Детское чтение
Дмитрий Шеваров
Книга о любимых книгах
Однажды в Челябинске прошел
замечательный литературный праздник – «Книги
нашего детства». Свои рассказы о любимых книгах
прислали сотни детей и взрослых. Об этом мы
узнали из письма главного библиотекаря
областной библиотеки Надежды Анатольевны
Капитоновой и директора центральной детской
библиотеки города Елены Александровны
Разборовой. Они же прислали нам целый пакет с
воспоминаниями взрослых о детских книгах.
Это именно воспоминания –
сокровенные, исповедальные, проникнутые
нежностью и светом. Так вспоминают о друзьях
детства и юности в длинных письмах, какие пишут
только самым близким людям.
Когда я читал эти воспоминания, то
вдруг подумал: какой прекрасной могла бы
получиться «Книга о любимых книгах»!
ВСЕ ЛЮБИМЫЕ БУДУТ СО МНОЮ ВЕЧНО
Фарли Моуэт «Собака, которая
не хотела быть просто собакой»
Однажды, когда-то давным-давно, в руки
мне попалась маленькая книжечка. Побыла она у
меня совсем недолго – дня три, но за это время я
успела ее прочитать и несколько раз перечитать.
Твердо помню имя автора и название: Фарли Моуэт
«Собака, которая не хотела быть просто собакой»,
и то ощущение счастья и радости, что сопровождало
меня при чтении этой книги.
Совсем недавно, копаясь в фонде
городской библиотеки, я наткнулась на ту мою
незабвенную «Собаку, которая не хотела быть
просто собакой». Это было как радость встречи с
давним другом.
Что же в этой книжке такого, что
вызывает во мне столько радости? Я уже взрослая
женщина 37 лет, воспитатель детского приюта, у
меня двое больших детей и два высших образования.
Но что-то заставляет меня так радоваться встрече
с этой книгой. Я открываю ее и снова погружаюсь в
волшебный мир, где родители молоды, Матт только
начинает осваивать соседние улицы, а непуганые
кошки еще безбоязненно шастают по заборам. И я
верю, что так будет всегда, что смерти и старости
нет и все любимые будут со мною вечно.
Инесса Коноплянецева,
воспитатель детского приюта
п. Солнечный, Сосновский р-н, Челябинская область
ЛЕБЕДИ ВСЕ-ТАКИ ПРИЛЕТЕЛИ!
Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»
Мое детство и юность прошли в селе
Коелга Еткульского района, которое удобно
расположилось при слиянии рек Увелька и Коелга.
Говорят, что в переводе с башкирского Коелга –
двуречье. Так это или не так – не столь важно, но
что в этом «двуречьи» очень красивая природа –
это очевидно. Холмистая местность, березовые
рощи по обе стороны реки Коелга, Чебаркульский
бор по обе стороны реки Увелька, само село,
раскинувшееся в глубокой мраморной чаще, – все
это создавало романтическое настроение в моей
душе.
Идешь за грибами или за ягодами, а из-под
ног выскакивает выводок куропаток или вдруг в
глубине леса раздастся тревожное хлопанье
крыльев – это глухарь забеспокоился. Летом по
ночам соловьи поют, заливаются, а днем жаворонки
над лугами звенят. Каких только птиц не встретишь
в коелгинских лесах, да и зверья всякого немало:
зайцы, лисы, косули, рыси, лоси – всего и не
перечислишь. Но только никогда я не видела диких
лебедей, а я так мечтала увидеть их живьем, не на
картинке.
Отец объяснял мне, что лебедей в
природе осталось немного, так как их жестоко
истребляли из-за нежного, легкого пуха, да и
гнездятся они не на реках, а на стоячих водоемах
– озерах, прудах. Так что видела я этих красивых
гордых птиц только по телевизору.
Образ прекрасной птицы появился у
меня, когда, учась в начальных классах, я прочла
сказку Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок». Эта сказка
дала мне понимание того, что терпение и любовь к
жизни помогут преодолеть все трудности,
утвердиться и понять свое предназначение.
Лебедь стал для меня идеалом всего
прекрасного в жизни.
Когда мне было лет десять, родители
подарили мне фильмоскоп и два десятка
диафильмов. Это стало событием в моей жизни.
Диафильмы были разные, но запомнился мне один на
всю жизнь – сказка Х.-К.Андерсена «Дикие лебеди».
