Наша школа
Людмила Воронова
Я не один,
не один, не один…
Самая лучшая считалка на свете!
|
Людмила Евгеньевна
Воронова –
библиотекарь школ № 704, 698
г. Москва |
– А с кем вы будете разговаривать
«после уроков» в рубрике нашей газеты? –
спросили меня на занятиях нашей Библиотечной
школы. – С детьми или в учительской? Для кого
будет этот разговор?
Я и задумалась.…Но жизнь сама все
расставила по своим местам.
Вот она, наша Библиотечная школа 2004
года от Р.Х. Ее сочельник, наша «Ночь под
Рождество» со всякими ее страхами и нечистью и –
как сказочный финал – неизбежное чудо Рождества.
Парафраз на темы
Михаила Анчарова
Мои разговоры будут после уроков нашей
Библиотечной школы. Хотя разговаривали все и со
всеми и между уроками и даже на оных.
Экзотические выкрики: «Морские черепахи –
хищники! У них нет когтей!» – раздавались в самое
неожиданное время. Шел урок «Развитие
критического мышления через чтение и письмо.
Технология работы с научно-популярным текстом».
Вела его Алла Николаевна Фонтанова,
международный тренер-сертификатор. Да! Нас,
простых школьных библиотекарей учили
преподаватели международного класса. И это было
не только наше личное везение – послушать умных
людей в хорошем месте. Нет! Это был глубочайший
расчет организаторов и понимание того, что
библиотека – это не просто место, где хранятся
книги. А библиотекарь не – умученная «тетенька»,
«выдающая» их детям «по школьной программе».
Библиотека – это информационный,
интеллектуальный, воспитательный центр всей
школы. Ее нерв, сердце и солнечное сплетение.
Поэтому библиотекарь должен знать, понимать и
ведать очень о многом. Чтобы нести эти знания и
этот свет всей школе. И уже не удивляло
поразительное обстоятельство, что лекцию
«Ценностные ориентации и предпочтения
современной учащейся молодежи» читает нам сам
Михаил Викторович Богуславский,
член-корреспондент РАО, доктор педагогических
наук, профессор, главный научный сотрудник
Института теории образования и педагогики РАО. И
совершенно не возникал у нас, библиотекарей
(в отличие от нашего начальства) дикий вопрос: «А
зачем вам это надо знать? Модернизация
образования? Ее плюсы и минусы? Проектная
деятельность школы? Теория и практика проектного
обучения?» Идите лучше книжки подклеивать.
Кстати, одна из победительниц «БиблиОбраза»,
получившая грант и каталог с библиотечным
оборудованием, с особой теплотой говорила: «А еще
я заказала двухстороннюю ленту для подклеивания
книг. И я ее понимаю. И радуюсь, конечно! Мы даже
клей сами на свои гроши библиотечные покупаем.
Так что и «просто идти подклеивать книжки» не
получается. Мучают недоумения: «Неужели же надо
поучаствовать в каком-то исполинском проекте,
сделать презентацию, совершить еще сотню
подвигов, чтобы школьная библиотека получила
нормальные шкафы, компьютерный столик и немножко
приличных книг?»
Вернемся от лирических отступлений к
нашей Библиотечной школе, к темам ее занятий.
Почти библейский смысл вложен был в
понятие школьная библиотека. Временами ее
ученикам хотелось воскликнуть «Мы есть соль
земли!»… (Гм! Гм! Школы нашей).
А потом кончатся занятия второго курса
нашей Библиотечной школы, и мы приедем домой, и
нас, возможно, недоверчиво, «через губу», спросят:
«Ну и чему же вас там, в Москве, учили, пока мы
здесь делом занимались?»
А мы будем знать, как ответить.
Чему учили? Быть библиотекарем! Если ты
умеешь только подклеивать книжки, но не имеешь
интереса к литературе, к жизни, к науке, если ты
неосведомлен о том, что происходит сейчас в нашем
образовании, то как библиотекарь ты
профнепригоден. Знаете, какое существует
определение человека нашей специальности? Вот
оно: Это тот, кто может найти ответ на любой
вопрос. Божественное определение! Почти
всеведенье.
Не ответить на вопрос – (всего знать
нельзя) – но найти ответ.
Значит, библиотекарь должен быть
всесторонне образованным человеком.
Более того – человеком понимающим. А
это, дорогие мои, и есть культура.
