Новые технологии
Елена Иванова
Чем мы лучше Интернета?
Несколько слов о том, что очевидно…но не для
всех
ВВЕДЕНИЕ
Традиционная и виртуальная образовательная
среда
Сегодня можно услышать рассуждения о
том, что электронная среда образования вполне
удовлетворит информационные потребности
учеников. При этом предполагается, что люди не
будут работать вместе, не будут привязаны друг к
другу во времени и пространстве. Согласитесь,
дикая картина: одинокие дети и взрослые уныло
сидят каждый возле своего компьютера.
На самом деле любая полученная
информация обязательно должна обсуждаться с
живыми, а не виртуальными людьми. Именно в этом
общении вырабатываются основы ее практического
использования, а значит, происходит обучение.
Для многих поколений школьников
естественное личное общение еще надолго
останется важным несмотря на развитие
электронной среды обучения. Согласитесь,
помещение библиотеки идеально подходит для
такого общения физически и психологически.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.
«И чего я в тебя такой влюбленный?…»
Первые восторги и ошибки. Интернет
победно шагает по стране. Он уже перестает быть
диковиной. Стали меньше пугать слова «модем»,
«сканер», «принтер», «локальная сеть» и прочие
ранее незнакомые термины.
Хочется думать, что жажда технических
нововведений постепенно утоляется. И сейчас
настало время здравого смысла.
Когда Интернет пришел в школы, эйфория
от его использования охватила многих. Читая
статьи о виртуальных библиотеках, многие из нас
мечтали об информационном изобилии и цифровом
обогащении библиотек.
За рубежом на волне преобразований
многие руководители решили, что библиотечные
специалисты теперь вообще не требуются. Они
утверждали: «Нам не нужны книги и библиотекари,
потому что у нас теперь есть Интернет». Некоторые
директора школ заменили библиотекарей учителями
информатики, компьютерщиками и машинами. Кое-где
библиотеки закрыли вовсе, повесив на дверях
амбарные замки.
Ошибочка вышла, господа! Не правы те
руководители образования и общественные лидеры,
которые решили, что Интернет и программисты в
школах могут заменить хорошую библиотеку и
библиотекаря.
Да, Сеть предлагает сотни миллионов
документов. Но там категорически не хватает
критического отбора информации. Сама по себе
информация в Сети не развивает у пользователей
навыки критического мышления. Они привыкают
использовать все подряд.
Кроме того, в Сети наблюдаются
серьезные недостатки по части точности и
качества предлагаемых материалов.
Библиотеки и медиацентры нужны. Они
должны быть одновременно оснащены и
электронными, и книжными богатствами. И в основе
всех нововведений должен стоять здравый смысл.
Использование технологий. Требуется
разумный подход. Библиотека сегодня становится
изменчивым и динамичным пространством.
Компьютеры, Интернет, базы данных, корпоративные
информационные проекты – все это уже пришло в
библиотеки и меняет их день ото дня. Работники
библиотеки умеют оптимально сочетать
традиционные ресурсы, Интернет и многообразные
электронные носители информации.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
Чем же библиотека
лучше Интернета?
Сбор информации
Интернет предлагает обилие
материалов. Так кажется на первый взгляд. Но
попробуй начать поиск нужного – утонешь! И
времени, и сил, и нервов будет потрачено
предостаточно. И совсем не факт, что полученные в
итоге данные будут соответствовать вашему
запросу.
Библиотека. На современном этапе –
это сильный медиацентр, который несет своим
пользователям наиболее надежную, авторитетную,
точную информацию. Этот «подвиг» по ее отбору и
сортировке ежедневно выполняют сотрудники
библиотеки, и они гарантируют качество.
Доступность и открытость информации
Интернет. Многие лучшие цифровые
ресурсы не могут быть получены через поисковые
машины. «Глубокий Интернет» – это коллекция
цифровых богатств, за использование которых
нужно либо платить деньги, либо изучать особые
сайты, которые не открывают свои двери для
традиционных поисковых машин. Так называемый
«бесплатный Интернет» зачастую таким совсем не
является.
