Истории без обложки
Валентина Гусева
Про дождь и сказки
Валентина Павловна Гусева
– учитель словесности сельской школы дер.
Кладово, Пошехонский р-н, Ярославская обл. |
Теперь, когда за окном метельный
неуют и взгляд вместо зеленой роскоши берез и
сосен выхватывает там одну продрогшую пустоту,
вспоминать это лето – одно удовольствие.
...Внучку, успешно окончившую первый
класс, на целое лето как водится, забросили в
деревню. Приехала налегке. Родительский расчет
прост – у бабушки всегда все есть, а чего не
хватает, она для любимой внучки все равно
добудет. Я не о еде и одежде пекусь. О детских
книжках, которые уже давным-давно перекочевали в
город, а те, что остались, уже выучены наизусть.
А тут дожди. Развели свои бесконечные
танцы, стучат и стучат по стеклам – лучшего
времени для чтения и придумать трудно. Прошу
внучку:
– Сбегай в библиотеку, принеси
что-нибудь.
Она принесла журнал «Октябрь», первый
номер за 1993 год. И я, разочарованная в нашем
сельском библиотекаре, закинула журнал на
книжную полку.
А дождь все лил и лил чуть ли не каждый
день, а внучка тянула и тянула свою привычную
песню: «Ну, почитай! Что тебе стоит! В вашей
деревне все мочит и мочит, надоело…»
И я, заленившись подняться с дивана,
протянула руку, вытащила тот самый старый журнал
и открыла первую страницу.
«…Людмила Петрушевская. Сказки для
всей семьи», – бросилось в глаза, и сердце
захлебнулось от радости. Семь сказок – подобие
радуги. И мы стали читать, все дальше и дальше
уходя в мир этих удивительных сказок. Уговор
соблюдался строго – читаем по одной в день, чтобы
успеть переварить – поговорить, обсудить,
порисовать, попридумывать, поискать в них
скрытую житейскую мудрость…
«…Я поссорилась с ними и ушла куда
глаза глядят. У меня никого нет на свете, ни одной
живой души. Я совсем одна», – читаю строки из
сказки «Жучок-водомерка», изредка поглядывая на
внучку. Маленькое сердечко уже вовсю разжалелось
беглянку, вот-вот расплачется. Возвращаюсь к
началу: «Я поссорилась с ними…»
– С кем? – спрашиваю ее.
– С друзьями…
– Или?
– С родными…
– Сама виновата, – жестоко произношу
я.
Бровки взлетают вверх:
– Но ведь водомерка ей поможет?
– Поможет. Слушай дальше.
Всю вероломность стрекозы она еще вряд
ли оценит, хотя сказка про зайчика, которого
выгнала Лиса, ей вспоминается. Да и терпеливец
Водомерка, его отношение к семье – это урок. А
вечером она сочиняет продолжение сказки, в
которой все расставляет по своему и где все
счастливы.
Внучка, как и все дети, любит сказки со
счастливым концом, а потому с невероятным
восторгом воспринимает «Принцессу Белоножку».
Просит у меня листы бумаги и огромными буквами
(каждая размером с лист) пишет: «Кто любит – носит
на руках». Долго решает, где бы развесить эту
красоту, а потом усердно клеит скотчем на заборе.
Сперва никто не замечал изменений на нашей улице,
потом редкие прохожие стали оглядываться и
улыбаться, а вечером даже коровы, проходя по
дороге, вовсю мычали и, казалось, тоже
соглашались с таким утверждением. В общем, весь
день на нашей улице был праздник. Продолжалось
веселье и дома – закутав в плед длинноногую
девчонку, дед носил ее по нашей спальне, а та
прижималась к нему пушистым комочком.
А над сказкой про матушку капусту мы
плакали вместе, и восьмилетняя девочка задавала
мне взрослые вопросы, от которых хотелось
провалиться сквозь землю, но я честно отвечала на
них, опасаясь только одного, что после этого моя
девочка перестанет любить меня. Но она не
перестала, а только нежно гладила меня по руке и
вздыхала.
Но особенно тяжело читалась сказка
«Две сестры».
«Летом можно было еще прожить. Она
знала несколько магазинов, около которых
выставлялись ящики со сгнившими овощами и
фруктами. И многие старушки выбирали себе на
компот и на суп слишком дорогие для них в
неиспорченном виде продукты».
В этот день девочка как-то особенно
ласково подкладывала самые лакомые кусочки
нашей старенькой бабушке, причесывала ее седые
пряди и заглядывала в выцветшие глаза. Ее явно
что-то тревожило. Бабушка всю жизнь прожила с
нами, девочке это казалось естественным, но
сейчас она впервые сделала для себя горькое
открытие: бывает и другая – одинокая старость.
Проблема нищих сама по себе очень
болезненная, и у взрослых-то столько самых разных
мнений (надо подавать милостыню – не надо), а тут
попробуй-ка восьмилетнему ребенку что-то
объяснить. Поэтому, предвидя продолжение
разговора, беру с собой на вечер «Пушкинские
проповеди» Соловейчика, с верой и надеждой, что
мудрый Симон Львович поможет мне.
А потом, укрывшись одним одеялом, мы
говорим с ней о том, что слабым и обездоленным
людям надо помогать, что «не помогать, когда
просят, всегда стыдно», и еще – «отдавать легче,
чем просить».
Мне хотелось, чтобы в маленькой
девочке вызрело чувство сострадания, чтобы она и
сама захотела облегчить чью-то жизнь. Такие люди
нашлись, целая семья – четверо детей и одна мама.
И мы с внучкой стали помогать им продуктами и
вещами. Я была счастлива, что мудрые слова из
старого журнала со сказками Людмилы
Петрушевской попали в благодатную почву и
проросли.
Мне кажется, что если бы мы ничего
другого не прочитали за все лето, то и одних этих
сказок было бы достаточно.
А еще я думаю о библиотекаре, о ее
профессиональном чутье… Ну откуда она узнала,
что моей девочке, выросшей в семье в общем-то
благополучной, для нравственного взросления и
мужания не хватало именно этих сказок? |