Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004


ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ
Выпуск 03 (39) · Вкладка в «БШ» № 03 (111) · 1–15 февраля 2004 года

Час тихого чтения

Оксана Кабачек

Книги для каждого

Профессиональный психолог, продолжает разговор
о книгах серии «Мы вместе».

Ты справишься, сынок

Одна из лучших книг серии издательского проекта «Мы вместе». Прямо вводящая в проблему. Затрагивающая каждого.

Это повесть австралийского писателя Айвена Саутолла «Пусть шарик летит». В послесловии известные психологи А.М.Прихожан и Н.Н.Толстых пишут: «…похожие проблемы бывают у детей с самыми разными заболеваниями. Эта книжка и адресована в первую очередь именно таким ребятам. Но, с нашей точки зрения, не менее полезна она и для их родителей, их здоровых сверстников и для всех взрослых, которые имеют дело с подростками».

Ага, прикладная литература: как обращаться с подростками – больными и здоровыми. Психологическое пособие для взрослых и самих подростков. Но авторы послесловия тут же – совершенно справедливо – пишут: «…эта книжка о самом важном в развитии любого человека – о том, как самому обрести свободу и ответственность, и о том, как помочь другому стать свободным и ответственным».

Вы свободны? Вы ответственны? Всегда ли это получается?

Эта книга для вас. Книга для всех.

Конечно, можно рассматривать ее и как психологическую литературу. Как справочник по актуальным проблемам подростков с ДЦП (детским церебральным параличом). Фактически авторы послесловия так и поступают: рассказывают о синдроме «неадекватной защищенности» (неумении больного подростка оценить меру опасности и последствий своего поступка), о правильной и неправильной позиции родителей ребенка-инвалида (гиперопека – плохо, а разумная требовательность – хорошо). Послесловие несет массу ценной информации для всех тех, кто имеет отношение к подростку с нарушениями в развитии: его одноклассников, соседей, учителей, врачей и, конечно, родителей.

Но есть в повести А.Саутолла и то, что «цепляет» любого человека – большого и маленького, сильного и слабого. Это прорыв к себе будущему. Момент развития. (Как говорят психологи – «акт развития».) О переживании и осмыслении этого важного момента всеми сопричастными к нему – книга австралийского писателя.

И момент этот трудно, а может быть, и невозможно разложить по полочкам! Герой повести – двенадцатилетний Джон Клемент Самнер, страдающий не только от ДЦП, но и от гиперопеки родителей, замыслил и осуществил «побег». Прорыв в небо – в самом прямом смысле: забрался по громадному эвкалипту наверх, пока заботливых мамы и папы не было дома.

Не сразу это получилось. Джон мучительно перебарывал себя. Обманывал свою трусость (разумную предосторожность). Сражался со своим непослушным телом. С приближающимся приступом.

Он очень хотел общаться с небом, птицами и солнцем.

«Ты справишься, сынок, – сказал ему однажды незнакомый человек на улице. – Не позволяй никому мешать тебе стать тем, кем ты хочешь. Все в тебе самом. Шарик еще не шарик, пока не перерезали веревку и он не полетел».

…Снимали его всей деревней; констебль даже застрял в развилке дерева (тоже, как и Джон Самнер, не рассчитал свои силы!). И все-таки, параличный Джон спустился сам и еще пожилому констеблю помог.

Мальчик-герой.

Странно как-то спустился – спрыгнул «как если бы дерева вовсе не было. И даже, когда упал, продолжал держаться за что-то, чего не было. Все подумали, что ты умер… Это чудо…» – удивленно вспоминает мама Джона.

Что там говорит по этому поводу научная психология? Ссылается на открывшиеся в минуту смертельной опасности сверхспособности (так бывает)? Вмешательство Провидения?

Пусть подумают над этим читатели.

И еще один момент. Обретение верного друга.

Ну, с мальчиком-героем кто же не подружится? А как насчет бывшего врага? Заклятого врага вроде Драко Малфоя (из культового «Гарри Поттера»).

Это ведь повесть об изменении. В том числе и изменении отношений. Родители Джона Клемента Самнера стали относиться к нему по-другому. Сам Джон после путешествия на небо стал относиться к себе по-другому. А бывший враг попытался помочь в трудную минуту (потому, что, оказывается, давно мечтал с ним подружиться). Потому, что первый разглядел в нем неординарную личность.

Нет, конечно, нельзя параличным взбираться на крутые эвкалипты. Ни в коем разе.

А если это «лестница Иакова» (название одной из глав)?

Дух дышит, где хочет.

А проблемы ДЦП пусть решает… плохая литература.

 

Джинни, или Повесть о материнских чувствах

И наконец это произошло.«У Джинни от волнения забилось сердце. Трещина прошла по всему яйцу, как будто кто-то быстро провел по нему черным карандашом, потом яйцо на мгновение померкло, словно тот, кто сидел внутри, внезапно изнемог, пытаясь пробить скорлупу».

Цыпленок, кто же еще! Сейчас скорлупки поддадутся, и он вылезет на свет, желтенький, симпатичненький, долгожданный, из бабушкиного курятника.