Библиотека. Сильная библиотека,
безусловно, постарается предоставить школе весь
необходимый объем информации. Для этого будут
использованы собственные ресурсы,
межбиблиотечный абонемент. Специалисты
библиотеки обеспечат подписку не только на
традиционные периодические издания, но и на
лучшие ресурсы сети. В помощь педагогическому
коллективу и школьникам будут созданы местные
(локальные) «порталы», веблиография, с помощью
которых можно будет найти наиболее ценные сайты
по специфическим информационным запросам.
Поиск информации
Интернет. Первоначальные обращения
к Интернету очаровывали независимой системой
поиска, быстротой перемещения по Сети. Несколько
лет спустя многие поклонники Сети
разочаровались в ней. Сейчас они испытывают
настоящий «поисковый гнев», который вызван
неудачами в нахождении хорошей информации после
10–12 минут попыток. «Покажите мне хороший
материал!» – слышен сегодня крик пользователей
Сети. Теперь им становится понятен труд
библиотекаря.
Библиотека. Медиаспециалист первым
исследует любой вопрос и выясняет направления
действия, пути поиска. Библиотекарь выступает
как проводник, определяя наиболее перспективные
ресурсы, с тем чтобы школьники могли тратить 95%
своего времени не на поиски информации, а на ее
осмысление.
Обучение информационной грамотности
Интернет. Компании, производящие
программное обеспечение, завлекают
пользователей. «Позвольте нам думать за вас!» –
говорят они. Такие фирмы искушают школьников,
давая им в руки кусок хлеба, вместо того чтобы
научить их изготавливать собственный хлеб,
создавать личное понимание и находить свою
собственную истину.
Библиотека. Медиаспециалисты
знают, сколь опасен отказ от критического
осмысления информации. Ведь главное в таком
отказе от самостоятельного мышления – потеря
собственной независимости. Библиотекари учат
школьников навыкам работы с информацией,
передают им свои знания и умения. Обучение
информационной грамотности – одна из ключевых
задач школьного библиотекаря.
Критический подход
Интернет. Не все то золото, что
блестит. В Сети размещено очень много такого, что
можно смело назвать мусором. Далеко не вся
информация из Интернета заслуживает внимания. Не
все цифровые материалы и технологические
новинки достойны того, чтобы внедряться в школах.
Библиотека. Каждая школа имеет
четкие цели и стандарты, программы и приоритеты в
развитии. Они-то и должны служить фильтрами для
защиты школ от ненужных рисков и одурачивания.
Свое решающее слово в оценке предлагаемых
продуктов должны сказать и специалисты по работе
с информацией – библиотекари. «Мы говорим нет!»
– такой может быть реакция на некоторые
мошеннические предложения и трюки, которые
навязываются школам и порой подхватываются
педагогами, без памяти влюбленными в технологии.
Содержание информации
Совпадение целей программы, запросов
школьников и учителей и информационных ресурсов
– таковы лучшие перспективы для эффективного и
сильного обучения.
Интернет. Пространство Сети и
сетевые ресурсы не гарантируют такого сочетания.
Там собирается все обо всем.
Библиотека. Школьные медиацентры
имеют особые задачи. Приоритеты в развитии школы
определены учебными программами. Медиацентр
собирает те ресурсы, которые наиболее полно
соответствуют образовательным целям школы.
Содержание школьной библиотеки можно
охарактеризовать как «ограниченное изобилие».
Профессиональное мастерство медиаспециалиста
заключается в том, чтобы уточнить запрос, помочь
человеку найти и понять именно то, что хотел, и
немного больше. В значительной степени этого
удается достичь, профессионально используя все
тот же Интернет, его порталы и каналы,
преодолевая цифровые джунгли.
Ответственность
Интернет. Сеть не несет
ответственности за достоверность и качество
информации.
Библиотека. Библиотекарь несет
ответственность за предоставление информации
школьному коллективу. Он использует все свои
знания для полного информационного обслуживания
пользователя.
Изменчивость
Интернет. Характеристики
пользовательского интерфейса, пути поиска,
порталы время от времени меняются. Это не всегда
удобно и доставляет определенные трудности
пользователям.
Библиотека. Библиотекарь должен
сосредоточить свое внимание на меняющихся
возможностях Сети, рисках, тенденциях. Изменения
не должны тормозить развитие информационного
обслуживания в школе.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.
Книжное богатство,
или «Даруй мне тишь
своих библиотек»
Мы не упомянули одно обстоятельство,
которое крайне важно для нашего разговора.