Талантливый художник нарисовал чудные
иллюстрации, которые стоят перед моими глазами
до сих пор. А слова сказочника, данные в диафильме
в сокращении, но настолько достаточно и точно,
запомнились мне на всю жизнь, стали в какой-то
степени афористичными для меня. Когда Элиза
искала своих братьев-принцев, обращенных злой
мачехой в диких лебедей, то вышла к берегу моря и
подумала: «Волны неустанно катятся одна за
другой и сглаживают острые края и углы даже у
самых твердых предметов. Буду же и я трудиться
неустанно! Спасибо вам за науку, светлые быстрые
волны». И когда мне бывало трудно, я вспоминала
неустанные волны и руки Элизы в волдырях от
ожогов крапивы и старалась справиться с
трудностями, как и они.
Что поразило меня в этой сказке? То, что
Элиза ищет не просто братьев, а братьев,
превращенных в диких лебедей, она ищет лебедей с
золотыми коронами на головах. От этого сравнения
образы братьев наполнились тогда для меня силой,
добротой, верностью. Да, таких братьев стоит
искать, им нужно обязательно помочь избавиться
от злых чар. И я вместе с Элизой преодолеваю все
страхи, трудности, наговоры, чтобы помочь
братьям. Самое трудное испытание – это молчать. И
я завидовала Элизе, что она все снесла молча, не
проронив ни слова. О, великий мудрец Андерсен! Он
великолепно знал, что самое трудное для женщины
– молчание!
И он как бы спрашивал читательниц: «А вы
сможете?» Но вместе с Элизой я преодолела и это
испытание. И вот братья спасены, на них надеты
крапивные рубашки, они вновь стали обычными
людьми. А что же Элиза? Она счастлива, так как
народ признал ее невинной и она вышла замуж за
короля, который любил ее безмерно. С тех пор Элиза
стала для меня примером для подражания.
У меня было два старших брата, и в
детских мечтах я представляла, как я, подобно
Элизе, спасу их, если они попадут в беду. И в самом
деле, было время, когда я помогала им, хотя была
моложе на десять-двенадцать лет.
В 1980 году я приехала в село Малое
Шумаково, которое расположено в краю озер и
болот. Здесь много водной птицы, но много лет
подряд я не видела лебедей, хотя говорили, что они
гнездятся по берегам наших озер. В девяностых
годах каждую весну на озеро Табыньша стали
прилетать лебеди по несколько пар, да и на других
озерах они стали постоянными летними жителями.
Моя детская мечта увидеть лебедей наяву
осуществилась. И теперь каждую весну я с
нетерпением жду прилета лебедей. Они прилетают, и
я вижу на их головах маленькие золотые короны.
С.Р.Внукова
с. М.Шумаково, Увельский
р-н, Челябинская обл.
МУЗЫКА СЛОВА
В.Астафьев «Последний поклон»
В 1979 году по туристической путевке мы с
сыном плавали на теплоходе «Славянов». В
корабельной библиотеке я взяла уже не новый
номер роман-газеты. Имя автора мне ничего не
говорило. В.Астафьев «Последний поклон». Ну,
взяла и взяла. Стала читать. И вскоре
почувствовала, что хочется читать вслух, чтобы
звучала музыка астафьевского слова. И стала
читать сыну.
С тех пор Астафьев стал моим любимым
писателем. А его двухтомник «Последний поклон»
стоит у меня на полке, и когда мне плохо, я беру и
читаю эту удивительную книгу, так как многому она
учит, самое главное – добру и умению выстоять в
тяжелых жизненных обстоятельствах.
Эту книгу я прочитала также вместе с
внучкой. И насмеялись, и наплакались мы с ней над
страницами мудрой астафьевской книги. А смерть
Виктора Петровича мы восприняли словно потерю
близкого человека. Эта книга стала самой любимой
и для моей внучки.
А я, вспомнив свое детство, отдаю
поклон тем, кого уже давно нет со мной, но чье
тепло я храню в своей душе, – это мои родители.
Ангелина Бак,
учитель истории
г. Миасс, Челябинская обл.
В ЖИВЫХ ОСТАЛИСЬ ТОЛЬКО Я И ПУШКИН
«Стихи А.С.Пушкина»
Книгу «Стихи А.С.Пушкина» мне подарила
мама, сказав: «Они тебе всегда помогут». Сама я
стала читать с пяти лет. Книжка была старая, чуть
потрепанная и небольшая; там были не только
стихи, но и отрывки из прозы. Я жила в Ленинграде,
где все связано с Пушкиным. Мама мне часто читала
стихи. Как понятны и близки были слова:
…Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки Жучку посадив,
Себя конем преобразив.
Шалун уж заморозил пальчик,
Ему и больно, и смешно,
А мать грозит ему в окно.
Особенно нравились стихи о природе:
Люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами…
Конечно, я не все понимала. Как это «и
каждою весной я расцветаю вновь»?
