Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Библиотека в школе»Содержание №4/2004


БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО

Наша школа

Елена Коптяева

«Кто вам сказал,
что будет легко?»

Елена Ивановна Коптяева –
заведующая библиотекой школы № 2,
участница финала «Библиобраза»
п. Октябрьский, Архангельская обл.

Эта любимая фраза редакции «Библиотеки в школе» должна быть высечена на всех письменных принадлежностях школьного библиотекаря, прошедшего обучение в Библиотечной школе. И дважды – у окончивших ее второй курс.

Не успела я еще толком оформить и разложить по полкам привезенные из Москвы книги, разобраться как следует во всех бумагах, полученных на учебе, как у нас уже назначили РМО школьных библиотекарей, где мне предстояло фактически выдержать первый экзамен.

Необходимо ведь, во-первых, наглядно доказать безусловную ценность полученной в Москве информации, во-вторых, проявить умение донести всю эту информацию, «не расплескав», до аудитории так, чтобы и они смогли воспользоваться новыми технологиями и у них появилось бы для этого желание.

Об учебных и воспитательных проектах все, конечно, знают, и не только понаслышке. Но как трудно сердцу тихого библиотекаря смириться с мыслью, что в наш обиход должны входить рекламные приемы, что общественность должна быть оповещена о планах и о результатах проектов, тем более если они действительно этого стоят. Не потому, что библиотекарь хочет похвалиться, а для привлечения партнеров и участников в новых делах и для того, чтобы поощрить детей, которые затратили время и энергию на достижение этих результатов. Партнеры по проекту не должны страдать от нашей ложной скромности.

Разговор об этом венчал рассказ об увиденном и услышанном на Библиотечной школе на тему проектной деятельности. Размах, который приобрела эта самая деятельность в московской «Школе самоопределения» под руководством А.Н.Тубельского, поражает всякого, кто о ней слышит. (Наш физрук – первый, кто удостоился чести оценить усилия своих коллег из этой школы. Запечатленная на фото полка, уставленная папками с ученическими проектами по физкультуре, произвела на него сильное впечатление. Правда, он еще не знает, что из детей в этой школе не «вытряхивают» нормативы – каждый занимается, как может. Главное – участие. Этим я его обрадую позже.) Проекты, с которыми нас на занятиях в Москве познакомила Н.В.Богуславская, не будут давать покоя лично мне, пока не удастся раскрутить хоть одного нашего историка на подобный ученический проект по обществоведению и социологии. Пока мы сотрудничаем только с учителями географии и биологии. В этом году у нас уже третий совместный проект. Чтобы вдохновить кого-то на хорошее дело, надо сначала самому ощутить сильный эмоциональный заряд. Спасибо Библиотечной школе, этим-то как раз она своих слушателей одаряет настолько, сколько смогут вынести.

А еще на своем первом экзамене я предложила оценить новые приемы технологии РКМЧП1, которые с блеском демонстрировала нам А.Н.Фонтанова. Проведенный на РМО урок оказался приятным сюрпризом и для аудитории (слава богу!) и для меня.

Некоторые коллеги, поначалу не очень-то охотно принимали предлагаемые действия, но потом по ходу занятия сами чувствовали, как открывались навстречу друг другу, теме, тексту и данной методике. Вовлеченным в происходящее оказался каждый (из 23), и недовольных лиц не было.

А мне было очень интересна существенная разница между мыслями и рассуждениями по поводу одних и тех же текстов, возникавшими здесь и на занятиях в Москве. Еще один повод убедиться в том, что при обязательном руководящем участии учителя содержание урока, проводимого по этой технологии, во многом зависит от индивидуальности учеников. И всем при этом интересно.

Еще один наглядный пример тому я получила на библиотечном уроке о периодике для юношества в 8-х классах. Я попыталась выстроить ход занятия по технологии РКМЧП. Все как полагается: стадия вызова, стадия осмысления, мозговой штурм, групповой поиск ответов на вопросы разных видов, а стадия рефлексии предлагалась в виде конкурса между сформированными в ходе урока «рекламными агентствами».

В 8-м «Б» классе максимум, на что смогли себя сподвигнуть ученики, – это сделать обстоятельный анализ полученных периодических изданий, который смахивал на оценку экспертов. Зато они скрупулезно разобрали все содержание и структуру журналов, то есть продемонстрировали умение анализировать и обобщать материал на высший балл. А в 8-м «А» одна из групп с такой помпой представила доставшийся им журнал, что у всех открылись рты. Тут тебе и рекламный слоган, тут тебе и пыль в глаза по полной программе. В довершение фейерверка эпитетов (касающихся, кстати, только внешнего вида журнала и престижности самого факта иметь его в руках), двое из группы изобразили репортеров, расспрашивавших на улице прохожих об их отношении к данному изданию. Прохожих изображали оставшиеся члены этой команды, которые с готовностью выразили самую лестную оценку оному. Следующая за этим «рекламным агентством» группа не растерялась и уже в свою очередь заявила, что они провели массовый опрос жителей поселка, и 100% из 100% согласились, что нужно читать только тот журнал, который рекламировали они.

Получилось, конечно, очень занятно, но успех конкретного урока мне показался очень сомнительным. Кажется, что форма «забила» содержание. Да, так оно и есть.

Чем больше пробуешь работать по технологии РКМЧП, которая, казалось бы, предлагает полезные штампы и схемы, тем больше запасаешь дополнительных материалов для импровизации. Мало разработать четкий план урока, нужно иметь заготовки для разных возможных путей развития урока или (уж для совсем уверенных) – легко импровизировать, ориентируясь на ходу.

А свой первый экзамен, кажется, сдала успешно. Правда, отчиталась только за две темы: РКМЧП и проекты. Невозможно же все 84 часа занятий в Библиотечной школе вместить в 4 часа заседания РМО!

И еще раз спасибо всем участникам Библиотечной школы. С ними в обществе было очень приятно находиться и работать!

_______________

РКМЧП – технология развития критического мышления через чтение и письмо.