Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


РАБОТА С ЧИТАТЕЛЯМИ

На диванчике

Рубрику ведет Юлия ФРОЛОВА

 

 

 

 

Два года назад мы впервые пригласили читателей в новую рубрику газеты – на библиотечный диванчик. Там оказалось уютно. Игры на диванчике продолжаются. Кроме желания поиграть, вам потребуются (да и то не всегда) только лист бумаги и карандаш.

Уют библиотеки нас манит:
Здесь лампа так приветливо горит,
Диванчик ждет… Сыграем в уголке?
Вот лист бумаги, карандаш в руке.

Игра четырнадцатая*.
Стихи иным манером

Так писалось в старых поваренных книгах. Это и правда другой «рецепт» сочинения стихов.

Подыщите какую-нибудь известную фразу из стихотворения или песни, пословицу, вообще какое-нибудь расхожее выражение. Потом возьмите, например, газетную страницу и ткните в нее наугад. Вам попадется какое-то слово, скорее всего не имеющее никакого отношения к задуманной фразе. Теперь предложите всем играющим написать стишок, в котором задуманная фраза и найденное слово были бы употреблены, а уж в каком сочетании – это дело вашей фантазии. Вам кажется, что это трудно? Вот пример, как один игравший мальчик связал слово «фон» с фразой «Жил-был у бабушки серенький козлик»:

Жил-был у бабушки серенький козлик.
На сереньком фоне
Он был незаметен.
Но серых волков
Тоже не было видно! –
Остались от козлика
Рожки да ножки…

Конечно, фразы и слова надо выбирать так, чтобы они были понятны всем без исключения игрокам. Ключевую фразу можно немного изменить, но так, чтобы она была узнаваемой. Однажды мы играли со словом «район» и фразой «Мой костер в тумане светит».

Варианты были такие:

В районе совсем неизученном
В тумане мой светит костер.
Сижу я озябший, измученный,
Я ногу в маршруте натер.
Это написал геолог.

Иначе:

Когда сойдет на землю вечер,
Огни мерцают там и тут.
То чей костер в тумане светит? –
В микрорайоне мусор жгут.

Такие изменения разрешаются, а рифмы – какие хотите, или даже вовсе без рифм, как в стихотворении про козлика.

Игра пятнадцатая.
Ассоциации

Еще одна непростая игра. Слово «ассоциация» в переводе с латинского означает объединение, союз; в психологии это – связь представлений. В результате жизненного опыта у нас возникают более или менее устойчивые связи между разными понятиями, представлениями и др., у каждого – свои. Такие связи называют ассоциативными. Мы часто говорим: а вот я по ассоциации вспомнил то-то и то-то. Я скажу вам: «Красная Шапочка», а вы мне ответите: «Волк»! А если я скажу «Волк»? Ответ, скорей всего, будет: «Семеро козлят» или «Ну, заяц, погоди!»

На таких связях и построена игра. Ведущий предлагает игроку (или нескольким) ряд самых разных слов. Он медленно называет их, а его противник должен по ассоциации что-то изобразить на своем листе бумаги, символ или рисунок, но не слово и не изображение названного предмета (понятия). Когда все готово, рисовавший должен назвать все, что предлагал ему ведущий, точно в том же порядке. Если играют несколько, то скорей всего ряды ассоциативных изображений у них будут совсем разными. Для начала список задаваемых слов можно взять небольшой (7–10) и не особенно сложный, а вообще он должен содержать самые разные понятия, названия предметов и др.: утюг – вышивка – марксизм – улитка – местоимение – гауптвахта – молоко…

Игра шестнадцатая.
Три царства природы

Один из играющих удаляется в другую комнату, между тем как остальные выбирают название какого-нибудь животного, растения или минерала (добавим от себя – горной породы. – Ю.Ф.), известного всем играющим.

Удалившийся по возвращении начинает поочередно спрашивать у всех играющих признаки задуманного предмета и по этим признакам старается отгадать задуманное. Если ему это удается, то другой из играющих отправляется отгадывать, если же он не отгадал, то платит фант2 и идет в другую комнату, чтобы снова прийти и отгадывать новое слово3.

2 Что такое фанты, как их платят и как потом выкупают, наверное, все знают? Одна из самых старых игр в «фанты»: «Вам барыня прислала туалет, в туалете сто рублей. Что хотите, то берите. ДА и НЕТ не говорите…» и т.д.

3 По И.Я.Герду. Подробно о книге И.Я.герда мы писали в № 19–2003.

_______________

1 Продолжение. Игры 1–9 в № 19, 20, 22, 23–2002; игры 10–13 в № 7–2003