И еще об уроках Библиотечной школы
второго созыва, ведь и они стали поводом для
«разговоров после уроков». Терпение ее
организаторов было, кажется, беспредельным. Как
им хватало тепла на всех, это тоже отдельный
разговор, а возможно, что и очередное
рождественское чудо. Без добрых высших сил здесь
не обошлось, конечно. Атмосфера и блестящая
организация «Библиотечных школ», пожалуй,
главный человеческий урок, который мы, ученики,
выносим отсюда. Никогда не видела я, чтобы на
курсах повышения квалификации к тебе относились
с любовью и интересом. А как без данной
«профессиональной квалификации» идти в школьную
библиотеку? Мы же видели, что это возможно, что
это в человеческих силах. Трудно в школе
общеобразовательной быть таким же
доброжелательным, организованным и
справедливым, как в Библиотечной школе. Но можно!
Бесценный урок доброго сказочного мастерства мы
получили! Не видели мы «кулис» праздника. А они,
конечно же, были! Но та легкость и естественность
того, что здесь происходило, – показатель
истинного мастерства. Вот хорошо бы и наши
читатели видели нас такими – веселыми,
доброжелательными! Вот бы научиться! Вот так и
всегда улетать только в сторону солнца. Вот
бы на такого маэстро выучиться! Но для этого уроки
учить надо, правда же!
Фендрик и Феникс
Наша рождественская сказка
Все рождественские сказки начинаются
очень грустно. Вот и мы, наобнимавшись,
наохавшись, промокнув глаза платочком, вдруг
заметили, что почти все мы как-то грустны. И чем
больше глядим друг на друга, тем печальнее
становимся. Звучат рассказы библиотекарей:
– Денег нет, комплектования нет.
– Хотела объединить школьные
библиотеки в методобъединение, пошла в свой
отдел образования, а мне говорят: «Вам это надо,
вы и проводите!»
– Хотела вечер в школе сделать.
Учителя отвечают: «Зачем тебе это?»
Уже к концу первого дня учебы все это
выложилось в рефрен и унылый рефрен: Я больше не
нужна! И могу! И хочу! А никому это не нужно.
Апофеоза своего это безобразие
достигло, как ни странно, за обедом второго дня!
И был день второй…
Две мои соседки по столу признались,
что собирались уходить из школы. Атмосфера стала
не та. И работать так – себя не уважать, лучше
уйти. Одна из них грустно сообщила, что уж и акт на
списание делала, и акт на сдачу библиотеки
готовила. Да вот что-то удержало.
Я с глубочайшим уважением и
сочувствием глянула на них и почти с испугом
поняла – их не двое! Я третьей буду! А сколько нас
за соседними столиками? И что у них? Складываем
чемоданы… и стайкою наискосок летим-улетаем?
Сидим мы, умные, талантливые, знающие и
любящие свое дело люди, и буквально оказываемся в
мире героев Федора Михайловича. У Достоевского в
«Бедных людях» чистый и умный юноша Макар
Девушкин так и самоопределяется, что он хуже
ветошки… Мельче тряпочки, значит! Дело даже не
в нас троих. И даже не в учениках Библиотечной
школы! Не нас одних это касается.
А в самом факте! Что это с нами!!! Причем
со многими!
Тут у меня в голове и цитата к случаю
возникла. Я под елочкой имею обыкновение в
сочельник добрые книжечки почитывать. В сей раз я
перечитывала томик Михаила Анчарова. Как бы
фантастика. Как бы для деток. А сама эта книга –
про психологию творчества. А знаете, что нужно
творческой личности? Самая малость! Чтобы
ждали, мечтали, надеялись на проявление его
способностей, чтобы требовали от него по его
способностям.
Глянула я на всю нашу Библиотечную
школу над тарелочками супа. Каждая из нас может
так много в своем деле. И делает это так
своеобразно. Мы все такие разные. Но у каждой есть
по фунту такого изюма (ха-ха! одинокой изюминке),
что будь здоров! А у нас такое вот мироощущение в
начале 2004 года.
Тут-то эти слова Михаила Анчарова меня
и настигли: Я свирепею редко. Но лучше меня не
трогать.
Что за чертовщина «В ночь под
Рождество!» Сидим как потерянные. Заявления об
уходе писать собираемся. И вновь Михаил Анчаров
устами своего солнечного героя «Сода-cолнце»
поэта Гошки Панфилова не преминул любезно
спросить:
– Какая вам требуется помощь?
Он задумался.
–…Ласка, – сказал он.
– Что?
– Я хорошо работаю, – сказал он, –
когда меня любят.
Это всем просто необходимо, друзья мои
по Библиотечной школе. Каждой из вас, мои
однокашницы, и всем вместе я хотела бы сказать
уймы теплых и признательных слов о вашей работе.
А я знаю о ней из нашей газеты «Библиотека в
школе». Но тут меня от этого славного намерения
отвлекли. И еще один исторический факт пришел мне
на ум в момент перемены блюд в редакционной
столовой.