Это процесс, который происходит
одновременно с технологической экспансией. Увы,
речь идет об истощении книжных ресурсов
библиотек.
Пробелы в ряду цифровых ресурсов, о
которых мы говорили выше, делают необходимым
наличие сильных книжных фондов. Кроме того,
печатная книга – тоже технология!
Сильная библиотека будет предлагать
хорошо сбалансированные фонды, в которых лучшие
цифровые предложения сочетаются с лучшими
печатными изданиями. Технологически
здравомыслящий библиотекарь будет выстраивать
комплектование именно так. А дети должны иметь
возможность видеть и понимать всю
многогранность собрания материалов в
библиотеке.
Библиотека с богатыми книжными
фондами имеет следующие характерные
особенности.
Глубина
Печатные издания библиотеки
предоставляют «живьем» те факты, базы данных,
книги, документы, которые потребуются при
освоении учебных программ школы. При
комплектовании книжного фонда медиаспециалисты
уделяют особое внимание основным
исследовательским вопросам школы.
Дополняемость
Нет необходимости в книжном фонде
собирать подробные сведения обо всем на свете. Библиотекари
должны собирать те печатные материалы, в которых
содержится больше информации, чем в цифровых
ресурсах. Интернет дает много, и печатные
материалы фонда школьной библиотеки должны его
дополнять, но не дублировать.
Специализация
Имея поддержку цифровыми материалами,
школьная библиотека может позволить себе при
комплектовании книжных фондов
специализироваться на некоторых вопросах,
предлагая особенно соблазнительные издания и
информацию. Школьники приходят взглянуть на
привлекательные книги. Медиацентр становится
тем особенным местом, где каждый найдет для себя
самую удивительную книгу.
Способ подачи информации
Похоже, распространение электронных
книг не наберет тех темпов, о которых нередко
заявляют в рекламе. Слишком многие читатели
испытывают неудобства от чтения с экрана
компьютера. Да и держать книгу в руках – особое
наслаждение.
Наглядность
Книжные коллекции могут предоставить
детям больше ярких, неотразимых графических
материалов (картины, фотографии), нежели любой
компьютер. Хотя цифровые коллекции зачастую
могут предложить более обширные собрания, чем
школьная библиотека, держать в руках альбом
великих мастеров прошлого и современности –
более волнительно.
Связь с Интернетом
При любой возможности школьная
библиотека будет пытаться связать с книгами
работу школьников и педагогов, копирующих
материалы из Интернета. Информационные поля там
достаточно хаотичны и даже разочаровывают.
Библиотека может обеспечить защиту от
информационной перегрузки и излишеств. Ресурсы
библиотеки хорошо организованы и просты в
нахождении. Это поисковое путешествие не займет
много времени и не вызовет праведный гнев
исследователя.
Удобство
В книжном пространстве библиотеки
школьники могут найти именно то, что им нужно,
быстрее и проще, чем в Интернете. Штат библиотеки
готов помочь юному исследователю, поддержать его
в дальнейшем нахождении необходимой информации,
в том числе и цифровой.
Качество и современность фондов
В школьной библиотеке тщательно
продумываются пути улучшения качества книжного
фонда. Специалисты неустанно заботятся о том, как
сделать собрание библиотеки современным,
познавательным, убедительным и обоснованным.
Библиотечный центр может спасти своих читателей
от незначительных, сомнительных изданий, от так
называемого «чтива», а свои фонды – от ненужного
насыщения и «загрязнения». Это тот случай, когда
«лучше меньше, да лучше».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вне всякого сомнения, библиотечные
центры с сильным, грамотно комплектуемым книжным
фондом необходимы сегодня и будут востребованы
завтра. А потому надо развиваться, меняться,
модернизироваться – с умом!
Библиотеки, конечно, должны
пересматривать свои планы в соответствии с
последними тенденциями технологического
развития, но бумажный лист и экран монитора
дополняют и обогащают, а не заменяют друг друга.
«В библиотечном обслуживании нет
необходимости» – так заявляют некоторые люди. Мы
можем на практике опровергать эти слова,
предлагая все новые направления и формы
обслуживания, демонстрируя профессиональное
мастерство и творчество.
Использованы материалы статьи:
Jamie McKenzie «The techno – savvy, book – rich media center»,
«Library Media Connection», November – December 2003. |