Но что это? – «Внутри лежал кто-то серо-зеленый, крошечный, измятый и мокрый и часто дышал.

– Лягушонок! – взвизгнула Джинни».

Урод!

Дракончик, вот он кто! «Да ты у меня красавец, Дракоша!»

И тут же – хлопоты в тайне от взрослых (взрослые, как известно, ничего не понимают в драконах). Взрослые сейчас заняты новорожденным, братиком. Он только что родился в больнице.

Здорово, правда? Но… «Почему-то бабушка отводила глаза. Похоже, не хотела встретиться с Джинни взглядом.

– А что с малышом? С ним что-то не так, правда? Скажи мне, бабушка!

– Да, – призналась бабушка, – там есть трудности…»

Чьи трудности? Да, чьи именно трудности в повести Пиппы Гудхарт «Джинни и ее дракончик»?

Родителей. «Понимаешь, Джин, мы не ожидали, что с ребенком что-то случится», – объяснил папа.

Не ожидали сына-дауна. Да кто ж ожидает?

«Бабушка тихонько погладила Джинни по волосам.

– Успокойся, голубчик. Постарайся понять.

Но что тут понимать? Все они – мама, папа, бабушка и она – долгие годы ждали этого ребенка. Наконец он родился, а они делают вид, будто его и на свете нет!»

И коронная фраза Джин, поразившая всех рецензентов повести, – «Что он подумает?»

Действительно!

Скоро она его увидит.

Только не в палате с мамой, а отдельно. «Джинни чувствовала, что этот ребенок – ее настоящий братик. Она осторожно прижала его к себе. Но почему он маме не кажется настоящим сыном?.. Почему мама не кормит малыша? Почему у него все еще нет имени?»

Папа что-то объясняет про детей с ограниченными возможностями и о том, какой это удар для родителей. Так что, мол, надо хорошенько подумать, решить, что делать.

«– У него ограниченные возможности, и этого нам не изменить, о чем же тут думать? – возразила Джинни».

А потом ужасная мысль пришла ей в голову и она спросила: «Но ведь вы его не отдадите, правда? На воспитание?»

Это повесть для детей? Или для взрослых?

«Что-то не то было с мамой, а не с ребенком», – сделала вывод девятилетняя Джинни.

Да, а как там ее дракончик?

Дракоша процветает. Одно плохо – а вдруг мать-дракониха, страшная-престрашная, за ним прилетит? Не могла же она его бросить навсегда? Она, разумеется, прилетит в курятник, где оставила яйцо. Значит, пора отнести немного подросшего Дракошу к курам. И рассказать все бабушке – а то она испугается, увидев среди несушек странное существо.

Джинни так и поступила (заставила себя поступить) перед поездкой в больницу. Только бабушке не успела сказать. А теперь она возвращается домой после встречи с братиком и негодует на себя: «Ведь она отдала его на попечение курам. Разве это не то же самое?»

Уф, еле спасла! Он там пожар наделал, отбиваясь от наглых кур. А бабушка совсем не удивилась, увидев дракончика: «У меня тоже жила маленькая дракоша. Вылупилась из яйца, когда дедушка умер».

Для кого эта сказочная повесть?

И почему ее все хочется пересказывать, да еще от первого лица?

А потому, что первое лицо, лицо Джинни, очень симпатичное. «Мы будем драться вместе против всего света», – пообещала брату Джин при новой встрече в больнице.

А родители все раздумывают: брать, не брать. Мыслители.

А безымянный ребеночек, между прочим, все еще в больнице. Один.

А дракончик здорово подрос. И его мать-дракониха прилетела за выросшим сыном. Не просто сыном, а утешителем людей, попавших в критическую ситуацию. Вот для чего существуют сказочные драконы!

Да, бабушка мудрая – она знала, что дочь заберет-таки из больницы малыша. И приготовила для него вещи.

Happy end?

«Мама всегда знала меня гораздо лучше, чем я сама!» – воскликнула повеселевшая Мэг, мама Джинни. И мама Оуэна Стивена Эббота.

И теперь в повести четыре самоотверженные матери.

Депрессия и неверие в себя у Мэг прошли. Навсегда?

И все-таки повезло Оуэну с сестрой!

А вопросы остались: для кого чудесная повесть английской писательницы Пиппы Гудхарт, переведенная в рамках издательского проекта «Мы вместе»? Для будущих родителей? Для братьев-сестер лиц «с ограниченными возможностями»? Для тебя и для меня?

Про что она? Про жизнь инвалидов в семье? Про дружбу с непохожими на тебя людьми, как считает писатель Марина Москвина? Про то, какой должна быть истинная любовь: слепой, зрячей? «Люби – и тогда делай, что хочешь», – говорил Аврелий Августин. Можно ли взрастить материнскую любовь, или это дар?

Чувство может зазвучать, если в семье уже есть камертон – любящее сердце? Любящее просто так, apriori.

Повесть П.Гудхарт и об этом.