Лестница чинов, или «Табель о рангах»,
введена 24 января 1722 года. Есть там ХIV чин, по
военному – фендрик*,
по-граждански – коллежский регистратор.
Библиотекарь школьный – тот же фендрик…
Сидим вот за компотом и ощущаем себя
этим фендриком. Вернее, верим в это. И стали мы
говорить с соседками по столу о …нашей работе. И
заговорились.
– А вот я на следующий год сделаю
разделители на книжной выставке на открыточках в
виде елочных шариков. (Елочный шарик уже у нее
приготовлен, уложен в папочку).
Другая коллега рассказывает о своих
тематических подборках материалов. Первая
спохватывается и советует, как их лучше
шифровать. Показывает как.
(«Браво!» — внутренне восклицаю я. А я и
не додумалась!)
Потом заговорили о нашей газете.
Стали вспоминать публикации друзей, знакомых.
– А Ира Коткина подстриглась –
заметила Наташа, глядя в 12-й номер «Библиотеки в
школе».
И пошло-поехало. А вот у меня… И еще...
И мне рассказывали об удивительных
вещах. О персональных выставках акварелей в
родном поселке. Жаль, что этот мудрый тихий
человек постеснялся привезти хоть одну свою
акварельку. А я не постесняюсь рассказать! Ведь
радостей не так много в жизни! А это меня радует. И
вас обрадует.
А еще мы, библиотекари, пишем стихи,
песни, сценарии, воспитываем собак и кошек. В наш
мир приходят наши внуки. И выпал наконец снег в
черной бесснежной предновогодней Москве. И вышло
утром солнце (а до того одни низкие облака и
серость). И наши разговоры! Что с компьютером? А
какая программа? Электронные каталоги?
И еще наша радость: «Я – не один. Нас
много. И мы вместе с нашей газетой».
Этот рефрен и стал главной нотой нашей
школы, ее духовным результатом.
Я не один, не один, не один… Самая
лучшая считалка на свете!
Осталось с нами и нетерпение при
разворачивании, расплескивании газетных страниц
«Библиотеки в школе». Ага! Вот! И этот материал! И
этот человек! Здорово! И об этом сказали! И все это
как бы вести с нашей Родины. (Вот он патриотизм,
когда вместе в радости и общем добром деле.) Там,
на страницах, твои «сочувственники» (поэтическое
слово). Вы чувствуете вместе. Хотя
необязательно и одинаково. Мы можем даже спорить
и не соглашаться друг с другом, но это ведь из
любви к нашему делу! А любовь не может
разъединять…
Случилось сказочное событие на нашей
Второй школе – какое-то взаимное переливание
душ. Любви оказалось неожиданно много.
Потвердилась известная истина – не ищи
понимания, понимай сам. Мы и понимали друг
друга. И фендрик стал превращаться в забавного
сказочного зверька Фендрика, Слонопотама и
Снусмумрика. Стал не унылым и кислым пугалом, а
пушистым существом. Из Фендрика даже вылетел
сказочный птиц – Феникс. Он имеет
обыкновение вылетать из пепла… Вот и вылетел
в очередной раз.
И мы решили, что не уйдем из наших
школьных библиотек.
И стал СВЕТ. И настало Рождество.
И Михаил Анчаров вновь пришел к нам со
своими словами из его книги «Сода-Солнце»:
«...Человек должен хоть иногда встать
над самим собой. Потому что, кроме как на самого
себя, ему надеяться не на кого. Помните, у Грина:
“Я лечу, я спешу по темной дороге...” Я лечу, я
спешу, я ищу нового человека, похожего на каждого
из нас, когда мы слушаем песню. Поэты всегда
немножко клоуны, но клоунада – это петушиный
крик на заре. Пожелайте нам света в пути…»
А завтра после занятий в БШ мы
возвратимся в свои библиотеки. И побежит, полетит
наша будничная жизнь с сотней проблем и дел. Уже
скоро. Уже завтра распахнется дверь вашей
школьной библиотеки…
И вы услышите, как недовольный
мальчишеский голос возмутится:
– Почему это Вас так долго не было?
Библиотека была закрыта! А мне вот надо…
Каникулы уже неделю как кончились!
Потом он спохватится и смущенно
скажет:
– Да! Забыл! Здравствуйте!
Почувствуйте, как вас здесь не хватало!
И как мы «никому не нужны».
И еще раз произнесите про себя эту
волшебную нашу фразу:
– А все-таки я – органист! Маэстро!!!
Текст Михаила Анчарова читайте,
пожалуйста, в «Открывшейся странице» этого
номера.
____________
* Фендрик – шутливое или
пренебрежительное прозвище молодого офицера,
имеющего звание прапорщика. |