Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

Я иду на урок

Елена Макарова

А мне это надо?

Елена Ивановна Макарова –
зав. библиотекой школы № 1302
г. Москва

Когда «БШ» впервые напечатала «Книжку в газете» с методикой «Развитие критического мышления через чтение и письмо» («БШ», 2001, №12, с. 5–20), я ее честно и усердно пыталась читать. Уж больно название понравилось, о самой методике не знала ничего, но и после чтения не поняла ничего тоже. Погоревала над своей бестолковостью, отложила и забыла, казалось бы, навсегда. Ну, не судьба. Оказалось, не надолго. На второй Бибшколе пришлось эту методику осваивать. И история поначалу повторилась. Аудитория восприняла занятие без энтузиазма. Преподавателям пришлось преодолевать наше сопротивление и нежелание что-то там выражать и тем более писать. Было совсем непонятно, зачем это надо школьному библиотекарю?

Для меня перелом и осознание произошли далеко не сразу, а лишь на занятии по методике проведения читательского семинара. Вдруг все встало на свои места, и количество (переданных нам знаний) перешло в качество (понимания методики), само собой разложилось «по полочкам». Получилось весьма забавно. Все лекции по РКМЧП вдруг разбились на стадии: «вызов» – семинар по рассказу В. Набокова «Бритва», «осмысление» – читательский семинар, «рефлексия» – самостоятельное чтение рассказа из журнала «Смена», пришедшего именно в то время. Дома открыла его на минутку, чтобы быстренько просмотреть и… забыла обо всем, кроме РКМЧП.

Еланский Александр. «А человека жалко…» // Смена. – 2001. – № 11. – С. 244–253.

Первое впечатление – печаль и безысходность. Второе – рассказ прекрасно «ложится» на методику РКМЧП. Его можно разбить на фрагменты, как набоковскую «Бритву».

В этом небольшом рассказе мы погружаемся в атмосферу серой и душной безысходности современной жизни маленького городка. Уныло дома, в школе, на улице. И ярким событием, всколыхнувшим тамошний мир, становится смерть ребенка. А перед героем, как всегда, классически-риторический вопрос: «Быть или не быть», который каждый решает сам во всякие времена. То ли душу продать, то ли дальше на дно опускаться, то ли что?.. Автор не морализирует, не осуждает, не призывает. Он показывает – события, людей, жизнь. И каждый стоит перед своим нравственным выбором один на один.

Все, круг замкнулся. Рассказ Еланского сам собой поделился на фрагменты по методике РКМЧП. И стало ясно – мне интересно, мне это надо. И хотя продолжались семинары, в голове уже шел процесс, как что переиначить во всех моих таких привычных, выстраданных и сто раз проведенных библиотечных уроках. Как начать занятие, какой-такой заковыристый вопрос задать, чтобы детям интересно стало? Постепенно методика «разложилась» на мою практику поэтапно, по ступенькам, по частичкам. Работать было интересно. И выяснилось, что главное для меня в этой методике – свобода творческой фантазии у детей и взрослых, возможность дать ребятам высказывать свое личное мнение (им же никто не интересуется), возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов. Детей занятия по методике РКМЧП заинтересовали. Как показала практика, школьных библиотекарей тоже.

Наш библиотечный урок сам по себе необычен. Мы его проводим часто не в форме лекции, не учим ребят «от сих до сих». У нас нет строгих правил ведения библиотечных занятий. А предлагаемые методикой РКМЧП стратегии развивают способности детей, раскрывают их творческие возможности и резервы, дают ученикам определенные навыки как инструмент, дают право голоса детям. Заодно поощряют библиотекаря на новые творческие поиски, а мы народ увлеченный!

Только нельзя подобную методику навязывать как обязательную. Столкнулась с этим в институте повышения квалификации, где группе учителей нашей школы читался курс по новым педагогическим технологиям. Там работают новаторы, увлеченные люди, но они считают, что методику РКМЧП и подобные ей все и сразу должны применять в своей практике. Но если должны и обязаны, то уже и не хочется, сразу же все «тормозится». И это нормальная реакция. Ведь у тех, кто приходит повышать свою квалификацию, как правило, немалый опыт за плечами, свое видение состояния дел. Слушая лекции, они сразу же отслеживают все плюсы и минусы предлагаемых методик, возникают вопросы по ходу – почему надо это внедрять всем и сразу, можно ли систематически учить детей, играя, не надоест ли такая форма обучения самим ребятам, не будут ли обязательные для обучения знания проплывать мимо школьных голов и многое другое.

Как видите, любое новое порождает много проблем, решать которые может практика. Моя же практика продемонстрировала возможность и целесообразность использования методики РКМЧП на библиотечных уроках.