Мне казалось, что Пушкин ко мне
обращается:
Здравствуй, племя младое, незнакомое.
Когда я гостила у тети около
Ленинграда в начале войны, немцы часто бомбили в
сентябре. Мы, собрав вещи, прятались в погребе,
подальше от дома. А я не заплакала, когда все
молились, ревели, а вдруг стала читать стихи
Пушкина наизусть. Все примолкли.
Мороз и солнце, день чудесный…
Начался голод. Рано утром, согнувшись,
шли на поле собирать картофель, свеклу, капусту.
Страшно было, двоих убили, а я хваталась рукой за
стихи поэта, что всегда были в кармане. Они мне
помогали перенести ужас.
Когда вернулись в Ленинград, мама уже
почти не вставала, она просила меня почитать
Пушкина. И я читала все подряд. Видимо, мама
хотела отвлечь меня от дум о еде, поверить в чудо,
жить. Каждое утро сгоняла меня с постели. Было
холодно, я плакала, а она: «Читай Пушкина». В
награду давала немного киселя из столярного
клея.
Ежедневно с братом я ходила за хлебом.
125 граммов – как они согревали! Я, поверив, что
Пушкин меня спасет, брала его стихи всегда в
карман. В очереди стояли часами с номерком на
ладони. Я про себя читала стихи его, иначе бы не
выдержала. Люди падали в очереди. Подняться на
пятый этаж, где мы жили, не могла. Старший брат
говорил: «Ползи, как собачка». И я, ослабленная,
голодная, с хлебом и Пушкиным ползла. В начале
марта умерли мама и тетя. Брат отвел меня с
сестрой в Александро-Невскую лавру, там был
приемник-распределитель. Нас бомбили, жутко было,
да еще по обе стороны окон видны были памятники
на кладбище. Раз сестра попросила меня прочитать
стихи. Я читала сначала тихо, потом громче. Дети
перестали плакать, слушали…
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
За два месяца в лавре я несколько раз
читала стихи. Однажды меня наградили за это
кусочком глюкозы. Сестра уже не вставала.
Прощаясь, она сказала: «Я никогда не забуду
твоего Пушкина». Вскоре она умерла. Из всей семьи
уцелели только я и книжка Пушкина.
Валентина Карпушева
г. Троицк, Челябинская обл.
ЧЕМ ЗАКОНЧИЛСЯ РОМАН,
Я УЗНАЛА
ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Г. Уэллс «Первые люди на Луне»
Перед началом войны мне было четыре
года. Я уже знала все буквы, умела произносить
слоги, а слитного чтения слов у меня никак не
получалось. Я все приставала к своим старшим
братьям и к маме, чтобы они научили меня
«сливать» слова, но тут началась война.
Вся семья уехала в далекую эвакуацию в
Сибирь. Наше имущество все сгорело от бомбежки, и
поэтому в первое время не было никаких игрушек и
книжек. Взрослые читали газеты, и мне тоже
пришлось учиться читать по газетам. И как-то
сразу, вдруг, я поняла, как складываются слова.
Читать стала быстро и легко. Но скучно. Чтение
меня не захватывало, потому что значения многих
слов я не понимала.
В первом классе я заболела страшной
болезнью – у меня началось общее заражение
крови. Пенициллин тогда было достать очень
трудно, я чудом выжила, как врачи говорили маме.
Именно в это время мне в руки попалась
растрепанная «больничная» книжка без начала и
конца. И, конечно, без фамилии автора. Начиналась
она со встречи двух землян с селенитами, с
описания совершенно непохожих на людей существ.
Это была первая книжка фантастики, с которой я
встретилась. Она просто настолько меня поразила,
что я никогда уже не смогла забыть впечатление от
захватывающих описаний неземных условий, о
городе внутри Луны и его жителях-селенитах.
Книжка-растрепка заканчивалась тем, что один
землянин улетел на Землю, а второй остался.
Долгое время меня мучила мысль: что же там было
дальше? Но, не зная автора и названия, я не знала,
как эту книжку отыскать.
После войны прошло уже несколько лет, я
училась в пятом классе. Уже была прочитана почти
вся проза советских авторов того времени,
прочитан Аксаков, Тургенев, Майн Рид, Конан Дойл,
Джек Лондон, Жюль Верн и много других авторов. Но
память о недочитанном фантастическом романе все
время сидела в душе. Так было до тех пор, пока мне
не попался том Герберта Уэллса. Там я узнала всю
историю о «Первых людях на Луне», и «Машину
времени», и «Борьбу миров». И это имя – Герберт
Уэллс, которого я до сих пор считаю лучшим
фантастом.
Татьяна Туманова
г. Челябинск |