Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №3/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Картотека опыта

Надежда Капитонова

Конкурс для людей от 5 до 80 лет

Что получилось в итоге конкурса, вы прочли в материале Дмитрия Шеварова. А вот так все начиналось.

«Дети мало читают», «Чтение детей становится все более деловым», «Падает интерес к настоящей художественной книге» – эти заявления уже стали привычными. Так ли это? На многие наши вопросы помог ответить областной конкурс, который был объявлен Челябинской областной и центральной городской детскими библиотеками (2002–2003 гг.).

Цель конкурса – выяснить книжные приоритеты у читателей нескольких поколений, преемственность в семейном чтении, активизировать работу детских и школьных библиотек.

Впервые участвовать в конкурсе были приглашены и взрослые.

Школьники 5–9-х классов писали работы «Мое книжное открытие», взрослые – «Любимая книга моего детства». Главное условие конкурса – не писать рецензии на книгу, не пересказывать содержание любимой книги, а поделиться тем, какие чувства и переживания вызвала любимая книга, как она попала в руки...

Организаторы конкурса боялись, что немногие примут участие в таком деле, но ошиблись. В городах и районах было написано около тысячи работ. Участниками конкурса оказались люди от 5 до 80 лет. Прислали работы целые семьи: сообщение о конкурсе шло не только через библиотеки, но и по радио, в газетах.

Работы очень разные: серьезные и очень наивные, но в подавляющем большинстве – настоящие, искренние объяснения в любви к книге, чтению: «...Эту книгу я даже подклеил. Когда сдавал, я чуть не заревел, и я сказал: “Я обязательно тебя еще раз возьму”» («Огниво» Андерсена).

Создалось впечатление, что все – и дети, и взрослые – стосковались по разговору о любимых книгах. Во «взрослых» работах есть благодарность за приглашение участвовать в конкурсе.

Бабушки и дедушки пишут не только о книгах, но и вспоминают свое трудное детство, рассказывают, как передавали свою любовь к книгам своим детям и внукам.

Какие же книги были названы любимыми? Читательские интересы оказались очень широкими: сказки, приключения, фантастика, веселые книги, книги о ровесниках, о войне... В основном (а их названо больше 250) это действительно достойные книги разных времен и народов.

Есть авторы, за которых «проголосовали» не один, не два человека: Бажов (20), Каверин (15), Дефо (14) и т.д.

В основном признана любимой давно известная литература, переходящая из поколения в поколение. Заметно влияние взрослых на чтение детей.

Многие ребята смогли написать о том, что книга дала их уму и сердцу, как помогла разбираться в жизни и людях, какие чувства вызвала при чтении: восторг, гордость, протест, сочувствие, смех, слезы... «Первый раз читала одна и плакала. Мне было жаль Петю. Второй раз я читала своей бабушке, и мы обе плакали...» («Гуттаперчевый мальчик» Григоровича).

Особый отклик в душе читателей-детей вызывают книги, где есть доброта, настоящая дружба, романтическая любовь, сильные характеры. «Я даже завидую тем, кто будет читать ее впервые» («Белый клык» Лондона).

Многие школьники пишут, что такое чтение настоящей книги: «ушла в книгу с головой», «растворялся в рассказах», «ничего не замечала вокруг», «замирало сердце»...

Взрослые пишут, что конкурс помог им вспомнить то детское «ощущение счастья и радости, которое сопровождало при чтении...».

Есть рассказы взрослых о ценности книги («мне люди так не помогали, как книги»), о том, что книга спасала их от гибели... Есть примеры, как детская книга помогла определить судьбу, профессию.

Итоги конкурса подводились в Неделю детской книги на областном литературном празднике. Лучшие работы прозвучали по радио (три передачи в нашей постоянной рубрике «Брось все и читай!»), были напечатаны в московской газете «Деловой вторник» (27 мая 2003 г.), местных газетах. Готовится сборник конкурсных работ.

Нам предстоит продумать продолжение этой работы с учетом итогов конкурса. Мы поняли, что конкурс в данном случае не лучшая форма работы. Дети любят соревновательность, но как определять места искренним объяснениям в любви (к книге)? Какие были мучения у оргкомитета при определении победителей! И сколько достойных работ остались неотмеченными.

Итоги конкурса убедили нас в том, что еще не все потеряно, что хорошая детская книга остается любимой. Но работа с нею в библиотеках, школах требует переосмысления. Выставки, обзоры книг – дело привычное, но пора вернуться к практике громких чтений, и не только для младших школьников. Очень нужны сегодня обсуждения книг, рассказов, живой обмен мнениями о прочитанном.