым нашим слушателям
с оплатой командировочных расходов. Кому-то
оплатили проживание в гостинице, кому-то проезд в
Москву.
Много раз мы слышали от участников БШ:
«Передайте, пожалуйста, всем сотрудникам
издательства “Просвещение” слова
благодарности и низкий поклон».
А редакционный курьер доставил в
«Просвещение» такое послание.
Благодарность
от участников и организаторов Библиотечной
школы «Первого сентября»
Дорогие коллеги, сотрудники
издательства «Просвещение»!
Сердечно благодарим вас за
спонсорскую помощь, оказанную участникам
Библиотечной школы «Первого сентября», а также
за теплый прием в стенах вашего издательства, за
высокопрофессиональные презентации материалов
и блестящую организацию встречи.
Руководитель Библиотечной школы
«Первого сентября»,
главный редактор газеты «Библиотека в школе»
Ольга Громова
Все участники Библиотечной школы
«Первого сентября» (подписи)
Благодарственные письма слушатели
школы отправили во Всероссийскую
государственную библиотеку иностранной
литературы и Центральную городскую детскую
библиотеку им. Аркадия Гайдара.
ДЕЛАЕМ ГАЗЕТУ ВМЕСТЕ
Это была особая часть программы. Мы
предложили участникам школы создать своими
силами реальный номер газеты. Анализировали
структуру и принципы формирования, требования к
материалу. Разбивались на группы по интересам в
соответствии с основными содержательными
блоками.
Если тебе подкинули
идею – переделай ее
под себя.
Из лозунгов
второго курса БШ |
Все две недели группы
разрабатывали свою стратегию и тактику. И в
последний день представили проекты своих блоков.
Поработали блестяще! Получилось не просто
содержание одного будущего номера, но и
комплексная программа развития газеты. Теперь мы
ждем готовых материалов, и реальный номер вы
увидите, вероятно, весной.
Разумеется, библиотечной таксе
Людмиле Вороновой достались «Разговоры после
уроков». И она решила, что это будут разговоры
после уроков в Библиотечной школе.
Зажгли свечи. И стали читать под
музыку, молча каждый для себя. Это был текст
«Сода–солнце» Михаила Анчарова. Вы найдете его в
сегодняшней «Открывшейся странице».
А потом была песня про маленького
органиста. И без перехода Людмила начала
разговоры после наших уроков.
Это было последнее занятие в Библиотечной
школе.
______________
* Софомор – студент 2-го курса,
буквально – «мудродур» от греч. «софия» –
«мудрость» и «мория» – «глупость». (Джин Уэбстер.
Длинноногий дядюшка.) |