На диванчике
Рубрику ведет Юлия ФРОЛОВА
Два года назад мы впервые пригласили читателей
в новую рубрику газеты – на библиотечный
диванчик. Там оказалось уютно. Игры на диванчике
продолжаются. Кроме желания поиграть, вам
потребуются (да и то не всегда) только лист бумаги
и карандаш.
Уют библиотеки нас манит:
Здесь лампа так приветливо горит,
Диванчик ждет… Сыграем в уголке?
Вот лист бумаги, карандаш в руке.
Игра четырнадцатая*.
Стихи иным манером
Так писалось в старых поваренных
книгах. Это и правда другой «рецепт» сочинения
стихов.
Подыщите какую-нибудь известную фразу
из стихотворения или песни, пословицу, вообще
какое-нибудь расхожее выражение. Потом возьмите,
например, газетную страницу и ткните в нее
наугад. Вам попадется какое-то слово, скорее
всего не имеющее никакого отношения к задуманной
фразе. Теперь предложите всем играющим написать
стишок, в котором задуманная фраза и найденное
слово были бы употреблены, а уж в каком сочетании
– это дело вашей фантазии. Вам кажется, что это
трудно? Вот пример, как один игравший мальчик
связал слово «фон» с фразой «Жил-был у бабушки
серенький козлик»:
Жил-был у бабушки серенький козлик.
На сереньком фоне
Он был незаметен.
Но серых волков
Тоже не было видно! –
Остались от козлика
Рожки да ножки…
Конечно, фразы и слова надо выбирать
так, чтобы они были понятны всем без исключения
игрокам. Ключевую фразу можно немного изменить,
но так, чтобы она была узнаваемой. Однажды мы
играли со словом «район» и фразой «Мой костер в
тумане светит».
Варианты были такие:
В районе совсем неизученном
В тумане мой светит костер.
Сижу я озябший, измученный,
Я ногу в маршруте натер.
Это написал геолог.
Иначе:
Когда сойдет на землю вечер,
Огни мерцают там и тут.
То чей костер в тумане светит? –
В микрорайоне мусор жгут.
Такие изменения разрешаются, а рифмы
– какие хотите, или даже вовсе без рифм, как в
стихотворении про козлика.
Игра пятнадцатая.
Ассоциации
Еще одна непростая игра. Слово
«ассоциация» в переводе с латинского означает объединение,
союз; в психологии это – связь представлений.
В результате жизненного опыта у нас возникают
более или менее устойчивые связи между разными
понятиями, представлениями и др., у каждого –
свои. Такие связи называют ассоциативными. Мы
часто говорим: а вот я по ассоциации вспомнил
то-то и то-то. Я скажу вам: «Красная Шапочка», а вы
мне ответите: «Волк»! А если я скажу «Волк»? Ответ,
скорей всего, будет: «Семеро козлят» или «Ну,
заяц, погоди!»
На таких связях и построена игра.
Ведущий предлагает игроку (или нескольким) ряд
самых разных слов. Он медленно называет их, а его
противник должен по ассоциации что-то изобразить
на своем листе бумаги, символ или рисунок, но не
слово и не изображение названного предмета
(понятия). Когда все готово, рисовавший должен
назвать все, что предлагал ему ведущий, точно в
том же порядке. Если играют несколько, то скорей
всего ряды ассоциативных изображений у них будут
совсем разными. Для начала список задаваемых
слов можно взять небольшой (7–10) и не особенно
сложный, а вообще он должен содержать самые
разные понятия, названия предметов и др.: утюг –
вышивка – марксизм – улитка – местоимение –
гауптвахта – молоко…
Игра шестнадцатая.
Три царства природы
Один из играющих удаляется в другую
комнату, между тем как остальные выбирают
название какого-нибудь животного, растения или
минерала (добавим от себя – горной породы. – Ю.Ф.),
известного всем играющим.
Удалившийся по возвращении начинает
поочередно спрашивать у всех играющих признаки
задуманного предмета и по этим признакам
старается отгадать задуманное. Если ему это
удается, то другой из играющих отправляется
отгадывать, если же он не отгадал, то платит фант2 и идет в другую комнату,
чтобы снова прийти и отгадывать новое слово3.
2 Что такое фанты,
как их платят и как потом выкупают, наверное, все
знают? Одна из самых старых игр в «фанты»: «Вам
барыня прислала туалет, в туалете сто рублей. Что
хотите, то берите. ДА и НЕТ не говорите…» и т.д.
3 По И.Я.Герду.
Подробно о книге И.Я.герда мы писали в № 19–2003.
_______________
1 Продолжение. Игры 1–9 в
№ 19, 20, 22, 23–2002; игры 10–13 в № 7–2003 |